Интеграция России в мировое хозяйство.
Современные экономические реалии убеждают, что ныне невозможно в одной стране в оптимальных масштабах производить все необходимые виды продукции. Для постоянно увеличивающихся объемов производства и потребления необходимы постоянный рост и совершенствование международной специализации и кооперирования. Этим объясняется явление глобализации[9] - сращивания экономик всех стран в одну единую экономическую систему. Глобализацию можно охарактеризовать как высшую стадию (ступень, форму) интернационализации хозяйственной жизни.
Российская экономика стала частью мировой хозяйственной системы. Об этом свидетельствует несколько новых для неё тенденций.
Во-первых, начиная с 2004 года, российский банковский сектор уже не играет решающей роли в кредитовании субъектов крупного бизнеса в России. Последние привлекают заёмные средства на международных финансовых рынках либо в форме выпуска еврооблигаций, либо в виде синдицированных банковских кредитов. В 2003 году любой выпуск облигаций или синдицированный кредит на сумму более 100 миллионов долларов рассматривался как значимое событие. В 2004 году уже обычными стали займы на сумму от 300 до 500 миллионов.
Во-вторых, у многих российских компаний имеются крупные иностранные акционеры. Только за 2007 год доля иностранных компаний в уставных капиталах российских банков выросла с 15,9 до 25,08 процента. Таким образом, иностранцы владеют четвертью капитала всех отечественных кредитных организаций, в т.ч. нерезиденты выкупили четверть акций Сбербанка в ноябре 2007 г.[10] После «прочих» иностранных инвестиций вторыми и по темпам роста, и по объемам идут прямые иностранные инвестиции (ПИИ): их рост ускорился в 2,5 раза, объем составил 15,8 млрд. долларов. Основной частью и этих инвестиций являются кредиты, относимые к «прямым инвестициям» лишь потому, что их предоставляют предприятиям их иностранные совладельцы.[11] К концу 2007 года объем накопленных Россией иностранных инвестиций составил более 200 миллиарда долларов[12], а уже в I полугодии 2010 года – 262,6 миллиарда долларов.
В-третьих, российские собственники перестраивают структуру своих компаний под стандарты мирового финансового рынка. Так, компания «Базовый элемент» заявила о слиянии своих девелоперских и инфраструктурных активов в единый строительный сектор для повышения привлекательностью своего бизнеса в глазах инвесторов. До 2012 года строительные активы наряду с другими предприятиями БазЭл будут выведены на фондовую биржу. Основные активы объединяемой группы сосредоточены в шести секторах — энергетическом, машиностроительном, ресурсном, финансовых услуг, строительном и авиационном. БазЭл владеет 25% акций в австрийской компании Strabag, а также 9,99% акций немецкой строительной компании Hochtief. Консолидированная выручка предприятий группы в 2006 году превысила $18 млрд., рыночная стоимость активов — более $23 млрд. Менеджмент компании так комментирует предстоящие преобразования: «Мы надеемся, что более эффективная структура управления активами сделает их более привлекательными для потенциальных партнеров и инвесторов, позволит нам добиться максимального синергического эффекта и в будущем станет способствовать успешному выходу наших компаний на биржу».[13]
Подобная перестройка происходит не только в сырьевых отраслях, но и в отраслях потребительского назначения, где уже существуют компании с годовым оборотом свыше миллиарда долларов («Вимм-Билль-Данн», «Балтика», розничные сети и др.). Предприятия пищевой и табачной промышленности, других отраслей выходят на мировой кредитный рынок и производят IPO[14]. Косметический концерн «Калина» (с оборотом около 200 миллионов долларов) в 2004 году произвел IPO на российской бирже, но покупателями акций оказались иностранцы. Привлекаемые от IPO средства уже составляют около 2-х процентов ВВП.
