Принц.фед-лизма и его закрепление в Конст. РФ.
Статья 1 Констит. РФ определяет Россию как федеративное гос-во, а ст. 5 констатирует, что РФ состоит из республик, краев, областей, городов фед. значения, автономной обл., автономных округов равноправных субъектов РФ.
В составе РФ в соответствии со ст. 65 Констит. РФ находится 21 республика,9 краев, 46 областей, 2 города фед. значения, одна автономная обл. и 4 автономных округов.
Статья 5 Констит. РФ определяет основополагающие принципы, на кот. строится рос. федерализм.
1. Гос. целостность РФ. Гарантируется тем, что гос. суверенитет как верховенство и независимость гос. власти на всей своей террит. и в международных отношениях принадлежит только Фед., но не ее субъектам. Субъекты Фед.не имеют право выхода (сецессии) из РФ. РФ имеет единую террит. в пределах гос. границы, единое гр-во, Констит., единое экономическое пространство.
2. Единство системы гос. власти. Выражается прежде всего в единстве системы органов гос. власти.
3. Провозглашение равноправия субъектов РФ. Констит. РФ в ст. 5 закрепляет, что РФ состоит из равноправных субъектов РФ (ч. 1), а также, что во взаимоотношениях с фед.и органами гос. власти все субъекты РФ между собой равноправны. Равноправие субъектов РФ означает равные возможности в обладании и осуществлении правами и обязанностями. Равноправие субъектов РФ является только провозглашенным и не подтверждается дальнейшим констит. регулированием и политико-правовой практикой федеративных отношений:
1) в ст. 5 Констит. РФ называет республики гос-вами, предоставляя им право иметь свои Констит.. Остальные субъекты РФ вправе иметь только уставы. Констит. РФ (ст. 66) устанавливает, что устав края, обл., города фед. значения, автономной обл., автономного округа принимается зак. (представительным) органом соответствующего субъекта РФ. В отношении порядка принятия Констит. республик такого ограничения не установлено - они м.б. приняты и на республиканском референдуме;
2) в соответствии со ст. 68 Констит. РФ республики вправе устанавливать свои гос. языки. Такое право не предоставлено автономной обл. и округам, также образованным по национальному признаку;
3) республики в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона РФ от 28 ноября 1991 г. «О гр-ве РФ» вправе иметь свое гр-во: граждане РФ, постоянно проживающие на террит. республики в составе РФ, являются одновременно гражданами этой республики;
4) ст. 66 Констит. РФ предусматривает, что автономные округа могут входить в состав края или обл., то есть находиться в составе иного субъекта РФ. При этом террит. и население автономного округа включаются в состав террит. и населения края или обл.;
5) практика заключения двухсторонних соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ. Такие договоры заключены не со всеми субъектами РФ и, таким образом, отношения с одной группой субъектов регулируются помимо Констит. РФ, многостороннего Федеративного договора еще и двухсторонними договорами, а другая группа субъектов рук-вуется только Констит. РФ и федеративным договором. Кроме того, содержание двухсторонних договоров с разными субъектами РФ существенно различается между собой.
4. Равноправие и самоопределение народов в РФ. Право народов на самоопределение является общепризнанным принципов международного права, установленным в Уставе ООН, Международных пактах о гражданских и полит. правах и об экономических, социальных и культурных правах. Однако Констит. РФ, закрепляя принцип самоопределения народов в РФ, имеет в виду не самоопределение их в виде государственности, то есть отделения от РФ с созданием собственного гос-ва. Данный принцип закрепляется Констит. РФ как принцип федерализма и относится к народам (населению) субъектов РФ как террит.-полит. общностям. Право самоопределения народов как принцип российского федерализма следует отграничивать от права наций на самоопределение как принцип международного права. Во втором случае нация выступает как террит.-полит. общность, формирующая суверенное гос-во. В этом смысле можно говорить о «российской нации», «рос. народе» как о совокупности всех проживающих на террит. РФ граждан (независимо от национальности).
