Сделай Сам Свою Работу на 5

Позитивное решение глобальных проблем, и прежде всего, экологических. 12 глава





В СНС отражены, с одной стороны, наличные ресурсы, а с другой, — их использование. Эта система показывает равновесие совокупных операций обмена между участниками экономических отношений.

СНС опирается на современные теории политэкономического характера, объясняющие содержание и границы экономического производства, структуру экономики. По целям функционирования и источникам финансирования структура национальной экономики представлена пятью секторами:

нефинансовые предприятия (фирмы);

финансовые учреждения (банки);

государственные учреждения (органы государственной власти);

некоммерческие организации, обслуживающие домохозяйства;

домохозяйства.

Все виды экономической деятельности отражаются на счетах: счет производства, счет доходов, счет имущественного состояния, кредитный счет, финансовый счет.

По форме собственности в структуре национальной экономики выделяют частный и государственный сектор. Частный сектор включает домохозяйства и фирмы, государственный сектор — ту часть экономики страны, которая полностью контролируется государством (почта, оборонные предприятия и т.д.).



В современной рыночной экономике, кроме официальной экономики, существует и неофициальная, или теневая экономика. Теневая экономика – это неконтролируемое обществом движение товарно-материальных ценностей и услуг, т.е. скрываемые от органов государственного управления социально-экономические отношения между отдельными гражданами, социальными группами. Теневая экономика включает в себя нерегламентированные виды экономической деятельности, не учитывающиеся при исчислении ВВП.

Теневая экономика существует и в командной, и в рыночной системах, однако ее масштабы и сферы могут существенно различаться. Основным фактором, влияющим на образование теневой экономики, выступает несбалансированность спроса и предложения, которая вызывает огромный дефицит товаров и услуг.

Экономическими и социальными последствиями такой деятельности является изъятие из легальной экономики значительной доли средств и вытекающее отсюда снижение объема инвестиций. А это влечет за собой падение производства, неплатежи, а также сокращение налоговых и иных обязательных взносов в бюджет, которое вызывает задержки выплаты заработной платы и пенсий как источников существования основной части населения. В общемировом масштабе удельный вес неформального производства оценивается в 5-10% валового внутреннего продукта, а в России он превышает 30%.



По уровню и степени легальности осуществляемой деятельности теневая экономика подразделяется на неофициальную, фиктивную, криминальную.

Неофициальная («серая») экономика охватывает легальные виды деятельности, чаще в сфере услуг (репетиторство, медицинская помощь на дому и т.д.), но сопровождается сокрытием доходов от налогообложения.

Фиктивная («беловоротничковая»), широко распространена в сфере управления хозяйственной деятельностью на разных уровнях, особенно в странах с развитым государственным сектором. Для фиктивной экономики характерны приписки, мошенничество, хищения материальных ресурсов.

Криминальная («черная») экономика включает запрещенную законом деятельность (наркобизнес, заказные убийства и похищения людей, контрабанда, производство фальшивых денежных знаков и т.д.).

Весьма условным является разграничение типов теневой экономики. В отдельных случаях они пересекаются, имея общий интерес - получение дополнительного дохода за пределами правового поля.

В России теневая экономическая деятельность особенно активно проявляется на рынке ценных бумаг. Здесь имеет место некий симбиоз различных видов криминального менеджмента: фальсификация документов, мошенничество, хищение финансовых средств, заключение незаконных сделок с ценными бумагами. Представители теневой экономики наиболее масштабно ведут себя в процессе приватизации. Существует немало фактов, свидетельствующих о незаконных действиях акционеров при борьбе за контрольный пакет акций и др.



Выработка эффективной политики относительно теневой экономической деятельности требует комплексного социально-экономического и экономико-правового подхода. Прежде всего, здесь нужны два типа действий. С одной стороны, предстоит с ней бороться, и это — функция правоохранительных органов. С другой стороны, придется вводить теневую деятельность в стандартные размеры (согласно мировой практике ее стандарты — 5%) посредством легализации, причем так, чтобы это пошло на пользу отечественному производству.