В-четвертых, российский крупный бизнес активно осуществляет инвестиции за рубеж. Начиная с 2001 года, приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Россию приблизительно равен их оттоку. Среди стран с развивающейся рыночной экономикой Россия вышла на третье место в качестве источника ПИИ — после Гонконга и Британских Виргинских островов (учитывая оффшорный статус последних, можно предположить, что часть капиталов, инвестируемых из этих территорий, также имеет российское происхождение). Субъекты мирового рынка российского происхождения пока представлены в основном компаниями из нефтегазовой, металлургической и телекоммуникационной отраслей: давно функционирующие на мировом рынке «ЛУКойл», «Русал», «Норильский никель», «Северсталь»; «Вымпелком» и МТС на рынках СНГ и ряд других. Более половины зарубежных активов российских компаний расположены в Европе. Около 80% зарубежных активов приходится на три нефтегазовых концерна и девять горнодобывающих и металлургических компаний.
Таким образом, хозяйствующие субъекты России стремительно вошли в число ведущих мировых инвесторов. Но интеграция России в мировое хозяйство продолжает строиться по отжившей схеме обмена сырья на импортные изделия, что ставит отечественную экономику в опасную зависимость от конъюнктурных колебаний цен на мировых сырьевых рынках и заметно ослабляет ее позиции в системе международных экономических отношений. Удельный вес страны в мировом обороте товаров и услуг снизился с 2,5% в дореформенный период, примерно до 1,5% в настоящее время. Отечественные производители остаются вне сферы международного промышленного и инвестиционного сотрудничества: они не имеют прочных кооперационных связей с зарубежными партнерами, не включены в интернациональные воспроизводственные цепочки. Россия не принимает участия в выработке на многостороннем уровне норм и правил регулирования внешнеэкономического оборота, выступает пассивным объектом процессов глобализации, а не ее активным субъектом, в основном принимает предлагаемые ей «правила игры», но не имеет собственной позиции по многим актуальным вопросам развития мировой экономики. В результате Россия слабо использует выгоды растущей интернационализации отечественного хозяйства и, наоборот, сталкивается с серьезными внешними угрозами национальной экономической безопасности.
В мировой экономике ныне существует более 30 интеграционных объединений. С частью из них у России заключены разного рода соглашения интеграционного типа. В частности, ключевое значение для нашей страны имеет интеграция Евросоюза и России в рамках единого европейского экономического пространства. Значительные возможности для расширения интеграционных процессов имеются у России во взаимоотношениях со странами СНГ. В 2000 г. главы пяти государств СНГ (Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан) преобразовали Таможенный Союз в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), которое в будущем чем-то может напоминать ЕС. Члены нового сообщества намерены стремиться к выработке согласованных позиций с международными экономическими организациями, к созданию общей платежной системы и равных условий для доступа на рынки сторонних иностранных инвестиций. Россия также в определенной степени сотрудничает с другими современными мировыми региональными объединениями – с Азиатско-тихоокеанским экономическим сотрудничеством (АТЕС), с организацией стран-экспортеров нефти (ОПЕК), с ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
Немаловажное значение имеет участие нашей страны в деятельности Международного банка реконструкции и развития (МБРР) в Международном валютном фонде (МВФ) и т.д.
Интеграция России в мировое хозяйство связана также с решением проблемы вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО), в которую в 2008 г. входило 153 страны. Переговоры о вступлении России в ВТО ведутся с 1995 г. Основная цель ВТО: либерализация международной торговли на основе многостороннего механизма регулирования торговых связей, роста производства и торговли товарами и услугами, рационального использования источников сырья, сохранения окружающей среды. Членство в ВТО дает для страны возможность активного использования равных с другими государствами прав, льгот и привилегий на взаимной основе. Пока же государства – члены ВТО в отношении российского экспорта вводят повышенные пошлины, что препятствует доступу российских товаров на их рынки. Вместе с тем, здесь не все так однозначно. Вступление России в ВТО может иметь и ряд серьезных негативных последствий, связанных с ростом импорта продуктов питания, сельскохозяйственных машин, текстиля, с непосильной конкуренцией для российских страховых компаний и банков и т.д. Россия должна будет шире открыть внутренний рынок для иностранных товаров и услуг. Нашей стране придется снизить уровень таможенных тарифов на импорт продукции с 14-17% в настоящее время до 4-6% - уровня стран – членов ВТО. Поэтому, чтобы не допустить подобных отрицательных явлений, Россия стремится до вступления в ВТО получить определенные гарантии.
