|
Прав. положение краев, обл.как субъектов РФ
В составе РФ 9 краев, 46 областей и два города фед. значения – Москва и Санкт-Петербург. Они являются государственно-террит.и образованиями в составе Фед., кот. в соответствии с действующей Констит. РФ (ст. 65) придан статус ее субъектов.
Являясь субъектами РФ, края, обл. и города фед. значения обладают определенной учредительной властью. Они вправе принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты. Устав закрепляет констит.-правовой статус края, обл., города фед. значения организацию гос. власти; порядок нормотворческой деят-ти; админ.-террит.е деление и организацию МСУ.
Края, обл., города фед. значения располагают своей террит.й, кот. не м.б. изменена без их согласия. Границы между ними и другими субъектами РФ м.б. изменены с согласия края, обл., города фед. значения.
Они образуют органы зак., исп. и судебной власти, кот. действуют на основе Констит. РФ, а также уставов края, обл., города фед. значения. Органы власти краев, областей, городов республиканского значения являются органами гос. власти субъектов Фед..
Края, обл., город фед. значения вправе иметь свою символику.
Являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими краями, областями, а также республиками, автономной обл.ю, автономными округами, если это не противоречит Констит. и законам РФ. Координация международных и внешнеполит. связей осуществляется фед.и органами гос. власти РФ совместно с органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Статус края, обл., города фед. значения м.б. изменен только по взаимному согласию РФ и соответствующего края, обл., города фед. значения, согласно фед. констит.у закону. В некот. уставах краев и областей устанавливается порядок изменения их статуса.
Констит. РФ обеспечивает участие представителей краев, областей, городов фед. значения в решении вопросов, отнесенных к компетенции РФ. Для этого избираются депутаты в Государственную Думу и входят по два представителя в СФ. Представительные органы власти краев, областей и городов фед. значения обладают правом зак. инициативы в фед. парламенте.
Края, обл. имеют свои админ. центры.
Констит. РФ, Федеративный договор и уставы краев, областей и городов фед. значения определяют предметы ведения краев, областей и городов фед. значения. Предметы ведения подразделяются на предметы совместного ведения Фед. и ее субъектов – краев, областей и городов фед. значения – и предметы, находящиеся в искл. ведении краев, областей и городов фед. значения.
Согласно Констит. РФ и Федеративному договору, в совместном ведении Фед. и краев, областей и городов фед. значения в сфере гос. строительства находятся обеспечение соответствия уставов, законов и иных нормативных правовых актов края, обл., города фед. значения Констит. РФ и фед. законам; защита прав и свобод человека и гр-нина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общ-венной безопасности; режим пограничных зон.
К совместному ведению относится широкий круг вопросов зак. регулирования, включающий админ., админ.-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, водное, лесное зак-во, зак-во о недрах, об охране окружающей среды.
К совместному ведению отнесены также кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура и нотариат; установление общих принципов организации системы органов гос. власти и МСУ.
В обл. экономического и социально-культурного строительства в совместное ведение входят вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами разграничение гос. собственности; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экономической безопасности; особо охраняемые природные террит.; установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ.
Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами регулируются законами РФ и правовыми актами краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Совместно ведают общими вопросами воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; охраной памятников истории и культуры; защитой исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; координацией вопросов здравоохранения; защитой семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защитой, включая социальное обеспечение; осуществлением мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидацией их последствий.
Введение чрезвычайного положения на террит. края, обл., городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется фед.и органами гос. власти РФ с уведомлением органов власти края, обл., городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Согласно Констит. РФ (ст. 76), по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются фед. законы, в соответствии с кот.и органы гос. власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции, принимая свои нормативные правовые акты.
Законопроекты по предметам совместного ведения направляются краям, областям, городам Москве и Санкт-Петербургу для обсуждения и представления предложений.
Все полномочия, не относящиеся к ведению фед. органов гос. власти и к совместному ведению фед. органов гос. власти и органов гос. власти краев, областей и городов фед. значения, осуществляются органами гос. власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга самостоятельно в соответствии с Констит. РФ.
Определенными особенностями характеризуется статус такого субъекта РФ, как Москва. Согласно Закону РФ от 15 апреля 1993 г. «О статусе столицы РФ», в связи с осуществлением городом Москвой ф-ций столицы РФ органы гос. власти города Москвы:
- предоставляют в установленном законом порядке фед. органам гос. власти РФ, представительствам республик в составе РФ, автономной обл., автономных округов, краев, областей, города Санкт-Петербурга, а также дипломатическим представительствам иностранных государств в РФ земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения, жилищный фонд, жилищно-коммунальные, транспортные и иные услуги;
- обеспечивают необходимые условия для проведения общегос. и международных мероприятий;
- участвуют в разработке и осуществлении целевых фед. программ развития города Москвы;
- участвуют в содержании и развитии систем связи, фед. автомобильных дорог общего пользования и иных транспортных систем на террит. города Москвы;
- согласовывают проект генерального плана развития города Москвы с фед.и органами гос. власти РФ.
Затраты города Москвы, связанные с осуществлением им ф-ций столицы, полностью компенсируются за счет субвенций из республиканского бюджета РФ, за счет платежей за предоставляемые городом услуги, вносимых фед.и органами гос. власти, представительствами республик в составе РФ, автономной обл., автономных округов, краев, областей, города Санкт-Петербурга, а также дипломатическими представительствами иностранных государств в РФ.
Земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, предоставляются органами гос. власти города Москвы для размещения зданий, строений и сооружений, необходимых для выполнения полномочий фед.и органами гос. власти РФ, в соответствии с перечнем, формируемым Прав-вом РФ. Эти земельные участки в установленном законом порядке приобретаются фед.и органами гос. власти в федеральную собственность или предоставляются им в аренду в соответствии с Ген. планом развития города Москвы и программами развития отдельных городских террит..
Здания, строения, сооружения и помещения, находящиеся в собственности города Москвы, предоставляются органами гос. власти города Москвы фед. органам гос. власти, представительствам субъектов Фед. в аренду в порядке, установленном зак-вом РФ.
В таком же порядке предоставляются в аренду находящиеся в собственности города Москвы здания, строения, сооружения и помещения дипломатическим представительствам иностранных государств в РФ, если иное не установлено международными договорами РФ.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|