Экспонирование произведений живописи или их репродукции
Экспонируемые произведения сообщаются присутствующим. Такое сообщение включает в себя непосредственный показ единственного экземпляра произведения или его оригинальных экземпляров в тех случаях, когда их несколько (например, гравюр), или же опосредованный показ с
42 См.: Fran^on 1985—1986: 314. 6 Авторское право
162___________________ Авторское право и смежные права_____________________
помощью кинофильма, диапозитивов, телевизионного или иного изображения на экране или любой другой техники или метода, либо в случае аудиовизуального произведения показ в форме изолированных и не связанных друг с другом изображений (показ последовательно связанных друг с другом изображений представляет собой публичную демонстрацию или сообщение аудиовизуального произведения)43.
4.3.2.2. Публичноепредставление или исполнение НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Речь идет о следующих аспектах:
• сценическое исполнение театральных, театрально-музыкальных и хореографических произведений, пантомим и любых произведений, предназначенных для представления, а также театральных перело жений произведений любого характера (романов, повестей и т. п.);
• декламация или чтение литературных произведений;
•речи, доклады, выступления, проповеди, лекции, отчеты и т. п.;
• исполнение музыкальных недраматических произведений, с тек стом или без текста.
В рамках таких форм публичного представления или исполнения в собственном смысле слова сообщение произведения для всеобщего сведения осуществляется непосредственно артистами-исполнителями или участниками представления. Двумя отличительными признаками таких представлений являются присутствие артистов перед публикой и единичность сообщения.
Непосредственное сообщение в таких случаях всегда происходит «перед публикой», так как для него требуется присутствие исполнителей или участников представления лицом к лицу с публикой.
ОПОСРЕДОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
К опосредованному публичному представлению или исполнению относится следующее:
• публичное исполнение музыкальных недраматических произведе ний с помощью механических средств;
• передача или трансляция в открытом для публики месте (бар, ка фетерий и т. п.) произведений, распространяемых с помощью ра дио- и телевещания или по кабельной сети;
• сообщение в открытом для публики месте записей произведений, распространяемых с помощью радио- и телевещания или по кабель ной сети.
43 См. статью 1.IX в: Projet 1989: 3.
.__________________ - Содержание авторского права____________________ 163
Сообщение для публики является опосредованным в том случае, если оно осуществляется посредством записи на материальном носителе или с помощью посредника в распространении (организации радио- и телевещания или оператора кабельной сети). Для него характерно наличие вышеназванных элементов (материального носителя или посредника в распространении} и одновременности, которая свойственна сообщениям для всеобщего сведения.
4.3.2.3. Публичный показ или демонстрация кинематографических, а также аудиовизуальных произведений
Определение «публичный показ или демонстрация» охватывает как изначальные и традиционные формы сообщения кинематографических произведений для всеобщего сведения посредством проецирования на экран в кинозале или в любом ином месте, так и демонстрацию этих произведений иным образом, например в видеобаре. Кроме того, оно охватывает передачу или трансляцию в открытом для публики месте (бар, кафетерий, ресторан и т. п.) произведений, распространяемых с помощью теле- и радиовещания или по кабелю, а также сообщение в открытом для публики месте зафиксированной записи этих произведений, распространяемых с помощью теле- и радиовещания или по кабельной сети.
Сообщение является опосредованным тогда, когда оно осуществляется с использованием копии произведения или с помощью посредника в распространении (организации радио- и телевещания или оператора кабельной сети распространения) и при физическом присутствии аудитории.
4.3.2.4, Передача в эфир, сообщение для всеобщего сведения
с помощью спутников и распространение по кабельной сети
ПЕРЕДАЧА в ЭФИР
Определение «передача в эфир» охватывает радио (только звуковое вещание) и телевидение. Речь идет о сообщении на расстоянии только звука или изображения и звука с помощью радиоэлектрических волн (электромагнитных волн с частотой ниже 3000 гигаГерц) для их приема публикой. Под передачей в эфир понимается передача с помощью любой беспроводной системы (включая лазерные лучи, гамма-излучения и т. п.) звука или изображения, либо только звука, предназначенная для приема широкой публикой44.