Членство нашей страны в ВТО ставит перед федеральным правительством две основные проблемы: 1) сокращение источников пополнения доходных статей бюджета из-за сокращения таможенных пошлин и тарифов; 2) согласование обязательств РФ перед странами СНГ, с которыми уже имеются таможенный союз или иные торговые соглашения.
Как видим, проблема интеграции России в мировое экономическое пространство весьма сложна и многообразна.
В заключение подчеркнем, что и сегодняшняя российская экономика для своего поступательного развития нуждается в дальнейшем реформировании. Однако этот процесс должен быть в большей мере научно обоснованным.
Контрольные вопросы
1. Национальная экономика России, структура и развитие в условиях рынка.
2. Потенциал и динамика развития российской экономики.
3. Проблемы достижения экономического роста в России.
4. Совершенствование структурной политики в современной России.
5. Основные направления модернизации российской экономики.
6. Экономика и внешнеэкономические связи России в условиях глобализации.
7. Проблемы повышения эффективности российского экспорта в контексте процессов глобализации.
8. Проблемы и перспективы совместного присоединения к ВТО России.
Тесты
1. Наибольший демографический спад в России наблюдался в:
а) 20-е годы XX в.;
б) 30-е годы XX в.;
в) годы так называемых сталинских репрессий;
г) 90-е годы XX в.;
д) первые годы XXI в.
2. Наибольший спад производства ВВП (ВНП) имел место в:
а) Советском Союзе в годы Великой Отечественной войны;
б) мировой экономике в годы Великой депрессии;
в) США в 30-е годы XX в.;
г) странах Западной Европы в 30-е годы XX в.;
д) России в 1992-1996 гг.
3. Переходность состояния экономики России не допускает:
а) планирования социально-экономического развития;
б) опоры только на самоорганизацию экономических отношений между хозяйственными субъектами;
в) централизованного регулирования национальной экономики;
г) социальной ориентации экономической политики государства;
д) отстранение государства от регулирования процесса общественного воспроизводства.
4. Под структурными сдвигами в общественном производстве понимается изменения:
а) отраслевой структуры производства;
б) территориального размещения производительных сил;
в) соотношения между прямыми и косвенными методами государственного регулирования;
г) соотношения между сферами национальной экономики;
д) механизма хозяйствования.
5. В результате перехода России к рыночным механизмам саморегуляции хозяйственных связей:
а) произошло ухудшение сложившейся структуры национальной экономики;
б) появились прогрессивные сдвиги в отраслевой структуре общественного производства;
в) структура национальной экономики не претерпела изменений;
г) существенно улучшилась структура экспорта России;
д) произошло снижение уровня оплаты труда и эффективности производства.
6. «Утечка умов» из России в США означает, что:
а) истощенная «реформами» Россия выступила в роли интеллектуального донора;
б) богатые США выступили в роли интеллектуального «вампира»;
в) бегство «человеческого капитала» из России стало наиболее доходной статьей США в отношениях с нашей страной;
г) Россия получила большие доходы;
д) Россия укрепила свой научно- технический потенциал.
7. Миграционная политика России на современном трансформационном периоде должна исходить, прежде всего, из:
а) приоритета национальных интересов;
б) обеспечения научно – технической и экономической безопасности;
в) обеспечения открытости экономики;
г) соблюдения международных норм в области прав человека;
д) необходимости первоочередного включения страны в процесс глобализации.
8. Реализация основных принципов социальной политики в России в начале XXI в. заключается в:
а) росте дифференциации доходов населения;
б) ослаблении дифференциации доходов населения;
в) смягчении социальных противоречий;
г) повышении уровня жизни подавляющей части населения;
д) повышении качества жизни;
е) росте реальных доходов так называемого среднего класса.
