Сделай Сам Свою Работу на 5

Презумпция уступки имущественных прав





В целях обеспечения защиты продюсера от любых бессмысленных пре­пятствий при использовании аудиовизуального произведения законода­тельство стран, придерживающихся латинской юридической традиции. предусматривает либо презумпцию уступки имущественных прав созда­телей произведения в пользу продюсера, которая может быть опровер­гнута доказательством противного (опровержимая презумпция цес­сии), — уступку в силу закона или презумпцию наделения продюсера АП изготовителя, если договором не предусмотрено иное, — включая следующее: право на воспроизведение (выпуск копий, необходимых для сообщения для всеобщего сведения, в форме, предусмотренной дого­вором), распространение, доведение до всеобщего сведения и перевод (с помощью субтитров или дублирования), либо используется презумп­ция уступки прав, упомянутых в соответствующих правовых нормах, толкуемых ограничительно. (Что касается ограничений, предусматри­ваемых законодательством некоторых стран в отношении произведений, транслируемых по радио и телевидению при применении к ним право­вого режима аудиовизуальных произведений, см. гл. 2, п. 2.2.1.6 В.)



В зависимости от категории, к которой они относятся, аудиовизуаль­ные произведения имеют конкретное, четко определенное назначение. Например, непосредственным назначением кинематографических про­изведений является их показ в широком прокате. Затем необходимо, чтобы соавторы специально разрешили продюсеру эксплуатировать произведение другими способами, осуществляя:

• полное или частичное воспроизведение произведения в целях,
отличных от тех, что предусмотрены договором;

• воспроизведение или же распространение среди неопределенно­
го круга лиц копий произведения независимо от избранных систе-

13 Известное дело наследников Джона Хьюстона, телевизионного канала «Бен Мэд-доу с/5» и «Тернер энтертейнмент инк.» в связи с показом по телевидению раскрашен­ного варианта фильма «Асфальтовые джунгли», (опубл.: «Revue Internationale du droit d'auteur». 1989. № 139. P. 205—210; 1990. № 142. P. 329—339, с примечаниями Андре Франсона; Gmsburg, Sirinelli 1991: № 150: 3 — 81).

Андре Бертран напоминает, что уже в конце XIX в., согласно французскому законо­дательству, «раскрашивание» фотографий и почтовых открыток рассматривалось в каче­стве подделки (такая подделка является правонарушением). Это же правонарушение было допущено в 1959 г. с сепийной копией фильма «Малыш» Чарлза Чаплина. См.: МШё 1989: 1—8.





___________________________ Обладатели авторского права___________________ 125

мы или формата, для использования в семейном кругу (то есть фактически главным образом в виде копий на видеокассетах); • сообщение для всеобщего сведения путем незакодированной пе­редачи в эфир или по кабелю.

Вознаграждение авторов аудиовизуального произведения должно быть разумным с учетом прав, предоставленных его продюсеру, и форм использования, которые предусмотрены договором.

Авторы сохраняют право самостоятельно распоряжаться своим личным творческим вкладом в создание произведения (например, пра­во автора оригинального сценария разрешить иллюстрированное изда­ние или сценическую постановку и т. д.), право, осуществление которого иногда подчиняется условию не наносить ущерб обычному использова­нию аудиовизуального произведения. Они сохраняют также право вес­ти переговоры относительно включения их самостоятельного личного творческого вклада в другое аудиовизуальное произведение (повторная экранизация после истечения установленного разумного срока). Этот срок, как правило, устанавливается в договоре примерно на пять лет начиная с даты заключения последнего. В законодательстве некоторых стран такой срок действует в случаях, когда в договоре не предусмотрен определенный срок (ст. 89.2 закона Испании устанавливает его продол­жительность в пятнадцать лет). Если срок не оговорен в договоре и от­сутствует в законодательстве, автор может просить определить его в судебном порядке.



3.5. Обладание правом на произведение,

созданное по заказу или на основании трудового соглашения

Договор-заказ на произведение не устанавливает договорных отноше­ний, регулируемых трудовым правом. Ситуация, когда автор создает свое произведение по заказу, отличается от той ситуации, когда произведение создается автором, работающим по найму.