Актуальной проблемой национальной экономики в современных условиях является обеспечение экономической безопасности. Национальная экономическая безопасность — совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию. Экономическая безопасность может быть достигнута тогда, когда степень зависимости страны от доминирующей экономики той или иной страны или группы стран не превышает предела, грозящего утратой национального суверенитета, существенным ослаблением экономической мощи, значительным снижением уровня жизни нации. Основные показатели национальной экономической безопасности страны: уровень и качество жизни; темп инфляции; уровень безработицы; экономический рост; дефицит бюджета; государственный долг; внешний долг; встроенность в мировую экономику; масштабы «теневой экономики»; структура собственности; налоговая система; развитость рыночных структур.

Угрозу национальной экономической безопасности создают внешние и внутренние факторы. К внешним факторам непосредственно для российской национальной экономической безопасности относятся: преобладание сырьевых товаров в российском экспорте; потеря традиционных рынков сбыта военной и машиностроительной продукции; зависимость России от импорта многих видов продукции; возрастающая внешняя задолженность; слабый экспортный и валютный контроль; недостаточная развитость инфраструктуры.

К внутренним факторам, составляющим угрозу национальной экономической безопасности России, относятся: унаследованная от прежней системы хозяйствования деформированность экономики; низкая конкурентоспособность национальной экономики из-за отсталости технологической базы многих сфер, высокой энерго- и ресурсоемкости; высокий уровень монополизации экономики; высокий уровень инфляции; низкий уровень научно-технического потенциала страны; тенденции регионального сепаратизма; низкая инвестиционная активность; несовершенство правового законодательства; низкая финансовая и договорная дисциплина участников рынка; криминализация экономики и коррупция в области управления экономикой; уклонение населения от уплаты налогов и др.

Обеспечение экономической безопасности — стратегическая задача, требующая разработки долговременной программы.

 

Основные понятия

Национальная экономика

Материальное производство

Нематериальное производство

Производительный труд

Национальное богатство

Общественное воспроизводство

Национальный продукт

Валовой национальный продукт

Валовой внутренний продукт

Добавленная стоимость

Чистый национальный продукт

Национальный доход

Личный доход

Личный располагаемый доход

Система национальных счетов

Теневая экономика

Неофициальная теневая экономика

Фиктивная теневая экономика

Криминальная теневая экономика

Национальная экономическая безопасность.

 

Рефераты

1. Национальная экономика и инфраструктура: взаимосвязь и взаимовлияние.

2. Национальное богатство и благосостояние населения.

3. Особенности теневой экономики в России.

4. Национальная экономическая безопасность и ее составляющие.

 

Контрольные вопросы

1. Что вы понимаете под национальной экономикой?

2. В чем сущность общественного воспроизводства?

3. Объясните сущность национального богатства.

4. Что включают показатели ВНП, ВВП и ЧНП?

5. Каковы способы измерения ВНП (ВВП)?

6. Что Вы понимаете под добавленной стоимостью?

7. Чем отличаются номинальный и реальный ВНП?

8. Охарактеризуйте национальный доход, личный доход и личный располагаемый доход.

9. Как можно охарактеризовать СНС и их классификацию?

10. Что Вы понимаете под теневой экономикой? Какова ее классификация?

 

Тесты

1. ВНП, рассчитываемый по сумме доходов, включает:

а) рентные платежи;

б) государственные закупки товаров и услуг;

в) заработную плату и жалованье;

г) прибыль корпораций;

д) валовые инвестиции.

 

2. Добавленная стоимость — это ...

а) сумма оплаты труда и прибыли;

б) разница между стоимостью готовой продукции и стоимостью сырья и материалов, используемых на ее изготовление;

в) разность выручки от реализации и всех материальных затрат, отраженных в себестоимости этой продукции;

г) сумма прибыли и амортизации.

 

3. Потенциальный ВВП измеряется:

а) объемом производства, соответствующим уровню потенциальных потребностей населения;

б) объемом производства в условиях полной занятости населения (при уровне естественной безработицы);

в) максимальным объемом продукции, который может быть произведен в данных экономических условиях;

г) объемом производства при данных факторах производства;

д) разностью между реальным и номинальным ВВП.