9. Финансовыми источниками активизации инвестиционной деятельности в Российской Федерации может быть:
а) увеличение нормы накоплений (сбережений);
б) наращивание фондов амортизационных отчислений;
в) сокращение фонда потребления;
г) индексация фондов амортизации и накоплений;
д) повышение процентных ставок.
10. Наибольший ущерб был нанесен национальному богатству России (Советскому Союзу) за годы:
а) Первой мировой войны;
б) гражданской войны;
в) коллективизации;
г) Великой Отечественной войны;
д) «рыночных реформ» 90-х годов XX в.
11. Износ основных фондов более чем на 50% в российской экономике был обусловлен:
а) низкой нормой амортизационных отчислений;
б) высокой нормой возмещения;
в) «проеданием» амортизационных фондов;
г) высокой нормой накопления;
д) нецелевым использованием амортизационных фондов;
е) низкой процентной ставкой.
12. Проведение политики ускоренной амортизации предполагает введение и стимулирование:
а) высокой нормы амортизации;
б) низкой нормы накопления;
в) низкой нормы амортизационных отчислений;
г) замедления выбытия основных фондов;
д) ускоренное выбытие основных фондов.
13. Выезд из России в США более 50 тыс. научных работников и специалистов был вызван:
а) отсутствием демократических свобод в России;
б) нежеланием жить в нашей стране;
в) смягчением иммиграционной политики США в отношении бывших социалистических стран;
г) отсутствием финансирования в России НИОКР и высшей школы, низким уровнем оплаты труда;
д) политикой «прав человека» и открытости экономики.
14.Меры воздействия, используемые в научно – технической политике:
а) бюджетное финансирование НИОКР;
б) льготное кредитование и налогообложение наукоемких производств;
в) регулирование процесса ускоренного обновления основных фондов;
г) предоставление льгот экспортерам сырьевых ресурсов;
д) открытость национальной экономики.
Литература к главе VI
1. Аганбегян А.Г. Социально – экономическое развитие России [Текст].- 4-е изд.- М.: Дело, 2006.- 272 с.
2. Актуальные проблемы социально – экономического развития России: сб. науч. трудов/ под общ. ред. Н.Н. Пилипенко.- М.: Дашков и К. Вып. VI – М., 2007.- 738 с.
3. Богданов И.Я., Калинин А.П., Родионов Ю.П. Экономическая безопасность России.- М., 2004.
4. Бреев Б.Д. Система государственной поддержки малого предпринимательства в России и пути ее совершенствования.- М., 2003.
5. Бюджетная система Российской Федерации [Текст]: учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. спец./ ред. О.В. Врублевская, М. В. Романовский.- 4-е изд.- СПб.: Питер, 2008.- 576 с.: ил.- (Учебник для вузов).
6. Государственная политика промышленного развития России: от проблем к действию/ под ред. Е.М. Примакова, В.Л. Макарова.- М.: Наука, 2004.
7. Ершов М.В. Экономический суверенитет России в глобальной экономике [Текст].- М.: Экономика, 2005.- 280 с.
8. Князева И.В. Антимонопольная политика в России [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. «Нац.экономика».- 3-е изд., стер.- М.: Омега – Л, 2008.- 493 с. – (Высшее экономическое образование).
9. Корнилов М.Я. Экономическая безопасность России [Текст]: основы теории и методологии исслед.: учеб.пособие.- 2-е изд., стер.- М.: Изд-во РАГС. 2009.- 154 с.
10. Кудров В.М. Национальная экономика России [Текст]: учеб.- М.: Дело, 2006.- 544 с.
11. Макроэкономика. Теория и российская практика: учеб./ под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: КноРус, 2005.- 688 с.
12. Меньшиков С.М. Анатомия российского капитализма [Текст]: [моногр.].- 2-е изд., доп.- М.: Междунар.отношения, 2008.- 464 с.
13. Оценка социально – экономических последствий присоединения России к Всемирной торговой организации [Текст]: [моногр.]/ РАН, Ин-т междунар. экон. и полит.исслед.; под ред. Р.С. Гринберга, А.И. Татаркина.- М.: Экономика, 2007.- 534 с.
