Сделай Сам Свою Работу на 5

Позитивное решение глобальных проблем, и прежде всего, экологических. 13 глава





в) ограниченность рыночных отношений;

г) несовершенство структуры общественного производства;

д) подмена целевых установок социалистического общества буржуазными ценностями.

 

4. Реформирование административно-командной системы в России началось с…. годов

а) 60-х;

б) 70-х;

в) 80-х;

г) 90-х.

 

5. Необходимость усиления экономической роли государства в России вызвана:

а) регулированием и управлением трансформационными процессами;

б) обеспечением высоких темпов экономического роста;

в) обеспечением рационального использования ресурсов;

г) разработкой и осуществлением хозяйственной законодательной базы;

д) необходимостью подъема наукоемких и передовых отраслей промышленности.

 

6. Общеэкономическая функция государства в рыночной экономике связана с необходимостью:

а) производства общественных благ;

б) планирования цен;

в) защиты национальных границ государства;

г) регулирования границ валютного коридора;

д) регулированием процесса общественного воспроизводства;

е) антициклического регулирования.

 

7. HE относится к признакам переходности:

а) цикличность;

б) устойчивость;



в) альтернативность;

г) историчность;

д) преемственность;

е) стабильность.

 

8. Непосредственно к процессу приватизации относится:

а) коммерциализация;

б) денационализация;

в) смешанное предпринимательство;

г) либерализация;

д) имущественные аукционы;

 

9. Процессу приватизации должны предшествовать:

а) национализация;

б) денационализация;

в) разгосударствление;

г) создание коллективных форм собственности;

д) либерализация;

е) коммерциализация.

 

10. Целью приватизации является:

а) изменение отношений собственности;

б) совершенствование структуры общественного производства;

в) формирование конкурентной среды;

г) повышение эффективности общественного производства;

д) улучшение благосостояния народа.

 

11. Отрицательные последствия от приватизации обусловлены:

а) самодовлеющим процессом приватизации;

б) продажей государственной собственности за бесценок;

в) формированием конкурентной среды на основе разрыва технико-экономических связей между хозяйственными субъектами;



г) «поисками эффективных собственников»;

д) использованием рыночных принципов формирования частной собственности;

 

12. Программа приватизации в России в 1992 г. предусматривала:

а) только продажу предприятий их работникам;

б) только продажу предприятий экономически активной части населения;

в) массовую распродажу всех государственных предприятий по компромиссному варианту (платная и безвозмездная).

 

13. Сокращение размеров государственной собственности вызвано:

а) национализацией;

б) денационализацией;

в) покупкой государством акций частных предприятий;

г) предоставлением концессий;

д) приватизацией.

3.4. Проблемы достижения
макроэкономического равновесия

В теории макроэкономики исключительно большое значение имеет проблема достижения равновесия. Макроэкономическое равновесие означает такое состояние национальной экономики, при котором достигается сбалансированность и пропорциональность экономических процессов производства и потребления, спроса и предложения, и ни один из экономических агентов не заинтересован в их изменении. То есть в равновесии создается баланс всех участников экономической деятельности. В реальной действительности равновесие выступает как тенденция, как идеал.

В экономике макроэкономическим идеалом является построение моделей общего равновесия экономической системы, наиболее известными из них являются:

· модель простого воспроизводства Ф. Кенэ на примере экономики Франции XVIII в.;

· классическая модель макроэкономического равновесия;

· модель общего экономического равновесия в условиях совершенной конкуренции Л. Вальраса;



· модель капиталистического общественного воспроизводства К. Маркса;

· модель краткосрочного экономического равновесия Дж. Кейнса;

· модель «затраты-выпуск» В. Леонтьева.

Раскрытие закономерностей макроэкономического равновесия предполагает, прежде всего, выяснение понятий совокупного спроса и совокупного предложения, ибо все изменения в национальной экономике связаны с их изменениями. Под совокупным спросом понимается сумма всех индивидуальных спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке. Это — объем национального производства, который потребители, фирмы и правительство готовы купить, по рыночным ценам за определенный период времени, предположим, за год. Он равен общей сумме всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Совокупный спрос формируется четырьмя секторами экономики и включает: потребительский спрос, то есть совокупный спрос домашних хозяйств на товары и услуги; спрос на инвестиционные товары со стороны предпринимателей; спрос на товары и услуги со стороны государства; спрос на отечественные товары со стороны иностранных государств, то есть чистый экспорт как разница между экспортом и импортом.

