Сделай Сам Свою Работу на 5

Криминогенные факторы в условиях жизнедеятелыюсти населения





Эти факторы имеют как собственно педагогическую природу, так и не педагогическую (экономика, финансы, уровень жизни, наличие работы и пр.), но оказывают педагогическое (воспитательное, обучающее, развивающее) влияние. Они могут быть федерального уровня и распространенности, а так­же регионального и местного. К числу криминализирующих педагоги­чески значимых факторов, подрывающих у людей уважение к закону и убежденность в необходимости непреклонно следовать его требо­ваниям, относится прежде всего безнаказанность, когда люди, совер­шившие преступления, не привлекаются к ответственности и живут припеваючи. К важнейшим из них относятся:

• снижение уровня общественной морали в стране;

• социальное расслоение населения, резкое увеличение различий между богатыми и бедными;

• низкий уровень жизни значительной части населения (у мно­гих он ниже прожиточного);

• недостаточный уровень заработной платы, особенно у бюджет­ников (сотрудников части правоохранительных органов, работников сфер науки, образования, медицинского обслуживания и др.);

• безработица (особенно в регионах и сельской местности), уве­личение числа бездомных, бродяг, лиц без определенных занятий;



• политический, социальный, правовой, жизненный нигилизм значительной части населения, пессимизм, обман социальных ожи­даний (даже предвыборные лозунги части партий связаны, напри­мер, с обещанием за 4 года повысить медсестрам заработную плату в два раза, что фактически не доведет ее даже до прожиточного ми­нимума), неверие в возможность удовлетворять даже умеренную по­требность в достойной жизни честным трудом;

• распространенность, особенно у части молодежи, склонности к праздному, потребительскому, иждивенческому образу жизни, ут­рата потребности к труду;

• высокий уровень и негативные тенденции распространения вредных привычек — особенно алкоголизма и наркомании, приоб­щение к ним подростков нередко с 10—12 лет;

• криминализация и сексуализация досуга, искусства, видеорын­ка, телевизионных передач;

• высокий уровень преступности в стране; распространенность коррупции, взяточничества, рэкета; низкий уровень раскрываемости преступлений; пассивность части государственного и регионального руководства, правоохранительных органов в отношении людей, за­нимающих высокие должности, но обладающих криминальным имиджем у народа, либо тех, чьи противоправные деяния получили общественную огласку; бессилие многих судебных органов, «опе­каемых» организованной преступностью, использующей методы за­пугивания, физического насилия и даже уничтожения в отношении судей, прокуроров и свидетелей;



• ослабление реагирования органов правопорядка на жалобы и заявления граждан о противозаконных действиях в отношении их и нарушениях их прав;

• слабость системы профилактической работы, исправления осу­жденных и работы с освобожденными из мест лишения свободы;

• распространение религиозно-идеологических течений (Асахары, адвентистов, свидетелей Иеговы, саентологов, кришнаитов и др.), имеющих антиправовое значение, отрывающих людей от реального мира, подчиняющих своему влиянию и внушающих, что жить надо по придуманным ими законам;

• распространение мистики, оккультизма, «фантастики», фильмов ужасов, переводящих сознание людей в плоскость деформирован­ного понимания мира, воспитывающих пассивность и покорность перед неведомыми потусторонними силами, подталкивающих к вы­воду о том, что трудности реальной жизни в обществе ничто по срав­нению с «могущими быть» и надо быть довольными тем, что есть.

Немало и собственно педагогических факторов, оказывающих кри­минализирующее влияние на часть населения, и особенно молодежь:

• неразвитость и слабость звеньев системы воспитания подрас­тающего поколения и взрослых, особенно нравственного, патрио­тического, правового, трудового, культурного;



• практическое отсутствие системы обеспечения общего и про­фессионального становления личности молодых специалистов;

• слабость системы внешкольного воспитания, по месту житель­ства;

• ослабление института семьи и эффективности семейного воспи­тания;

• распространение фактов педагогической запущенности и без­надзорность несовершеннолетних, юношей и девушек;

• введение в школах программ полового воспитания, сводя­щихся к сексуальной пропаганде, не соответствующей ни возрасту подростков, ни целям воспитания;

• отсутствие пропаганды подлинно здорового образа жизни и воспитания в духе его ценностей среди молодежи и всего населения;

• слабость системы профилактики преступности и устранения или ослабления факторов и условий ее развития, особенно в работе с несовершеннолетними;

• педагогическая неэффективность профессионально-правового воспитания и морально-психологической подготовки сотрудников правоохранительных органов, воспитания их в духе строжайшего со­блюдения законности;

• снижение общего уровня педагогического профессионализма и личностно-формирующей активности учительской и преподаватель­ской деятельности;

• резкое уменьшение массовости и активности участия населе­ния в работе общественных формирований социально-педагогичес­кого и профилактического профиля.