14. Покидченко М.Г. Пути развития экономики России: теория и практика: учеб.пособие/ М.Г. Покидченко, Л.Н. Сперанская, Т.А. Дробышевская; [ред.Е.А. Рязанцева].- М.: ИНФРА-М, 2005.- 312 с.
15. Приоритеты экономического развития субъектов Российской Федерации [Текст]/ Л.Я. Березин, В.А. Матвеев, С.В. Сигова, В.А. Гуртов.- М.: Кучково поле, 2005.- 496 с.
16. Пузиков О.С. Инвестиционная политика и структурные преобразования российской экономики. Ростов н/Д, 2002.
17. Пути развития экономики России: теория и практика [Текст]: учеб.пособие/ М.Г. Покидченко, Л.Н. Сперанская, Т.А. Дробышевская; [ред. Е.А. Рязанцева].- М.: ИНФРА-М,2005.- 312 с.- (Учебники экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова).
18. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации, 2008 [Текст]: стат.сб./Федер.служба гос.статистики; редкол.: А.Л. Кевеш, М.И. Гельвановский, И.П. Горячева [и др.].- М.: Росстат, 2008.- 668 с.
19. Сафонов И.А. Россия в общеевропейском процессе экономической интеграции [Текст].- М.: Экономика, 2005.- 135 с.
20. Стратегический ответ России на вызовы нового века/ под общ.ред. Л.И. Абалкина.- М.: Экзамен, 2004.
21. Уровень жизни населения Российской Федерации/ под ред. В.А. Январева, В.Г. Зимина.-М., 2002.
22.Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: Россия и мир. 1922-2015 [Текст]: [моногр.].- М.: Экономка, 2005.- 606 с.
23. Фетисов Г.Г. Монетарная политика и развитие денежно – кредитной системы России в условиях глобализации: национальный и региональные аспекты [Текст]: [моногр.].- М.: Экономика, 2006.- 509 с.
24. Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа [Текст]: учеб.пособие.- 2-е изд.- М.: Дашков и К, 2008.- 216 с.
25. Чапек В.Н. Инвестиционная привлекательность экономики России. Ростов н/Д, 2006.
26. Экономическая безопасность России [Текст]: общий курс: учеб./ под ред.акад.Рос.акад.естеств.наук В.К. Сенчагова; Рос.акад.естеств.наук, Секция «Пробл.макроэкон.и соц.рыноч.хоз-ва».- М.: Дело, 2005.- 896 с.
27. Ясин Е.Г. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее.- М., 2004.
глава VII. Актуальные проблемы
экономической мысли Запада
7.1. Современная экономическая наука и ее структура
В современной экономической науке структура экономико-теорети-ческого знания включает: теоретическое знание, эмпирическое знание (совокупность фактов, получивших истолкование в рамках соответствующей теории); парадигмальное знание, охватывающее общие, стандартные представления о предметной области и принципах ее изучения; инструментальное знание и навыки в области технологии исследовательской работы; инструментальное знание и навыки прикладного характера.
Определение фундаментальных понятий экономической теории упирается в методологические проблемы. Главная задача методологии состоит в том, чтобы поставить вопросы перед теоретиками и практиками: какое применение на практике могут найти результаты теоретико-экономических исследований. Методология, таким образом, представляет собой способ, позволяющий определить критерии соотношения между теорией и реальностью, формировать знание в тех или иных условиях. Интерес к методологии в последние десятилетия существенно возрос в мире. Методология экономической науки опирается на мировоззренческий подход исследования предмета, структуры, места данной науки в общей системе знаний, сам метод исследования.
В основе методологии исследования находятся возможности использования широкого спектра методов научного познания, среди которых особое место занимает диалектический метод. В современных условиях важнейшим методом познания экономических процессов выступает системный подход. Этот метод предполагает изучение того или иного явления на основе всестороннего специального анализа:
· выявление, четкое определение и формирование проблемы в условиях большой неопределенности;
· выявление целей развития и функционирования системы;
· выбор стратегии анализа и разработок на его основе;
· точное определение систем, т.е. границ, входов и других компонентов;
· выявление функции и состава создаваемой вновь системы.
