Сделай Сам Свою Работу на 5

АВТОР ВПРАВЕ ОГРАНИЧИВАТЬ РАЗРЕШЕНИЕ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СВОЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫМИ РАМКАМИ

Он может противодействовать не только использованию произведения, осуществляемому без его разрешения, но и использованию его на тер­ритории, прямо не предусмотренной разрешением, или по истечении срока его действия.

ПРАВА НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕ ИМЕЮТ ОГРАНИЧЕНИЙ ИЛИ ИСКЛЮЧЕНИЙ КРОМЕ ТЕХ, КОТОРЫЕ УСТАНАВЛИВАЮТСЯ ЗАКОНОМ28

Ограничения АП (или исключения из него) подчинены действию прин­ципа («numerus clausus»). Они носят конкретный характер в отличие от прав, которые признаются в целом как категория. Вследствие этого, если закон специально не устанавливает ограничения, то исключительное право автора охватывает все возможные формы использования произ­ведения, которые существуют на момент принятия закона или могут появиться в будущем вследствие технического прогресса или новых способов коммерческого использования произведений и культурной продукции29.

Пользование правами в отношении произведений или форм и спо­собов их применения не подвержено каким-либо ограничениям30. Кро­ме того, АП наделяет создателя произведения монополией на его исполь­зование в качестве абсолютного и защищаемого от всех исключительно­го права.

Как личные неимущественные, так и имущественные права автора являются абсолютными. Но в отличие от прав первой группы, права второй группы могут передаваться, а срок их действия ограничен. Автор может использовать их лично или, как это часто происходит, уступить

28 См. ниже, разд. 4.4.

29 Перечисление имущественных прав намеренно оставляется открытым в некото­
рых законах, например в аргентинском законодательстве (ст. 2): «Право собственности на
произведение <...> означает право автора распоряжаться этим произведением, публико­
вать, исполнять или представлять <...>, а также воспроизводить его в какой-либо форме».
Это же относится к Боливии (конец ст. 16); Бразилии (ст. 30); Коста-Рике (ст. 16.d); Кубе
(ст. 4.с); Гватемале (ст. 10.2); Гондурасу (ст. 38); Мексике (ст. 4.1); Перу (конец
ст. 36); Венесуэле (ст. 23), и т. д.

30 Этот существенный аспект АП ясно выражен в ст. 21 французского закона, в ко­
тором устанавливается, что «автор обладает исключительным правом на использование
своего произведения в какой бы то ни было форме» и может извлекать из этого матери­
альную выгоду.




___________________________ Содержание авторского права____________________ 155

свои права на использование другому лицу непосредственно или через организацию по коллективному управлению АП, Вместе с тем, в отно­шении некоторых видов использования, осуществляемых после перво­го использования, получили распространение системы недобровольных лицензий: легальных лицензий и принудительных лицензий (см. ниже, п. 4.4.2).

РАЗРЕШЕНИЕ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПОДРАЗУМЕВАЕТ ПРАВО АВТОРА НА ПОЛУЧЕНИЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ

Как указывает А. Дитц (Dietz 1976: 90), «автор в принципе должен быть заинтересован в любом использовании своего произведения».

Все выражения, используемые для обозначения имущественных прав, — материальные права, права на использование, монополия на использование, — определяют основополагающую и исторически пер­венствующую цель АП: позволить автору произведения извлекать выго­ду из его использования.

Эта цель материального характера означает, что любое использова­ние произведения является платным и дает право на вознаграждение (за исключением нескольких случаев, когда законом разрешается его сво­бодное и бесплатное использование, — см. ниже, п. 4.4.1).

Материальные выгоды, или плоды (доходы), которые автор извле­кает в результате использования своего произведения, представляют собой вознаграждение за его интеллектуальную деятельность, поэтому их следует рассматривать в качестве средств к существованию, сопоста­вимых с заработной платой31.

Они проистекают, главным образом, из двух форм использования:

воспроизведение всего произведения или его части в материаль­
ной, вещественной форме,
включая издание, воспроизведение с по­
мощью звукозаписывающего оборудования, воспроизведение аудио­
визуального произведения, воспроизведение с помощью множи­
тельной техники и т. д.;

публичное сообщение произведения в нематериальной форме пе­
ред зрителями или слушателями посредством показа, представления
или публичного исполнения, вещания (радио- или теле-), распро­
странения по кабелю и т. д.

В некоторых странах авторы произведений живописи и скульптуры пользуются кроме того «правом следования» (droit de suite), т. е. правом долевого участия в доходах от каждой новой публичной продажи произ­ведений.

См. ст. 53.2 испанского закона.


