Сделай Сам Свою Работу на 5

Позитивное решение глобальных проблем, и прежде всего, экологических. 8 глава





Для удовлетворения потребностей в обществе необходимы экономические ресурсы —элементы, используемые для производства экономических благ. Это естественные ресурсы (земля, недра, водные и лесные ресурсы); трудовые ресурсы(люди с ихспособностью производить продукцию и услуги); инвестиционные ресурсы(производственные здания, сооружения, станки, оборудование, сырье, материалы и т.д.); предпринимательские способности,заключающиеся в способности людей наиболее эффективно использовать все другие ресурсы. Обычно ресурсы, приведенные в действие, называются факторами производства.

Все экономические ресурсы имеют общее свойство: они редки и имеются в ограниченном количестве. Ограниченность ресурсов делает необходимым принятие таких хозяйственных решений, которые максимально соответствовали бы поставленным задачам. Принятие того или иного решения всегда связано с выбором. Выбор в экономике —это определение наилучшего варианта использования имеющихся в распоряжении ресурсов, при которых достигается максимальный экономический результат производства. В ситуации выбора оказывается и общество в целом и отдельный участник производства. В широком смысле, потребительский выбор означает решение вопроса о том, что производить, какие товары и услуги нужны в первую очередь. Выбирая наилучший вариант, потребитель ведет себя рационально. Он принимает экономическое решение.



Как определить, насколько эффективным оказался выбор? Об этом судят по так называемой кривой производственных возможностей. Это — кривая, графически показывающая возможность одновременного производства двух продуктов с учетом ограниченности ресурсов, расходуемых на производство этих продуктов. То есть, она характеризует границы производственных возможностей, одновременно и возможный, и желательный выпуск продукции. В реальной жизни дело обстоит несколько иначе, ибо существуют определенные ограничения на производственные возможности экономических систем. К ним относятся: незанятость и неполное использование ресурсов; экономический рост; производственный выбор и перспективные возможности. Одновременное увеличение всех товаров, а значит, прорыв проблемы выбора, возможно лишь при экономическом росте, т.е. увеличении экономического потенциала страны.



Рынок — это экономическая система, которая ориентирована на потребителя. Отсюда — важность изучения поведения потребителей на рынке. Потребительское поведение —это процесс формирования спроса потребителей на различные блага, что влияет на направления развития производства и структуру экономики в целом. Осуществляя покупки, потребители должны ответить на вопросы: как уравновесить расходы с доходами в рамках личного бюджета? Какова полезность потребительских благ? Насколько соизмеримы полезность и цена этих благ? Многообразие субъективных ответов потребителей все же формирует некие общие закономерности потребительского поведения.

Первая закономерность — полезность.Это общее удовлетворение определенных потребностей индивида в результате потребления данного количества блага в тот или иной промежуток времени. Поскольку на практике полезность определить невозможно, был найден другой метод определения поведения потребителя — с помощью кривых безразличия и бюджетных ограничений.

Если покупателю все равно, какую комбинацию товаров на рынке предпочесть, то тогда он находится в положении безразличия.Для примера возьмем потребителя, имеющего фиксированный денежный доход, который он целиком тратит на потребление. Предположим, что он покупает только два вида товаров: А и В. Имеются различные комбинации количества этих товаров, которые дают равную общую полезность для потребителя. Отказ от одного из товаров компенсируется получением другого товара в большем количестве. К этим комбинациям товаров потребитель в равной мере безразличен — в том смысле, что они приносят ему одинаковую полезность.



Итак, совокупность потребительских наборов, обеспечивающих одинаковый уровень удовлетворения потребностей покупателя, называется кривой безразличия.С помощью кривых безразличия изучают не количественные соизмерения потребностей, а ранжирование этих потребностей в соответствии с субъективными предпочтениями покупателей.

Казалось бы, потребителю безразлично, какой набор вдоль кривой безразличия он получит. Однако каждый предмет в наборе имеет разную цену. А так как бюджет потребителя ограничен, то его выбор тоже ограничен. Существует ряд возможных комбинаций двух товаров, которые потребитель способен оплатить из имеющегося в его распоряжении бюджета. График этих возможностей и есть кривая бюджетных ограничений, или бюджетной линии.Бюджетное ограничение показывает все комбинации благ, которые могут быть куплены потребителем при данном доходе и данных ценах. Бюджетное ограничение указывает, что общий расход должен быть равен доходу, увеличение или уменьшение дохода вызывает сдвиг бюджетной линии.