Сильное криминализирующее влияние на население оказывает и криминальная среда, целенаправленная деятельность авторитетов преступного мира по моральному, культурному и правовому разло­жению граждан, вовлечению их, и особенно молодежи, в преступ­ную деятельность.

Практическая значимость знания педагогических криминогенных факторов

В предыдущей главе было показано, что соци­ально-педагогические факторы, присущие об­ществу и оказывающие влияние на жизнь и действенность права, существенно сказывают­ся и на правовой сформированности личности всех граждан, их законопослушном или проти­воправном поведении. Из материалов этой главы видно, что они находятся и в числе криминогенных причин уровня преступности в стране и совершения преступлений. Можно утверждать, что пре­ступность это не только социальное, правовое, психологическое, но и педагогическое явление.

Педагогические факторы в обществе и правовой сфере:

• служат одним из важных объяснительных обстоятельств со­стояния криминальной обстановки в стране, регионе, населенном пункте;

• выступают одним из условий, всегда влияющим на степень успешности деятельности сотрудников правоохранительных органов;

• нуждаются в тщательном и постоянном изучении, оценке, учете. Информация о них выступает в качестве криминолого-педагогической информации — важного вида криминальной, криминоло­гической, оперативной, служебной, управленческой информации, нужной и сотрудникам правоохранительных органов для повыше­ния успехов в работе;

• выступают особым предметом воздействия и оптимизации при решении задач укрепления законности и правопорядка;

• являются мощным резервом совершенствования деятельности правоохранительных органов, недооцениваемым и малоиспользуе-мым до сих пор;

• предъявляют требования к особой грани профессиональной подготовленности почти всех категорий личного состава, их профес­сионально-педагогической подготовленности по вопросам кримино­логической педагогики.

 

Криминальная педагогика

Асоциальная сущность педагоги­ческих явлений в криминальной среде

Важные причины и условия криминогенного развития личности граждан, зарождения кри­минального поведения, совершения преступ­лений, а также перехода к криминальному об­разу жизни связаны с криминальной средой. Под криминальной средой понимаются все особенности жизнедея­тельности людей, избравших для себя противоправное и асоци&чьное поведение как философию, мировоззрение и образ жизни. Любая среда, как уже отмечалось, обладает свойством оказывать воспиты­вающее, обучающее, развивающее и даже образовательное влияния на людей. И криминальная тоже.

Понятие криминальная педагогика употребляется в двух смыслах: как реальность в жизни общества и части его граждан и как направление педагогического научного знания об этой реальности. Как реальность в обществе криминальная педагогика су­ществует:

1) в виде системы присущих криминальной среде и стихийно, посто­янно или эпизодически действующих факторов, оказывающих крими­ногенно напрягающие и деформирующие психологические влияния на сознание, чувства, мотивы людей и педагогические — на воспи­танность, развитость, обученность и образованность, побуждающие часть из них к устойчиво криминальному поведению и образу жиз­ни[255]. Они выступают и как «криминогенное отравление» социально-психологической атмосферы жизнедеятельности остальных граж­дан, которое начинает испытывать силу имеющихся у них антикримиального иммунитета, моральных устоев, сформированных ранее принципов честной и правомерной жизни, активизируют правовые и нравственные размышления по поводу необходимости быть верным в сложившихся обстоятельствах жизни, вызывают соблазны в чем-то, пусть в «малом», «только раз» преступить закон, внутренние напряже­ния и колебания, борьбу мотивов правомерного и девиантного пове­дения. Не все люди и не всегда остаются до конца верными нормам морали и права (особенно это относится к испытывающим жизненные трудности, неопытным в жизни, молодым, неустойчивым, при повто­ряющихся испытаниях влияниями криминальной среды), и у части их постепенно происходят криминогенные изменения в воспитанности, обученности, развитости и частично образованности;

