Сделай Сам Свою Работу на 5

Позитивное решение глобальных проблем, и прежде всего, экологических. 5 глава





Итак, рыночный механизм в целом эффективно распределяет ограниченные ресурсы. Однако эффективность их распределения достигается лишь в том случае, если все эффекты (выгоды и издержки) порождаемые производством и потреблением того или иного блага, могут быть учтены рынком, т.е. получают свое отражение в цене.

В ряде случаев рыночная система сталкивается с так называемыми внешними эффектами (экстерналиями), которые представляют собой издержки и выгоды, связанные с производством или потреблением блага, но выпадающие на долю лиц, не являющихся участниками данной рыночной сделки.

Существуют отрицательные и положительные внешние эффекты. Отрицательные экстерналии возникают тогда, когда производство или потребление какого-либо блага порождают некомпенсирующие издержки у третьей стороны. Например, производитель, загрязняя атмосферу ядовитым дымом, как бы переносит часть издержек, непосредственно связанных с производством данного товара, на население, но никак их не компенсирует. В этом случае фактические затраты производителя, учитываемые в цене, оказываются меньше полных издержек с учетом отрицательных последствий загрязнения.



Положительные же внешние эффекты проявляются тогда, когда производство или потребление какого-либо блага порождают некомпенсируемые выгоды у третьей стороны. Так, услуги образования приносят выгоду не только тем, кто эти услуги непосредственно получает и оплачивает, но и обществу в целом.

Внешние эффекты в обществе имеют место там, где размыты права собственности (например, при использовании таких ресурсов, как вода, воздух и т.п.). Четкое их распределение ведет к исчезновению или минимизации внешних эффектов. Если, например, государство потребует от хозяина предприятия уплаты налога, равного по величине нанесенным убыткам, то тогда у него появится стимул полностью учесть последствия своих действий. В этом случае внешние эффекты превратятся для него во внутренние (интерналии).

Рынок имеет сложную структуру.Она зависит от:

· форм собственности;

· структуры товаропроизводителей;

· особенностей сферы товарного обращения.

Основные критерии классификации структуры рынка:



по экономическому назначению объектов рыночных отношений различают рынки товаров и услуг, рынки капитала, рабочей силы, ценных бумаг;

по товарным группамвыделяют рынки товаров производственного назначения, народного потребления, сырья и материалов;

по пространственному признакурынки могут быть местными (ло­кальными), региональными, национальными, международными;

по характеру взаимоотношений между продавцами и покупате­лямиразличают рынки свободный, монопольный, олигопольный, регули­руемый;

по видам участников рыночных отношенийсуществуют рынки оптовый, розничной торговли, государственных закупок сельскохозяйст­венной продукции;

по уровню насыщения товарамиможет быть рынок равновесный, дефицитный, избыточный.

Субъектами рынка выступают: домохозяйства, фирмы, государство.

Современный рынок немыслим без развитой инфраструктуры. Инфраструктура рынка — это совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

К основным элементам инфраструктуры современного рынка относятся:

· биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;

· аукционы, ярмарки и другие формы организационного небиржевого посредничества;

· эмиссионная система и эмиссионные банки;

· кредитная система и коммерческие банки;

· система регулирования занятости населения и центр государственного и негосударственного содействия занятости (биржа труда);

· налоговая система и налоговая инспекция;



· информационные технологии и средства деловой коммуникации;

· специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средства массовой информации;

· система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании;

· торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;

· профсоюзы, работающие по найму;

· коммерческо-выставочные комплексы;

· таможенная система;

· система высшего и среднего экономического образования;

· консультативные (консалтинговые) компании;

· аудиторские компании;

· общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;

· специальные зоны свободного предпринимательства.

Инфраструктура обеспечивает цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, элементы инфраструктуры не навязаны извне, а порождены самими рыночными отношениями.

Функционирование рыночной инфраструктуры имеет двойственный характер: с одной стороны, это обслуживание рыночных субъектов, с другой – воспроизводство трудовых ресурсов, т.е. фактора, который непосредственно участвует на рынке. Функции инфраструктуры рынка следующие:

· облегчение реализации интересов участников рыночных отношений;

· повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;

· облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики;

· организационное оформление рыночных отношений;

· подготовка специалистов для эффективного функционирования рынка.

Изменения в экономике страны не могут не отразиться на ее структурных институтах: организациях, учреждениях, обслуживающих и обеспечивающих взаимодействие отдельных частей экономики, в том числе и на инфраструктуре рынка.