 

Р

 

 

 


АД 1

АД

 

АД 2

 

Q

 

Р — уровень цен, Q — реальный объем производства

 

Рис. 5. Кривая совокупного спроса

Кривая совокупного спроса АД-модель, показывающая количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен в экономике, при которых товарный и денежный рынок находятся в равновесии.

На величину совокупного спроса влияют ценовые факторы. Обратная зависимость между величиной совокупного спроса и уровнем цен объясняется: эффектом процентной ставки; эффектом богатства; эффектом импортных закупок.

Эффект процентной ставки состоит в том, что при росте уровня цен повышаются и процентные ставки, приводящие к сокращению потребления и инвестиций, а следовательно, и совокупного спроса. То есть, если процентная ставка растет, деньги сберегаются в банках, это ведет к уменьшению покупок населением. И, наоборот, если процентная ставка падает — происходит увеличение совокупного спроса.

Эффект богатства (эффект реальных налоговых остатков) проявляется в изменении реальной стоимости и покупательской способности финансовых активов и доходов населения. Так, снижение цен будет способствовать росту реальных доходов и совокупного спроса. И наоборот.

При изменении соотношения цен на отечественные и импортные товары имеет место эффект импортных закупок. Если цены на товары внутри страны растут, то их экспорт становится более дорогим, вместе с тем увеличивается спрос на более дешевые импортные товары. И наоборот.

На совокупный спрос влияют и неценовые факторы. Это — изменения в расходах: потребительских; инвестиционных; государственных; на чистый экспорт.

Поясним:

1. Увеличение потребительских расходов вследствие роста реального дохода приведет к увеличению совокупного спроса. И наоборот.

2 Изменения в инвестиционных расходах связаны с увеличением или уменьшением расходов на покупку средств производства. Рост инвестиций увеличивает совокупный спрос. И наоборот.

3. Увеличение государственных расходов на покупку то варов и услуг вызывает рост совокупного спроса. И наоборот.

4. Увеличение расходов на чистый экспорт приведет к росту совокупного спроса. И наоборот. Например, рост национального дохода иностранных государств, обесценивание отечественной валюты по отношению к другой, будет означать относительно более дешевый экспорт и более дорогой импорт товаров. И наоборот.

Совокупное предложение — общее количество товаров и услуг, которое может быть предложено (произведено) для продажи при разных уровнях цен.

Совокупное предложение может быть приравнено к величине ВНП или к величине национального дохода. При этом прослеживается прямая зависимость совокупного предложения от уровня цен: чем выше уровень цен, тем больше заинтересованность в дополнительном производстве товаров и услуг. И наоборот.

На способность экономики произвести тот или иной объем товаров и услуг влияют также количество и качество применяемых факторов производства (земли, труда, капитала).

 

Р AS

Вертикальный

 

 

Р2

 

Восходящий

Горизонтальный

 

Р1

 

0 Q1 Q2 Q

 

Р — уровень цен, Q — реальный объем производства

Рис. 6. Кривая совокупного предложения

Кривая совокупного предложения AS имеет три участка: горизонтальный, восходящий и вертикальный. Горизонтальный, либо восходящий, участок называют кейнсианским (по имени Дж. М. Кейнса). Горизонтальный отрезок рассматривает ситуацию, когда производство растет при неизменном уровне цен. Это возможно при глубоком спаде экономики, недоиспользовании трудовых и производственных ресурсов. В этом случае можно расширять производство, не опасаясь увеличения производственных издержек и цен на ресурсы и готовую продукцию. В итоге уровень цен при росте производства остается неизменным. Восходящий отрезок соответствует ситуации, когда увеличение объема производства в экономике сопровождается некоторым, ростом цен. Это может быть вызвано неравномерным развитием отдельных отраслей.

Вертикальный участок, называемый классическим (предложен классической теорией), соответствует ситуации, когда экономика функционирует при полной занятости ресурсов. В этом случае объем выпуска зависит только от количества факторов производства (труда и капитала) и технологии и не зависит от уровня цен.

