Межведомственное взаимодействие в превенции отклоняющегося поведения несовершеннолетних
Самое важное в реализации охранно-защитной превенции ее кадровое обеспечение — формирование соответствующих установок и социально-психологически-педагогической подготовленности всех, призванных заниматься ею, — учителей, воспитателей, медиков, сотрудников правоохранительных органов и государственных чиновников. Важно недопущение агрессивного и бездушного отношения к трудным детям, умение видеть не столько их вину, сколько беду. Охранно-защитная превенция прежде всего предполагает выявление неблагоприятных условий, которые деформируют психосоциальное развитие ребенка, и помощь в их устранении.
Специальные принципы современной охранно-защитной превенции:
• социально-правовая и медико-психолого-педагогическая поддержка, коррекция и реабилитация детей и семей группы риска как основополагающий подход и важнейшее звено в современной системе профилактики отклоняющегося поведения и правонарушений несовершеннолетних;
• законодательное и нормативно-правовое обеспечение превентивной, охранно-защитной и коррекционно-реабилитационной практики, взаимосвязь и согласование федеральных и региональных законодательных актов, ведомственных нормативов;
• межведомственная интеграция и дифференциация деятельности социальных учреждений разных федеральных министерств и комитетов, осуществляющих функции социально-правовой защиты, медико-психолого-педагогической поддержки, коррекции и реабилитации детей и семей группы риска;
• соотнесение превентивных и коррекционно-реабилитацион-ных функций социальных учреждений различных ведомств со спецификой профилактируемых детей и подростков;
• профессионализация охранно-защитной, превентивной и коррекционно-реабилитационной практики за счет введения в штаты учреждений специалистов по социальной, психосоциальной и социально-педагогической работе;
• создание и развитие социальной инфраструктуры разноведомственной сети социальных учреждений, направленных на коррекцию, реабилитацию, медико-психолого-педагогическую поддержку, социально-правовую охрану и защиту социально дезадаптированных несовершеннолетних;
• осуществление государственного федерального и регионального управления с помощью системы профилактических мер на основе информационно-аналитической базы, включающей информацию о состоянии и структуре детско-подростковых девиаций и о ресурсно-финансовом обеспечении превентивной практики;
• взаимодействие социально-образовательных учреждений, государственного и негосударственного сектора, общественных организаций в реализации охранно-защитной превенции отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
Исходя из приведенных принципов можно сказать, что для успешной реализации охранно-защитной превенции необходимы следующие условия.
1. Создание информационно-аналитического обеспечения функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на федеральном и региональном уровнях:
• разработка внутриведомственной статистики, отражающей характер и состояние детско-подростковых девиаций, включая Министерства: МВД, здравоохранения, образования, труда и социального развития;
• введение внутриведомственной статистики, отражающей характер и состояние детско-подростковых девиаций, в реестр ежегодной государственной статистики;
• обеспечение доступности информации о детско-подростковой девиации для органов социального управления, представителей науки и прессы.
2. Ресурсно-финансовое обеспечение превентивной, охранно-защитной и коррекционно-реабилитационной практики:
• включение во внутриведомственные статотчеты информации о наличии различных социальных учреждений, осуществляющих коррекцию, реабилитацию, медико-психолого-педагогическую поддержку, охрану и защиту детей и семей группы риска;
• составление государственного межведомственного реестра вышеуказанных учреждений;
• оценка на федеральном и региональном уровнях соответствия имеющихся учреждений и реальных потребностей превентивной практики, выявление узких мест и прогнозирование дальнейшего развития сети социальных учреждений, работающих на превентивную практику;
• расчет финансовых затрат на региональном и федеральном уровнях, необходимых для функционирования существующих социальных учреждений превентивной и коррекционно-реабилитационной направленности и дальнейшего развития настоящей социальной инфраструктуры;
• внесение предложений по использованию средств существующих федеральных целевых программ и по разработке новых целевых программ.
3. Нормативно-правовое обеспечение превентивной охранно-защитной и коррекционно-реабилитационной практики:
• анализ федеральных и региональных законодательных актов и приведение их в соответствие с задачами превентивной практики и международными правовыми стандартами;
• анализ ведомственных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность учреждений и социальных служб, выполняюших функции коррекции, реабилитации, медико-психолого-педагогической поддержки, охраны и защиты семей и детей группы риска. Осуществление межведомственного согласования внутриведомственных нормативно-правовых актов с целью исключения дублирования и восполнения пробелов в существующей межведомственной социальной инфраструктуре.
4. Кадровое обеспечение превентивной, охранно-защитной и корреционно-реабилитационной практики:
• анализ кадрового состава существующих социальных учреждений, имеющих превентивную направленность, выявление кадрового дефицита специалистов по социальной, психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работе по разным ведомствам;
• анализ существующей системы подготовки и переподготовки специалистов по социальной, психосоциальной, коррекционно-реабилитационной и педагогической работе в системе государственных и негосударственных образовательных учреждений;
• формирование государственного заказа на федеральном и региональном уровне по подготовке и переподготовке кадров;
• совершенствование системы оплаты и социальных льгот специалистам, занятым в превентивной, охранно-защитной и коррекционно-реабилитационной практике.