Основные понятия

Рынок

Типы рынка

Рыночный механизм

Функции рынка.

Типы рынка.

Экстерналии

Интерналии

Структура рынка

Субъекты и объекты рынка

Инфраструктура рынка

Основные элементы инфраструктуры рынка

 

Рефераты

1. Роль рынка в становлении и развитии человеческого капитала.

2. Рынок и проблемы социальной справедливости.

3. Механизм функционирования рынка.

4. Формирование рыночной инфраструктуры в России.

 

Контрольные вопросы

1. Почему, на Ваш взгляд, существует множество определений рынка в экономической литературе?

2. Выявите причины возникновения рынка.

3. В чем Вы видите различие структуры рынка и инфраструктуры рынка?

4. Выявите плюсы и минусы в ценообразующей функции рынка. Может ли государство вмешиваться в этот процесс?

5. Контролирующая функция рынка способствует дифференциации товаропроизводителей. Как можно уменьшить отрицательные последствия этого процесса?

6. Каким образом государство компенсирует несовершенство рынка?

7. Однозначны ли понятия «семья» и «домашнее хозяйство»?

8. Почему в административно-командной экономике домашние хозяйства испытывают дефицит в товарах, а в рыночной — в деньгах?

9. Информационная функция рынка связана с трансакционными издержками. Почему фирма идет на такие издержки?

10. Каковы основные экономические инструменты рыночного механизма? Выявите их взаимосвязь.

 

Тесты

1. Рынок любых товаров и услуг может нормально функционировать, когда...

а) цены на продукцию формируются на основе спроса и предложения;

б) создана единая система налогообложения для субъектов рынка;

в) отсутствует контроль со стороны государства;

г) существует свободная конкуренция как между производителями продукции и услуг, так и среди покупателей;

д) нет инфраструктурного обустройства рынков.

 

2. Товарное обращение характеризуется следующей формой обмена:

а) Т-Т;

б) Т-Д-Т;

в) Д-Т-Д;

г) Д-Д.

 

3. При классификации рынков на легальный и нелегальный главным критерием является:

а) степень конкурентности рынков;

б) экономическое назначение объектов рыночных отношений;

в) уровень насыщенности рынков;

г) степень соответствия законам;

д) территориальный (географический) признак.

 

4. При классификации рынков на местный, региональный, национальный, мировой главными критериями являются:

а) степень конкурентности рынков;

б) уровень насыщенности рынков;

в) степень соответствия законам;

г) территориальный (географический) признак;

д) масштаб пространственного охвата меновых отношений.

 

5. При классификации рынков на дефицитный, избыточный и равновес­ный главным критерием является:

а) степень конкурентности рынков;

б) экономическое назначение объектов рыночных отношений;

в) уровень насыщенности рынков;

г) степень соответствия законам;

д) территориальный (географический) признак;

е) степень разрыва между спросом и предложением.

 

6. К рыночной инфраструктуре НЕ относятся:

а) товарные биржи;

б) фондовые биржи;

в) бюджет государства;

г) банки и кредитные организации;

д) биржи труда;

е) пенсионный фонд.

 

7. Экономическими субъектами рыночной экономики не являются:

а) домохозяйства;

б) государство;

в) фирмы;

г) профсоюзы.

 

8. Экономической целью домохозяйства как экономического субъекта яв­ляется:

а) производство товаров и услуг;

б) максимизация доходов от продажи экономических ресурсов;

в) максимизация прибыли;

г) максимизация удовлетворения потребностей;

д) рост общественного благосостояния.

 

9. Экономической целью государства как экономического агента является:

а) производство товаров и услуг;

б) максимизация доходов от продажи экономических ресурсов;

в) максимизация прибыли;

г) максимизация удовлетворения потребностей;

д) рост общественного благосостояния.

10. В модели кругооборота ресурсов, продуктов и доходов фирмы как экономические субъекты:

а) предлагают товары и услуги на рынке продуктов;

б) покупают товары и услуги на рынке товаров и услуг;

в) предлагают ресурсы на рынке ресурсов.

 

11. В модели кругооборота ресурсов, продуктов и доходов домохозяйст­ва:

а) предлагают товары и услуги на рынке продуктов;

б) предлагают ресурсы на рынке ресурсов;

в) производят товары и услуги;

г) покупают ресурсы на рынке ресурсов.