На совокупное предложение влияют и неценовые факторы: изменение цен на ресурсы; изменение в производительности; изменение правовых норм. Изменения цен на ресурсы (труд, земля, капитал) могут происходить вследствие потери природного плодородия земли, уменьшения предложения рабочей силы, сокращения количества и ухудшения качества капитала, снижения количества способных к предпринимательской деятельности людей, роста цен на импортные ресурсы и др. Удорожание ресурсов увеличивает издержки на единицу продукции, снижает совокупное предложение.

Поскольку производительность обратно пропорциональна затратам, уменьшение издержек на единицу продукции приведет к росту производительности и совокупного предложения. Падение же производительности будет означать рост издержек на единицу продукции, падение совокупного предложения.

Изменение правовых норм предполагает, что рост ставок налогов, затрат на государственное регулирование увеличит издержки на единицу продукции, понизит совокупное предложение. Уменьшение налоговых ставок, субсидий и дерегулирование снизят издержки на единицу продукции, увеличат совокупное предложение.

Равновесие на товарном рынке наступает, когда совокупный спрос равен совокупному предложению.

Пересечение кривых АД и AS в точке С отражает соответствие равновесной цены и равновесного объема производства. В реальной жизни такое равновесие нарушается. В данной модели могут иметь место различные варианты: совокупное предложение превышает совокупный спрос. В этой ситуации сбыт товаров затруднен, запасы нарастают, рост производства тормозится, возможен его спад. Если совокупный спрос обгоняет совокупное предложение, то в этом случае запасы сокращаются, неудовлетворенный спрос стимулирует рост производства. В целом, равновесие спроса и предложения на всех основных рынках является необходимым условием рыночного равновесия.

 

Р

AS

 

С
АД
Q

 

 


Рис. 7. Модель экономического равновесия

Макроэкономическое равновесие во многом зависит от распределения дохода. В масштабе национальной экономики весь располагаемый доход, за вычетом индивидуальных налогов, используется на цели потребления и сбережения.

В рыночной экономике потребление рассматривают как сумму денег, которая расходуется населением на приобретение материальных благ и услуг, т.е. как личные потребительские расходы. Последние включают:

· расхода на приобретение предметов потребления длительного пользования;

· расходы на приобретение товаров текущего потребления;

· потребительские расходы на услуги;

Кроме того, на потребление влияют и другие факторы:

· накопленное богатство;

· объем бесплатных услуг населению;

· насыщенность рынка товарами;

· уровень налогообложения;

· ожидание изменения цен, доходов и др.

Сбережения — та часть доходов, которая не используется населением для покупки товаров и услуг, т.е. та часть дохода, которая не потребляется. Сбережения осуществляют как фирмы, так и домашние хозяйства. Фирмы сберегают для инвестирования с целью расширения производства и увеличения прибыли.

Сбережения рассматриваются как основа инвестиций. Под инвестициями понимаются имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности, в результате которой образуется прибыль или доход.

Важнейшим инструментом анализа макроэкономического равновесия является модель IS-LM. IS — «инвестиции (I) — сбережения (S)», LM — «ликвидность — деньги» (L — спрос на деньги, М — предложение денег). Эта модель позволяет найти такие сочетания рыночной ставки процента и дохода, при которых одновременно достигается равновесие на товарном и денежном рынках. Несовпадение планов инвестиций и сбережений обусловливает колебания фактического объема производства вокруг потенциального уровня.

r
Первая часть модели характеризует условие равновесия на рынке товаров, вторая — на рынке денег. Условием равновесия на рынке товаров служит равенство инвестиций и сбережений; на денежном рынке — равенство между спросом на деньги и их предложением (денежной массой). Изменения на рынке товаров приводят к определенным сдвигам па рынке денег и наоборот,

 

 

 


IS

V

 

 


r — процентная ставка; V — уровень дохода.

