Сделай Сам Свою Работу на 5

Отличительные черты деятельности сотрудников ФСБ





Общепризнано, что профессиональные требования к личности специалиста - а следовательно системе его образования, воспитания и обучения, определяются содержанием и осо­бенностями профессиональной деятельности, характером решаемых при этом задач, а также условиями ее осуществления. Поэтому про­блему педагогического обеспечения деятельности сотрудников Фе­деральной службы безопасности следует решать, учитывая характер профессиональной деятельности и условия ее осуществления.

Анализ содержания профессиональных задач, решаемых сотруд­никами органов Федеральной службы безопасности, дает основание сделать вывод об основных отличительных чертах этой деятельности.

1. Деятельность сотрудников ФСБ направлена на достижение особого результата. В самом общем виде можно выделить несколь­ко возможных его вариантов: обеспечение безопасности личности, общества и государства; сохранение территориальной целостности, национальной независимости и суверенитета страны; борьба с тер­роризмом, шпионажем, другими преступными посягательствами, от­несенными к компетенции Федеральной службы безопасности; пре­дотвращение техногенных или экогенных катастроф, преодоление последствий стихийных бедствий; обеспечение нормальной работы инфраструктуры жизнеобеспечения населения, а также сложных тех­нических устройств, сбой в нормальном функционировании которых может привести к чрезвычайным происшествиям, и т.д.



Большая государственная, социально-политическая, экономиче­ская, морально-нравственная значимость результатов деятельности органов ФСБ определяют ее общегражданский, а порой и общече­ловеческий пафос, ставя ее в один ряд с наиболее благородными видами человеческой деятельности, формируют высокий имидж спе­циалистов в этой области и позитивное мнение об их деятельности.

На создание, подготовку, техническое и кадровое обеспечение подразделений ФСБ выделяются значительные материальные средст­ва, а сотрудники этих служб являются, как правило, одними из вы­сокооплачиваемых государственных служащих. Существуют специ­альные государственные и общественные награды и знаки отличия для наиболее заслуженных сотрудников. Высокая значимость резуль­татов деятельности выступает ее ведущей отличительной чертой.



2. Деятельность сотрудников ФСБ осуществляется как профессио­нальное, интеллектуальное, информационное, техническое, психологиче­ское и физическое противоборство субъекта с объектом. Сотруднику приходится предпринимать специальные действия по упреждающему пресечению угроз и действий противника, психологического давле­ния, негативных функциональных состояний и создавать максималь­ные трудности, исключающие возможность достижения им своих це­лей. Противодействие имеется и в других видах правоохранительной деятельности, но тут оно носит более бескомпромиссный, решитель­ный, как правило, завуалированный, разнообразный по используемым средствам и опасный характер.

3. Еще одной характерной чертой является сложность объектов деятельности, обладающих специфическими признаками (специ­альная подготовленность агентов иностранных разведок, особая го­сударственная значимость объектов, находящихся в ведении ФСБ, изощренные действия преступников-профессионалов и т.п.)

4. Отличительной чертой деятельности сотрудников ФСБ — на­личие профессиональных помех, от которых исходит реальная угроза их жизни и здоровью (выполнение оперативно-боевых задач и т.п.).

5. Для работы в таких условиях сотруднику ФСБ нужно макси­мальное напряжение умственных и физических сил, постоянная ак­тивность, инициатива, настойчивость, комплекс особых профессио­нальных и педагогических характеристик (общая и специальная обра­зованность, воспитанность, обученность, интеллектуальная и физи­ческая развитость, общая и педагогическая культура и др.). Только вы­сокий уровень развития личных качеств и профессионализма может обеспечить ему преобладающее превосходство над объектом интереса, достижение поставленной цели и обеспечение своей безопасности.