 

12. Экономической целью фирмы как экономического субъекта является:

а) производство товаров и услуг;

б) максимизация доходов от продажи экономических ресурсов;

в) максимизация прибыли;

г) максимизация удовлетворения потребностей;

д) рост общественного благосостояния.

 

13. НЕ относится к преимуществам рынка:

а) эффективное распределение и использование ресурсов;

б) высокая степень адаптивности к условиям производства;

в) свобода выбора продавцов и покупателей;

г) неблагоприятное воздействие на окружающую среду;

д) относительно быстрое восстановление рыночного равновесия;

е) достижение социальной справедливости.

 

Литература к главе I

1. Анализ экономических систем: основные понятия теории хозяйственного порядка и политической экономики /под общ.ред.А. Шулера и Х.-Г. Крюссельберга. — 6-е изд., доп.и испр. — М.: Экономика, 2006. — 338 с.

2. Базиков А.А. Экономическая теория: курс лекций. — М: ИНФРА, 2005. — 288 с. — (Высшее образование).

3. Базиков А.А., Базикова В.Л.Экономическая теория в микро-, макро- и мировой экономике. Теоретико-практические и учебно-методические разработки. — М, 2010.

4. Баканов М.И.Теория экономического анализа: учеб./ М.И. Баканов, М.В. Мельник, А.Д. Шеремет; под ред. проф. М.И. Баканова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2006. — 536 с.

5. Бардовский В.П.Экономическая теория: учеб./ В.П. Бардовский, О. В. Рудакова, Е.М. Самородова. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. —400 с. — (Профессиональное образование).

6. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: практикум: учеб. пособие. — М.: Проспект, 2005. — 288 с.

7. Борисов Е.Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах: учеб.пособие. — М.: Проспект, 2009. — 256 с.

8. Воробьев Е.М. Экономическая теория: курс лекций. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Эксмо, 2009. — 272 с. — (Учебный курс: кратко и доступно).

9. Гладков И.С.Экономика: Экономическая теория; История экономики; Мировая экономика; Международные экономические отношения: интегриров. учеб. курс / И.С. Гладков, Е.А. Марыганова, Е.И. Суслова. — М.: КНОРУС, 2005. — 448 с.

10. Гукасьян Г.М.Экономическая теория: учеб. для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по экон. спец. / Г. М. Гукасьян, В.В. Амосова, Г.А. Маховикова. — М.: Эксмо, 2008. — 608 с. — (Высшее образование).

11. Гусаков В.Г.Основные объективные законы, закономерности и принципы рыночной экономики. — Белорусская наука, 2006.

12.3оркальцев В.И.Модели рыночной экономики. — Иркутск: ИГУ, 1993.

13.Игнатова Т.В., Некрасов В.Н., Васильев П.П.Экономическая теория (в помощь студенту-заочнику). Учебно-методическое пособие. — Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 2003.

14. Иохин В.Я.Экономическая теория: учеб. — М.: Экономистъ, 2005. — 861 с. (Homo faber).

15. Камаев В.Д. Экономическая теория: крат, курс: учеб. / В.Д. Камаев, М.З. Ильчиков, Т.А. Борисовская. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2007. — 384 с.

16. Курс экономики.Учебник/ Под.ред. Райзберга Б.А. — М.: ИНФРА, 2005.

17. Курс экономической теории:учеб. / под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой, — 5-е изд., доп. и перераб. — Киров: АСА, 2005. — 832 с.

18. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учеб. пособие / науч. ред. А.В. Сидорович; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносо­ва. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело и Сервис, 2007. — 1040 с. — (Учебники МГУ им. М. В. Ломоносова).

19. Кучков Р.А.Экономическая теория: учеб. пособие / Р. А. Кучков. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономика, 2007. — 519 с. — (Высшее образование).

20. Макконнел К.Р., Брю С.Л.Экономикс. Т. 1–-2. — М.: Республика, 2002.

21. Мамедов О.Ю.Экономическая теория: нестрашное знакомство с методологией: материалы электив. спецкурса. — Рост.гос.ун-т. — Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2006.

22. Николаева ИЛ.Экономическая теория: учеб. / И.П. Николаева. — М.: КНОРУС, 2006. — 224 с.

23. Носова С.С.Экономическая теория для бакалавров: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по напр. «Экономика» и др. экон. спец. / С.С. Носова, В.И Новичкова. — М.: КНОРУС, 2009. — 368 с.