ПРАВООБЛАДАНИЕ НА ЗАКАЗНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Заказными произведениями являются те произведения, которые были созданы на основании соглашения, в соответствии с которым автор за вознаграждение должен создать определенное произведение, предназна­ченное для использования в тех формах и на тех условиях, которые ого­ворены в соглашении.

Автор, принявший заказ, выполняет его в свободной форме. Именно ему будут принадлежать первоначальные АП на произведение и все прерогативы, связанные с этим правом, как имущественного, так и не­имущественного характера; однако могут существовать отдельные


126__________________ Авторское право и смежные права_____________________

исключения, оговоренные конкретно (как в случае ст. 16 закона Арген­тины об авторском праве, относительно прав анонимных соавторов со­вместной компиляции на вклад, внесенный ими в создание этого произ­ведения).

Что касается заказчика, то он может использовать созданное по за­казу произведение только в соответствии с условиями, оговоренными в договоре-заказе, даже если он давал автору указания относительно темы, основных особенностей и названия произведения, и даже если такие указания носили оригинальный характер, с учетом того, что АП охраня­ет воплощение идей в какой-либо форме, а не сами идеи14.

Нормы и правила, установленные гражданским законодательством в области договоров имущественного найма произведений, могут здесь применяться лишь в качестве дополнительных и в той степени, пока они не идут вразрез с АП, поскольку в силу такого договора произведение становится собственностью хозяина или заказчика.

ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ПРАВ НА ПРОИЗВЕДЕНИЯ, СОЗДАННЫЕ В СИЛУ ТРУДОВОГО СОГЛАШЕНИЯ

При определении принадлежности прав на произведение, выполненное в силу трудового соглашения, могут возникнуть определенные сложно­сти, связанные со столкновением, в данном случае, принципов трудового права и принципов АП. По трудовому праву лицо, работающее по най­му, получает за свою работу заработную плату, а результаты его труда принадлежат работодателю. Согласно АП, прерогативы по осуществ­лению личных неимущественных прав являются неотчуждаемыми, а уступка имущественных прав, их концессия или выдача на них лицен­зии имеют ограничительное толкование и не могут происходить за рам­ками тех форм использования, которые предусмотрены в договоре.

Создание произведений на основании трудового соглашения явля­ется довольно-таки частым явлением в таких областях, как журналисти­ка, архитектура, реклама, декоративно-прикладное искусство, редактор­ская деятельность (адаптация, перевод). С недавнего времени такая практика также встречается на различных предприятиях, занимающихся разработкой сложных компьютерных программ. В таких случаях пред­полагается, что автор, работающий по найму, создает произведения в зависимости от потребностей работодателя.

Проблемы, которые возникают в области установления принад­лежности прав на такие произведения, часто сравнивают с проблема-

14 Такие указания не являются основанием для того, чтобы признать заказчика ав­тором произведения, кроме тех ситуаций, которые, безусловно, являются исключитель­ными, когда предоставленные заказчиком указания настолько полные и точные, что само выполнение работы становится чисто технической задачей.


___________________________ Обладатели авторского права____________________ 127

ми, возникающими в области кинематографии, поскольку и в том, и в другом случае необходимо, чтобы использование произведения не было неоправданно стеснено правом запрета, сохраняющимся за ав­тором.

Как правило, в странах, придерживающихся традиций латинского права, приверженность принципу того, что автором является физиче­ское лицо, создающее произведение, препятствует тому, чтобы первона­чальное обладание АП приписывалось работодателю, даже если сразу после создания произведения происходит передача прав в его пользу, если не оговорено иное; однако автор, работающий по найму, сохраня­ет в таких случаях за собой свои личные неимущественные права. Из этого общего правила существуют отдельные исключения: как, напри­мер, программы для ЭВМ (Франция, ст. L. 113-9, бывшая ст. 45 закона 1985 г., применяющегося во всех случаях, если не оговорено иное; Чили, ст. 8.2) или произведения, созданные сотрудниками или служащими в порядке выполнения их служебного задания (Чили, ст. 88; Колумбия, ст. 91, в которой в п. 2 предусматривается исключение для курсов или конференций преподавателей).