5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами гос. власти РФ и органами гос. власти субъектов РФ. Существование двухуровневой системы органов гос. власти в РФ предполагает определение перечней вопросов, решаемых на каждом уровне. В РФ предметы ведения между Федерацией и субъектами разграничиваются путем установления предметов искл. ведения РФ и предметов совместного ведения РФ и субъектов, а также заключения договоров и соглашений.
При разграничении предметов ведения и полномочий должны соблюдаться следующие основные принципы:
1) констит.сть: законы и иные нормативно-правовые акты РФ и субъектов РФ, договоры, соглашения не могут передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные Констит. РФ предметы ведения РФ и предметы совместного ведения. Указанные акты не м.б. приняты, если их принятие ведет к изменению констит.-правового статуса субъекта РФ, ущемлению или утрате признаваемых и гарантируемых Констит. РФ прав и свобод человека и гр-нина, нарушению гос. целостности РФ и единств системы гос. власти в РФ;
2) верховенство Констит. РФ и законов РФ: в случае несоответствия положений договоров и соглашений положениям Констит. РФ и фед. законов по предметам искл. ведения РФ и предметам совместного ведения действуют положения Констит. и законов РФ;
3) равноправие субъектов РФ при разграничении предметов ведения и полномочий;
4) недопустимость ущемления прав и интересов субъектов РФ: при разграничении предметов ведения и полномочий в отношении одного из субъектов РФ недопустимо ущемление прав и интересов других субъектов РФ;
5) согласование интересов фед. и интересов субъектов РФ в процессе принятия фед. законов, законов субъектов РФ, заключения договоров и соглашений;
6) добровольность заключения договоров и соглашений;
7) обеспеченность ресурсами: при разграничении предметов ведения и полномочий решается вопрос об обеспечении соответствующих органов гос. власти финансовыми, материально-техническими и иными ресурсами, необходимыми для осуществления указанными органами своих полномочий;
8) гласность заключения договоров и соглашений.
Понятие и признаки органа гос. власти. Система органов гос власти в РФ.
Орган гос власти – это образованное в соответствии с зак-вом РФ составная часть гос аппарата, наделенная соответствующими полномочиями по осуществлению гос ф-ций с установленной структурой, формами и методами деят-ти, службой и т.д.
Признаки:
1. Каждый гос. орган обладает государственно-властным характером
2. Каждый гос. орган наделен государственно-властными полномочиями, позволяющими ему решать в пределах предоставленных ему прав определенные вопросы, издавать акты, обязательные к исполнению другими гос.и органами, должностными лицами и гражданами, и обеспечивать исполнение этих актов.
3.Каждый орган гос-ва наделен собственной компетенцией, т.е. совокупностью прав, обязанностей, полномочий, необходимых для выполнения возложенных на него ф-ций.
4. Каждый гос. орган образуется в установленном гос-вом порядке.
5. Каждый гос. орган уполномочивается гос-вом осуществлять его задачи и ф-ции.
6.Каждый гос. орган действует в установленном гос-вом порядке.
7. Каждый гос. орган является составной частью единой системы органов гос. власти РФ. В Констит. РФ (ст. 5) укалывается, что федеративное устройство России основывается на единстве гос. власти.
8. каждому органу присуща собственная организационная структура
Все гос. органы, образуются в установленном гос-вом порядке и представляют часть единой системы органов гос. власти РФ.
Система гос. органов РФ
В своей совокупности гос. органы РФ образуют единую систему. Согласно Констит. РФ (ст. 11), в нее входят органы гос. власти Фед. и органы гос. власти ее субъектов.
Единство системы гос. органов РФ проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами гос. власти РФ и органами гос. власти ее субъектов. Оно проявляется и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся во взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости.
Как уже ранее отмечалось, гос. власть в РФ осуществляется Президентом РФ, а также на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Президент РФ является главой гос-ва. Он выступает в качестве гаранта Констит. РФ, прав и свобод человека и гр-нина. Президент, согласно ст. 80 Констит., обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов гос. власти. Президент осуществляет общее руководство деят-ю Прав-ва и других звеньев исп. власти, с органами кот. он связан наиболее тесно.