Для передачи в эфир характерны следующие особенности:45
44 См.: Glossaire 1980: № 26.
45 См.: Principes 1984: par. 33: 137; par. 50.1: 141.
6*
164__________________ Авторское право и смежные права_____________________
• передача осуществляется с помощью радиоволн (именуемых так же радиочастотами), которые представляют собой электромагнит ные волны, распространяющиеся в эфире без искусственной ориен тации в определенном направлении;
• ставится цель обеспечить прием передач широкой публикой.
Передача в эфир произведений, охраняемых АП, может осуществляться с помощью записей (звукозаписей или аудиовизуальных произведений) или прямой трансляции представлений или исполнений (в тех случаях, когда они происходят в момент передачи перед радиомикрофонами или телевизионными камерами). Во всех случаях сообщение для всеобщего сведения при помощи передачи в эфир является опосредованным, так как публика знакомится с выступлением не непосредственно, а получает доступ к нему через посредника в распространении.
Определение «прямая трансляция и прямой эфир», зачастую используемое в радиовещании для того, чтобы подчеркнуть, что мероприятие или спектакль передаются в эфир с того места и в то время, когда они проводятся, полезно для того, чтобы оповестить публику об одновременности этих акций, однако является технически неточным. Сообщение с помощью эфирного вещания может осуществляться «в прямой трансляции» (поскольку оно не было предварительно записано), но никоим образом не является «прямым», ибо вещание по своему определению является формой опосредованного сообщения. Аудитория же, которая порой присутствует в студиях организации вещания, воспринимает спектакль не через передачу в эфир, а непосредственно.
Право на передачу в эфир охраняемых произведений охватывает все средства беспроводной передачи знаков, звуков или изображений, включая публичное сообщение с помощью спутника. При передаче в эфир или беспроводном публичном сообщении для приема программ достаточно настроить радиоприемник или телевизор на частоту радиоволн, на которых ведет передачу организация радио- или телевещания.
Напротив, что касается распространения по кабельной сети, то сообщение с помощью провода, кабеля, оптического волокна, лазерного излучения или иных аналогичных проводников, принимается только теми лицами, кто заключил для этого договор с распространителем в форме абонемента или иным образом. Поэтому для такого рода сообщения в любом случае требуется заблаговременное установление конкретных отношений с распространителем46.
В соответствии с принципом самостоятельности прав на использование произведений, право на передачу в эфир включает в себя право автора разрешать не только передачу, но и ретрансляцию любыми средствами передаваемого в эфир произведения, будь то с использованием беспроводной связи - - с помощью радиоволн или передачи в эфир
См.: Fabiani 1981: 17, цит. в: Delgado Porras 1990: 223.
___________________________ Содержание авторского права____________________ 165
в диапазоне радиочастот; по кабельной сети — с помощью проводящих систем (Бернская конвенция исключает ретрансляцию своей передачи организацией вещания — постановщиком), или же посредством громкоговорителя или любого иного аналогичного аппарата47.
СООБЩЕНИЕ для ВСЕОБЩЕГО СВЕДЕНИЯ с помощью СПУТНИКА
Прогресс в области спутниковой связи наряду с развитием эфирного вещания и кабельной связи позволяет распространять программы одновременно или с интервалом в несколько часов на большие географические регионы, охватывающие несколько стран. По выражению Маршалла Мак-Люэна48, Земля стала планетарной деревней, где все, что происходит в одном месте, незамедлительно становится известным повсюду подобно тому, как в деревне все происходит на глазах ее жителей.
До того как получила развитие система спутниковой связи, эфирное вещание охватывало лишь территорию той страны, в которой шла передача. Возможный ущерб от передач, транслируемых в приграничных зонах или на коротких волнах, носил весьма ограниченный характер.