В странах с плановой экономикой статус автора признается в равной степени и за авторами, работающими по найму

В странах, в которых превалирует АП англосаксонской модели (copyright), в случае если творческая деятельность осуществляется на основании трудового соглашения или заказа, то работодатель считается автором после приобретения первоначального правообладания на copyright, если не оговорено иное (например, в Великобритании, ст. 11.2; в Соединенных Штатах Америки, ст. 201Ь - - «произведения, предна­значенные для проката»), и, поскольку первоначальное правообладание на copyright принадлежит работодателю, ему передаются также в равной степени и неимущественные права, если не оговорено иное (например, Барбадос, ст. 15.Ь).

Дихотомия между этими двумя юридическими концепциями отра­жена в Проекте о типовых положениях ВОИС в области АП (документ СЕ/МРСЛ/2/П от 11 августа 1989 г.), ст. 37 которого предусматривает два варианта. В соответствии с вариантом А (рассчитанным на страны с традициями латинского права) имущественные права изначально за­крепляются за автором', в соответствии с вариантом В (рассчитанным на страны с традициями англосаксонского права) эти права изначально закрепляются за работодателем.

Личные неимущественные права автора

Статус автора, как независимого, так и работающего по найму, подразу­мевает признание и личных неимущественных прав. Однако, несмотря на неотчуждаемую природу прерогатив, составляющих личные неиму-


128_____________________ Авторское право и смежные права_________________________

щественные права, необходимость обеспечения возможности использо­вания произведений вынуждает согласиться с определенными ограниче­ниями и исключить возможность для автора, работающего по найму, пользоваться правом на изъятие своего произведения или отказ от сво­их обязательств, поскольку это представляется несовместимым с его трудовыми отношениями с заказчиком ввиду передачи прав на исполь­зование произведения в пользу последнего, которая проистекает из та­ких отношений.

Что касается права на обнародование произведения, то работода­тель может опубликовывать произведения только в случае, если ав­тор, работающий по найму, передал ему это произведение в таких целях.

В том, что касается права авторства, в соответствии с которым имя автора должно фигурировать или быть упомянуто на всех экзем­плярах произведения и всякий раз, когда это произведение доводится до общественности, то здесь признается правомерность возможности отказа автора от упоминания его имени, хотя в принципе считается, что согласие на отказ имеет неустойчивый характер, то есть автор может его отозвать.

В исследовании, проводившемся Международной организацией труда (OIT 1987: 74), говорится, что во Франции отказ от упоминания имени автора, работающего по найму, является, так сказать, «отре-ченческим», поскольку автор отрекается от упоминания своего име­ни, и «передаваемым», поскольку он передает третьим лицам право подписываться от своего имени. Суды признают правомочность таких действий за исключением случаев обмана и мошенничества со сторо­ны работодателя. Такие положения, однако, носят неустойчивый ха­рактер, поскольку автор, работающий по найму, может в любое вре­мя открывать свое авторство на созданное им произведение с оговор­кой относительно возмещения ущерба работодателю в случае зло­употребления с его стороны обстоятельствами, при которых происхо­дит такое раскрытие. Отказ обычно оформляется в качестве особого условия соглашения и не допускает расширительного толкования. Апелляционный суд Парижа счел, например, что принадлежность репортера к служащим, получающим заработную плату, не лишает его права на авторство (которое является вечным, неотчуждаемым и не подвергающимся действию срока давности); таким образом, пред­приятие печати не может ссылаться на молчаливый отказ репортера от права авторства на свои произведения, и еще в меньшей степени на отказ, который связал бы его навсегда (Recueil Dalloz-Sirey. Parus, 1969. P. 702).

Толкование сферы действия АП для автора, работающего по найму, требует признания его статуса автора на созданное им произведение в зависимости от условий каждого конкретного случая и, в особенности,


_________________________ - Обладатели авторскогоправа____________________ 129

реального использования этого произведения в конкретных областях (как, например, реклама).