 

Рис. 8. Кривая IS

Предполагается, что S = I, то есть сбережения равны инвестициям. На графике сбережения и инвестиции зависят от уровня доходов и процентной ставки. Инвестиции находятся в обратной зависимости от нормы процентной ставки. То есть при низкой норме процентной ставки инвестиции будут расти. Соответственно увеличится доход (V) и вырастут сбережения (S), а норма процентной ставки снизится, чтобы стимулировать превращение S в I. Под влиянием увеличения государственных расходов или снижения налогов кривая IS смещается вправо. Рост же процентной ставки удорожает инвестиции, последнее снижает темпы роста V и, соответственно, выпуска продукция.

Что касается уравнения LM, которое связывает спрос на ликвидные средства и денежную массу, то здесь следует иметь в виду, что при неизменности цен и скорости обращения обнаруживается прямая зависимость между М и V. Спрос на ликвидные средства (L) находится в зависимости от процентной ставки (г).

r


LM

 

 

 


V

r — процентная ставка; V — уровень дохода.

 

Рис. 9. Кривая LM

Кривая LM — кривая равновесия на денежном рынке. Она показывает: рост дохода увеличивает спрос на деньги и, следовательно, повышает ставку процента. Чем выше уровень дохода, тем выше ставка процента. Изменение нормы процента способствует достижению некоторого равновесия между спросом на деньги и их предложением. Увеличение предложения денег М или снижение уровня цен сдвигает кривую LM вправо.

Равновесие на рынке товаров и рынке денег взаимосвязано. Это видно на графике.

 

r

LN

 

Равновесная В

ставка

процента

IS

 

V

 

равновесный уровень дохода

 

Рис. 10. Равновесие на рынке товаров и рынке денег

Равновесие в модели достигается при пересечении кривых IS и LM. В этом случае можно вести речь о двойном равновесии: во-первых, равновесии сбережений (S) и инвестиций (I); во-вторых, равновесии спроса на деньги (L) и их предложения (М).

Предположим: норма процента остается неизменной. Это улучшает перспективы инвестиций. В этом случае предприниматели расширят вложения капитала в производство. Это приведет к росту дохода. С увеличением дохода сработает обратная связь. На рынке денег станет ощутимым недостаток денежных средств, что приведет к нарушению равновесия на данном рынке. В этой ситуации повышается спрос предпринимателей на деньги. В итоге повышается норма процента. В свою очередь, более высокая норма процента понизит инвестиционную активность. А это непременно скажется на снижении уровня национального дохода.

Итак, равновесие на рынке товаров и на рынке денег определяется одновременно нормой процента и уровнем дохода.

Модель IS-LM является макроэкономической, используемой для формирования государственной экономической политики.

На процессы макроэкономического равновесия существенное воздействие оказывают мультипликатор и акселератор.

Мультипликатор(дословно — умножающий) — коэффици­ент, показывающий зависимость изменения дохода от изменения, например, инвестиций. В этом случае говорят о мультипликаторе автономных расходов (автономных инвестиций). Авто­номные инвестицииназываются так потому, что не зависят непосредственно от текущей хозяйственной конъюнктуры. Глав­ной причиной автономных инвестиций выступает научно-технический прогресс. Однако возможны другие причины: демогра­фические сдвиги, вызывающие перемены в предложении труда на рынке, открытие новых месторождений полезных ископаемых, вовлечение в оборот новых хозяйственных площадей.

Автономные инвестиции запускают в ход механизм мультипликатора. Эффект мультипликатора означает эффект, при котором увеличение инвестиций в какую-либо выгодную отрасль автоматически вызывает рост инвестиций и производства в сопряженных с нею отраслях. Так, если увеличивается спрос на легковые автомобили и растет объем инвестиций в эту отрасль, то возрастает спрос на металл, резину, пластмассу и пр. Расширяется объем инвестиций в эти отрасли, повышаются доходы работников этих отраслей, которые в свою очередь предъявляют увеличивающийся спрос на товары и услуги других отраслей. Инвестиции приводят к нарастающему эффекту. Помимо первичного эффекта, возникает явление вторичного, третичного и т.д. эффекта. Таким образом, при увеличении инвестиций рост валового национального продукта (ВНП) будет происходить в большем размере, чем» первона­чальные инвестиции. Этот положительный, нарастающий эф­фект в размере ВНП и называется мультипликационным эф­фектом. Мультипликатор представляет собой числовой коэф­фициент, который показывает размеры роста ВНП при увели­чении размера инвестиций.

