Первоначальное обладание авторскими правами
Первоначальное обладание правами на произведение признается за лицом, творческим трудом которого оно создано.
Автор производного произведения (адаптация, перевод или любая другая переработка) является первоначальным обладателем права на это последнее без ущерба для АП на оригинальные произведения.
Для использования производного произведения необходимо получить разрешение как от автора производного произведения, так и от автора оригинального произведения. Поскольку оригинальное произведение положено в основу производного произведения, любое использование последнего влечет одновременно и использование первого. Допустить, что одного единственного разрешения автора производного произведения будет достаточно для его использования, означало бы согласиться со злоупотреблением правами автора оригинального произведения.
Обладатели авторского права 109
Если не доказано иного, авторство признается за тем, кто представлен таковым в произведении путем упоминания его имени, помещения его подписи (так бывает обычно в произведениях живописи), в виде знака или любого другого отличительного символа, позволяющего его идентифицировать. По этому поводу ст. 15.1 Бернской конвенции устанавливает;
«Для того, чтобы автор охраняемых настоящей Конвенцией литературных и художественных произведений рассматривался таковым, если не доказано противное, и, в соответствии с этим, допускался в странах Союза к возбуждению судебного преследования против контрафакторов, достаточно, чтобы имя автора было обозначено на произведении обычным образом. Настоящий пункт применяется, даже если это имя является псевдонимом тогда, когда псевдоним, принятый автором, не оставляет сомнений в его личности». Речь идет о презумпции juris tantum (которая может быть опровергнута путем доказательства противоположного), содержащейся в различных национальных законодательствах. Аналогичная презумпция действует в отношении регистрации произведения от имени лица, заявляющего, что оно является автором, как в соответствии с законодательством стран, предусматривающим, что регистрация служит оформлению прав, так и в соответствии с законодательством стран, где регистрация носит правообразующий характер.
3.1.2. Обладатели производных авторских прав
Обладателями производных АП являются физические или юридические лица, ставшие обладателями некоторых прав автора. Обладатель производного АП никогда не может получить всю совокупность АП (моральных и имущественных).
Фактически моральное право является неотчуждаемым. Даже после перехода прав вследствие смерти автора, правопреемники не приобретают имеющих главным образом личный характер прерогатив, которые составляют моральные права автора (так называемые позитивы), поскольку, за некоторым исключением, эти прерогативы не передаются; правопреемники могут осуществлять только негативные прерогативы (право на признание авторства, право на бережное отношение к произведению и сохранение его целостности), а также право на посмертное обнародование произведений (см. гл. 4, п. 4.2, и гл. 5, п. 5.2.1). И напротив, производное АП может включать всю совокупность прав на использование произведения (имущественные права), и оно может приобретаться:
• путем передачи/уступки (на основе договора или по праву во ис полнение положений закона);
• в соответствии с установленной законом презумпцией уступки прав, если договором не предусмотрено иное;
ПО___________________ Авторское право и смежные права_____________________
• путем перехода прав в связи со смертью автора.
Обычный договор о передаче прав на использование произведений, которым автор или правообладатель или организация по коллективному управлению АП уполномочивает использовать произведения третью сторону, представляет собой не эксклюзивную лицензию (или разрешение на использование) - - что является обычным явлением, например при публичном исполнении музыкальных недраматических произведений, — или же предоставляет пользователю исключительное право на эксплуатацию произведения; однако такие договоры не являются договорами об уступке/передаче прав по общему праву, поскольку они не влекут перехода обладания правами на эксплуатацию произведения2.
УСТУПКА ПРАВ Договорная уступка
Цессионарии или владельцы производных прав приобретают только те права на произведение, являющееся предметом договора об уступке АП, которые оговорены в самом договоре. Уступка может быть полной или частичной, в зависимости от того, охватывает ли она все или только некоторые имущественные права автора. В целях защиты автора в законодательстве некоторых стран предусматриваются различные средства, ограничивающие полную уступку прав. Такое же ограничение уставами авторских обществ накладывается, как правило, на их членов.