Органы зак. власти – это Фед.е Собрание РФ; народные собрания, гос. собрания, верховные советы, зак. собрания, республик в составе РФ; думы, зак. собрания, областные собрания и другие зак. органы власти краев, областей, городов фед. значения, автономной обл. и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов гос. власти РФ.
Являясь зак.и органами, представительные органы гос. власти выражают государственную волю многонационального народа РФ и придают ей общеобязательный характер. Они принимают решения, воплощаемые в соответствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией. Решения зак. органов обязательны к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами гос. власти и органами МСУ.
К органам исп. власти относятся прежде всего высш. орган фед. исп. власти – Прав-во РФ; другие фед. органы исп. власти – министерства, гос. комитеты и ведомства при Прав-ве РФ; органы исп. власти субъектов РФ – президенты и главы администраций субъектов Фед., их Прав-ва, министерства, гос. комитеты и другие ведомства. Они составляют единую систему органов исп. власти, возглавляемую Прав-вом РФ.
Для органов исп. власти характерно, что они либо образуются (назначаются) соответствующими руководителями исп. власти – президентами или главами администраций, либо избираются непосредственно населением.
Органы исп. власти осуществляют особый вид гос. деят-ти, кот. носит исполнительный и распорядительный характер Они непосредственно исполняют акты представительных органов гос. власти, указы Президента РФ, организуют исполнение этих актов своими распоряжениями обеспечивают их исполнение. Свои акты органы исп. власти издают на основании и во исполнение Констит. РФ, Констит. и уставов ее субъектов, фед. законов и законов представительных органов субъектов Фед., нормативных указов Президента и нормативных актов руководителей глав администраций субъектов Фед., постановлений и распоряжений вышестоящих органов исп. вл.
Органы судебной власти – Констит. Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высш. Арбитражный Суд РФ, другие Фед. суды, а также суды субъектов РФ.
Органы правосудия в совокупности составляют судебную систему РФ. Основной видовой особенностью этих органов является осуществление судебной власти посредством констит., гражд., админ. и у головного судопроизводства.
В соответствии с Констит. (ст 125) судебным органом констит. контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством констит. судопроизводства, является Констит. Суд РФ
Высш. судебным органом по гражданским, уголовным, админ. и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляющим в предусмотренных фед. законом процессуальных формах судебный надзор за их деят-ю и дающим разъяснения по вопросам судебной практики, является, согласно Констит. РФ (ст. 126), Верховный Суд РФ.
В Констит. РФ (ст. 127) устанавливается, что высш. судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, кот. осуществляет в предусмотренных фед. законом процессуальных формах судебный надзор за их деят-ю и дает разъяснения по вопросам судебной практики, является Высш. Арбитражный Суд РФ.
Аналогичные ф-ции осуществляют соответствующие суды в субъектах РФ.
Особую группу гос. органов, не относящихся ни к одному из ранее названных видов органов гос. власти, составляют органы прокуратуры.
Прокуратура РФ, согласно Констит. (ст. 129), составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Ген. прокурору РФ.
Основной видовой особенностью органов прокуратуры является осуществление ими надзора за исполнением законов фед.и министерствами и ведомствами, представительными (зак.и) и исполнительными органами субъектов РФ, органами МСУ, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.
В соответствии с Констит. (ст. 129), Ген. прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Фед. по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов Фед. назначаются Ген. прокурором по согласованию с субъектами Фед.. Иные прокуроры назначаются Ген. прокурором РФ.
Полномочия, организация и порядок деят-ти прокуратуры РФ определяются Фед. законом от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре РФ.
Помимо органов гос. власти в систему гос. органов РФ входят также и другие гос. органы, осуществляющие, как правило, различные вспомогательные, совещательные и другие такого рода ф-ции, кот. определяются органами гос. власти, при кот., обычно состоят эти гос. органы. Например, Администрация Президента РФ, обеспечивающая деят-ть Президента России; Совет Безопасности РФ, обеспечивающий условия для реализации Президентом РФ констит. полномочий по защите прав и свобод человека и гр-нина, охране суверенитета РФ, ее независимости и гос. целостности, а также ряд других гос. органов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|