Спутниковое вещание, охватывающее большие пространства, создало невиданные возможности для доступа к информации и проведения досуга49, но вместе с тем и серьезные проблемы в плане охраны интересов обладателей АП и смежных прав, затрагиваемых спутниковой транс-
^ В ст. II bis 1 Бернской конвенции предусматриваются следующие три исключительных права авторов литературных и художественных произведений:
1. Право на передачу в эфир, включая публичное сообщение с помощью спутников, поскольку это касается беспроводного распространения в целом (право разрешать «пе редачу своих произведений в эфир или публичное сообщение этих произведений любым другим способом беспроводной передачи знаков, звуков или изображений»);
2. Право на повторную передачу по кабельной сети (по проводам) или средствами вещания (беспроводной связи) переданного в эфир произведения, если такое сообщение осуществляется иной организацией, нежели первоначальная (право разрешать «всякое публичное сообщение, будь то по проводам или средствами беспроводной связи, повтор но передаваемого в эфир произведения, если такое сообщение осуществляется иной орга низацией, нежели первоначальная);
3. Право на публичное сообщение переданного в эфир произведения с помощью громкоговорителя или аналогичного аппарата (право разрешать «публичное сообщение переданного в эфир произведения с помощью громкоговорителя или любого другого аппарата, передающего знаки, звуки или изображения»).
4S См.; Marshall McLuhan 1985.
49 В докладе генерального докладчика Брюссельской международной конференции (1974 г.), в результате которой была подписана Конвенция о распространении сигналов, несущих программы, передаваемые через спутники («Конвенция о спутниках»), подчеркивается, что географически территория, обслуживаемая геостационарным спутником, охватывает треть поверхности земного шара и что такие сигналы могут приниматься и ретранслироваться на совершенно новую аудиторию (Bulletin 1974: № 4: 6 suiv.)
166 Авторское право и смежные права
ляцией сигналов, несущих программы. Эти проблемы касаются, в частности, законности таких транснациональных передач, условий осуществления такой деятельности по доведению сообщений до всеобщего сведения (уважение личных неимущественных прав), выплаты соответствующего вознаграждения за последующие способы их использования, а также за распространение сигналов, несущих программы, дистрибьютором, для которого они не предназначались (пиратское использование сигналов).
Определения
В первой статье Конвенции о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (Брюссель, 1974 г.), более известной как «Конвенция о спутниках»50, указывается, что для целей Конвенции используемые термины имеют следующее значение:
• сигнал — создаваемая с помощью электронных средств несущая частота, способная передавать программы (I);
• программа - - совокупность материалов, получаемых непосред ственно или в записи, состоящих из изображений, звуков или изо бражений и звуков, передаваемая посредством сигналов с целью последующего распространения (II);
• спутник -- любое устройство, находящееся во внеземном про странстве, способное передавать сигналы (III); •распространитель — физическое или юридическое лицо, прини мающее решение о трансляции производных сигналов для широкой публики или любой ее части;
• распространение — действие, посредством которого распростра нитель передает вторичные сигналы широкой публике или любой ее части. Понятие «программа» шире термина «передаваемое в эфир произведение», поскольку оно охватывает не только различные фор мы интерпретации и исполнения охраняемых произведений, но так же и передачи, касающиеся новостей, спектаклей, спортивных ме роприятий, текущих событий и т. д.
Когда программы, переносимые сигналами, содержат произведения, охраняемые АП, их трансляция через спутник представляет собой сообщение для всеобщего сведения, распространяемое посредством эфирного вещания, поскольку речь идет о беспроводной передаче сигналов, звуков или изображений (Бернская конвенция, ст. 11 bis 1.1).
Категории спутников эфирного вещания
Существуют две категории таких спутников:
• спутники непосредственного эфирного вещания, известные под обозначением RDS (radiodiffiision directe par satellite) или DBS (direct
См. гл. 12, разд. 12.5.3.