В Германии работающий по найму служащий не может без ограни­чений пользоваться правом на признание его статуса автора, поскольку это идет вразрез с практикой той отрасли деятельности, в которой он занят, а также поскольку это не согласуется с теми обязательствами, которые проистекают из трудовых отношений, а также с природой по­следних. Германская конфедерация профсоюзов (ДГБ) сделала наблюде­ние, что работодатель тем не менее не может изменять обозначение ав­тора после того, как оно уже было одобрено (OIT 1987: 74).

Что касается права автора на сохранение целостности произведе­ния, которое не позволяет работодателю вносить в него какие-либо из­менения, то считается, что оно зависит как от потребностей работодате­ля и принципов трудового права, на основании которых работодатель обладает не только результатами труда своего служащего, но и также правом задавать ориентиры и осуществлять руководство процессом ра­боты, так и от оригинальности вклада автора, работающего по найму, поскольку такое право потеряло бы смысл, если бы вклад автора был слишком незначительным или если бы произведение явилось результа­том последующих преобразований.

В законодательстве некоторых стран прямо признается право на внесение изменений в определенные типы произведений: например, во Франции, ст. L. 121-7, бывшая ст. 46 закона 1985 г., относительно про­граммного обеспечения для ЭВМ. поскольку внесение изменений в дан­ном случае не наносит ущерба чести или репутации автора (в дополне­ние к закону 94-361 от 10 мая 1994 г., в соответствии с которым вступила в силу европейская директива 91/250/СЕЕ), или в итальянском законе (ст. 41), касающемся публикации статей в прессе, редактору журнала, если не оговорено иного, разрешается вносить необходимые изменения по форме, принимая во внимание общий характер публикаций и цели, которые она преследует.

В бывшей Чехословакии, если изменения вносятся без согласия на то автора, работающего по найму, он не может помешать публикации своего труда, но может отозвать свое согласие на использование своего имени, не потеряв при этом права на получение вознаграждения. Он может также дать разрешение другим редакторам использовать ориги­нальную версию своего произведения. Примерные меры предусмотре­ны в Болгарии, Венгрии и бывшем Советском Союзе (Palos 1987: 78).

Имущественные права

Если не оговорено иного, право на использование произведения автома­тически передается работодателю в той форме, как это установлено за­коном (предоставление первоначального правообладания, уступка в

S Авторское право


130_________________ Авторское право и смежные права_______________________

силу закона, презумпция уступки). Тем не менее можно наблюдать тен­денцию, выраженную в ограничении сферы действия передачи имуще­ственных прав в пользу работодателя. Последний может осуществлять использование произведения только в целях, оправданных его обычной деятельностью (например, Испания, Индия, Великобритания). Из охран­ной природы АП проистекает одно ограничительное толкование право­вых или контрактных положений, влекущих за собой передачу прав творцов произведений.

Такая тенденция проявляется наиболее заметно в области журна­листской деятельности, и именно в этой области законодательства мно­гих стран (например, Аргентины, Бельгии, Испании, Франции, Италии, Португалии) содержат положения, сохраняющие в большей или мень­шей степени за автором, если не оговорено иного, право на публика­цию своего произведения в сборниках или использование его в других формах при условии, что это не будет составлять конкуренции той пуб­ликации, в которой оно появилось до этого. Такое условие не являет­ся жестким.