Уступка по праву
Цессионариями в силу закона являются обладатели производных прав, ставшие таковыми в результате уступки прав (первичными правообладателями являются авторы); презумпция уступки прав является juris et de jure в том плане, что она относится к правам на эксплуатацию произведения, специально указанным в законе. Итальянское законодательство предусматривает уступку в силу закона прав на экономическую эксплуатацию кинематографического произведения в пользу продюсера, обладающего исключительным правом на его воспроизведение, распространение, представление и вещание (ст. 45.1 и 46.1). Схожие правила действуют в австрийском законодательстве в пользу кинопредприятий, выпускающих фильмы в коммерческих целях (ст. 38.1).
2 Обычно в соглашениях указывается, что автор «уступает/передает» права, хотя отсутствуют все составные элементы уступки гражданского права. Такое неправильное использование термина уступки применяется даже в законе; в Испании, например, в ст. 48 и 50 говорится об «эксклюзивной уступке» и о «неэксклюзивной уступке» вместо «уступки» и «лицензии» (см. гл. 6, п. 6.1.1).
___________ Обладатели авторского права____________________ 111
ПРЕЗУМПЦИЯ УСТУПКИ ПРАВ по ЗАКОНУ
В законодательстве многих стран пошли по пути установления презумпции (juris tantum) уступки исключительного права на эксплуатацию кинематографического произведения в пользу его продюсера. В отношении третьих лиц, которые вступают в договорные отношения с продюсером, авторы могут воспользоваться правами, которые закреплены за ними в рамках договора, заключенного ими с продюсером (Франция, ст. L.132-24, бывшая ст. 63.1; Испания, ст. 88.1).
Законодательство других стран предусматривает презумпцию право-обладания в пользу продюсера, по которой закон освобождает его от необходимости доказывать, на каких основаниях он осуществляет права на эксплуатацию произведения, благодаря норме, специально предусмотренной в законе (правило Бернской конвенции, ст. 14 bis 2b). Здесь также идет речь о презумпции juris tantum, которая может быть оспорена доказательством противоположного, исходя из договора между автором и продюсером3.
ПЕРЕХОД ПРАВ по ПРИЧИНЕ СМЕРТИ АВТОРА
Наследник приобретает личные неимущественные (моральные) права неэксклюзивного характера и те имущественные права, которыми автор не распорядился ни при жизни, ни в завещании; наследник может осуществлять негативные или защитные прерогативы моральных прав, а также право на обнародование произведений, не опубликованных при жизни автора.
Обладатели производных АП обычно именуются правопреемниками или наследниками автора.
3.2. Соавторство
Когда в создании произведения принимают участие несколько авторов, работающих в одном или разных жанрах, вместе или порознь, внося в него свои вклады, с тем чтобы их совокупность составляла цельное произведение и обеспечивала его совместное использование, данное произведение считается созданным в соавторстве.
3 См.: Delgado Porras 1990: 219. Этот автор показывает, что режим презумпции правообладания принят Аргентиной; см. ст. 21: «Если договор специально не предусматривает иное, продюсер кинофильма имеет право демонстрировать его без согласия автора сценария и композитора, вне зависимости от прав, вытекающих из сотрудничества <...»>. (Ст. 20 того же закона предусматривает: «Если договор специально не предусматривает иное, участники создания кинематографического произведения обладают равными правами. Таковыми считаются автор сценария и продюсер фильма. В том, что касается музыкального кинематографического произведения, в создании которого принимал участие композитор, последний обладает теми же правами, что автор сценария и продюсер фильма».)
Авторское право и смежные права
Такого рода произведения распространены весьма широко. Они включают совместные произведения, (в том числе музыкальные композиции, сопровождаемые текстом, и музыкально-драматические произведения, кинематографические произведения и, в более широком смысле, аудиовизуальные произведения), а также коллективные произведения (как, например, словари, энциклопедии, журналы, обозрения, сборники, собрания судебных решений).
Совместные и коллективные произведения представляют собой различные категории произведений, созданных соавторами, и их юридический режим, соответственно, различен.
Аудиовизуальные произведения, или кинематографические произведения, имеют особый статус.
Составные произведения (адаптации, переводы и другие переделки произведений, см. гл. 2, п. 2.2.2 in fine) не считаются произведениями, которые созданы в соавторстве. По сути, такое новое произведение инкорпорирует существовавшее ранее произведение, без сотрудничества со стороны автора последнего. Сотрудничества, а следовательно, соавторства нет и в том случае, когда новое произведение добавляется к ранее существовавшему произведению, без изменения последнего: например, текст или хореография - - к музыкальному произведению или же музыка - - к стихотворному тексту.