156__________________ Авторское право и смежные права_____________________

На международном уровне в двух ведущих конвенциях по АП при­знается, что создатели охраняемых произведений пользуются имуще­ственными правами.

Бернская конвенция устанавливает в качестве jure conventionis имущественные права автора на воспроизведение, включая право на звуковую или визуальную запись (ст. 9), перевод (ст. 8), адаптацию, аранжировку и другие изменения (ст. 12), публичное представление и исполнение и передачу любым способом постановок и исполнений произведений для всеобщего сведения (ст. 11), публичное чтение (ст. 11 ter), передачу в эфир, распространение по кабельной сети и ре­трансляцию иной организацией, нежели та, которая первоначально вы­пустила произведение в эфир (ст. 11 bis); права, касающиеся кинема­тографических произведений (ст. 14 и 14 bis), и обусловленное прави­лом взаимности материального законодательства «право следования» (ст. 14 ter).

В пересмотренной в Париже (в 1971 г.) Всемирной конвенции об авторском праве признаются права на воспроизведение любыми спосо­бами, публичное представление и исполнение, а также радиопередачи (ст. IV) в дополнение к праву на перевод, уже закрепленному в первона­чальном варианте (Женева, 1952 г., ст. V).

Право на воспроизведение

КОНЦЕПЦИЯ

Правом на воспроизведение является признанная правом способность использовать произведение в первоначальной или измененной форме посредством его фиксации на любом материальном носителе и любым способом, позволяющим передавать и получать одну или несколько ко­пий всего произведения или его части32.

Под воспроизведением понимается изготовление одного или не­скольких экземпляров произведения или частей произведения на лю­бом материальном носителе, включая звуковую и визуальную запись. Воспроизведением является также выпуск одного или нескольких трех­мерных экземпляров двухмерного произведения и выпуск одного или нескольких двухмерных экземпляров трехмерного произведения, а также ввод произведения или его части в компьютерную систему (будь то во внутреннее или во внешнее запоминающее устройство компью­тера)33.

12 См. ст. 18 испанского закона. 33 CM.:Projet 1989: 1/2-П.


Содержание авторского права 157

СОДЕРЖАНИЕ

Сфера применения права на воспроизведение расширяется, как с точки зрения субъекта, который может воспроизводиться, так и способа вос­произведения:

воспроизводимым произведением может быть рукопись литератур­
ного, драматического или музыкального произведения, компьютер­
ная программа, рисунок, иллюстрация или фотография, а также ис­
полнение произведения, звуко- или магнитная запись, аудиовизуаль­
ное произведение и т. д.;

способ воспроизведения может также принимать разнообразные
формы: печать, рисунок, гравюра, фотография, муляж, фотокопия,
микрофильм и любой способ графических и пластических искусств
или механической, кинематографической и магнитной записи, ко­
торая позволяет сообщать произведение косвенным образом,
то
есть с помощью копии произведения, являющейся материальным
воплощением воспроизведения.

Соответственно, право на воспроизведение включает:

издание с помощью печатания или любого другого способа графи­
ческих или пластических искусств (типография, линотип, офсет
и т. д.). В данном случае речь идет о графическом издании или из­
дании stricto sensu (в строгом смысле слова), поскольку этот термин
используется также в более широком смысле как эквивалент воспро­
изведения,
охватывающего любую форму фиксации произведения
(не только с помощью печатания или любого способа графических
или пластических искусств, но также и звуковой и аудиовизуальной
фиксации, с помощью электронных средств и т, д.), а также матери­
альный продукт воспроизведения (книги, брошюры, печатные ма­
териалы, музыкальные партитуры, пластинки, магнитные ленты,
фильмы, видеокопии, память CD-ROM и т. д.);

механическое воспроизведение произведений в форме звукозапи­
сей (фонограмм) и аудиовизуальной фиксации, которые производят­
ся механически в самом широком смысле этого слова, включая элек­
троакустические и электронные способы;34

•репрографическое воспроизведение с помощью любой системы или метода, позволяющего получать точные (факсимильное воспро­изведение), материальные и визуально воспринимаемые репродук­ции письменных и графических произведений в любом измерении или в какой бы то ни было форме (Glossaire 1980: № 224: 229);

изготовление одного или нескольких трехмерных экземпляров
одного двухмерного произведения
(например, здание в различных

14 См.: Glossaire 1980:№ 154: 157. Этот глоссарий подготовлен в основном Дьердом Бойта.