Таким образом, если кривая безразличия показывает, что потребитель хотел бы купить, то кривая бюджетных ограничений — что потребитель может купить. Цель потребителя — сделать покупки таким образом, чтобы обеспечить себе максимум полезности в рамках своего бюджетного ограничения.

Вторая закономерность потребительского поведения — ограничения потребительского выбора.Если выбранный продукт полезен для потребителя, то существуют определенные ограничения для покупателя. Это уровень цены на товары, размер дохода потребителя, потребительские предпочтения. По реакции потребителя на изменения дохода приобретаемые товары классифицируются на:

• нормальные товары (спрос растет вместе с ростом дохода);

• товары первой необходимости (темп роста спроса ниже темпа увеличения дохода);

• предметы роскоши (темп роста спроса опережает темп увеличения дохода);

• товары низшего качества (спрос сокращается с увеличением доходов).

Третья закономерностьпотребительского поведения — варианты выбора.Они реализуются под воздействием закона убывающей предельной полезности(рассмотренного нами выше), эффект дохода и эффекта замещения.

Решение о количестве, в котором следует выбирать для потребления данное благо — это результат сопоставления потребителем выгод и издержек.

Этому в значительной степени способствуют эффект дохода и эффект замещения. Эффект доходаозначает увеличение реального дохода потребителя в результате снижения цены на один из потребляемых товаров. В этом случае для потребителя появляется возможность увеличить покупку товаров. Эффект дохода проявляется в росте благосостояния потребителя. Эффект замещения —снижение цены на один из потребляемых товаров означает, что потребители будут стремиться заменить приобретение дорогих товаров более дешевыми, то есть изменить потребительский набор. Эффект дохода и эффект замещения суммируются, повышая платежеспособность потребителей.

Главную роль в потребительском выборе играет величина доходов потребителей. Учет доходов и расходов потребителей аккумулируется в бюджете семьи (потребительском бюджете) состоящем из доходов и расходов. Основные статьи дохода: заработная плата; предпринимательский доход; доходы от собственности (рента, процент, арендные платежи, дивиденды); доходы из прочих источников (выигрыш, наследство и т.д.).

Расходная часть бюджета включает: налоговые выплаты; оплата коммунальных услуг и транспорта; приобретение продуктов питания, одежды, обуви; образование, развлечения; отдых; путешествия; добровольные пожертвования; накопления (сбережения) и прочие расходы.

Бюджет семьи отражает ее уровень жизни, уровень образования, социально-экономический статус. Бюджет семьи бывает трех видов: сбалансированный, дефицитный и избыточный.

В целом равновесие потребителя соответствует такой комбинации покупаемых товаров, которая максимизирует полезность при наличном бюджетном ограничении.

На основе данных о расходах семей с разным уровнем дохода экономист Э. Энгель установил, что с ростом дохода доля его, направляемая на продовольствие, снижается, доля, направляемая на жилье и связанные с ним расходы, а также на одежду, остается примерно неизменной, а доля других расходов возрастает. Это получило название закона Энгеля:при росте дохода потребители повышают расходы на предметы роскоши в большей степени, а расходы на товары первой необходимости — в меньшей степени, чем растет доход.

В большинстве стран мира действуют законы о защите прав потребителей. Они признаны защищать основные права потребителей: право на безопасность; право на полную информацию; право выбора; право на возмещение ущерба.

 

Основные понятия

Потребитель

Потребности

Экономические ресурсы

Выбор в экономике

Потребительское поведение

Полезность

Кривая безразличия

Кривая бюджетных ограничений

Эффект дохода

Эффект замещения

Бюджет семьи

Закон Энгеля

 

Рефераты

1. Абсолютная и относительная ограниченность ресурсов и благ.

2. Роль потребителя в рыночной экономике и закономерности его поведения.

3. Тенденции в потребительском бюджете в современных условиях.

4. Права потребителей и их защита в рыночной экономике

 

Контрольные вопросы

1. Что такое экономические ресурсы общества, какова их структура?