ГЛАВА 4

Содержание авторского права

4.1.Содержание авторского права. Монистическая и дуалистическая теории

4.2. Личные неимущественные (моральные) права. Характерные черты

4.2.1. Правона обнародование. 4.2.2. Право авторства. 4.23. Право на неприкосновен­ность и целостность произведения. 4.2.4, Правона отзыв или изъятиепроизведения из обращения

4.3.Имущественные права

4.3.1. Право на воспроизведение. 4.3.2. Право на сообщение для всеобщего сведения. 4,3.2.1. Экспонирование произведений живописи или их репродукций. 4.3.2.2. Публич­ное представление или исполнение. 4.3.2.3. Публичный показ или демонстрация кине­матографических, а также аудиовизуальных произведений. 4.3.2.4. Передача в эфир, со­общение для всеобщего сведения с помощью спутников и распространение по кабель­ной сети. 4.3.2.5. Сообщение охраняемых произведений для всеобщего сведения с помо­щью средств телекоммуникации. 4.3.2.6. Публичный характер сообщения. 4.3.3. Право на переработку. 43.4. Право следования

4.4.Ограничения прав авторов

4.4.1.Свободное и бесплатное использование. 4.4.2.Использование с выплатой возна­граждения: недобровольные лицензии (принудительные лицензии и лицензии по закону)

4.1. Содержание авторского права. Монистическая и дуалистическая теории

СОДЕРЖАНИЕ АВТОРСКОГО ПРАВА

Произведение, охраняемое АП, является имуществом особого рода: оно наиболее полно и навечно отражает личность своего автора. Автор «жи­вет» и воплощается в своем произведении. Кроме того, АП не ограни­чивается гарантиями создателю произведения возможности извлечения экономических выгод из использования произведения. Оно также охра­няет его интеллектуальную и персональную связь с произведением и его использованием.

Это является причиной, по которой в настоящее время практиче­ски все национальные и международные теории, где рассматривают­ся вопросы АП, практически единодушны в том, что правомочия, вы­текающие из АП, а значит и его структура, носят двоякий характер (Dietz 1976:72).


132___________________ Авторское право и смежные права_____________________

АП включает исключительные правомочия, которые являются са­мой его сутью: с одной стороны, это полномочия личностного характе­ра, которые образуют личное неимущественное право, позволяя сохра­нить личность автора в том виде, в каком она проявляется в его произ­ведении, а с другой стороны, правомочия имущественного характера, которые образуют имущественное право, — они позволяют автору осу­ществлять экономическую эксплуатацию, использование своего произ­ведения или, обычно, давать разрешение делать это третьим лицам, по­лучая за это денежное вознаграждение.

МОНИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Сторонники монистической теории отвергают концепцию четкого раз­граничения между этими двумя видами прав, которые составляют АП: они считают, что все признаваемые за автором правомочия как личного, так и имущественного характера, суть разные проявления унитарного права, которые в совокупности гарантируют соблюдение интеллектуаль­ных и экономических интересов автора.

Это не означает, что монистическая доктрина не признает различия между этими двумя категориями прав, она скорее дает унитарное толко­вание всех прав и прерогатив, которыми обладает автор, считая их лишь ответвлениями, проявлениями и способами существования единого ин­ститута права.

По мнению О. Ульмера, видного представителя современной немец­кой теории, связанной с монизмом (Ринтелен, Дитц и др.), два вида ин­тересов, которые заключены в произведении для автора, а именно: ин­тересы личного и имущественного характера — можно уподобить кор­ням дерева с одним стволом. Этот ствол затем разветвляется на ветви и отростки, которые представляют собой юридические полномочия и ко­торые иногда черпают свою силу от этих двух корней, а нередко, даже главным образом, из одного из них1.

Если при монистическом толковании отвергается идея жесткого разграничения между двумя группами полномочий, то, по мнению А. Дитца, это происходит потому, что ее нельзя осуществить на практи­ке; исключительные права на использование произведения, предостав­ляемые автору, обслуживают также и его интеллектуальные интересы, а правомочия, которые за ним признаются личным неимущественным правом, способствуют также удовлетворению его экономических инте­ресов. Так, например, исключительное право запрещать внесение изме­нений или искажать произведение может соответствовать личному ин­тересу автора, который заключается в том, чтобы оградить произведение

1 См.: Vlmer E. Urheber und Verlagsrecht. P. 101 (цит: Baylos Corroza1978: 460 note245).


