Сделай Сам Свою Работу на 5

Общая характеристика Констит. РФ 1993 года





Констит. РФ была принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года, кот. был признан состоявшимся, в нем приняло участие 54,8 процента избирателей. За Констит. из них проголосовало 58,4 процента, против - 41,6 процента. Таким образом, новая Констит. РФ была принята примерно 30 процентами избирателей. Это был очень важный шаг в констит.й реформе.

Констит. России состоит из преамбулы (преамбула, т.е. вводная часть, не содержит правовых норм, однако она имеет существенное значение, т.к. в ней указаны основания и обстоятельства, послужившие поводом к принятию Констит..) и двух разделов.

Основным является первый раздел, состоящий из 9 глав, второй ("Заключительные и переходные положения") предусматривает ряд норм, кот. носят временный характер.

В Констит. РФ получила закрепление новая концепция организации гос. власти, в основу кот. положена идея разделения властей, в первой главе об основах констит. строя утверждаются основные принципы организации и деят-ти гос-ва. Частная собственность признается и находится под защитой гос-ва наряду с гос. и муницип.. Признается многопартийность, идеологическое многообразие.



Во второй главе Констит. установлены основные права и свободы человека и гр-нина в точном соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права. Вполне определенно утверждается приоритет прав и свобод граждан над интересами гос-ва. Эта идея является одной из основополагающих в Констит..

В третьей главе закреплено федеративное устройство России. После подписания Федеративного договора 31 марта 1992 года Рос. гос-во стало федеративным не только по форме, но и по содержанию. В настоящее время террит. РФ состоит из террит. ее субъектов, кот.и являются: республики в составе РФ, края, обл., города фед. подчинения - Москва и Санкт-Петербург, автономные округа, автономная обл.. Субъектам фед. удалось найти компромиссную формулу сочетания общих и частных интересов, каждый из них получает констит. возможности для своего полноценного развития. Россия остается единой для всех россиян.

Остальные главы посвящены организации гос. власти. Глава 4 Президент РФ. Глава 5 Фед.е собрание. Глава 6 Прав-во РФ. Глава 7 Судебная власть. Глава 8 МСУ. Глава 9 Констит. поправки и пересмотр Констит..



Констатируется, что Констит. РФ принимается многонациональным народом РФ, в ней называются цели, реализация кот. является основной задачей гос-ва:

· утверждение прав и свобод человека,

· утверждение гражданского мира и согласия в РФ,

· сохранение исторически сложившегося гос. единства,

· возрождение суверенной государственности России,

· утверждение незыблемости демократических основ Российского гос-ва,

· обеспечение благополучия и процветания России.

81. Констит основы формир. и основные направления деят-сти Вреховного и Высшего Арбитражного судов РФ. Суды констит юстиции - это Конституционный Суд РФ, а также конституц и уставные суды субъектов РФ. Констит суды действуют в республиках, имеющих Констит., уставные - в др субъектах РФ. Судьи Констит Суда РФ, констит и уставных судов субъектов РФ назначаются парламентами. Констит юстиция не составляет единой системы. Констит и уставные суды субъектов РФ автономны, они выносят решения только по вопросам соответствия Констит., уставу субъекта РФ правовых актов данного субъекта и правовых актов его местных органов самоуправления. Поскольку в соотв с законами субъектов РФ о констит и уставных судах их решения окончательны и обжалованию не подлежат, считается, что Констит Суд РФ не вправе рассматривать жалобы на такие решения. Однако в своих решениях констит и уставные суды субъектов РФ могут касаться толкования фед Констит.. Решения констит, уставных судов могут касаться предметов совместного ведения РФ и ее субъектов. Суды общей юрисдикции - Верховный Суд РФ, верховные суд республик, краевые и областные суды, суды автономной обл. и автономных округов, городские суды г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, фед районные суды, мировые судьи, военные суды. Пред-ли и судьи Верховного и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом РФ, председатели судов общей юрисдикции, кроме мировых судей, назначаются През-том РФ по рекомендации Верховного Суда РФ или Высшей квалификационной коллегии. Суды общей юрисдикции осущ-ют правосудие по уголовным, гражд делам, трудовым спорам, делам, возникающим из адмнистрат правоотношений. Они рассматривают дело по первой и по второй инстанции; удостоверяют некот важные юр факты, вправе признавать недействующими нормат акты органов и должностных лиц исполн власти соотв ступени. Возглавляет суды общей юрисдикции Верховный Суд РФ - высший суд орган по уголовным, гражд, администр и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. В его ведение не входят констит и арбитражная юстиция. Верховный Суд РФ иногда выступает в кач-ве суда первой инстанции. В установленных законом процессуальных формах он осущ-ет надзор за деят-стью др судов. Верховный Суд РФ дает разъяснения по вопросам суд практики; рассматривает также вопросы о соответствии за-конам актов центр органов исполн власти. Признанные недействующими акты или положения утрачивают юр силу со дня вступления в силу решения Верховного Суда РФ. Верховный Суд РФ действует в составе пленума, президиума, 3х суд коллегий. Пленум - весь состав Суда, созываемый не реже 1 раза в 4 месяца. В его заседаниях в обязательном порядке участвуют Ген прокурор и мин-р юстиции. Пленум обобщает суд практику, рассматривает представления Ген прокурора и мин-ра юстиции, заслушивает сообщения председателей судов субъектов РФ, военных судов о практике применения закон-ва, утверждает составы названных выше 3х суд коллегий. В состав президиума Верховного Суда РФ входят Пред-ль, его замы и несколько судей, утверждаемых Советом РФ по представлению През-та РФ. Президиум рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоят-вам, оказывает помощь судам, координирует их деят-сть с Мин-вом юстиции РФ, анализирует суд практику, суд статистику, рассматривает организац вопросы работы суд коллегий и аппарата Верховного Суда РФ. Суд коллегии рассматривают дела, относящиеся к их ведению, в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоят-вам, обобщают суд практику. Высшие суды субъектов РФ, районные суды действуют в пределах своей тер-рии.