2. Что означает ограниченность и редкость ресурсов?

3. Как Вы понимаете проблему экономического выбора?

4. Выявите противоречие между ресурсами и потребностями общества?

 

5. В чем экономическая суть кривой и границы производственных возможностей?

6. Охарактеризуйте экономический выбор в условиях сокращающейся, постоянной и растущей доходности.

7. Выявите основные закономерности потребительского поведения?

8. Рассмотрите семейный бюджет в рыночной экономике.

9. Объясните закон Энгеля.

10. Рассмотрите Закон о защите прав потребителя и его роль в теории
потребительского поведения.

 

Тесты

1. Абсолютная ограниченность ресурсов становится относительной благодаря:

а) техническому прогрессу;

б) выбору потребностей;

в) государственному регулированию экономики;

г) разграничению ресурсов на возобновляемые и не возобновляемые.

 

2. Абсолютная ограниченность ресурсов обусловлена:

а) исчерпаемостью ресурсов;

б) невоспроизводимостью ресурсов;

в) ограничением потребностей;

г) неограниченностью потребностей.

 

3. Ограниченность — это проблема, которая существует:

а) только в традиционном обществе;

б) в командной экономике;

в) в рыночной экономике;

г) в любом обществе.

 

4. Выпуклая форма кривой производственных возможностей (КПВ), обусловлена тем, что:

а) ресурсы на производство товаров ограничены;

б) ограничена взаимозаменяемость факторов производства;

в) уровень технологии постоянно совершенствуется;

г) при движении к точкам пересечения КПВ с осями координат альтернативная цена падает.

 

5. Любая точка за границей производственных возможностей показывает:

а) неэффективное использование ресурсов;

б) недостижимый уровень производится при данном количестве ресурсов;

в) эффективное использование ресурсов;

г) действие закона убывающей производительности факторов производства.

 

6. Кривая производственных возможностей показывает:

а) точное количество двух товаров, которое хозяйство намерено производить;

б) лучшую из возможных комбинаций двух товаров;

в) альтернативную комбинацию товаров при данном количестве ресурсов;

г) минимум одновременного производства двух товаров.

 

7. Граница производственных возможностей показывает:

а) комбинацию двух товаров, которую хозяйство собирается производить;

б) технически эффективные комбинации производства двух товаров при полном использовании ресурсов;

в) соотношение между производственными мощностями и фактическим объектом выпуска;

г) лучшую из возможных комбинаций двух товаров.

 

8. Любая точка внутри кривой производственных возможностей показывает:

а) эффективное использование ресурсов;

б) лучшую из возможных комбинаций использования ресурсов;

в) точные количества двух товаров, которое хозяйство намерено производить;

г) неэффективное использование ресурсов.

 

9. Кривая безразличия представляет собой геометрическое место точек, каждая из которых характеризует:

а) равноценность издержек для производителя;

б) безразличие покупателей к предлагаемым ценам на товар;

в) безразличие продавцов к динамике цен на предлагаемые товары;

г) равноценность наборов благ для потребителя;

д) такое замещение одного блага другим, что потребитель не ощущает частичную утрату одного из них.

 

10. Бюджетная линия покупателя представляет собой геометрическое место точек, каждая из которых представляет:

а) различные комбинации благ, которые может приобрести покупатель при данной величине его дохода;

б) различные комбинации благ, которые предпочитает продать товаропроизводитель;

в) различные комбинации благ, которые не позволяют покупателю достичь хотя бы одного равновесного состояния;

г) соотношение распределения бюджета покупателя на потребление и сбережения;

д) возможность покупателя приобрести определенные количества блага «х» и «у», при данных ценах на них.

 

11. Поведение потребителя в теории предпочтений описывается кривой:

а) производственных возможностей;

б) планирования;

в) безразличия;

г) убывающей производительности;

д) спроса.

 

12. Теория потребительских предпочтений предполагает, что потребители:

а) не имеют представления о том, какой потребительский набор они предпочитают;

б) обладают неограниченным денежным доходом;

в) могут измерить предельную полезность потребляемых товаров;

г) способны к непротиворечивому выбору при потреблении товаров;

д) в состоянии определить динамику цен на товары.

