Сделай Сам Свою Работу на 5

Принципы народовластия и народного суверенитета и их констит. закрепление





Народовластие - принадлежность всей власти народу и свободное осуществление народом этой власти в соответствии с его суверенной волей и интересами. Принцип народовластия является одной из основ констит. строя РФ. Согласно статье 3 Констит. РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ. Никто не может присваивать власть в РФ, захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по фед. закону.

Признание народа верховным носителем всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует искл. в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта - народ.

Констит. РФ закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это означает, что рос. народ ни с кем не делит власть и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в РФ. "Никто не может присваивать власть в РФ, - указывается в ст. 3. - Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по фед. закону".



Таким образом, народовластие есть принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.

В условиях народовластия осуществление власти конституируется, легитимируется и контролируется народом, т.е. гражданами гос-ва, поскольку она выступает в формах самоопределения и самоуправления народа, участвовать в кот. могут на равных правах все граждане. Народовластие как форма гос-ва и способ правления превращается таким образом в организационный принцип обладания властью и ее осуществления, опред., что решение любых гос. задач или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации, исходящей от народа или восходящей к нему. Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической легитимации является базовым в понимании демократии.

84. Констит. основы организации и деят-сти органов прокуратуры в РФ. Система органов прокуратуры закреплена в ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1 « О прокуратуре РФ» и представляет собой разветвленную сеть тер-ных, военных и иных специализированных прокуратур, научных и образоват учреждений, др организаций, являющихся юр лицами, организационно между собой взаимосвязанных и взаимообусловленных единством решаемых задач по обеспечению режима законности и правопорядка. Эта система строится в соответствии с гос-федеративным и админ.-тер-ным устройством России. Система органов прокуратуры состоит из 3х звеньев (уровней): 1) Ген прокуратура РФ во главе с Ген прокурором РФ; 2) прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним военные и др специализированные прокуратуры; 3) прокуратуры районов, городов (в городах без районного деления) и приравненные к ним военные и специализированные прокуратуры. В городах, где районное деление отсутствует, образованы прокуратуры администр округов с приданием им статуса прокуратур районов в городах. В ряде субъектов РФ органы прокуратуры созданы в соотв с особенностями их админ.-тер-ного деления. В некот субъектах РФ действуют межрайонные прокуратуры, осущ-щие свои полномочия на тер-рии нескольких районов. Специализированные органы прокуратуры явл-ся неотъемлемым эл-том прокурорской системы, создаваемым в тех случаях, когда сущ-ет объективная необх-сть обеспечить законность в специф сферах деят-сти, имеющих особую важность для жизнеобеспечения общ-ва и гос-ва. Объясняется это тем, что админ.-тер-ный принцип построения органов прокуратуры недостаточно оптимален в тех случаях, когда работа прокуратуры касается ряда специф сфер деят-сти гос-ва. Специализированные прокуратуры можно разделить на 2 типа: 1) военные прокуратуры и прокуратуры на особо режимных объектах и в ЗАТО - осущ-ют возложенные на прокуратуру ф-ции в полном объеме в соотв сферах правовых отношений; 2) транспортные, природоохранные прокуратуры и прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправит учреждениях - выполняют задачи и ф-ции прокурорского надзора наряду с тер-ными. Структура органов прокуратуры хар-ет ее внутр организацию и обусловлена возложенными на нее задачами и характером ф-ций. Она отражает зонально-предметный принцип организации деят-сти прокуратуры. Структура в отличие от системы образуется в рез-те построения аппарата управления из взаимоподчиненных органов, подразделений и должностных лиц с использованием линейного и функционального принципов управления. Системой органов прокуратуры руководит Ген прокурор РФ. Он назначается на должность и освобождается от нее Советом РФ по представлению През-та РФ (ст. 102 Констит. РФ). Ген прокурор РФ имеет 1го заместителя и 5 заместителей (кроме заместителей Ген прокурора РФ в фед округах), назначаемых на должность и освобождаемых от нее Советом РФ по представлению Ген прокурора РФ. В Ген прокуратуре РФ образуется коллегия в составе Ген прокурора РФ (Пред-ль), его 1го заместителя и заместителей (по должности) и др прокурорских работников, назначаемых Ген прокурором РФ. Коллегия является совещат органом, необходимым для выработки решений по наиболее актуальным вопросам организации и деят-сти органов прокуратуры. Заседания коллегии проводятся в плановом порядке или по указанию Ген прокурора РФ, но не реже 1 раза в 2 месяца. В 2002 году управления были преобразованы в отделы. Они являются самостоят структурными подразделениями Ген прокуратуры РФ и не заменяют др ее подразделений. Отделы Ген прокуратуры РФ осущ-ют руководство и контроль за деят-стью нах-ся в фед округах прокуратур субъектов РФ в рамках предоставленных им полномочий и предметов ведения. Отделы проводят комплексные, а также целевые проверки, если они предусмотрены планом Ген прокуратуры РФ либо по поручению Ген прокурора РФ. Структуру Ген прокуратуры РФ составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Их возглавляют старшие помощники Ген прокурора РФ. Руководит прокурорской системой аппарат Ген прокуратуры РФ, подразделения к-го в пределах своей компетенции осущ-ют операт рук-во и контроль за деят-стью прокуратур субъектов РФ, а также иных нижестоящих органов прокуратуры. Управления возглавляют начальники, являющиеся одновременно старшими помощниками Ген прокурора РФ.
17. Человек, его права и свободы как высш. ценность гос-ва и общ-ва – основной принцип Констит. РФ