___________________________ Содержание авторского права___________________ 167
broadcasting satellite); мощность передаваемых ими сигналов позволяет публике непосредственно принимать эти сигналы без их прохождения через наземную станцию;
• фиксированные спутниковые службы (или спутники связи), известные под обозначением SFS или CS (communication satellite). В принципе, передаваемые ими сигналы презназначены не для публики, а для наземных приемных станций, через которые они распространяются какой-либо организацией эфирного вещания (радиоволнами) или по кабельной связи (с помощью таких проводников, как провод, кабель, оптическое волокно и т. д.).
В фиксированных спутниковых службах в свою очередь выделяются вещательные спутники, которые передают сигналы, принимаемые всеми наземными станциями данной географической зоны, и спутники направленного действия, когда сигналы принимаются только той наземной станцией, для которой они предназначены.
Спутники направленного действия появились первыми; для передачи их сигналов требовались наземные станции, оборудованные очень мощными и дорогостоящими приемными устройствами. В течение двадцати последних лет благодаря техническому прогрессу их мощность постоянно повышалась. В результате использования параболических антенн, оснащенных устройствами по декодированию сигналов, которые имеются в продаже и могут подсоединяться к бытовым приемникам, стало возможным непосредственно принимать программы, передаваемые через спутники.
Таким образом следует также проводить различия между SFS, которым требуются наземные станции для передачи транслируемых программ, и SFS направленного действия, сигналы которых могут непосредственно приниматься публикой с помощью антенн, имеющихся в продаже, причем при этом нет необходимости в распространяющем органе. Поскольку вторая из этих категорий спутников, по существу, функционирует в качестве RDS, возникает необходимость рассматривать их как таковые (Delgado Porras 1990: 230—231) и устанавливать в юридических целях51 функциональную классификацию, выходя за рамки технического разграничения между SFS и RDS.
Этот технический фактор, а именно повышение мощности спутников, влечет за собой юридические последствия, поскольку сигналы, посылаемые передающими организациями в направлении SFS для последующей трансляции организацией-распространителем на определенной территории, могут непосредственно приниматься публикой, находящейся вне этой территории.
Приравнивание SFS к спутникам непосредственного радиовещания.
и Dillenz1986: 345. Цитируется А. Дельгадо Поррасом(Delgado Porras 1990: 230—231).
168_____________________ Авторское право и смежные права_________________________
когда частные лица имеют возможность непосредственно принимать сигналы, уже нашло свое отражение в директиве Совета Европейских сообществ от 27 сентября 1993 г. (Journal 1993: 93/83/СЕЕ).
Операции
Передача сигналов с помощью активных спутников52 включает главным образом следующие операции:
• восходящая фаза (up-leg), в ходе которой имеет место передача (или «введение») сигналов, исходящих от наземной станции в на правлении спутника. Физическое или юридическое лицо, определя ющее, какие программы будут нести излучаемые сигналы, называ ется «организация происхождения сигнала» или «генератор сигнала»;
• обработка сигналов спутниками; технические характеристики излучаемых сигналов изменяются в результате усиления и модуля ции, с тем чтобы получить «производные сигналы», пригодные для накопления;
• нисходящая фаза (down-leg), в ходе которой производные сигна лы поступают от спутника и распространяются с помощью органи зации, которая называется «распространителем» или, если мощ ность спутника позволяет, принимается непосредственно широкой публикой.
Природа сообщения для всеобщего сведения при помощи спутника
Сообщение программ для всеобщего сведения при помощи спутника представляет собой эфирное вещание.
В Бернской конвенции, как мы уже видели, не делается различия между разного рода беспроводными системами, используемыми с целью сообщения для всеобщего сведения. В связи с этим передача с помощью спутника входит в понятие «передачи в эфир», которое включает (ст. 11 bis 1.1) «публичное сообщение <...> любым другим способом беспроводной передачи знаков, звуков или изображений».