В современных условиях экономическая теория активно использует методологические достижения кибернетики и синергетики. Кибернетика исследует общие закономерности управления, которые активно используются в экономических процессах. Синергетический подход связан с изучением механизма познания самоорганизации и эволюции экономических систем. Синергетика как теория самоорганизации вводит в экономический анализ понятие «параметры порядка». Именно они определяют все главное в экономической системе.
При изучении экономической жизни людей, их групп и всего общества возможен, разумен и необходим такой метод как экономический эксперимент, хотя далеко не всегда можно предвидеть все вероятные результаты этого эксперимента.
Экономический эксперимент — это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения.
В структуре экономической науки выявляются два основных подхода: рационализм и эмпиризм. Для рационализма характерен дедуктивный логический метод, метод научных абстракций, методологическая установка на создание «чистой теории». К этому направлению экономической науки относятся: классическая политэкономия, маржинализм, кейнсианство, неоклассика. Для эмпиризма характерен индуктивно-исторический метод, описательный метод, нормативный подход. Это направление представлено немецкой исторической школой, марксизмом, институционализмом.
Для экономических наук экономическая теория является общим теоретическим и методологическим основанием, т.е. выступает как фундаментальная наука, формирует для них базовые понятия. Не менее важно и то, что с помощью экономической теории выявляется связь экономических дисциплин друг с другом. Одновременно все экономические дисциплины оказывают обратное воздействие на экономическую теорию, конкретизируют ее представления о различных сферах экономики, обогащают ее новыми статистическими и историческими сведениями. В современном западном мире активно дискутируются методологические вопросы экономической теории. В значительной степени это можно объяснить усложняющимися процессами мирового и национального развития. Меняется восприятие экономической теории как объекта методологического анализа. Образ науки как единого здания с одинаковой для всех методологией исследования уходит в прошлое, постепенно уступая место новым представлениям, в соответствии с которыми экономическая теория предстает как совокупность различных научных направлений, призванных решать общую задачу теоретического анализа экономических принципов и выработки практических рекомендаций по управлению экономикой. Подобные изменения в методологическом анализе отражают масштабные тенденции, определившие в странах Запада интеллектуальный климат последней трети 20 века. Одним из главных критериев адекватности экономической теории является ее способность быть теорией общественного развития, рассматривающей в качестве предмета своего анализа всю систему национального хозяйства. На протяжении последних трех десятилетий в центре внимания экономистов находится постиндустриальная экономика, что привело к формированию ряда взаимосвязанных концепций: «информационная экономика», «экономика, основанная на знаниях», «новая экономика», в рамках которых исследуются различные эффекты приращения объема знаний. Одновременно усиливается внимание к прикладным направлениям экономических исследований как наиболее значимой для практики части современной экономической науки. Существенной чертой современной экономической науки выступает ее углубляющаяся специализация.
В конце 20 — начале 21 веков в мире существенно расширился круг проблем, изучаемых экономической наукой. Среди новых экономических веяний можно назвать теории экономики доминирования Ф. Перру, экономики предложения А.Лаффера и М.Фелдстайна, рациональных ожиданий Р.Лукаса, человеческого капитала Т.Шульца и Г.Беккера, инновационной экономики и предпринимательского общества П.Друкера, конкурентных преимуществ и третьей промышленной революции К.Эклунда, разрыва с прошлым А.Гоффлера, социально-экономической справедливости Дж.Роулза.
Экономическая теория в ходе своего эволюционного развития вбирает в себя рациональные зерна различных школ, в то же время отвергает претензии некоторых из них на исключительную правильность. Ныне на Западе наблюдается, с одной стороны, желание подменить экономическую теорию отраслевой или функциональной наукой, а с другой стороны, стремление толковать экономическую теорию расширительно. Так, неоинституционалисты иногда пытаются рассматривать экономическую теорию через призму всех сфер деятельности человека и общества. В последнее десятилетие усиливается междисциплинарный характер экономических исследований.