Вот почему в вопросах АП проводится различие между соавторством и наличием нескольких авторов. Значение этих двух терминов различно, поскольку они относятся к разным ситуациям.
3.2.1. Совместные произведения. Концепция и правовой режим
КОНЦЕПЦИЯ
Под совместными произведениями понимаются произведения, созданные двумя или более лицами, работающими совместно или, по крайней мере, взаимно учитывающими вклад каждого на основе общего творческого замысла.
Согласно ограничительной концепции, речь идет о совместном произведении только в случае, если соавторы работали над ним вместе, объединяя свои усилия таким образом, что после завершения этого произведения невозможно выделить ту его часть, которую можно было бы определить как принадлежащую одному из них; например, так обстоит дело, когда речь идет о двух драматургах, которые совместно создают пьесу.
Согласно расширительной концепции, в качестве совместных, рассматриваются также произведения, соавторы которых (пусть даже мы можем определить вклад каждого из них) объединили свои усилия таким образом, что каждый соавтор внес свою лепту в общее произведение,
Обладатели авторского права____________________ 113
части которого объединены общим замыслом. Так обстоит дело в отношении музыкально-драматических произведений, а, в более общем плане, в отношении музыкальных композиций с текстом.
Соавторство называется нераздельным в том случае, если созданное произведение представляет собой единое целое, и раздельным, если созданное произведение может быть разделено на составляющие в силу того, что легко можно определить и выделить часть каждого соавтора, не изменяя при этом природы самого произведения.
Следование той или иной концепции имеет большое практическое значение в целом ряде аспектов:
• в том, что касается срока охраны прав на произведение после смерти автора. Если исходить из того, что совместное произведение может быть только результатом нераздельного соавторства, то в слу чае раздельного соавторства такой срок будет отсчитываться со дня смерти каждого из соавторов, внесшего свой творческий вклад, поскольку каждый вклад будет рассматриваться в качестве незави симого произведения. Напротив, если исходить из того, что даже в случае раздельного соавторства существует единое произведение, срок охраны права на него будет исчисляться со дня смерти того из соавторов, который умрет последним;
• в том, что касается права всех соавторов на получение денежно го вознаграждения, хотя используются не все части, составляющие данное произведение; например, когда речь идет о праве автора тек ста при записи или исполнении только музыки песни, оперы или му зыкальной комедии;
• в случаях, когда речь идет о праве одного из авторов дать разре шение на то, чтобы при одном или всех последующих использова ниях данного произведения была заменена часть, созданная другим автором; например, когда речь идет о словах песни, о музыкальной теме, специально созданной для драматургического произведения, о хореографии, когда музыка была специально написана для бале та, а хореограф работал в соответствии с пожеланиями композито ра или на основе взаимного согласия с композитором. Последний случай отличается от тех весьма частых случаев, когда хореограф работает с уже существующей музыкой, написанной специально для балета или нет, причем в этих случаях речь идет о составном, а не о совместном произведении.
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ
Все соавторы совместного произведения пользуются закрепленными за ними правами. Для того, чтобы обнародовать и изменить совместное произведение, необходимо согласие всех соавторов. В случае отсутствия такого согласия закон предусматривает передачу спора в суд.
114___________________ Авторское право и смежные права_____________________
После обнародования произведения права на него, в силу их неразделимости, должны осуществляться всеми соавторами по взаимному согласию. Аналогичным образом, использование произведения в принципе должно быть предметом разрешения со стороны всех соавторов4. Тем не менее представляется неразумным, чтобы отказ одного из соавторов мог бы сам по себе блокировать распространение произведения. Вот почему в случае разногласий дело может быть передано в суд. Однако такое решение влечет за собой неизменную задержку, которая вполне может обернуться потерей заинтересованности со стороны того, кто стремится к использованию данного произведения5.
В том случае, когда речь идет о раздельном соавторстве, признается, что творческий вклад каждого соавтора может использоваться на раздельной основе (например, печатная публикация текста, с одной стороны, и исполнение или запись музыки - - с другой), при условии, что это не наносит ущерба совместному использованию произведения.