Предположим, рост инвестиций в экономику составил 10 млрд руб., что привело к росту ВНП на 30 млрд руб. Следова­тельно, мультипликатор равен 3; если бы ВНП увеличился на 20 млрд руб., в этом случае мультипликатор был бы равен 2.

 

Приращение ВНП

Мультипликатор = .

Приращение инвестиций

 

Использование теории мультипликатора при анализе динамики инвестиций показывает конкретные рычаги воздей­ствия на изменение совокупного спроса, объема ВНП и заня­тости населения. Мультипликатор дает возможность заранее, зная время и экономическую силу конкретного воздействия, выгодно использовать эту информацию: прекратить инвести­рование и заблаговременно заняться новым бизнесом. Пред­приниматель может перепрофилировать производство, пере­продать акции и т.д.

Мультипликационный эффект проявляет себя при опре­деленных условиях: наличии незанятых мощностей, свобод­ной рабочей силы. Его действие наиболее заметно в условиях подъема. При снижении инвестиционного спроса мультипли­катор действует со знаком «минус», падение инвестиций со­провождается кумулятивным (накопительным) падением по­требительского спроса. По подсчетам ученых, коэффициент мультипликации в последние десятилетия в индустриально-развитых странах колеблется между 2 и 3. В 80-х гг. XX в. в США прирост инвестиций вызывал прирост национального дохода примерно в 2,5 раза.

В экономике существует и взаимосвязь, обратная мультипликатору — эффект акселератора. Ведь приращение дохода не только порождается приростом инвестиции, но и само способно вызвать увеличение последних. Правда, в этом чае речь идет уже не об автономных, а о стимулированных инвестициях, зависящих от прироста дохода, от хозяйственной конъюнктуры.

Эффект акселератора (дословно — ускорять) — это процесс, который показывает, как увеличение продаж и дохода вызывает рост инвестиций. Коэффициент акселерации представляет собой отношение прироста инвестиций к вызвавшему его относительному приросту дохода, потребительского спроса или готовой продукции:

 

∆ I

Ка = .

∆ R

 

где Ка — коэффициент акселерации; ∆I — прирост инвес­тиций; ∆R — прирост дохода.

 

Если, допустим, объем продаж кожевенного предприятия увеличился на 5 млн рублей, а производство машин для него — на 50 млн рублей, то коэффициент акселерации будет равен 10. Этот коэффициент показывает, на какую величину каждый рубль приращенного дохода увеличил инвестиции.

Принцип акселерации обладает не только повышающим, но и понижающим действием. Если, например, часть произве­денных предметов потребления окажется на рынке излишней, то это неминуемо приведет как к падению спроса на потреби­тельские товары, так и к перепроизводству средств производ­ства. Нарушение равновесия на основе этого принципа вызы­вает чередование периодов недопроизводства с периодами пе­репроизводства.

В макроэкономических моделях акселератор соединяет­ся с мультипликатором. Теория мультипликатора-акселерато­ра используется экономистами для обоснования государствен­но вмешательства в экономику. Эта идея берет свое начало от Кейнса: в результате государственного регулирования уве­нчивается потребительский спрос, который ускоряет спрос на товары и услуги, что в итоге приводит к росту националь­но дохода. По мнению многих экономистов, чтобы в России начал работать принцип мультипликатора-акселератора, необходимо, прежде всего, увеличить «совокупный спрос» за счет Разумной структурной, налоговой и денежной политики.

 

Основные понятия

Макроэкономическое равновесие

Совокупный спрос

Эффект процентной ставки

Эффект богатства

Эффект импортных закупок

Совокупное предложение

Потребление

Сбережения

Инвестиции

Мультипликатор

Акселератор

 

Рефераты

1. Неценовые факторы совокупного спроса и совокупного предложения, их влияние на макроэкономическое равновесие.

2. Основные концепции макроэкономического равновесия и их значение для экономической практики.

3. Тенденции формирования инвестиционного спроса в России.

4. Зависимость макроэкономического равновесия от распределения дохода.

 

Контрольные вопросы

1. Что Вы понимаете под макроэкономическим равновесием?

2. Какие Вам известны модели макроэкономического равновесия? В чем их суть?