24. Океанова З.К.Экономическая теория: учеб. для вузов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Дашков и К, 2007. — 652 с/

25. Основы экономической теории:курс лекций/ под общ. ред. проф. А.А. Кочеткова. —2-е изд. — М.: Дашков и К, 2005. — 492 с.

26. Пономаренко Е.В.Экономика и финансы общественного сектора (основы теории эффективного государства): учеб. для вузов / Е.В. Пономаренко, В. А. Исаев; Рос. ун-т дружбы народов. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 427 с. — (Учебники РУДН).

27. Романова Е.В.Экономическая теория. Ответы на экзаменационные вопросы: [учеб.пособие для вузов]. — 5-е изд., стер. — М.: Экзамен, 2008. — 158 с. — (Студенту на экзамен).

28. Сажина М.А.Экономическая теория: учеб. для вузов / М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков. — М.: Норма, 2006. — 671 с.

29. СарафановаЕ.В. Счастливый билет. Экономическая теория. Сдаем без проблем: учеб. пособие для вузов / Е.В. Сарафанова, Е.А. Татарников, Е.В. Романова. — М.: Приор-издат, 2007.

30. Симкина Л.Г.Экономическая теория: учеб. / Л.Г. Симкина. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2006.-384 с: ил. — (Учебник для вузов).

31. Слагода В.Г.Экономическая теория: учеб. для сред. проф. образования. — 4-е изд., испр. и доп.. — М: ФОРУМ, 2008. — 368 с: ил. — (Профессиональное образо­вание).

32. Смирнов К.А.Социально-ориентированные модели рыночной экономики.М.: Кремо, 2001. — 254 с.

33. Станковская И.К.Экономическая теория: Полн.курс МВА. Микроэкономика и макроэкономика — аналитическая база для решения бизнес-задач: учеб. / И.К. Станковская, И.А. Стрелец, И.А. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЭКСМО, 2006. — 448 с. — (МВА).

34. Степанова Т.Е.Экономика, основанная на знаниях (теория и практика): учеб. пособие / Т.Е. Степанова, Н. В. Манохина. — М.: Гардарики, 2008. — 238 с: ил.

35. Тамбовцев В.Л.Теории государственного регулирования экономики: учеб. пособие для сту­дентов вузов, магистратур. — М: ИНФРА-М, 2009. — 158 с. — (Учебники экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова).

36. Фомишин С.В.Экономическая теория: учеб. пособие./ С. В. Фомишин, С. В. Мочерний. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 509 с. — (Высшее образование).

37. Чернецова Н.С.Экономическая теория: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по напр. «Экономика», экон. и неэкон. спец. / Н. С. Чернецова, В. А. Скворцова, И. Е. Медушевская. — М.: КНОРУС, 2009.

38. Шагинян С.Г.Контроль знаний по экономической теории: учеб. пособие для студентов вузов / С.Г. Шагинян, Е. В. Дьякова. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 110 с. — (Выс­шее образование).

39. Экономика.Учебник / Под ред. Булатова А.С — М.: БЕК, 2005.

40. Экономическая теория:учеб. / под ред. проф. А.И. Архипова, проф. С.С. Ильина. — М.: Проспект, 2006. — 608 с.

41. Экономическая теория:учеб./ ред. О. С. Белокрылова. — 2-е изд. — Рос­тов н/Д: Феникс, 2008. — 443 с. — (Высшее образование).

42. Экономическая теория:учеб. / Моск.гос.тех.ун-т им. Н.Э. Баумана; под ред. В.Д. Камаева, Е.Н. Лобачевой. — М.: Юрайт, 2006. — 557 с.

43. Экономическая теория:учеб. / под ред. И.П. Николаевой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 527 с.

44. Экономическая теория:учеб. для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по экон. спец. / под ред. Е.Н. Лобачевой; Моск. гос. техн. ун-т им. Н.Э. Баумана. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. образование, 2009. — 516 с.

45. Экономическая теория (политэкономия):учеб. для вузов / Рос.экон.акад. им.Г.В. Плеханова; [под общ. ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой]. — 4-е изд. — М. : ИНФРА-М, 2008. — 640 с. — (100 лет РЭА им.Г.В. Плеханова).

 


ГЛАВА II. Микроэкономика

2.1. Микроэкономика
и методы микроэкономического анализа

Важная составная часть экономической теории — микроэкономика, основоположником которой считается А. Маршалл.