 

4. Общественная производительность труда измеряется:

а) количеством выпущенной продукции единицей оборудования в единицу времени;

б) величиной дополнительной продукции, созданной за определенный период;

в) стоимостью произведенного продукта за год, отнесенного к среднегодовой численности занятых в народном хозяйстве;

г) объемом ВВП, приходящегося на одного занятого в экономике.

 

5. Сумма чистого внутреннего продукта, амортизационных отчислений и косвенных налогов представляет собой:

а) валовой внутренний продукт;

б) валовой национальный продукт;

в) добавленную стоимость;

г) чистый национальный доход;

д) конечный общественный продукт.

 

6. ВВП НЕ включает:

а) продукцию, произведенную внутри страны национальным капиталом;

б) поступления из-за рубежа, связанные с факторными доходами;

в) материальные и нематериальные услуги, оказанные внутри страны;

г) продукцию, произведенную внутри страны иностранным капиталом;

д) промежуточный продукт.

 

7. Переведенный в США доход на американский капитал, инвестированный в экономику России, включается:

а) в ВВП России;

б) в ЧНП России;

в) в ЧНП и ВНП США;

г) в ВВП США;

д) в НД США.

 

8. Величина ЧНД рассчитывается как:

а) разность между величинами ВВП и ЧВП;

б) разность между величиной ВВП и амортизационными отчислениями;

в) сумма ЧВП и амортизационных отчислений;

г) сумма ЧВП и сальдо факторных (первичных) доходов, полученных из-за границы;

д) разность между ВНП и амортизационными отчислениями.

 

9. Учреждения, осуществляющие перераспределение доходов и богатства, предоставление нерыночных услуг, соответствуют сектору экономики:

а) нефинансовых корпораций;

б) финансовых корпораций;

в) государственного управления;

г) некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства;

д) иностранного предпринимательства.

 

10. По классификации Системы национальных счетов, к группе финансовых активов (СНС), относятся:

а) земля, природные ископаемые;

б) лицензии, патенты, авторские права;

в) здания, сооружения промышленного назначения;

г) наличные деньги и депозиты;

д) займы и кредиты.

 

11. По классификации СНС к группе непроизведенных материальных активов относятся:

а) земля;

б) лицензии, патенты;

в) здания, сооружения промышленного назначения;

г) депозиты, наличные деньги, займы, кредиты;

д) природные ископаемые.

 

12. По классификации СНС к группе произведенных материальных активов относятся:

а) земля, природные ископаемые;

б) лицензии, патенты, авторские права;

в) здания промышленного назначения;

г) депозиты, наличные деньги, займы, кредиты;

д) сооружения промышленного назначения.

 

13. К группе показателей, характеризующих экономическую безопасность страны, относятся:

а) ВНП, ВВП, ЧНП, НД;

б) срок службы основного капитала;

в) уровень дефицита госбюджета;

г) доля внешнего государственного долга в ВВП;

д) доля импорта во внутреннем потреблении;

е) доля внешних заимствований в ВВП.

 

14. Личный располагаемый доход представляет собой:

а) начисленную заработную плату;

б) реальную заработную плату;

в) полученный совокупный доход за вычетом налоговых и неналоговых обязательных платежей;

г) сумму первичных доходов и трансфертов.

 

Задачи

1. Номинальный объем ВВП страны за 2009 г. составляет 54080 тыс. у.е. Дефлятор ВВП был равен 1,04. Определите реальный ВВП.

Решение:

Реальный ВВП =

 

2. Предположим, что величина номинального ВВП равна 2200 у.е., а величина реального ВВП равна 2000 у.е. Определите дефлятор ВВП текущего года.

Решение:

Дефлятор ВВП=

 

3. Реальный ВВП страны равен 3500 у.е., а дефлятор равен 1,6. подсчитайте номинальный ВВП.

Решение:

номинальный ВВП

Реальный ВВП = (в %)

дефлятор ВВП

Номинальный ВВП = реальный ВВП х дефлятор ВВП (в %)

Номинальный ВВП = 5600 у.е.

 

4. Предположим, ВНП равен 8281 у.е., амортизационные отчисления составляют 6 % от объема ВНП, нераспределенная прибыль корпораций — 470, косвенные налоги — 520, субсидии — 250, налоги на прибыль корпораций — 157, подоходный налог — 723, трансфертные платежи — 605, взносы на социальное страхование — 115. Подсчитайте величины ЧНП, НД, располагаемого дохода населения.