Констит. РФ (ст. 2) рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Тем самым она декларирует свое понимание взаимоотношений гос-ва и личности, выдвигая на передний план именно личность. Уважение к личности и ее защита являются неотъемлемым атрибутом констит. гос-ва, его обязанностью. "Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гр-нина, - указывается в ст. 2, - обязанность гос-ва".

Установленные Констит. принципиальные положения, связанные с отношением гос-ва к человеку, служат предпосылкой решения всех конкретных проблем правового регулирования статуса человека и гр-нина в РФ. Таким образом, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является фундаментальной нормой констит. строя РФ, образующей основу не только констит. организованного общ-ва, но и правовой защиты этого общ-ва от возрождения попыток подавления личности, ущемления ее прав, игнорирования индивид. интересов и потребностей людей.

Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью должен оказывать опред. влияние не только на содержание основных прав и свобод человека и гр-нина, но и на всю деят-ть демократического гос-ва, на его компетенцию и потенциальные возможности. Гос-во в условиях действия этого принципа не вправе в своей деят-ти выходить за устанавливаемые им границы взаимоотношений с человеком. Только действуя в этих рамках, в интересах человека, гос-во приобретает те черты, кот. характеризуют его как констит..

Констит. гос-во базируется на народном суверенитете, кот. составляет одну из его основ. Между тем носитель этого суверенитета – народ – состоит из граждан, от кот. и исходит власть. Вот почему ст.2 Констит., закрепляющая отношение гос-ва к человеку и его обязанность признавать, соблюдать и защищать его права и свободы, провозглашает констит. гос-во, обосновывая необходимость его существования.

В констит. государтсве народ становится демократически конструированным сообщ-вом, кот. сознательно ориентируется на защиту человека как высшей ценности и видит в этом свой долг. Такая ориентация народа позволяет избежать последствий, к кот. приводило сознательное преувеличение роли коллектива и гос-ва, - господства тоталитаризма. Народ, кот. перманентно не способен или не желает признавать ценность каждого отдельного человека и соответственно этому действовать, не м.б. организован в подлинно демократическое общ-во даже с помощью разного рода юр. инструментов.

Если защита человека, его прав и свобод от посягательств со стороны гос-ва является задачей демократически конституированного общ-ва, то защита человека, его прав и свобод от общ-ва с его разнообразными, пользующимися полит. влиянием группами, кот. также способно посягать на человека, его права и свободы, — обязанность гос-ва.

Защита человека, его прав и свобод требует от гос-ва активных действий и предоставления ему соответствующих прав на случай возможных нарушений прав и свобод человека в повседневной жизни.

Человек, его права и свободы должны защищаться гос-вом с помощью разнообразных норм материального и процессуального права. Необходимо повысить эффективность судебной защиты. Однако для признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека нужны существенные усилия гос-ва также в материальной и духовной сферах. Речь идет, в частности, об обеспечении гражданам прожиточного минимума, о развитии социального обеспечения, школьного образования и здравоохранения, культуры.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.