49. Принцип равноправия субъектов РФ и его правовое закрепление.

Провозглашение равноправия субъектов РФ. Констит. РФ в ст. 5 закрепляет, что РФ состоит из равноправных субъектов РФ (ч. 1), а также, что во взаимоотношениях с фед.и органами гос. власти все субъекты РФ между собой равноправны. Равноправие субъектов РФ означает равные возможности в обладании и осуществлении правами и обязанностями. Равноправие субъектов РФ является только провозглашенным и не подтверждается дальнейшим констит. регулированием и политико-правовой практикой федеративных отношений:

1) в ст. 5 Констит. РФ называет республики гос-вами, предоставляя им право иметь свои Констит.. Остальные субъекты РФ вправе иметь только уставы. Констит. РФ (ст. 66) устанавливает, что устав края, обл., города фед. значения, автономной обл., автономного округа принимается зак. (представительным) органом соответствующего субъекта РФ. В отношении порядка принятия Констит. республик такого ограничения не установлено - они м.б. приняты и на республиканском референдуме;

2) в соответствии со ст. 68 Констит. РФ республики вправе устанавливать свои гос. языки. Такое право не предоставлено автономной обл. и округам, также образованным по национальному признаку;

3) республики в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона РФ от 28 ноября 1991 г. «О гр-ве РФ» вправе иметь свое гр-во: граждане РФ, постоянно проживающие на террит. республики в составе РФ, являются одновременно гражданами этой республики;

4) ст. 66 Констит. РФ предусматривает, что автономные округа могут входить в состав края или обл., то есть находиться в составе иного субъекта РФ. При этом террит. и население автономного округа включаются в состав террит. и населения края или обл.;

5) практика заключения двухсторонних соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ. Такие договоры заключены не со всеми субъектами РФ и, таким образом, отношения с одной группой субъектов регулируются помимо Констит. РФ, многостороннего Федеративного договора еще и двухсторонними договорами, а другая группа субъектов рук-вуется только Констит. РФ и федеративным договором. Кроме того, содержание двухсторонних договоров с разными субъектами РФ существенно различается между собой.

Понятие формы гос-ва.

Форма гос-ва — совокупность внешних признаков, определяемая типом организации гос. власти. Форма гос-ва - это реальное выражение его сущности, а также его ф-ций. Форма гос-ва - это фактически и есть гос-во, так как именно в форме проявляется существование гос-ва. Форма гос-ва как совокупность его внешних признаков показывает, какова организация гос. власти, каким образом, какими органами и какими методами она осуществляется в данном государстве. Форму гос-ва характеризуют 3 элемента, из кот. она складывается: форма правления, форма гос. устройства и полит. режим. По Констит. РФ в РФ республиканская форма правления, федеративное гос. устройство, демократический режим.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.