Решение:

а) ЧНП = ВНП — амортизационные отчисления.

ЧНП = 8281 – 497 = 7784

б) НД = ЧНП — косвенные налоги + субсидии

НД = 7784 – 520 + 250 = 7514

в) ЛД = НД — взносы на соцстрах — нераспределенная прибыль корпораций — налоги на прибыль корпораций + сумма трансфертных платежей.

ЛД = 7514 – 115 – 470 – 157 + 605 = 7377

г) РД = ЛД — подоходный налог

РД = 7377 – 723 = 6654

 

5. Заработная плата работников — 3600 у.е., прибыль корпорации — 600, амортизационные отчисления — 1200, реальные доходы составляют 15% от стоимости вложенных капиталов, косвенные налоги — 600, стоимость капиталов — 12000. Подсчитайте объем ВВП. Какой способ расчета избран в основе данного примера?

Решение:

ВВП = 3600 + 600 + 1200 + 1800 + 600 = 7800

Подсчет произведен распределительным методом.

3.3. Переходная экономика и формирование
национальной модели экономики России

Развитие экономики неизбежно предполагает переход из одной экономической системы в другую. Это может иметь и всесторонний, и локальный характер. Изменения первого рода связаны с формированием новой экономической системы. Истории известно множество таких примеров. Скажем, переход от капиталистической системы ХIХ в. к социалистической в России характеризовался всеобщими изменениями как в экономике, так и в других сферах общества. Одной из разновидностей переходных экономик следует считать процесс трансформации в России и других странах бывшего СССР, а также в ряде стран Восточной Европы и Азии, начавшейся на рубеже 80-90-х гг. ХХ в., — от командно-административной системы хозяйствования к рыночной. В прежней экономической системе материальные ресурсы находились в государственной собственности, а координация хозяйственной жизни происходила путем централизованного, директивного планирования. Управление обществом осуществлялось в основном административными методами. До предприятий из единого центра доводились планы работ, выполнение их жестко контролировалось. Господствовало уравнительное, внеэкономическое распределение материальных благ. Поэтому непосредственные производители были ограничены в принятии экономических решений. Они не имели возможности самостоятельно выбирать поставщиков сырья, оборудования, осуществлять сбыт продукции. В свою очередь, потребители были ограничены в выборе предлагаемых продуктов. Итогом являлось отсутствие конкуренции, торможение роста качества продукции, производительности труда.

В странах с командной экономикой со временем стали все больше проявляться и нарастать отрицательные последствия: снижение эффективности производства; преобладание экстенсивного типа развития; невосприимчивость экономики к достижениям НТП; диспропорциональность развития народного хозяйства; уравнительное распределение благ в сочетании с привилегиями для отдельных групп; подрыв трудовой мотивации работников и др. На рубеже 80-90-х гг. наступает системный кризис и по сути дела, происходит крах советской экономики.

В конечном итоге назрела необходимость глубоких реформ, перехода к современной рыночной системе.

Переходная экономика — особое состояние в эволюции экономики, когда она функционирует в период перехода от одной исторической ступени к другой. Здесь происходят изменения не внутри устоявшейся системы, а переход от одной системы организации хозяйства к другой.

Особенности переходной экономики проявляются, прежде всего, в глобальности происходящих изменений. Изменениям подвержено все: отношения собственности, способ распределения ресурсов, мотивация, цели и средства экономического развития, ценностные ориентации населения, экономические и социальные институты. Экономическая структура переходной экономики характеризуется сегментарностью, то есть взаимным влиянием и взаимным переплетением разных сегментов. В одних преобладают элементы исходного уровня - плановой системы, в других - конечной стадии - рыночной системы, в-третьих, - некий симбиоз элементов двух систем. Экономические процессы изменяются в направлении усиления рыночных и ослабления административно-командных элементов системы. Поэтому характерной чертой переходного периода является изменчивость и неустойчивость

Во-вторых, для переходной экономики характерно появление особых переходных экономических форм, в частности, многоукладной экономики. Наряду с государственным, в переходный период получают развитие мелкотоварный и частнокапиталистический уклады.