3.2.2. Коллективные произведения. Концепция и правовой режим
КОНЦЕПЦИЯ
Коллективное произведение - - это такое произведение, которое создается по инициативе и под руководством физического или юридического лица, которое издает и обнародует его под своим именем или названием, используя для этого материалы, лично подготовленные для этой цели различными авторами, участвовавшими в его создании, в результате чего эти материалы сливаются в единое самостоятельное произведение6.
Наиболее распространенными коллективными произведениями традиционно являются словари, энциклопедии, газеты и журналы, компиляции и сборники судебных решений. Необходимо также отметить появление в последнее время среди этой категории баз данных и комплексных компьютерных программ, разработанных крупными предпри-
4 Законодательство некоторых стран (например, Мексики, см. ст. 12) требует согласия только большинства соавторов.
* Законодательство Испании (ст. 7.2) предусматривает, что после обнародования произведения ни один из соавторов не может без достаточных на то оснований отказать в согласии на использование этого произведения в той форме, в которой оно было обнародовано. Аналогичное положение содержится в законодательстве Аргентины (ст. 19), хотя в нем упоминаются только драматические и стихотворные произведения, для публичного исполнения которых достаточно разрешения, предоставленного одним из авторов, что не препятствует вмешательству другого автора.
6 В законодательстве некоторых стран к коллективным произведениям относятся произведения, в которые включены ранее существовавшие произведения или части произведений различных авторов (примером может быть Канада, ст. 2).
Обладатели авторского права 115
ятиями при содействии на совместной или последовательной основе и на различных этапах многочисленных коллективов аналитиков-программистов.
Коллективное произведение отличается от совместного произведения тем вниманием, которое уделяется роли лица, которое является автором проекта произведения, координирует деятельность различных участников, издает его и публикует. По этой причине в законодательстве некоторых стран предусматривается, что именно данному лицу, физическому или юридическому, принадлежит статус первоначального правообладателя.
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ
Для того, чтобы статус первоначального правообладателя в отношении коллективного произведения признать за физическим или юридическим лицом, издающим или публикующим его под своим именем или данным им названием, обычно ссылаются на то, что поскольку его создание требует участия значительного числа авторов, личный вклад каждого из которых трудно определить, а такие вклады сливаются в единое целое, то невозможно предоставить каждому из них отдельные права на произведение, являющееся продуктом совместного труда. Кроме того, трудность может заключаться в определении того, какое физическое лицо, являясь автором коллективного произведения, выступает автором его автономной части, поскольку признание его права на нее в полном объеме препятствовало бы использованию коллективного произведения.
Тем не менее вопрос о соответствии этого исключения принципу, согласно которому статус первоначального правообладателя принадлежит физическому лицу, создавшему произведение, вызывает разногласия. Считается, что целесообразнее было бы установить презумпцию уступки авторами прав на эксплуатацию произведения в пользу его изготовителя, кроме случаев, когда предусмотрено иное (например, во Франции, ст. L. 113-5, бывшая ст. 13, и в Испании ст. 8.2).
3.3. Статус правообладания произведениями,
выпущенными анонимно
и под псевдонимом. Неизданные произведения
СТАТУС ПРАВООБЛАДАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ, ВЫПУЩЕННЫМИ АНОНИМНО И ПОД ПСЕВДОНИМОМ
Под анонимным произведением понимается произведение, выпущенное в свет без указания фамилии или псевдонима его автора. Произведением, выпущенным под псевдонимом, является произведение, обнародо-
116__________________ Авторское право и смежные права___________________
ванное под вымышленной фамилией его автора, используемой в творческих целях и отличающейся от его подлинной фамилии.
Роль псевдонима может заключаться в том, чтобы автора можно было установить под фамилией, которая отличается от его подлинной фамилии {вымышленная фамилия) или же сохранить его анонимность (без фамилии). В первом случае псевдоним не оставляет каких-либо сомнений в отношении личности автора (транспарентный псевдоним), то есть когда он эквивалентен фамилии (например, Мольер, Жорж Санд, Рубен Дарио, Габриела Мистраль). Во втором случае он действительно помогает скрыть личность автора, поскольку речь идет о псевдониме, эквивалентном анонимности (например, Бруно Травен, являющийся, в частности, автором романа «Сокровища Сьер-ра-Мадре»).