 

13. При одинаковом снижении цен на все товары поведение потребителя на карте безразличия будет описываться:

а) той же кривой безразличия;

б) более «высокой» кривой безразличия;

в) более «низкой» кривой безразличия;

г) изменением наклона кривой безразличия;

д) более «высокой» бюджетной линией;

е) более «низкой» бюджетной линией.

 

14. Равновесное состояние потребителя при совмещении карты безразличия и бюджетной линии достигается в точке:

а) пересечения бюджетной линии с кривой безразличия;

б) касания бюджетной линии кривой безразличия;

в) находящейся над бюджетной линией;

г) находящейся между кривой безразличия и бюджетной линией;

д) находящейся ниже бюджетной линии.

 

15.Предельная норма замещения одного товара другим означает:

б) количество единиц одного товара, которое приобретается, когда цена

другого товара понижается на одну денежную единицу;

в) количество одного товара, от которого потребитель готов отказаться, в обмен на получение одной единицы другого товара, чтобы общая полезность осталась неизменной;

г) увеличение предельной полезности, если потребление одного и другого товара увеличивается на единицу.

 

16. Чтобы максимизировать полезность, потребитель должен:

а) израсходовать весь доход на потребление;

б) оптимизировать приобретение товаров краткосрочного потребления и товаров долгосрочного пользования;

в) распределить доход таким образом, чтобы предельная полезность каждого товара, полученная в расчете на одну денежную единицу, была одинаковой;

г) израсходовать свой доход так, чтобы общая полезность каждого товара, полученная в расчете на одну денежную единицу, была одинаковой;

д) определить набор благ в точке на самой высокой из доступных ему кривых безразличия.

 

17. Набор благ, в котором их предельные полезности, приходящиеся на один рубль, их цен, равны, обеспечивает потребителю:

а) минимум полезности;

б) максимум полезности;

в) нулевую полезность;

г) понижение уровня его потребления;

д) среднюю полезность.

 

18. Потребительский выбор оптимизируется, если предельная норма замещения одного блага другим:

а) прямо пропорциональна их ценам;

б) обратно пропорциональна их ценам;

в) пропорциональна падению их общей полезности;

г) индифферентна к соотношению цен на них;

д) соответствует точке, в которой угол наклона кривой безразличия и бюджетной линии одинаков.

 

19. Чем дороже одно благо тем:

а) ниже предельная норма его замещения другим благом;

б) выше предельная норма его замещения другим благом;

в) легче его заменить другим благом;

г) больше требуется других благ для замены единицы данного блага.

 

20. Эффект дохода означает, что:

а) спрос на некоторые товары снижается при росте доходов;

б) снижение цен товаров при прочих равных условиях увеличивает реальные доходы потребителей;

в) доходы потребителей снижаются пропорционально темпам инфляции.

 

21. Эффект дохода совпадает с эффектом замещения, если:

а) весь сэкономленный доход в результате понижения цены идет на приобретение данного блага;

б) часть сэкономленного дохода в результате понижения цены идет на приобретение данного блага;

в) сэкономленный доход в результате повышения цены не расходуется на приобретение данного товара;

г) понижение цены на товар вызывает падение спроса на него;

д) снижение цены на определенное благо сопряжено с приростом дохода, который расходуется на приобретение этого блага.

 

Задача

Предположим, что в какой-то стране производится всего два вида продукции: средства вооружения (танки) и продукты питания (зерно). Если все ресурсы будут направлены на производство зерна, то его будет произведено 4 млн тонн, а если — только на производство танков, то их будет выпущено 8 тыс. штук. Данные виды продукции могут производиться и одновременно, что указано в табл. 1.

Изобразите график производственных возможностей данной страны, в котором по горизонтали отметьте танки,а по вертикали — зерно.Назовите точки, показывающие:

а) эффективное функционирование экономической системы;

б) неэффективный выбор общества;

в) ситуацию, когда производство вообще нереально.

Таблица 1.

Шкала производственных возможностей

 

Вариант Зерно, млн.т. Танки (тыс.шт.)

Ответ

На основе данных таблицы построим график

 

Танки (тыс. шт.)