В-третьих, переходной экономике присущ особый характер противоречий. Это противоречия развития нового и старого, противоречия различных слоев общества. Эти противоречия в конечном итоге ведут к смене экономической системы.

Наконец, в-четвертых, укажем на историчность переходной экономики, то есть ее преходящий характер. Длительность переходного периода зависит как от условий переходной экономики, так и от особенностей региона или отдельной страны.

Ряд изменений переходного периода для всех стран носит неизбежный характер, и выступают как закономерности. Назовем основные из них:

1. Либерализация экономических отношений — предполагает отмену или резкое сокращение ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни, отмену государственной монополии на хозяйственную деятельность на внутреннем и внешних рынках, переход к конкурентным рыночным отношениям, формирование цен в основном в соответствии со спросом и предложением, образование рынков факторов производства, раскрепощение предпринимательства, создание равных возможностей для деловой активности экономических субъектов.

2.Институциональные преобразования. Сюда включают изменения отношений собственности (приватизацию), возникновение новых субъектов хозяйственной деятельности (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и т.п.), принятие адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства.

3. Структурные преобразования. Это, прежде всего, развитие производства продукции, пользующееся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках.

4. Макроэкономическая стабилизация. Предполагает: сдерживание инфляции; поддержание высокого уровня занятости; сохранение высоких темпов роста; гарантирование справедливого распределения доходов и собственности; создание необходимой инфраструктуры; достижение сбалансированности государственного бюджета и т.д.

5.Формирование адекватной рыночному хозяйству системы социального обеспечения населения — переход от уравниловки к адресной социальной поддержке нуждающихся членов общества; освобождение предприятий от выполнения широких социальных функций и др.

Общие для переходной экономики закономерности по-разному проявляются в различных условиях. Это необходимо учитывать при разработке программ реформирования экономической системы в переходный период.

В процессе перехода к рынку в России, наряду с уже названными общими чертами, выявились и специфические особенности. Уникальность проявляется в том, что в России, по сравнению с другими бывшими социалистическими странами, особенно долго существовала директивная плановая экономика. Характер связей здесь был совершенно иной, чем в индустриально-рыночной системе. Это породило дополнительные трудности в переходном процессе, ибо развитие рыночных отношений в нашей стране начиналось в известном смысле с нулевой отметки. Поэтому рыночные преобразования здесь проявлялись не путем простого нарастания прогрессивных тенденций, а путем глубоких качественных преобразований экономики, слома прежних отношений. Особенности переходности экономики в России во многом объясняются также разрывом хозяйственных связей, вызванных распадом Советского Союза.

Кроме того, следует принять во внимание и то обстоятельство, что из двух основных вариантов проведения экономических реформ эволюционного или постепенного, радикального или «шоковой терапии» — в России был сделан акцент на втором варианте. Радикалы намеревались провести быстрые и решительные преобразования в экономике. На первый план выдвигались требования быстрого демонтажа государственного сектора за счет ускоренной приватизации и создания частных предпринимательских структур во всех сферах экономики, либерализации экономических связей, как внутри страны, так и с зарубежными странами, жесткого регулирования денежной массы, резкого сокращения государственных расходов, ликвидации бюджетного дефицита. На практике это обернулось значительными социально-экономи-ческими издержками, трансформационным спадом. Правительство в итоге признало неприемлемость «шоковой терапии» для нашей страны.

В процессе экономических преобразований в переходной экономике особое внимание уделяется реформе отношений собственности, которая осуществляется через разгосударствление и приватизацию.

Разгосударствление означает изменение экономической роли и функций государства, подразумевающее сохранение государственной регламентации общественного производства и переход от преимущественно неэкономических к преимущественно экономическим методам регулирования экономики. Оно предполагает снятие с государства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными. Разгосударствление направлено на устранение не государственной собственности, а её монополии.

Один из путей разгосударствления экономики — приватизация, под которой подразумевается передача государственной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность. Итоги приватизации в России не оправдали надежд. К настоящему времени в стране налицо новая социальная деформированность: основная масса населения отторгнута от реального государственного имущества.