2) как осознанная и специально организованная, имеющая педагоги­ческие признаки деятельность лидеров криминального мира. Она на­правлена на рекрутирование новых членов, их криминальное вос­питание, обучение и развитие (своеобразное «укрепление рядов и подготовка кадров», что связано с желанием и необходимостью уве­личить их численность, повысить криминальный профессионализм, пополнить ряды из-за убытия по причинам болезни, гибели, смер­ти, осуждения), укрепление своего положения и влияния, а также создание условий, благоприятных для достижения целей личного криминального обогащения. Важная тенденция развития этой дея­тельности лидеров криминального мира — распространение ее за пределы членов криминальной среды — на государственных слу­жащих (их коррупционирование), работников различных учрежде­ний и предприятий, на молодежь, подростков, граждан. Такое раз­витие деятельности лидеров криминального мира, приобретающее все более организованный и интенсивный характер, отражается в стремлении к консолидации криминального мира, усилении роли и влияния на жизнь и деятельность общества и государства путем их криминализации, захвата и слияния с властью. Оно обусловлено и ошибками, деформациями социально-экономического развития на­шей страны, концентрации капитала в руках небольшой, в сравне­нии с другими странами, кучки олигархов, банкиров и крупных предпринимателей.

Лидеры криминальной среды имеют довольно четкие представ­ления о целях и желаемых результатах своего влияния в первую очередь на несовершеннолетних и молодежь[256]. Эти цели отражают в себе философские, нравственные, эстетические представления о су­ти и движущих силах человека, противостоящего закону, его пред-

назначении в жизни криминального круга. К ним, в частности, от­носятся:

авторитарные, ориентированные на подавление личности, ус­тановление иерархии во взаимоотношениях членов криминального мира, достижение привилегий для избранных, строгое подчинение установленным правилам;

эгоистические, отражающие стремление к наживе, удовлетво­рение только собственных или узкокорпоративных интересов;

преступно-романтические, пропагандирующие достижимость криминальным путем красивой, легкой и процветающей жизни;

неофашистские, связанные с культом сильной личности, гото­вой на любую жестокость ради демонстрации власти, запугивания и подавления силой любого инакомыслия и демократичности, унич­тожения препятствующих достижению личных целей;

мизантропические, порождающие стремление к унижению сла­бых и заигрывание с лидерами, пренебрежение к любому, кто в иерар­хической лестнице находится ниже.

Педагогические воздействия криминальной среды направлены не на возвышение личности, не на обеспечение правомерной само­реализации человеком своей индивидуальности, а на социально-нравственную деформацию личности, на примитивно понимаемую ею пользу. Эти воздействия не воспитывают гражданских, нравственных, гуманных, демократичных, человеколюбивых, культурных и других положительных общечеловеческих качеств, а формируют асоциальных типов, противопоставивших себя всему доброму, честному, спра­ведливому, человеколюбивому, непримиримо занимающих асоци­альную жизненную позицию, противостоящих закону и законной власти, не признающих никакого суда, кроме придуманного ими самими. Суть и содержание асоциальной педагогики выражены в приобщении вовлекаемых в преступную деятельность к крими­нальной субкультуре, которая является, по справедливой оценке В.Ф. Пирожкова, основным содержанием криминализации моло­дежной среды, основным механизмом сплочения преступных групп и психолого-педагогическим фактором, затрудняющим, искажающим или блокирующим процесс нормальной социализации личности и стимулирующим криминальное поведение[257].

Все это указывает на то, что влияния криминального мира и его педагогика — это не романтические веяния и не безобидные игры, а антипедагогика. Распространение в стране криминальной антипедагогики как социальной реальности приобретает угрожающее соци­ально-стратегическое значение, увеличивает возможность превраще­ния нашего государства, общества, населения страны в подлинно криминальные.

Как направление юридико-педагогических исследований криминальная педагогика начала зарождаться в XIX в. в исследова­ниях и трудах М.Н. Гернета, СВ. Максимова, В.Д. Набокова и др. В их работах особенности криминально-педагогической реальности отражались фрагментарно и описательно. Чрезвычайно активно над изучением и описанием внутренней жизни криминальной среды, в том числе и ее педагогических аспектов, стали работать с конца XX в. В.М. Анисимков, И.П. Башкатов, Б.Ф. Водолазский, Ю.А. Вакутин, А.И. Гуров, В.Ф. Пирожков и др.

Как специфическая система научного знания криминальная пе­дагогика имеет свой предмет — феномены, закономерности и меха­низмы педагогических влияний и их последствий в криминальной среде, в также педагогические способы противостояния и разруше­ния их.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.