Автор может решать: сохранить анонимность или же использовать для этой цели псевдоним. Даже в таких случаях он остается обладателем всех прав, относящихся к его произведению, но его исключительные права будут осуществляться третьей стороной: физическим или юридическим лицом, которое публикует его произведение с его согласия7.
Лицо, которому поручено осуществлять АП, является законным представителем особого типа, поскольку оно должно воздерживаться от раскрытия имени своего доверителя тем, с кем он будет иметь дело в рамках полученных полномочий. Представитель не является ни первоначальным, ни производным обладателем АП, поскольку автор после простого раскрытия своего имени и подтверждения своего авторства может ipso facto осуществлять свои права сам, без их переуступки третьей стороне.
Автор сохраняет возможность раскрыть свое подлинное имя в любое время и осуществлять свои права самостоятельно. Этой прерогативой может воспользоваться только автор, так как право сохранять анонимность или псевдоним является частью его личного неимущественного права на авторство произведения.
До тех пор, пока произведение остается анонимным, срок защиты имущественных прав исчисляется с момента его обнародования. Это относится и к тем случаям, когда псевдоним не рассматривается в качестве эквивалента фамилии.
Если при жизни или же по завещанию автор достоверным образом раскрывает свое имя, то срок защиты прав, как правило, определяется категорией рассмотренного произведения без ущерба для действия приобретенных прав, когда произведение существовало анонимно или же под вымышленным именем.
7 В испанском законодательстве используется выражение: «Тот, кто способствует его появлению».
___________________________ Обладатели авторского права____________________ 117
Ст.15.3 Бернской конвенции (Парижский акт) предусматривает следующее:
«В отношении произведений, выпущенных анонимно или под псевдонимом, кроме указанных выше в п. 1, (псевдоним, который не оставляет каких-либо сомнений в отношении личности автора), издатель, имя которого обозначено на произведении, признается, при отсутствии доказательства противного, представителем автора и в этом качестве он правомочен защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Действие положений настоящего пункта прекращается, когда автор раскроет свою личность и заявит о своем авторстве на произведение». (Курсив наш).
НЕИЗДАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Неизданным является произведение, которое не было выпущено в свет. Под произведением, «выпущенным в свет», подразумевается произведение, экземпляры которого стали доступны неопределенному кругу лиц с согласия автора при условии, что с учетом характера произведения число выпущенных в свет экземпляров достаточно для удовлетворения нормальных запросов общественности. Произведение считается выпущенным в свет, если оно введено в память компьютера и становится доступным неопределенному кругу лиц путем использования любого метода его извлечения из памяти8.
Следовательно, произведение является неизданным9 до тех пор, пока автор не воспользовался в отношении него своим личным неимущественным (моральным) правом на обнародование, даже если он и познакомил с ним определенную группу лиц, распространив некое число экземпляров произведения, полученных благодаря фотокопированию или любым другим способом.
Антонио Чавес отмечает, что термин печатание не является синонимом и не обязательно подразумевает публикацию или обнародование произведения10.
Ограничения, налагаемые АПП, не применяются в отношении неизданных произведений.
Неизданные произведения или произведения, не выпущенные в свет, охраняются как национальными законодательствами, так и международными конвенциями. В этих последних обстоятельство, что произведение не было издано, обусловливает то, что с целью установ-
8 См.: ВОИС: Проект типовых законодательных положений в сфере АП. Документ CE/MPC/I/2-II от 11 августа 1989 г.; определение в ст. 2, XV. С. 4.
9 См. гл. 4, разд. 4.2.1.
10 См.: Chaves 1987: 25—26.
11 См. гл. 4, разд. 4.4.
118___________________ Авторское право и смежныеправа____________________
ления, находится ли произведение под защитой Бернской конвенции, используется критерий личности автора (его гражданство или же обычное место жительства последнего в стране-участнице Конвенции).
В ст. 3.1 Бернской конвенции (Парижский акт 1971 г.) говорится следующее: «Охрана, предусмотренная настоящей Конвенцией, применяется: а) к авторам, которые являются гражданами «одной из стран Союза, в отношении произведений как выпущенных в свет, так и не выпущенных в свет <...>» (Курсив наш).