3. Объясните сущность совокупного спроса и совокупного предложения.

4. Охарактеризуйте неценовые факторы совокупного спроса.

5. Охарактеризуйте неценовые факторы совокупного предложения.

6. Как проходит макроэкономическое взаимодействие ценовых и неценовых факторов совокупного спроса и совокупного предложения?

7. Объясните воздействие на совокупный спрос эффекта процентной ставки, эффекта богатства и эффекта импортных закупок.

8. Охарактеризуйте зависимость макроэкономического равновесия от распределения дохода.

9. Что включает в себя потребление на макроэкономическом уровне?

10. Что включается в сбережения населения и фирм?

11. В каком соотношении находятся понятия «сбережения» и «инвестиции»?

 

Тесты

1. Экономическая модель предназначена для:

а) раскрытия экономических принципов и законов;

б) описания экономических явлений и процессов;

в) определения количественных параметров и качественного уровня развития экономики, к которому следует стремиться;

г) объяснения того, как функционирует национальная экономика и отдельные ее сферы;

д) выявления сущности экономических отношений.

 

2. Точность макроэкономической модели увеличивается

а) при приближении ее к реальному объекту;

б) при усложнении модели;

в) при уменьшении числа ограничений, вводимых в модель;

г) при правильном выделении основных элементов системы и их взаимосвязей;

д) по мере достоверного отражения качественных и количественных параметров исследуемого объекта.

 

3. Равновесие национальной экономики может быть достигнуто, если:

а) скорость обращения денег в стране постоянна;

б) государственный бюджет сбалансирован;

в) совокупное предложение равно совокупному спросу;

г) уровень инфляции в экономике страны стабилизирован;

д) сбалансированы товарный и денежный рынки.

 

4. Кривая совокупного спроса выражает функциональную зависимость:

а) расходов предпринимателей от цен на приобретенные ресурсы;

б) уровня цен от произведенного реального ВВП;

в) приобретения товаров и услуг от общего уровня цен;

г) потребляемой части ВВП;

д) от объема его производства;

е) спроса на национальном рынке от изменения уровня цен.

 

5. Классический вариант кривой совокупного предложения имеет:

а) положительный наклон;

б) отрицательный наклон;

в) фиксированное положение;

г) нисходящий характер;

д) вертикальное положение.

 

6. Макроэкономическое равновесие в модели «AD — AS» наступает при...

а) пересечении кривой спроса и кривой совокупного предложения на классическом отрезке;

б) равенстве потребительских расходов денежной массе;

в) равенстве величин: предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению.

 

7. Увеличение государственных расходов на вертикальном отрезке кривой совокупного предложения:

а) приведет к росту занятости до состояния полной занятости;

б) обеспечит полную загрузку производственных площадей;

в) увеличить объем произведенного чистого национального продукта;

г) приведет к росту цен;

д) приведет к снижению цен.

 

8. Неоклассической теории принадлежит утверждение:

а) суммы сбережений и инвестиций не совпадают, так как часть сбережений задерживается, омертвляется. Чем больше эта часть сбережений, тем меньше средств идет в производство, что сокращает занятость и объем предложения;

б) сбережения превращаются в инвестиции;

в) все произведенные товары реализуются;

г) не обязательно все текущие доходы окажутся на рынке.

 

9. В краткосрочном периоде увеличение доли сбережений в доходах населения приведет к тому, что:

а) сократится совокупный спрос на товары и услуги;

б) сократится объем производства товаров и услуг;

в) повысится уровень цен на товары и услуги;

г) возрастет объем производства товаров и услуг, а также занятость;

д) возрастут источники кредитования.

 

10. Увеличение совокупного спроса в долгосрочном периоде порождает:

а) неизменность уровня цен;

б) повышение уровня цен;

в) сокращение предложения;

г) неизменность экономической конъюнктуры;

д) рост спроса на инвестиции;

е) увеличение предложения.

 

11. «Шок спроса», связанный с резким сокращением предложения денег в краткосрочном периоде, должен вызывать в классической модели равновесия:

а) повышение уровня цен и уменьшение объема производства;

б) повышение уровня цен и рост объема производства;

в) рост цен;

г) сокращение занятости населения;

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.