Особенности формирования национальной экономики России проявляются в тесном взаимодействии экономических и неэкономических факторов. Важнейшим условием формирования новой смешанной экономики России является более высокая роль государства. Это объясняется, в частности, необходимостью учета естественных факторов: наша страна занимает первое место в мире по территории, в 3,5 раза превышающей территорию всех европейских государств.

Немаловажен и исторический фактор: для России, как прежде, так и теперь характерна попытка объединения, общинности народов. Большое значение имеет национальный фактор: в России проживает 198 наций и народностей. В стране сложная региональная структура.

Следует учитывать также внешние угрозы экономической безопасности. Это вызывает необходимость государственного контроля за использованием природных ресурсов, а значит, обеспечения и прямого государственного участия в экономике.

Следует принимать во внимание также историческую традицию существования централизованного государства.

Наконец, особая роль российского государства связана с решением социальных проблем, с выравниванием социально-экономических различий на территории страны.

Таким образом, будущая модель российской экономики — это смешанная экономика, органически сочетающая рыночные основы с более высокой ролью государства в сравнении с западными смешанными экономиками. Значительная роль российского государства должна сочетаться с социальной устойчивостью общества и социальной ответственностью граждан. Формирование национальной модели экономики России неправомерно видеть лишь в строительстве капитализма. Капитализм, развивавшийся в западном мире на почве рыночных отношений, сегодня существенно ограничен другими составляющими смешанной экономики, и прежде всего, государственным регулированием экономики и её социальной ориентации. Все это должно учитываться в конкретно-исторических современных условиях.

 

Основные понятия

Командно-административная экономическая система.

Переходная экономика.

Переходный период.

Либерализация.

Институционализация.

Структурные преобразования.

Макроэкономическая стабильность.

Разгосударствление.

Приватизация.

Реприватизация.

Реституция

Ваучерная приватизация.

Денежная приватизация.

Малая приватизация.

Большая приватизация.

Национальная модель экономики России.

Роль государства в национальной модели экономики.

Социальная устойчивость

Социальная ответственность.

 

Рефераты

1. Вариантность форм разгосударствления и приватизации в переходный период.

2. Трансформация отношений собственности в переходный период.

3. Опыт Китая в проведении экономических реформ.

4. Формирование открытой экономики в переходный период.

5. Особенности формирования национальной модели экономики России.

 

Контрольные вопросы

1. Что способствовало кризису административно-командной системы?

2. В чем суть переходной экономики? Каковы ее особенности?

3. Охарактеризуйте основные закономерности переходной экономики.

4. Что Вы понимаете под либерализацией экономических отношений в переходный период?

5. Раскройте институциональные преобразования в переходной экономике.

6. Объясните экономический смысл разгосударствления и приватизации, рассмотрите их формы и методы.

7. В чем Вы видите отличия денационализации от реприватизации?

8. В мировой практике существуют две формы проведения приватизации:

а) бесплатная передача государственного имущества;

б) продажа государственного имущества.

Кто заинтересован в каждой из этих форм?

9. В чем состоят отличия процесса переходной экономики в странах Восточной Европы и в России?

10. Как Вы понимаете формирование новой смешанной экономики в России?

 

Тесты

1. Основным недостатком командно-административной системы являлись:

а) высокая степень социальной защищенности населения;

б) отсутствие беспокойства за будущее и уверенность в нем;

в) слабая мотивация трудовой деятельности, особенно к творческому созидательному труду;

г) гарантированность занятости;

д) низкая степень хозяйственной адаптации достижений в области науки и техники;

е) отсутствие оперативной реакции производства на изменяющиеся потребности.

 

2. Директивное планирование национальной экономики предполагает:

а) обязательный к исполнению план;

б) рекомендательный характер плана;

в) определение ориентиров развития отдельных отраслей народного хозяйства;

г) определение приоритетных направлений развития экономики;

д) систему балансов.

 

3. Основополагающими предпосылками утраты перспективы в соревновании с Западом командно-административной системы явились:

а) превалирующая роль государства в экономическом развитии;

б) попытка совместить зарегулированность экономических отношений с оценкой экономической эффективности производства в соответствии с принципами рыночной экономики;

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.