Сделай Сам Свою Работу на 5

Методические особенности правовоспитания молодежи





Поскольку правовое воспитание — одна из час­тей общей системы воспитания молодого по­коления, то здесь сохраняют свою силу его общие принципы. Оно должно основываться на общечеловеческих нравственных позициях, гуманистическом подходе к личности, уважении к ней. Принцип целостности и всесторонности воспитательного процесса предпола­гает использование средств и методов правовоспитательного влия­ния с тем, чтобы обеспечить взаимосвязанное и взаимоподкрепляю-щее воздействие на основные сферы человеческой психики — на сознание, чувства и волю. Этот принцип основан на важнейшем положении педагогики о том, что человек воспитывается не «по частям», воспитание не допускает белых пятен. Важным аспектом является требование систематического, последовательного и непре­рывного воспитательного воздействия на молодежь. Молодежь ак­тивна по своей природе, и это объективное ее качество должно в полной мере учитываться и использоваться в правовоспитательной работе. Самое главное — это пробуждать и направлять в правовое русло ее стремление к активной деятельности.

Как бы ни был организован процесс правового воспитания, его основная цель — способствовать определенным изменениям в соз­нании и поведении молодых людей с уже имеющимися пониманием мира, взглядами, характером поведения. Учет индивидуальных осо­бенностей личности во многом определяет как содержание, так и организацию правового воспитания в каждом конкретном случае. Решающим фактором, формирующим социальный облик молодого человека, является его принадлежность к конкретной социальной общности: студенты, учащиеся, рабочие и др. Сходные условия жизни и деятельности, продолжительное общение также определяют сходство взглядов, стереотипов поведения и пр. Вот почему принцип дифференцированного подхода в правовом воспитании молодежи яв­ляется важным.



Влияние, которое оказывается в ходе правового воспитания, мо­жет происходить двумя основными путями: путем сообщения и путем примера.

Первичный формой сообщения является информиро­вание. В одних случаях она выступает как взаимообмен текущими сведениями, а в других — как передача от одних лиц другим дидак­тически организованного материала с целью просвещения. По своему содержанию это главным образом сведения о правовых событиях в обществе, о политических событиях и их правовой оценке, о харак­тере взаимоотношений между различными группами людей и кон­кретными людьми. По сравнению с другими формами сообщений Информация относительно нейтральна. Она имеет в основном осве­домительный характер и не преследует прямую цель перестройки Ценностно-правовых ориентации личности.



Иначе обстоит дело с другой формой сообщения — убеж­дением. В нем отчетливо выражено стремление лица, осуществ­ляющего правовое воспитание, передать информацию таким образом, ,чтобы именно она изменила взгляды молодых людей и способство­вала формированию новых нравственно-правовых установок. Так, Например, сообщения о фактах проявления принципиальности, скажем, судьей, в вопросах защиты прав граждан заставит по-иному, взглянуть на судью и суд. Убеждение связано с критическим восприятием информации, ее анализом, взвешиванием, оценкой. Ин форматор в этой ситуации должен четко представлять, в чем именно он хочет убедить собеседника, который тоже должен понимать, о чем идет речь. Из этого следует, что преподносимый материал должен излагаться доступно и ясно.

Убеждение предполагает, что информация не просто понята, но и принята. А этого можно достигнуть только на основе правильного подхода к аудитории и с учетом особенностей личности молодых людей.

Безусловным требованием является уважение к молодежи. Только на этой основе возникает ее желание выслушать, понять, от­нестись к сообщаемому с доверием.



Важную роль в сообщении играет внушение. Это вид пси­холого-педагогического воздействия, при котором высказанные су­ждения воспринимаются другими людьми без осмысления. От убе­ждения внушение отличается тем, что оно связано прежде всего с влиянием на эмоциональную сферу личности. Внушение может быть прямым или косвенным. Прямое внушение имеет место, когда не­посредственно излагаются правовые взгляды, позиции с уверенно­стью, что они будут восприняты.