В ст. 3.3 во втором предложении оговаривается, что в связи с применением Конвенции «не является выпуском в свет представление драматического, музыкально-драматического или кинематографического произведения, исполнение музыкального произведения, публичное чтение литературного произведения, сообщение по проводам или передача в эфир литературных или художественных произведений, показ произведения искусства и сооружение произведения архитектуры».
В ст. П.2 Всемирной конвенции об авторском праве (текст 1971 г.) предусматривается следующее: «Не выпущенные в свет произведения граждан любого договаривающегося государства пользуются в любом другом договаривающемся государстве такой же охраной, как охрана, предоставляемая этим государством не выпущенным в свет произведениям его граждан, а также охраной, специально предоставляемой настоящей Конвенцией».
Фольклорные произведения (гл. 2, п. 2.2.1.7) являются особой категорией не выпущенных в свет произведений. Речь идет о не выпущенных в свет произведениях анонимного автора, которые в силу их значительного распространения становятся известными третьим лицам (во многих странах считается, что разные формы фольклора относятся к сфере общественного достояния).
Что касается произведений такого типа, то, хотя они и не упоминаются, в ст. 15.4 Бернской конвенции (Парижский акт), предусматривается следующее:
«а) Для неопубликованных произведений, автор которых неизвестен, но в отношении которых есть все основания предполагать, что он является гражданином страны Союза, за законодательством этой страны сохраняется право назначить компетентный орган, представляющий этого автора и правомочный защищать его права и обеспечивать их осуществление в странах Союза.
Ь) Страны Союза, которые в соответствии с этим положением произведут такое назначение, уведомляют об этом Генерального директора путем письменного заявления, содержащего полную информацию о назначенном в таком порядке органе. Генеральный директор немедлено сообщает это заявление всем другим странам Союза».
Обладатели авторского права 119
3.4. Обладание правами
на аудиовизуальные произведения
В области аудиовизуальных произведений (кинематографические и видеографические произведения12) вопрос определения авторства является более сложным по сравнению с другими жанрами интеллектуального творчества. Аудиовизуальные произведения создаются творческими усилиями многих лиц — создателей, артистов, лиц, оказывающих техническое и вспомогательное содействие. Творческий вклад в создание аудиовизуального произведения вносят: автор сценария или, если оно создано на основе предшествующих произведений (романов, драматических произведений и др.) автор экранизации; сценарист; композитор; постановщик или режиссер-постановщик; актеры; декоратор; главный оператор, оператор; инженер по звуку; костюмер; гример; парикмахер/мастер по изготовлению париков; помощники режиссера, главного оператора, оператора и декоратора; статисты; продюсер (то есть физическое или юридическое лицо, которое проявляет инициативу и берет на себя всю ответственность за постановку произведения), директор производства, помощники продюсера и директор кинокартины.
Возникает сложный вопрос: принимая во внимание решающий или исключительный характер деятельности одного из вышеперечисленных лиц, может ли авторство на аудиовизуальное произведение в целом принадлежать ему? Или же когда речь идет о произведении, созданном в соавторстве, нужно считать соавторами всех лиц, внесших творческий вклад в создание аудиовизуального произведения, либо только некоторые категории таких лиц? Остается ли обладание АП или, по крайней мере, их осуществление у автора или у соавторов аудиовизуального произведения, либо автором аудиовизуального произведения следует считать продюсера и, таким образом, гарантировать, что эксплуатация аудиовизуального произведения не будет парализована применением права запрета, принадлежащего каждому из соавторов? Какое из юридических решений является в данном случае оптимальным: признание первоначального авторства за продюсером, уступка имущественных прав в силу закона или же презумпция уступки последних, если в договоре не будет предусмотрено иное, с ограничением моральных прав авторов?
Как мы увидим, существуют различные решения этой проблемы.
12 См. гл. 2, разд. 2.2.1.6; в перечне охраняемых произведений, перечисляемых в Бернской конвенции (ст. 2.1), упоминаются «кинематографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным кинематографии».
120__________________ Авторское право и смежные права_____________________
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|