_________________________ Содержание авторского права____________________ 133

от фальсификаций, и одновременно его экономическому интересу, со­стоящему в том, чтобы изменения или искажения не помешали исполь­зованию его произведения. Напротив, экономически рентабельное использование произведения в ходе его воспроизведения и исполнения повышает известность произведения и его автора, служит также мораль­ным интересам последнего, содействуя распространению его идей, и работает на укрепление его личной репутации.

С точки зрения монистической концепции все признаваемые зако­нодателем полномочия личного характера могут интерпретироваться как проявления единого и неделимого АП так, что существование различ­ных правовых режимов, касающихся осуществления этих полномочий, вовсе не предрешает вывода о природе АП (Dietz 1976: 73—74).

ДУАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

В противоположность этому дуалистическая концепция разделяет всю совокупность авторских правомочий на две группы прав, одна имеет признаки нематериальных прав, а другая — имущественных, которые, соответственно, объединяются под названием личных неимуществен­ных (моральных) прав и имущественных прав; их нельзя смешивать, несмотря на их взаимозависимость. Вместе с тем, дуалистическое тол­кование не ограничивается этим различием, к которому прибегают также сторонники монистической теории при рассмотрении двоякого назначе­ния АП (защита нематериальных и экономических интересов)2.

По мнению А. Дебуа, сторонника дуалистической теории, защита интеллектуальных потребностей и удовлетворение интересов имуще­ственного характера представляют собой две самостоятельные цели, которые позволяют различить здравый смысл и наблюдение за практи­кой. Кроме того, интересы морального и имущественного порядка име­ют различные сферы применения; личные неимущественные права и имущественные права имеют различную историю, они не возникают и не исчезают одновременно. В то время как имущественные права пред­ставляют собой простые возможности после завершения произведения и до тех пор, пока автор не принял решения пользоваться ими, присту­пая к публикации, — личное неимущественное право само по себе су­ществует с первого мазка кисти или росчерка пера, с первого наброска пока еще предварительного плана. Именно осуществляя свое личное неимущественное право на обнародование произведения, автор вводит его в область экономических категорий, уточняя, в какой форме и в ка­кой мере его можно использовать. Оставим пока в стороне период дей­ствия исключительного права: после его завершения личное неимуще­ственное право, срок действия которого далеко не завершился, остает-

2 См.: Baylos Corroza 1978: 393.


134__________________ Авторское право и смежные права _____________

ся полезным и действенным до тех пор, пока произведение не будет окончательно забыто; тот, кто после многих десятилетий попытается вернуть его из забытья, будет непременно обязан воспроизвести его в том виде, в каком оно было когда-то создано и опубликовано автором3.

Соответственно, поскольку при дуалистическом толковании речь идет о двух категориях прав, чья юридическая судьба различна, после­дние выступают как независимые, а их правовая регламентация может быть разной: к имущественным правам применяются принципы переда-ваемости и они ограничены во времени, а личные неимущественные права, напротив, подчиняются принципам неотчуждаемости, неприме­нимости срока давности и вечности4.

В законодательном плане возобладала дуалистическая концепция.

4.2. Личные неимущественные (моральные) права. Характерные черты

ЛИЧНЫЕ НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ (МОРАЛЬНЫЕ) ПРАВА

Личные неимущественные (моральные) права защищают связь лично­сти автора с его произведением. Они включают в основном право авто­ра принимать решение об обнародовании произведения (доводить его до всеобщего сведения или сохранить его интимный характер), требовать уважения его авторства и целостности его произведения, право отказать­ся, если его убеждения изменились, от ранее принятого решения об об­народовании произведения (право на отзыв) и право изъять свое произ­ведение из обращения.

Поскольку эти правомочия имеют различное содержание, их мож­но подразделить на две категории: позитивные и негативные.

Позитивными правомочиями являются право на обнародование и право отказаться от выполнения обязательств или изъять произведения из обращения. Они квалифицируются таким образом, поскольку требу­ют, чтобы правообладатель принял решение или выступил с инициати­вой: опубликовать произведение, изменить его, изъять его из обращения или уничтожить.