158___________________ Авторское право и смежные права

планах) или одного или нескольких двухмерных экземпляров трех­мерного произведения (например, фотография скульптуры). Поэто­му воспроизведение имеет место, даже если копия изготавливается на носителе, отличающемся от носителя, использовавшегося для изготовления оригинала (воспроизведение рисунка, гравюры или росписи на фаянсовой или фарфоровой тарелке и т. д.), или с помо­щью иного метода (фотографирование произведения искусства)35. Что касается архитектурных произведений, обычной формой вос­произведения которых является строительство здания на основе планов или какого-либо другого здания, то в законодательстве неко­торых стран специально указывается, что это тоже представляет собой воспроизведение;36

включение произведения или части произведения в компьютерную систему, либо в блок внутренней памяти, либо в блок внешней па­мяти компьютера.

Так как копия произведения, изготовленная с помощью любого способа или в какой бы то ни было форме, включая звуковую или ви­деозапись, представляет собой воспроизведение, то, как отмечается в комментарии к проекту типовых положений ВОИС, не имеет никако­го значения, могут ли отдельные лица пользоваться экземпляром это­го произведения без применения какого-либо оборудования (например, книга или экземпляр рисунка) или не могут, поскольку этот экземпляр является недоступным без использования соответствующего оборудо­вания (например, звукозапись). Человек не имеет прямого доступа к произведению, введенному в память компьютерной системы, но может получить его с помощью соответствующего воспроизводящего обору­дования (например, экрана, принтера, факса). Соответственно, введе­ние произведения в память подобного рода системы также должно рассматриваться как воспроизведение согласно подпунктам 1 и 3 ст. 9 Бернской конвенции37.

Право на воспроизведение включает использование не только произ­ведения в его оригинальной форме, но также и его адаптации, получен­ных в результате переработки, которой оно может подвергнуться. Соот­ветственно, для осуществления перевода, аранжировки, адаптации, ком­пиляции и т. д., а также для воспроизведения произведения необходимо предварительное согласие автора оригинального произведения.

35 См.: Francon I985—1986: 301.

16 Франция, ст. L. 122-3, бывшая ст. 23, третий подпункт: «В отношении архитектур­ных произведений воспроизведение заключается также в повторной реализации какого-либо плана или типового проекта»; Австрия, ст. 42, подпункт 4: «Незаконным является реализация архитектурного произведения по какому-либо плану или проекту или воспро­изведение этого произведения без согласия автора».

37 См. комментарий к «Проекту типовых положений законодательства в области авторского права», ВОИС (Projet 1989: 1/2-Ш: par. 39: 9). См. гл. 2, п. 2.2.1.8.


__________ Содержание авторского права____________________ 159

Автор может разрешить одно или совокупность таких действий, связанных с использованием произведения. Если автор драматиче­ского произведения, исполняемого в театре, разрешает показ по теле­видению одного из этих представлений и для облегчения его переда­чи в записи дает согласие на его фиксацию на видеопленке, он разре­шает только фиксацию для его публичного показа по данному пово­ду и предусмотренным способом (эфемерной записи). При этом нельзя изготовлять копии (если это не предусматривается контрак­том, например для показа представления по другим телевизионным каналам и при условии наличия специального разрешения на это от автора), а тем более их распространять38. В подобной ситуации мог бы оказаться критик или эссеист, которому художник разрешил сфо­тографировать свои произведения с единственной целью облегчить их анализ.

Напротив, издательство или производитель фонограмм, заключив­шие с авторами договоры на издание или выпуск фонограмм, могут осу­ществлять право на воспроизведение в его различных аспектах: фикса­ция произведения, выпуск и распространение копий. Вместе с тем, вве­дение в гражданский оборот может быть специально или имплицитно ограничено продажей экземпляров и исключать, например, их прокат или предоставление во временное пользование.

Право на распространение — это принадлежащие автору исключи­тельные полномочия вводить в гражданский оборот оригинал или экзем­пляры своего произведения, а также принимать решение по всем вопро­сам, которые связаны с их введением в гражданский оборот (путем про­дажи, проката, предоставления во временное пользование или любого другого способа; территории распространения и т. д.), и контролировать их использование.

Считается, что право давать разрешение на введение в гражданский оборот произведения или его экземпляров неразрывно связано с правом разрешать изготовление (воспроизведение) этих экземпляров39. Кроме того, хотя законодательство некоторых стран признает право на распро­странение особо, независимо от права на воспроизведение (например, Германия, ст. 15.1Ь, 17 и 85.1; Коста-Рика, ст. 4.п и 16; Сальвадор, ст. 7; Испания, ст. 17 и 19; Соединенные Штаты Америки, ст. 106.3; Гондурас,

38 Ст. 51 закона Коста-Рики конкретно предусматривает, что: «Когда авторы и арти­
сты-исполнители разрешили эфемерную запись своих произведений, исполнений и пред­
ставлений, организации вещания могут использовать их в своих передачах столько раз.
сколько это предусмотрено, и обязаны уничтожить запись сразу же после последней раз­
решенной передачи».