В Римской конвенции (1961 г.) под «передачей в эфир» понимается передача только звуков или изображений и звуков посредством радиоволн или любой другой системы беспроводной передачи для приема публикой (ст. 3): «Для целей настоящей Конвенции под "передачей в эфир" понимается: <...> (f) "передача беспроводными средствами звуков или изображений и звуков для приема публикой"».
В ст. 20.2 испанского закона от 1987 г. говорится, что «к числу сообщений для всеобщего сведения можно, в частности, отнести: <...> (с)
52 Активные спутники передают илиретранслируют сигналы, пассивныеспутники предназначены для ретрансляции сигналов путем отражения.
________ ^__________ Содержание авторского права_________________________ 169
передачу любых видов произведений путем передачи в эфир или любым иным способом, используемым для беспроводного распространения знаков, звуков или изображений. Понятие передачи охватывает генерирование сигналов наземной станцией для вещательного или телекоммуникационного спутника.
Кроме того, определение передачи в эфир (в соответствии со ст. 11 bis 1.1 Бернской конвенции), содержащееся в ст. 1 (III) проекта типовых положений законодательства в области АЛ ВОИС53, и охватывает сообщение для всеобщего сведения с помощью спутника:
«Под передачей в эфир понимается передача беспроводными средствами произведения <...> для всеобщего сведения <...>. Передача в эфир включает передачу, которая осуществляется с помощью спутника; трансляцию произведения на спутник, включая как восходящую, так и нисходящую фазу передачи, вплоть до его приема публикой (предоставляемую в распоряжение, но не обязательно принимаемую последней)».
Передача сигналов
Передача (шга трансляция) несущих программы сигналов, которые содержат произведения, охраняемые АП, на спутник непосредственного вещания (СНВ) является сама по себе передачей в эфир.
Организация, которая ведет такую передачу в эфир, несет ответственность перед правообладателем, чьи интересы затрагивает такое использование произведения54. Не обязательно, чтобы произведение, предоставляемое в распоряжение публики, кто-либо принимал, мог видеть или слушать. Можно считать, что произведение передано в эфир, если оно действительно стало доступным широкой публике55.
Конфликтные ситуации
Поскольку автор имеет право дробить сферу применения договора как во времени, так и в пространстве, то разрешение на передачу произведений в эфир на определенной территории распространяется только на эту территорию.
5' OMPI Document CE/MPOI.2-II du aout 1989).
54 Сюда следовало бы включить ФСС (Фиксированные спутниковые службы), мощность которых также позволяет широкой публике принимать непосредственно сигналы, когда это действительно имеет место. Это одна из причин, которая предполагает классификацию спутников в юридических целях, выходящих за пределы технических различий между СНВ и ФСС (см.: Dillenz 1986: 345), цит. А. Дельгадо Поррасом (Delgado Porras 1990:230).
55CM.:Projet 1989: l.V.
170 Авторское право и смежныеправа
Автор драматического произведения, который заключил договор с целью его передачи в эфир в одной стране, городе и т. д., имеет право заключить аналогичные договоры в отношении всех других территорий, которые не охвачены уже действующим контрактом. Он также имеет право принимать решение о том, что его произведение не будет передаваться в эфир в тех районах, которые не охватываются действием лицензии, или же что оно будет представлено на сцене театров до того, как выйдет в эфир (принцип самостоятельности прав на использование произведения).
Аналогичным образом продюсер кинематографического произведения имеет право так поступить в каждой стране. Больше всего отвечает его интересам постепенная смена способов эксплуатации, что обычно означает переход от показа произведения в кинозалах к изготовлению видеокопий, предназначенных для продажи или же проката, затем показу по кабельному телевидению и, наконец, к передаче в эфир (по телевидению с помощью радиоволн).