Негативными или защищающими правомочиями являются право на признание авторства и право на целостность произведения, которые французские авторы в целом называют правом на неприкосновенность, то есть на уважение имени автора и его произведения. Эти правомочия именуются негативными, поскольку они выражаются в праве воспре­пятствовать совершению действий или в требовании воздерживать­ся от действий, обращенным к пассивным субъектам. Они носят защи-

3 См.: Desbois 1978: 263—264. 4CM.:Dietzl976:74.


Содержание авторского права 135

щающий характер, поскольку даже после смерти автора и после того, как произведение становится общественным достоянием, указанные права позволяют действовать на основании личного неимущественного (морального) права для защиты индивидуальности и неприкосновенно­сти результатов интеллектуального творчества, что затрагивает интере­сы общества в целом.

Первоначально АП почти исключительно рассматривалось с точки зрения его имущественного аспекта, однако по мере его развития все больше признавалась важность личных неимущественных прав, а в на­стоящее время интеллектуальные и личные интересы авторов нашли свое отражение даже в законодательных документах.

В законодательствах различных стран, придерживающихся латин­ской юридической традиции, даже когда они стоят на позициях дуали­стической теории, упоминается и регулируется в первую очередь осуще­ствление личных неимущественных прав, а затем уже имущественных прав5, при этом законодательство допускает возможность использования права отказаться от решения об обнародовании произведения или изъять произведение из обращения, в соответствии с которым интеллектуаль­ные или нравственные убеждения автора преобладают над принципом обязательной силы договоров и уважения прав, приобретенных третьи­ми лицами: действительно, осуществляя это право, автор может даже после издания произведения расторгнуть договор о его использовании и изъять последнее из обращения при условии выплаты предваритель­ного возмещения контрагенту, понесшему ущерб в связи с такими дей­ствиями.

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Личное неимущественное право автора на произведение является сущ­ностным, неимущественным, неотъемлемым от авторства и абсолют-

ным6.

• Оно является сущностным, ибо содержит в себе минимум прав, приобретаемых в силу создания произведения и без которых автор-

5 Бразилия, ст. 21,25—28; Коста-Рика, ст. 13—15; Испания, ст. 2, 14—16; Франция, CPI, ст. L. 121-1 — L. 121-9; Перу, ст. 2, 32—34 и т. д.

s Это же относится и к правам личности; см.: Cifuentes 1974: 138—151. По мнению Сифуэнтеса, личное неимущественное право автора на произведение не относится к весь­ма широко используемой юридической категории прав личности (см.: Cifuentes 1974: 152—155), ибо как он, не преминув указать на многочисленные связи между этими дву­мя видами прав, подчеркивает, что личному неимуществен ному праву не свойственны не­которые основополагающие характеристики прав личности (из числа упоминаемых Си-фуэнтесом мы позволим себе указать лишь некоторые: личное неимущественное право не является врожденным, установленным навсегда и необходимым; его объект не явля­ется внутренним, и оно может передаваться mortis causa, — см.: Cifuentes 1974: 164— 169).


136__________________ Авторское право и смежные права_____________________

ство утрачивает смысл. Однако в отличие от прав личности, оно не является врожденным, поскольку принадлежит не всем людям как таковым, а только тем из них, кто является автором7.

• Оно является неимущественным, поскольку его нельзя оценить в
денежном выражении, даже если это и происходит косвенным об­
разом, благодаря возникающей у автора возможности получить бо­
лее высокие доходы — как в рамках договора, когда предусматри­
вается сумма компенсации в случае нарушения этих прав, так и в
силу повышения его престижа и скандальной известности его про­
изведения, благодаря тому, что его распространение ассоциируют с
именем его создателя.

• Оно является присущим факту авторства, другими словами, оно
неотъемлемо связано с личностью создателя произведения. Ав­
тор сохраняет его за собой на протяжении всей своей жизни даже
в тех случаях, когда речь идет о произведениях, у которых истек
срок охраны (исчисляемый со времени создания или публикации
произведений). После кончины автора некоторые из его прерогатив
(негативные права, а также право на посмертное обнародование
произведений) осуществляются его наследниками или назначенны­
ми с этой целью лицами (см. ниже, гл. 5, п. 5.2.1).