 

Линия АБВГД — кривая производственных возможностей. Она показывает:

1) Эффективное функционирование экономической системы — на границе ее производственных возможностей (точки АБВГД);

2) Неэффективный выбор общества — ниже этой границы;

3) Ситуация, когда производство вообще не реально — выше границы производственных возможностей.

 

 

2.6. Теория факторов и издержек производства. Прибыль

В процессе производства факторы производства взаимосвязаны и дополняют друг друга. Предпринимательство предполагает использование различных комбинаций факторов производства, исходя из потребностей снижения издержек производства, достижения эффективности. Эффективность исчисляется путем сопоставления рыночной цены и затрат на изготовление продукта. Для экономики эффективность означает полное отсутствие потерь того, что обладает и может обладать ценностью. Для этого в идеале необходимо соблюдение двух взаимосвязанных условий: 1) любое действие в экономической теории является эффективным, если для индивидуумов как членов этой экономики выигрыш от него превышает затраты. Выигрышем рассматривается повышение благосостояния (богатства) какого-то числа людей без снижения благосостояния других; 2) любое действие, в экономической теории является неэффективным, если издержки на него превысят выигрыш индивидуумов.

Результат соединения факторов производства характеризуется также показателем производительности труда.Последняя означает эффективность, плодотворность производственной деятельности людей. Производительность измеряется количеством потребительных стоимостей, созданных в единицу времени, или величиной времени, затрачиваемого на единицу продукта труда.

 

Производительность труда = Q/Т,

 

где Q — количество созданного продукта;

Т — затраты труда (например, человеко-часов или количество занятых в данном производстве).

 

Уровень производительности труда — важнейший показатель эффективности функционирования факторов производства.

Повышение производительности труда предполагает экономию живого овеществленного труда.

Предприниматели, организуя производство, несут определенные издержки. Издержки производства определяются стоимостью всех видов затраченных на производство ресурсов. Западные экономисты под издержками производствапонимают сумму затрат на приобретение факторов производства (труда, земли и капитала).

Существуют различные способы классификации издержек. Один из них — бухгалтерский и экономический подходы к выявлению издержек. Бухгалтерские, явные, или внешние, издержки — это затраты факторов производства, приобретаемые у поставщиков, т.е. на стороне. Они оцениваются в фактических ценах их приобретения. Недостаток бухгалтерских издержек объясняется тем, что он не учитывают те ресурсы, которые могут находиться в собственности предприятия, которые не нужно нигде покупать или отражать в бухгалтерских документах.

Экономический подход позволяет выявить неявные, или внутренние издержки, т.е. затраты собственных средств, стоимость ресурсов, принадлежащих собственнику.

Другой способ классификации издержек базируется на учете временных периодов, в течение которых принимаются те или иные решения. В этом случае издержки делятся на постоянные и переменные,т.е. независящие и зависящие от объема производства. Постоянные издержки могут иметь место даже в том случае, если производство вообще не осуществляется — это арендная плата, оплата охраны и управленческого персонала, налоги и т.п. В группу затрат, зависящих от объема производства, входят плата за исходные материалы, полуфабрикаты, оплата энергии всех видов, заработная плата рабочих. Сумма постоянных и переменных издержек составляет валовые (общие) издержки,т.е. денежные затраты на производство определенного объема продукции.

Общие издержки, деленные на количество произведенной продукции, — есть средние издержки. Это издержки в расчете на единицу продукции. Могут быть средние постоянные и средние переменные издержки. Такие издержки позволяют судить об эффективности предпринимательской деятельности. Дополнительные издержки, которые необходимы для обеспечения пророста производства на одну дополнительную единицу, называются предельными издержками.Предприниматель достигает наиболее эффективного уровня объема производства, если предельные издержки равны средним издержкам.

Издержки одного блага, выраженные в другом благе, которым пришлось пренебречь (пожертвовать) при производстве товара — это альтернативныеиздержки, издержки отвергнутых, упущенных возможностей. Они рассматриваются как потери других, альтернативных товаров и услуг, которые могли бы быть произведены с помощью тех же производственных ресурсов. Альтернативные издержки включают стоимостную оценку наилучшего использования имеющихся ресурсов из возможных альтернативных решений. Например, для самостоятельного хозяина альтернативными издержками является наивысшая заработная плата, которую он мог бы получить, выполняя работу по найму. Причиной их существования является ограниченность, люди должны сделать выбор в пользу одного, отказываясь от другого. Чем ограниченнее благо, тем выше его альтернативные издержки.