Когда какая-либо организация вещания, имеющая право показа некоторых программ по телевидению на определенной территории, передает несущие эти программы сигналы в направлении спутника, ведущего передачи на территориях, на которые разрешение не распространяется, то она совершает такие действия по сообщению произведения для всеобщего сведения, которые могут нанести ущерб законным правам авторов произведений, распространяемых таким образом, исполнителей и изготовителей аудиовизуальных произведений и фонограмм, а также нарушает права организации происхождения сигнала и тех, кто имеет право распространять программы на этих территориях.
Пока передачи в эфир ограничивались границами страны, в которой они велись, не возникало каких-либо проблем относительно того, какое законодательство подлежит применению при определении правомерности таких передач или ретрансляций; процесс передачи начинался (выход в эфир) и заканчивался (прием) в одной и той же стране, а следовательно, применяемое законодательство являлось законодательством страны, в которой имела место передача (за исключением передач, осуществляемых в пограничных районах и принимаемых в соседних странах, что тем не менее не рассматривается как существенный фактор).
1. Спутники непосредственного вещания (СНВ)
Развитие телекоммуникации на основе использования спутников дает возможность осуществлять транснациональные передачи с большим охватом, при этом сигналы, передаваемые в сторону СНВ, улавливаются непосредственно аудиторией других стран без вмешательства дистрибьютора. В странах, где возникает зона приема («отпечаток» спутника),
Содержание авторского права 171
эти передачи могут причинить ущерб авторским и смежным правам, при этом в странах может и не быть организации, отвечающей за распространение сигналов.
Если передача ведется в стране, где распространение охраняемых произведений с помощью вещания регулируется режимом принудительной лицензии (см. ниже, п. 4.4.2), а прием сигналов осуществляется в странах, в которых существование принудительных лицензий считается недопустимым, либо если в стране происхождения сигналов охрана прав не обеспечивается или же обеспечивается в меньшем объеме, чем в стране, принимающей передачу, и если в силу этого сообщение для всеобщего сведения наносит ущерб интересам обладателей авторских и смежных прав, то встает проблема международного частного права: какой закон следует применить, чтобы определить правомерность таких действий, — только стран происхождения сигнала или законы всех стран, где возможен прием передач со спутника, поскольку именно в них процесс вещания получил полное завершение?56
Ответы на этот вопрос разнятся, и по этому поводу существуют две противоречащие друг другу теории.
Теория передачи (или же трансляции) опирается на традиционное толкование определения, которое содержится в Регламенте эфирного вещания Международного союза электросвязи (МСЭ) и согласно которому следующие термины имеют смысл, данный в сопровождающих их определениях:
« Вещательная служба: служба радиосвязи, передачи которой предназначены для непосредственного приема населением. Эта служба может осуществлять передачи звуков, передачи телевидения или другие виды передач» (ст. III. 3.17).
«Радиосвязь: электросвязь, осуществляемая посредством радиоволн» (ст. 1.1.5).
«Электросвязь: всякая передача, излучение или прием знаков, сигналов, письменного текста, изображений и звуков или сообщений любого рода по проводной, радио, оптической и другим электромагнитным системам (ст. 1.1.2)».
Теория коммуникации или теория Богша, по имени Арпада Богша57, который изложил ее в марте 1985 г. в ходе совещания группы экспертов ЮНЕСКО/ВОИС по авторско-правовым аспектам непосредственного
6 В данном случае речь не идет о том, чтобы установить, с какого момента организация, осуществляющая трансляцию, несет ответственность за вещание (мы отмечали, что вещания самого по себе достаточно для того, чтобы повлечь ответственность, при этом нет необходимости доказывать, что прием сигналов широкой публикой действительно имел место), а нормы какого законодательства подлежат применению для определения правомерности вещания, когда закон страны передачи и закон страны приема сигналов в этом вопросе расходятся.
57 Генеральный директор ВОИС с 1973 г.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|