Объектом деятельности сотрудников ФСБ могут выступать: 1) человек (группа людей), имеющий особый социальный статус (сотрудник спецслужб зарубежных стран, член преступной группи­ровки криминальной или экстремистской направленности, пре­ступник, террорист, потерпевший, пострадавший, нарушитель госу­дарственной границы, заключенный и т.д.);

2) технологические процессы, явления географической или со­циальной среды, предметы, представляющие особую материальную ценность;

3) транспортное средство, механизм, техническое устройство. Человек, выступающий в роли объекта деятельности сотрудни­ков, имеет:

• специфические индивидуально-психологические и социально-типологические характеристики (асоциальная направленность лич­ности, враждебность, фанатизм, измененное психическое или фи­зическое состояние, деформированность ценностных ориентации, негативный жизненный опыт, садизм, жестокость, специфические знания и навыки и т.п.);

• специальное оснащение (оружие, технические приспособле­ния, подручные средства, предназначенные или приспособленные для совершения задуманного, и др.).

В качестве объекта деятельности могут также выступать события, явления, состояния социальной или географической среды, предметы, представляющие большую научную, историческую, материальную, информационную ценность, транспортные средства и технические приспособления. В этом случае объект обладает особыми (конфи­денциальными) качествами, например сведениями, составляющими государственную либо служебную тайну (аномальные, нештатные), характеристиками, представляющими опасность для жизни или здо­ровья людей, животных, приводящими к гибели людей и большим экономическим потерям (ВВ, ОВ, радиоизотопы и др.), к экологиче­ским катастрофам (высокая температура воздуха, повышенный фон радиоактивного излучения, заражение отравляющими веществами, инфекционное заражение почвы, водоемов, животных, приведшее к эпидемии или эпизоотии, землетрясение, наводнение, пожары, тайфу­ны, отказ технических средств защиты или средств управления и др.).

В свою очередь субъект деятельности имеет ряд характер­ных особенностей. Деятельность может осуществляться моносубъек­том или полисубъектом. В первом случае в роли субъекта выступает один профессионал (сотрудник Федеральной службы безопасности), во втором — диада (человек — человек, человек — оператор и маши­на или техническое приспособление), малая группа или социум. По­лисубъекты представляют собой различные системы, которые услов­но можно разделить на три группы: система «человек — человек», система «человек — машина», система «человек — среда».

Особыми характеристиками субъекта, обусловленными характе­ром профессиональной деятельности и условиями, в которых она осуществляется, выступают: социальная направленность личности; высокий уровень социальной ответственности, социальная актив­ность и воспитанность, образованность и культура; социально-психо­логическая надежность, высокая помехоустойчивость, обученность, профессионализм; развитое чувство самосохранения; коммуника­тивные способности и др.

Группа, полисубъект, в свою очередь, должна быть обучена, под­готовлена к слаженной групповой работе с использованием табель­ного и специального — порой уникального снаряжения (технические приспособления, транспортные средства, инструменты, оружие, спец­средства, защитные средства и т.п.), позволяющего максимально обезопасить специалистов от негативных воздействий окружения или обеспечить физическое и психологическое превосходство над объ­ектом в процессе противоборства.

Вьщеление характерных черт деятельности специалистов ФСБ по­зволяет описать ее психолого-педагогическую структуру (см. рис. 15.1). Она имеет две стороны: внешнюю (исполнительную) и внутреннюю (психологическую)[275]. Внешняя сторона деятельности представляет со­бой систему видов деятельности, которые можно условно разделить на шесть групп: ориентировочно-поисковую, аналитико-прог-ностическую, технологическую, регуляторно-побудительную, защит­ную и кооперативную.

Рис. 15.1. Модель деятельности сотрудника ФСБ

Ориентировочно-поисковая деятельность сотрудника ФСБ пред­ставляет собой важнейший компонент, имеет ярко выраженную ис-следовательско-практическую направленность, состоит из системы специальных алгоритмизированных приемов и действий (порой за­крепленных в качестве автоматизированных умений и привычек), позволяющих ему постоянно получать всю необходимую информа­цию, которая помогает адекватно оценивать состояние объекта, об­становку на месте события.