Косвенное внушение основывается на ярком, впечатляющем факте (фактах), запоминающихся ситуациях. И хотя цель — склон­ность к определенному образу мышления и действия — прямо не декларируется, она остается и, как правило, достигается. Это обес­печивается с помощью различных художественных средств: музыки, фильмов, живописи, литературы, технических и наглядных средств, информационных технологий, музеев, библиотек. Практике право­вого воспитания известны примеры, когда их использование произ­водило глубокий нравственный переворот в сознании и поведении молодых людей.

Второй способ влияния в процессе правового воспитания — при­мер. Его сила и действенность в том, что он нагляден, заразителен, во многих случаях легко поддается воспроизведению, служит образном правового поведения. Влияние через пример во многом определяется господствующим в обществе отношением к власти, праву; стилем господствующих в обществе отношений; правовыми вкусами и оцен­ками. Пример способен производить разные влияния на молодежь -привлекающие, внушающие, обучающие, убеждающие, воодушев­ляющие, заражающие. В процессе повседневного общения молодые люди часто сами выбирают какие-то образцы правового поведения и ориентируются на них. Но здесь есть и свои минусы. Через сти­хийно действующий пример распространяются не только положи­тельные, но и отрицательные влияния. Поэтому задача правового воспитания состоит в том, чтобы выдвинуть в качестве образца примеры, достойные подражания. Необходимо принимать во вни­мание свойственное молодым людям критичное восприятие предла­гаемого образца, нормы поведения. Они не любят бездоказательных истин и стремятся сами участвовать в установлении истинного и ложного. Здесь проявляются такие качества взросления, как само­стоятельность, чувство собственного достоинства, уверенность в своих силах и др. Поэтому следует учитывать, каким образом развивается процесс восприятия примера и отношения к нему.

К подражанию и «заражению» близко примыкает такое соци­ально-психологическое явление, как мода. Это один из элементов стандартизированного поведения. Мода может касаться не только одежды, но и способов поведения, форм развлечения, отношения к власти, закону, праву. Среди части молодежи распространена де­монстрация своей «взрослости», «смелости» и «достоинств» прояв­лением неуважения к старшим, культурным нормам поведения, правовым нормам поведения в общественных местах. Такая мода приводит к правовому нигилизму, низкой правовой культуре, асо­циальному и противоправному поведению.

Выступление в молодежной аудитории требует серьезной подго­товки, осмысления предлагаемого материала с точки зрения его пе­дагогической роли и педагогических возможностей. Перед ней при­ходится выступать сотрудникам правоохранительных органов, которые зачастую либо пытаются запугать слушающих санкциями, обещая их ужесточение в будущем, либо сводят разговор к характеристике молодых правонарушителей как жертв неблагоприятных обстоя­тельств, к несовершеннолетию, уменьшающему ответственность[242]. За­дача же состоит в другом. Необходимо показать глубокую моральную сущность правовых норм, их необходимость в обществе, возмож­ность разрешения существующих проблем правовыми средствами, роль самих правоохранительных органов, в том числе милиции, в жизни общества, гражданина и конкретного человека. Встреча с 4' юристами не должна формировать в сознании молодежи убежденность, что закон для того только и существует, чтобы «посадить в «тюрьму». Напротив, информация должна формировать понимание ; того, что главное для закона — способствовать упорядочению отношений, защите прав и выполнению обязанностей. Что касается уголовно-правовых допросов, то важно не детализирование и анализ преступления, а демонстрация вреда, причиняемого личности, гражданину, родным, обществу, будущему самого правонарушителя.

Воспитание не может основываться лишь на словесных методах. Важную роль играет практика. Поэтому решающее значение имеет опыт обращения молодых людей в правоохранительные органы, общения с их представителями. Никакие беседы не смогут убедить молодого человека в справедливости и правильности закона, если его служители не справедливы, безразличны, грубы, если от проблем, возникших у молодого человека, отмахиваются.