5. Научно-методическое обеспечение превентивной и коррекционно-реабилитационной практики:
• формирование заказа в рамках целевых государственных программ по разработке и изданию коррекционно-реабилитационных, психосоциальных и педагогических технологий, методик и практикумов для работы с детьми и семьями группы риска;
• организация международных, общероссийских и межрегиональных научно-практических конференций по проблемам превентивной и коррекционно-реабилитационной практики;
• научное обобщение отечественного и зарубежного опыта превентивной, охранно-защитной и коррекционно-реабилитационной практики; взаимодействие с международными организациями;
• государственная финансовая поддержка существующих специализированных журналов, специальных изданий, отражающих отечественный и зарубежный опыт превентивной и коррекционно-реабилитационной работы, а также психосоциальные и педагогические коррекционно-реабилитационные методики и технологии.
6. Организационно-управленческое обеспечение функционирования. координации и взаимодействия органов профилактики:
• определение Комиссии по делам несовершеннолетних как основного органа, выполняющего функции координации и контроля
за деятельностью различных ведомств и подведомственных учреждений по профилактике, коррекции и реабилитации девиантного поведения детей и подростков;
• введение с целью усиления организационно-управленческих функций Комиссии по делам несовершеннолетних специального рабочего органа, состоящего из штатных сотрудников и выполняющего функции по анализу информации о состоянии и структуре детско-подростковых девиаций, о состоянии и перспективах развития финансово-ресурсного, нормативно-правового обеспечения превентивной практики, а также осуществляющего межведомственный контроль за профилактической деятельностью органов и учреждений различных ведомств;
• проведение на федеральном и региональном уровне как внутриведомственных, так и межведомственных конкурсов-смотров различных социальных программ, а также социальных учреждений, осуществляющих превентивную, охранно-защитную и коррекционно-реабилитационную психолого-педагогическую практику;
• осуществление на уровне Комиссии по делам несовершеннолетних, ведомств и подведомственных учреждений тесного взаимодействия с общественными, благотворительными и негосударственными учреждениями, фондами, ассоциациями с целью создания единой общественно-государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
7. Обеспечение демократического принципа деятельности системы профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
• реализация принципа гласности в работе системы;
• формирование общественного мнения, поддерживающего цели и задачи системы профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
• привлечение и использование средств массовой информации в профилактических мероприятиях с обобщением лучшего опыта превентивной социальной и педагогической практики;
• поддержка деятельности общественных и негосударственных учреждений по профилактике беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
• эффективное использование средств массовой информации с целью формирования взвешенного отношения к проблемам профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
1. В чем состоят суть, цель и задачи криминальной педагогики?
2. Какие недостатки личности, имеющие педагогическое происхождение, могут выступать причиной отклоняющегося поведения?
3. Какие недостатки в окружающей человека среде, вызванные упущениями в воспитании людей, могут стать причиной криминализации личности?
4. Какие способы использует криминальный мир, чтобы вовлечь молодежь в преступную деятельность и «привязать» ее к себе?
5. Почему педагогические влияния криминальной среды называют антипедагогикой?
6. Какие телевизионные передачи, на ваш взгляд, оказывают на молодежь криминализирующее влияние?
7. В чем заключаются педагогические криминализирующие влияния на людей: воспитательные, обучающие, развивающие, побуждающие?
8. Какие стороны жизни современных подростков и молодых людей выступают криминализирующе воспитывающими и обучающими их?
9. Каково, на ваш взгляд, место педагогического подхода в общей системе мер по профилактике правонарушений и преступлений?
10. Какие конкретно педагогические меры могут сыграть заметную роль в общей, специальной профилактике преступлений и профилактике рецидива?
11. Если бы вы были директором телеканала, то как бы, подходя с позиций
педагогики, усовершенствовали программы и способ подачи материала, чтобы повысить профилактическое влияние телепередач?
12. Что бы, на ваш взгляд, следовало постараться изменить в жизни молодежи, ее современной субкультуре и молодежных «тусовках», чтобы устранить имеющиеся в них криминализирующе-воспитывающие факторы?
13. Дайте характеристику детей и семей группы риска и расскажите о работе с ними.
14. Каковы возможности правоохранительных органов в предупреждении отклоняющегося поведения и правонарушений несовершеннолетних?
Библиографический список
Алексеев А.И. Педагогические основы предупреждения преступлений органами внутренних дел. — М., 1984. Анисимков В.М. Криминальная субкультура. — Уфа, 1998. Антонян ЮМ. Причины преступного поведения. — М., 1992. Багреева Е.Г. Социокультурные проблемы в криминологии. — М., 2001.
Беличева С.А. Основы превентивной психологии. — М., 1993.
Беляева Л.И. Патронат в России. - 2-е. изд. - Воронеж, 2001.
Герасимов В.Н. Основы превентивной педагогики. — М., 1995.
Криминальная мотивация / Под ред. В.Н. Кудрявцева. — М., 1986.
Криминологические и психолого-педагогические проблемы правового воспитания // Материалы международной научно-практической конференции (24—25 апреля 2003 г.). — Брянск, 2003.
Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. — М., 1997.
Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. — М., 2002.
Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. — М., 1997.
Новоселова А. С. Специфика воспитательной работы с педагогически запущенными подростками. — Пермь, 1988.
Основы борьбы с организованной преступностью / Под ред. B.C. Ов-чинского, В.Е. Эминова, Н.П. Яблокова. — М., 1996.
Особенности психологии личности педагогически запущенных учащихся / Под ред. И.Ф. Мягкова. — Воронеж, 1982.
Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. — М., 2000.
Столяренко A.M. Юридическая педагогика: Курс лекций — М 2000. - Лекции 2, 3.
Тарас А.Е. Предупреждение отклонений в поведении учащихся — Минск, 1986.
Глава 15
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|