Аналитико-прогностическая деятельность включает действия и операции по анализу получаемой информации, сравнению ее с имею­щейся базой данных, накопленным опытом решения подобных профессиональных задач, планированию наиболее эффективных пу­тей достижения поставленной цели. Специфика заключается в ярко выраженной прогностической направленности этого вида деятель­ности. Сотрудник должен уметь предугадывать тенденции в разви­тии процессов, событий, обладать развитыми креативными и ана­литическими способностями.

Технологическая деятельность включает обширный набор про­фессиональных способов, приемов, действий, операций и направ­лена на организацию и осуществление самого процесса активной деятельности по обеспечению государственной безопасности.

Регуляторно-побудительная деятельность является вспомогатель­ной, непосредственно не направленной на достижение поставленной цели, но создающей необходимые предпосылки для успешного реше­ния профессиональных задач. Она представляет собой систему дейст­вий, приемов, способов развития и поддержания требуемого уровня профессиональной подготовленности к деятельности в течение не­обходимого периода, адаптации к новым условиям деятельности, а также компенсации, реабилитации и реадаптации сотрудников орга­нов Федеральной службы безопасности после выполнения работы.

Защитная деятельность является вспомогательной и направ­лена на создание необходимых условий для обеспечения безопасно­сти субъекта, его коллег (а зачастую и объектов этой деятельности), сохранения их жизни, здоровья, способности к профессиональной работе в дальнейшем.

Кооперативная деятельность также обеспечивающая. Она заклю­чается в том, что при достижении общей цели каждый исполнитель решает свою задачу порой автономно. Тем не менее от успеха каждого зависит эффективность коллективного труда, а порой и безопасность коллег. Служебная деятельность сотрудника Федеральной службы безопасности чаще протекает в форме индивидуального труда или работы в составе малых групп. Однако вовлеченность в эту деятель­ность специалистов различных профессий, четкое разграничение их функциональных обязанностей и трудовых ролей обусловливает по­требность в четкой координации и согласованности совместных дей­ствий. Кооперативная деятельность базируется на развитых комму­никативных умениях сотрудников, владении ими соответствующими технологиями и этикой.

Кроме перечисленных видов деятельности внешняя сторона ха­рактеризуется и другими признаками: динамичностью, мно­гофакторностью и многомерностью проявлений различных состав­ляющих во времени, пространстве, состояния противоборства субъек­тов и объектов, их состязательностью, противоборство осуществляется людьми с применением самых совершенных и изощренных приспо­соблений, устройств, выступающих в качестве средств противобор­ства в руках этих людей. Побеждает в противоборстве тот сотруд­ник, который профессионально лучше подготовлен, обучен, имеет преимущество в информационном, техническом, интеллектуальном, психологическом, физическом отношении. Его дилетантизм в ко­нечном счете оборачивается для органов Федеральной службы безо­пасности — а порой и государства — невосполнимым уроном.

Таким образом, профессиональная деятельность сотрудника ФСБ специфична. Она предполагает высокий уровень обученности, разви­тости и образованности, наличие у него высокого уровня профес­сионально-педагогического мастерства, владения современными тех­нологиями деятельности в условиях противоборства. Наиболее вы­сокие требования предъявляются к уровню духовно-нравственного развития сотрудника. Духовная зрелость выступает системообразую­щим фактором, способствующим преодолению сотрудником крити­ческих жизненных и профессиональных ситуаций.

Все эти требования обусловливают специфику комплекса педа­гогических мер по подготовке сотрудников, предусматривающих:

• профессиональную направленность образования, обучения, воспитания и развитие личности контрразведчика;

• изучение специальных дисциплин, определяющих достиже­ние высокого уровня профессионализма, правовой культуры;

• овладение современными образовательными технологиями, дающими возможность решать профессиональные задачи оптималь­ными способами;

• формирование и развитие интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств, позволяющих достигать вершин профессионального мастерства, общей и педагогической культуры и другие компоненты.

Работа в комплексе этих составляющих охватывает основное со­держание и методы педагогического обеспечения деятельности со­трудников Федеральной службы безопасности.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.