39 См. меморандум международного бюро ВОИС для четвертой сессии Комитета
экспертов по возможному протоколу, связанному с Бернской конвенцией (Le droit 1994:
par. 45:219).


160__________________ Авторское право и смежные права_____________________

ст. 38.6; Италия, ст. 17 и 72; Панама, ст. 36.3 и 40; Тринидад и Тобаго, ст. 8; Венесуэла, ст. 41), в этом признании нет необходимости, для того чтобы автор пользовался также и правом на распространение.

Многие законы, которые устанавливают право на распространение, предусматривают, что это право должно считаться исчерпанным после первой продажи экземпляров. Исчерпание права на распространение касается только контроля за последующей продажей оригинала или эк­земпляров произведения, но не других форм его использования (сдачи в прокат, предоставления во временное пользование, публичной переда­чи — исполнения, представления, радиовещания и т. д.).

4.3.2. Право на сообщение для всеобщего сведения

КОНЦЕПЦИЯ

Под сообщением произведения для всеобщего сведения понимаются любые действия, благодаря которым группа лиц может получить доступ к произведению целиком или в его части в оригинальной или изменен­ной форме с использованием иных средств, нежели распространение экземпляров.

Сообщение считается публичным, сделанным для всеобщего све­дения независимо от его целей в тех случаях, когда оно осуществляется вне узкого круга семьи или даже в семейном кругу, если оно является составной частью или включено в любую сеть распространения (далее мы вернемся к рассмотрению признаков сообщения для всеобщего сведения).

В законах некоторых стран право на сообщение называется в обоб­щенном виде правом на исполнение40, традиционно фигурирующем во французском законодательстве и в следующих его примеру законах дру­гих стран, хотя это выражение представляется неподходящим примени­тельно к целому спектру разных по своему характеру способов исполь­зования, отличающихся от театрального спектакля. В этом плане Анри Дебуа высказал соображение о том, что выражение непосредственное сообщение могло бы более точно обозначить представление или испол­нение в собственном смысле слова, а определение косвенное сообщение означало бы прослушивание диска или показ фильма. По мнению это­го автора, весьма вероятно, что французский парламент поступился яс­ностью формулировок в силу того, что термин исполнение подкрепляет­ся авторитетом весьма давней традиции41.

40 Франция, ст. L. 122-2, бывшая ст. 27: «Исполнение заключается в сообщении про­
изведения для всеобщего сведения с помощью какого бы то ни было средства, в частно­
сти: <...>»; Венесуэла, до реформы 1993 г.

41 См.: Desbois 1978: 256—257: 326—327.


_________________________ • Содержание авторского права____________________ 161

СОДЕРЖАНИЕ

Право на сообщение для всеобщего сведения охватывает любое сообще­ние непосредственного или косвенного характера (обеспечиваемое таки­ми средствами фиксации, как пластинки, магнитофонные или иные лен­ты, кинофильмы, видеозаписи и т. п., либо через посредство агента распространения, каковым выступает радио- и телевещание, включая спутниковые коммуникации и распространение по кабельной сети).

Перечисление форм сообщения для всеобщего сведения свидетель­ствует о том, что АП охватывает также любую деятельность, позволяю­щую донести произведение до публики, помимо той ее части, которой было адресовано изначальное сообщение.

Это справедливо для многих ситуаций, например в отношении по­каза по телевидению сценической постановки. В этом случае испол­нение театрального произведения, предназначенное для относительно ограниченного числа лиц (для зрителей, присутствующих в зале), стано­вится доступным неопределенной аудитории в районе, обслуживаемом данной телевизионной станцией. Если указанная передача ретранслиру­ется другими организациями радио- и телевещания или с помощью спутника, или же распространяется по кабельной сети, то аудитория этого спектакля еще более расширяется.

Каждое действие, посредством которого произведение представля­ется «новой публике», не предусмотренной изначальным контрактом, является новым сообщением для всеобщего сведения и требует предва­рительного разрешения и выплаты отдельного вознаграждения. Факти­чески такое расширение рамок распространения с охватом новой публи­ки существенным образом изменяет условия изначального контракта, так как с точки зрения экономического содержания сделки число лиц, которые могут таким образом познакомиться со спектаклем, является определяющим фактором как для организаторов зрелища, так и для ав­тора. Кроме того, автор может из-за этого лишиться возможности заклю­чить впоследствии другие контракты, поскольку его произведение уже было распространено среди данной категории зрителей42.

Ниже описываются наиболее распространенные формы сообщения для всеобщего сведения.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.