В частности, усиливается взаимосвязь экономической теории с математикой, политологией, правоведением, психологией, социологией, биологией. На фоне кризиса идеологизированных экономических доктрин особенно видны успехи в прагматическом применении экономической науки. Экономика эволюционизирует. На смену индустриальной экономики, базировавшейся на использовании природных ресурсов, постепенно приходит экономика, базирующаяся на знаниях.
7.2. Теории социально-экономической стратификации
Социальная стратификация означает систему признаков и критериев расслоения, неравенства в обществе. История возникновения социально-экономической стратификации берет свое начало от физиократов (XVIII в.). Позднее на Западе (XIX–XX вв.) теории социальной стратификации возникли в противовес марксистско-ленинской теории классов и классовой борьбы. Если марксисты главным признаком классового деления общества считают, прежде всего, отношения собственности, то западные экономисты выделяют социальные слои и группы на основе таких признаков, как образование, психология, бытовые условия, занятость, доход. Суть их теорий: в любом обществе неизбежно неравенство. В современных условиях получили распространение также работы по проблемам «социальной бедности». Социальная стратификация, которая формируется, как результат действия рынка, типична для современной экономической мысли Запада. Во многом она опирается на теорию классов М.Вебера. В противовес Марксу, М.Вебер, кроме экономического аспекта стратификации, учитывал и такие аспекты, как власть и престиж. Он рассматривал собственность, власть и престиж как три отдельных взаимодействующих фактора, лежащих в основе иерархий в любом обществе. Различия в собственности порождают экономические классы, различия, имеющие отношения к власти, порождают политические партии, а престижные различия дают статусные группировки, или страты. Поэтому он сформулировал свое представление о « трех автономных измерениях стратификации»: 1) классы; 2) статусные группы; 3) партии.
У Вебера нет четкой классовой структуры капиталистического общества, поэтому разные интерпретаторы его работ дают несовпадающие перечни классов. Учитывая его методологические принципы и обобщая его исторические, экономические и социальные работы, можно следующим образом реконструировать веберовскую типологию классов при капитализме:
1. Рабочий класс, лишенный собственности. Он предлагает на рынке свои услуги и дифференцируется по уровню квалификации.
2. Мелкая буржуазия — класс мелких бизнесменов и торговцев.
3. Лишенные собственности «белые воротнички»: технические специалисты и интеллигенция.
4. Администраторы и менеджеры.
5. Собственники, которые так же стремятся через образование к тем преимуществам, которыми владеют интеллектуалы. 5.1. Класс собственников, т.е. те, кто получает ренту от владения землей, шахтами и т.п. 5.2. «Коммерческий класс, т.е. предприниматели. Вебер утверждал, что собственники — это «позитивно привилегированный класс». На другом полюсе — «негативно привилегированный класс», сюда он включал тех, кто не имеет ни собственности, ни квалификации, которую можно предложить на рынке.
Известно множество стратификационных критериев, которые делят любое общество. С каждым из них связаны особые способы детерминации и воспроизводства социального неравенства. Характер социального расслоения и способ его утверждения в своем единстве образуют то, что мы называем стратификационной системой.
Для характеристики социально-экономической стратификации используются понятая дифференциация и поляризация доходов. Следствием значительной дифференциации в доходах является бедность. Бедность оценивается как уровнем общих расходов, так и доходов.
Различают бедность абсолютную и относительную. Первая означает прямой недостаток в потреблении благ, абсолютно необходимых для удовлетворения физиологических потребностей, для сохранения здоровья и ведения умеренной активной деятельности. Вторая свидетельствует о низких доходах людей относительно среднего уровня доходов в стране. В разных странах существуют различные подходы к измерению бедности. Так, в США, как и в России, используется показатель абсолютной границы бедности. А в странах Западной Европы бедность измеряется относительно среднего уровня дохода населения. Здесь бедными признаются те, чей доход ниже половины или даже двух третей среднего дохода, то есть речь идет об относительной бедности. Разрыв между показателями абсолютной и относительной бедности весьма существенен. Скажем, абсолютная бедность в Москве составляет 12,9%, а относительная — 57,7%.