Движущим мотивом и конечной целью предпринимательской деятельности в рыночной экономике выступает прибыль.

Современные западные экономисты рассматривают прибыль как доход от использования факторов производства (труда, земли, капитала и предпринимательской деятельности). В настоящее время выделяется несколько взглядов на прибыль.

1. Прибыль как безусловный доход от факторов производства. То есть прибыль — это вознаграждение владельца фирмы за предоставленные им факторы производства. Часть прибыли может представлять собой доход от труда, который затрачивает сам его владелец (труд фермера, врача, должностного лица корпорации и.т.д.). Часть прибыли может быть рентой от естественных ресурсов, находящихся в собственности владельца. Наконец, часть прибыли эквивалентна проценту на собственный каптал. Другими словами, прибыль — это и есть доход от всех факторов производства, то есть рента, процент и заработная плата.

2. Прибыль — это вознаграждение за предпринимательскую деятельность и введения технического усовершенствования. В крупных корпорациях все дела ведут наемные управляющие. Они получают за свой труд не прибыль, а вознаграждение в виде заработной платы. Только подлинные предприниматели за инициативу, новаторство могут получить прибыль.

3. Прибыль — вознаграждение за риск и неопределенность. Но здесь могут быть как прибыль, так и убытки. Это относится ко всем факторам производства.

4. Прибыль как «монополистический доход». Это так называемая монопольная прибыль. Она возникает при монопольном положении производителя (продавца) на рынке. Монопольная прибыль по большей части не устойчива.

В современных условиях исследование прибыли ведется в трех основных направлениях: кейнсианском, институционально-социологическом и неоклассическом. Кейнсианская теория изучает прибыль на макроэкномическом уровне как часть национального дохода; институционалисты исследуют прибыль в рамках социальных внешнеэкономических факторов (обеспечение благами всех членов общества и т.п.).

В неоклассических теориях прибыль исследуется на уровне отдельной фирмы и связанна с показателями валового, среднего и предельного дохода.

Валовой доход (TR) фирмы формируется в виде выручки от реализации всей произведенной продукции, величина которой зависит от цены и количества реализованной продукции: TR = P *Q.

Средний доход (AR) рассчитывается на единицу реализованной продукции: AR = TR/ Q.

Предельный доход (MR) есть приращение валового дохода в результате продажи дополнительной единицы продукции: MR= AТR/ Q.

Прибыль (П) любой фирмы образуется как разница между валовым доходом и общими издержками производства: П = TR – ТС.

Если общий доход фирмы (TR) больше общих затрат (ТС), то фирма получает прибыль. В том случае, когда общие затраты превышают общий доход, фирма имеет отрицательную прибыль и убытки.

Экономисты различают бухгалтерскую, нормальную и экономическую прибыль. Бухгалтерская (финансовая) прибыль определяется как разница между валовым доходом фирмы и бухгалтерскими (явными и внешними) издержками. То есть это уплата фирмам стоимости материалов, капитала и труда, которые были использованы данной фирмой для производства продукции. Здесь не принимаются в расчет внутренние, или иначе, скрытые, неявные издержки.

Нормальная прибыль —это прибыль, необходимая, чтобы удержать капитал в деле. Используя собственные ресурсы, владелец не несет здесь явных денежных затрат. Это неоплаченные или внутренние издержки. Например, владелец собственного предприятия не платит самому себе зарплату, не получает арендной платы за здание, в котором находится его оборудование. Если он вкладывает денежные средства в свое предприятие, то не получает тех процентов, которые бы он имел, положив их в банк. Но владелец данной фирмы получает так называемую нормальную прибыль. Иначе он не будет заниматься этим делом.

Таким образом, нормальная прибыль есть элемент издержек. Это не фактически полученный доход, а тот доход, который предприниматель мог бы получить от альтернативного использования ресурсов.

Экономическая прибыль —это избыток над нормальной прибылью. Экономическая, или чистая, прибыль определяется как разница между валовым доходом и суммой всех (явных и неявных) издержек. То, есть это доход, превышающий сумму всех издержек.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.