Для правового воспитания важную роль играет участие молодежи в практике правовоспитания и правоохраны, и необходимо искать его формы. Прививать вкус к правовым проблемам и правильному их решению помогают ролевые игры, нравственно-правовая оценка поступков героев произведений и фильмов, носителей криминальной субкультуры, скинхедов, собирание и анализ юридических пословиц и поговорок и пр.

Назрела необходимость активизации общественных форм обсу­ждения и решения проблем правовоспитания молодежи, с участием правительственных органов, творческих союзов, педагогов и психоло­гов; организация общественных просмотров, обсуждений, конкурсов программ, передач, спектаклей, фильмов на нравственно-правовую тематику, консультативная помощь юристов творческим коллекти­вам и авторам, методическая — педагогов — таков далеко не пол­ный перечень способов содрудничества и общественного решения сложнейшей проблемы правовоспитания молодежи, имеющей ог­ромное значение для будущего российского общества и националь­ной безопасности.

Интересы правовоспитания требуют подготовки и издания спе­циального учебника по правовому воспитанию.

Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений

1. Покажите значение правовоспитанности граждан в установлении в стране законности и правопорядка и перспективах построения в России право­вого общества и обоснуйте необходимость создания системы правовос­питания в обществе.

2. В чем, на ваш взгляд, заключаются основные причины невысокого уровня основной массы населения, работнико и служащих?

3. Что вам известно о том, где, как и с какой эффективностью ведется у нас правовоспитательная работа?

4. Каков механизм правовоспитательных влияний социальной среды на правовоспитанность граждан?

5. Раскройте организационные основы педагогической системы правовоспи­тательной работы с населением.

6. Назовите и поясните смысл и предназначение специальных педагоги­ческих принципов правовоспитательной работы с населением.

7. Вспомните основные направления правовоспитательной работы с насе­лением; подумайте, какие из них самые важные, какие следует органи­зовать в первую очередь, какие труднее всего организовать (почему?) и что бы вы предложили, чтобы преодолеть трудности.

8. Оцените современные увлечения разных групп молодежи и оцените, как они сказываются на правовой социализации и формировании правовой культуры.

9. Оцените деятельность наших каналов телевидения и ответьте на вопросы: что в ней положительно сказывается на правовоспитании населения? что — отрицательно? Каково соотношение положительных и отрица­тельных влияний?

10. Что такое народная педагогика, каково ее состояние сейчас и влияние на правовоспитанность граждан?

11. Как вы расцениваете состояние правовоспитания детей в семье и в общеобразовательной школе, что и как вы предложили бы улучшить?

12. Как вы оцениваете правовоспитательную работу правоохранительных органов, органов государственного и местного самоуправления? Какие пути для улучшения этой работы существуют?

13. То, что делается в вашем образовательном учреждении, беспорно, сказывается на правовоспитанности студентов (курсантов, слушателей). Оцените: формируется ли у обучающихся должный уровень правовой культуры? Есть ли мешающие этому и факторы (какие?), что можно и нужно улучшить?

14. Попробуйте объективно оценить, а прилагаете ли вы сами, обучающиеся в вашей учебной группе должные усилия по правовому самовоспитанию? Есть ли здесь недостатки? Что надо поправить и усилить?

Библиографический список

Актуальные вопросы нравственного воспитания правонарушителей. —

М., 1990. Криминологические и психолого-педагогические проблемы правового воспитания / Материалы международной научно-практической конференции (24—25 апреля 2003 г.). — Брянск, 2003. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. — М., 1982. Организация и эффективность правового воспитания. — М., 1983. Сальников В.П. Правовая культура советского человека. — Л., 1986. Сальников В.П. Убеждение и принуждение в деятельности органов внутренних дел. — Л., 1989.

 

 

Глава 14

 

КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ,

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.