Несомненным фактом общественной жизни России является заметное усиление социальной дифференциации и поляризации. Уровень доходов населения зачастую определяется не столько тем, как оно работает, сколько местом работы. Больше всего среди бедных — наемных работников, живущих на зарплату, особенно это относится к госсектору. Ниже порога бедности доходы у пенсионеров и тех, кто живет на стипендию или пособие.
В России бедность официально понимается как получение дохода ниже прожиточного минимума.
Характеристика уровня бедности может быть основана на оценке депривации. Экономическая депривация — это вынужденное неполное потребление материальных благ и услуг, необходимых для удовлетворения основных потребностей личности. Т.е. депривация характеризует абсолютное недопотребление. Одним из факторов бедности выступает безработица. Существуют различные методы измерения бедности: нормативный, статистический, экономический, стратификационный, смешанный. Для борьбы с бедностью важно не само по себе повышение номинальной заработной платы, а рост ее покупательской способности.
Борьба с бедностью в России является стратегической задачей, т.к. Конституция РФ провозгласила нашу страну государством с социально-ориентированной рыночной экономикой. Эта задача в принципе решаема. Но при этом следует принять во внимание, что невозможно увеличивать доходы бедных, не повышая одновременно доходы, находящиеся выше границы бедности. Более того, невозможно разом увеличить доходы бедных хотя бы до величины прожиточного минимума без учета их исходной дифференциации. Следовательно, в стране должен быть создан такой механизм роста, при котором темп роста дохода был бы тем выше, чем ниже уровень дохода.
Государственные и социальные программы, направленные на преодоление бедности и сокращение неравенства, получили название эгалитаризм. К теории социально-экономической стратификации примыкают проблемы бюрократии и олигархии, поскольку они оказывают непосредственное влияние на социально-экономическое расслоение в обществе. В обыденном представлении бюрократия (власть канцелярии) воспринимается отрицательно, но в научном смысле означает особую, иерархическую систему управления, осуществляемую исполнительной властью. В этом случае бюрократия и чиновничество — синонимы. Без них не может функционировать государство. Экономика бюрократии — это система организаций, удовлетворяющая как минимум двум критериям: 1) она не производит экономические блага, имеющие ценностную оценку; 2) извлекает часть своих доходов из источников, не связанных с продажей результатов своей деятельности. Бюрократия обслуживает, прежде всего, интересы различных эшелонов законодательной и исполнительной ветвей власти. Чиновники не только реализуют уже принятые законы, но и активно участвуют в их подготовке, поэтому они нередко напрямую связаны с группами специальных интересов.
Реализуя свои собственные цели и интересы особых групп, бюрократы стремятся к принятию таких решений, которые открывали бы для них доступ к самостоятельному использованию разнообразных ресурсов. Принятие дорогостоящих программ предоставляет им широкие возможности для личного обогащения, усиления влияния.
С ростом бюрократии развиваются негативные стороны управления. Чем больше становится бюрократический аппарат, тем ниже качество принимаемых решений, тем медленнее они претворяются в жизнь. Различные ведомства преследуют нередко противоположные цели, их работники часто дублируют работу друг друга, увеличивают документооборот. Все это требует больших средств для решения простых вопросов.
Мизес еще в 1944г. объяснял неэффективность государственной бюрократии отсутствием расчетов прибыли и убытков и соответствующих санкций в отношении ее деятельности. Ученые предлагают создать условия конкуренции с другой бюрократией.
Олигархия — власть немногих, одна из форм правления государства, при которой вся полнота, государственной власти принадлежит небольшой кучке богачей. Олигархией называют саму правящую группу. Олигархия — финансовая верхушка монополистической буржуазии, персонально представляющая финансовый капитал, подчиняет себе государственный аппарат, определяет внутреннюю и внешнюю политику государства, осуществляет политическое и экономическое господство в стране.
Составной частью проблемы социально-экономической стратификации выступает концепция социальной справедливости.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|