• Оно является абсолютным, ибо защищается против всех и каждо­
го (erga omnes) в том смысле, что его обладатель может пользовать­
ся им по отношению к любым третьим лицам, включая лицо, полу­
чившее полные права на произведение. В отличие от относительных
прав, оно не сводится к праву на использование имущества, кото­
рое может быть противопоставлено только лицу, уступившему свое
право.

7 Диего Эспин Кановас отметил, что понятие «сущностных» прав личности, изна­чально принадлежащих по праву каждому человеческому существу, характеризует их в качестве прав врожденных. Тем не менее это совпадение между врожденными правами и сущностными правами личности «не носит абсолютного характера, ибо имеются при­сущие личности права, которые не возникают в связи с самой человеческой личностью, поскольку для этого требуется дополнительный акт, а также в силу того, что будучи пра­вами, присущими личности, они вместе с тем не носят врожденного характера. Именно это имеет место в отношении личного неимущественного права, которое, будучи сущно­стным, не принадлежит любой личности, ибо авторами являются не все, а только те, кто подпадают под эту категорию.

По закону, именно акт интеллектуального творчества создает авторство, т. е. то ка­чество, которое, не будучи врожденным, а требующим акта создания творческого произ­ведения, является тем не менее правом личности благодаря тому факту, что оно вопло­щает в себе характеристики, которые мы отметили выше.

Это разделение прав личности на врожденные права и неврожденные права призна­ется и развивается в рамках доктрины, которая более всего углубила наше понимание природы прав личности и которая квалифицирует личные неимущественные права автора на произведение как неврожденные права личности» (Espin Canovas 1991: 30—31).


Содержание авторского права 137

Из этих характеристик вытекает, что личное неимущественное пра­во является неотчуждаемым и от него нельзя отречься. В силу неот­чуждаемости личного неимущественного права любая передача АП между живущими может касаться лишь имущественных прав и:

оно не может быть объектом изъятия, принудительного испол­
нения или экспроприации;

на него не распространяется действие срока исковой данности,
ибо оно не относится к сфере торговли;

оно не может стать объектом суброгации, поскольку происте­
кает из факта авторства. В принципе оно имеет неограниченный
срок действия.

В законодательстве об АП многих стран прямо упоминаются некото­рые из указанных свойств (неотделимость от личности, неотчуждаемость, неприменимость срока исковой давности и неограниченная продолжи­тельность) личных неимущественных прав автора (например, в Алжи­ре — ст. 22; в Бразилии — ст. 28, 52, первый пункт; в Колумбии — ст. 30; в Эквадоре — ст. 18; в Испании — ст. 14; во Франции — ст. L. 121-1, быв­шая ст. 6; в Гаити — ст. 5; в Японии — ст. 59, 60; в Марокко — ст. 2; в Мексике — ст. 3; в бывшей Чехословакии — ст. 12,2, 33.7 и т. д.).

В законодательстве других стран об АП это подразумевают кос­венно, устанавливая, что автор сохраняет личное неимущественное право даже в том случае, если он уступает право собственности на свое произведение; и что по истечении срока охраны имущественных АП можно выдвигать претензии в связи с посягательствами на цело­стность произведения (так обстоит дело в Аргентине - - ст. 52, 83 и в Уругвае - - ст. 12, 16).

Эти свойства закреплены также в негативной форме, когда закон предусматривает, что передача личных неимущественных прав считает­ся недействительной и противозаконной (Ливия -- ст. 39).

Однако правомочия, образующие личное неимущественное пра­во автора, как и в более общем плане права личности, не могут быть переданы кому-либо их изначальным обладателем — создателем про­изведения8. Так, если говорить о праве на авторство художественно­го произведения, то автор может пожелать, --или просто согласить­ся, - - чтобы его имя не упоминалось, и в этом случае произведение будет распространяться в качестве анонимного или под псевдонимом. Что же касается права на соблюдение цельности произведения, то изменения часто вносятся в связи с производственным процессом в

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.