Исследования здесь сосредотачиваются на поведении отдельных обособленных экономических субъектов. Предметом микроэкономики (от греческого «микро»- маленький) является механизм принятия решения на уровне домашних хозяйств и фирм в заданных экономических условиях, а также механизм формирования этих «заданных условий» в результате их совместных действий.

Микроэкономика объясняет, как и почему потребители, работники, фирмы, землевладельцы и владельцы капитала принимают решения о покупке товара, и как на их выбор влияет изменение цен и доходов; каким образом фирмы различных рыночных структур решают вопрос об объемах производства, максимизирующих их прибыль, о назначении цен, найме необходимого количества рабочих т.д. Отметим, что существует и другая трактовка, согласно, которой предметом микроэкономики является изучение проблем не только отдельной фирмы, домохозяйств, но и отраслей, а также вопросы использования ресурсов, конкретных цен, конкретных товаров и услуг.

Исторически микроанализ предшествовал макроанализу. В центре внимания микроэкономики находятся производители и потребители, принятие ими решений в отношении объектов производства, продаж, покупок, потребления с учетом потребностей, цен, затрат, прибыли. Микроэкономика изучает также поведение субъектов, отношения между ними в процессе общественного производства. В тоже время объектом изучения микроэкономики служат отношения между производителями, предпринимателями и государством. Основные разделы микроэкономики: производство и рынки факторов производства; теория потребителя; теория фирмы и рыночной структуры; проблемы монополии и конкуренции; проблемы взаимодействия государства и частного сектора; анализ рынка труда; вопросы распределения доходов.

В последние десятилетия микроэкономика претерпела определенную модификацию, в частности, расширился ее объект. Сферой микроанализа являются не только отдельные предприятия, но и крупнейшие корпорации, связанные с другими фирмами внутри страны и за ее пределами. В условиях перехода нашей страны на рыночные отношения значение микроанализа значительно возрастает, поскольку отношения между субъектами микроэкономики складываются именно на рынке.

2.2. Спрос и предложение на микроуровне

Основополагающие категории рыночной экономики — спрос и предложение. Их анализ необходим в выявлении принципов функционирования рынка.

Спрос — это количество товаров и услуг, которые способны приобрести покупатели при заданных ценах и в определенный промежуток времени. Спрос на любой товар должен быть платежеспособен.

Спрос формируется под влиянием многочисленных факторов. Спрос на определенное благо в основном зависит от цены товара. При снижении цены потребитель имеет возможность приобрести больше данного товара. И наоборот.

На спрос влияют и неценовые факторы:

· денежные доходы потребителей. При повышении доходов спрос на большинство товаров растет;

· предпочтительные вкусы потребителей;

· число потребителей, масштабы рынка. Уменьшение числа покупателей ведет к снижению спроса и наоборот;

· цены на сопряженные товары. Например, повышение цены на бензин может привести к некоторому снижению спроса на легковые автомобили;

· перспективные ожидания повышения и снижения цен;

Влияние цен и неценовых факторов на спрос изобразим графически.

Р
Q
D
D1
D1
D2
A
C
B
D
D2

P — цена, Q — количество

 

Рис. 1.Кривая спроса

На графике точки А, В, С, показывающие количество данного товара, которые покупатели готовы и имеют денежную возможность приобрести в данный период по конкретной цене, характеризуют величину (объем) спроса. А вся кривая DD характеризует сам спрос.

Обратная связь между ценой и величиной спроса называется законом спроса.В основе этогозакона лежит ограниченность доходов покупателей. При высокой цене не все покупатели могут приобретать товар, при ее снижении возрастают число покупателей и размеры покупок.

Изменение величины спроса выражается в «скольжении» вверх и вниз вдоль кривой спроса. Сам спрос в этом случае остается неизменным. Изменение самого спроса означает сдвиг кривой спроса вправо (увеличение — кривая D1D1) и влево (уменьшение — кривая D2D2). Это происходит под воздействием неценовых факторов.

Теперь рассмотрим предложение.Это — желаниеи способность продавцов (производителей) предоставлять товары для продажи на рынке по определенной цене. Объем предложения — количество благ и услуг, которые представлены на рынке в единицу времени.

Цена товара — важнейший фактор не только спроса, но и предложения. Понижение цены ведет к сокращению предложения, рост цен — соответственно к его увеличению. При фиксированной цене на товар предложение зависит от следующих неценовых факторов: цены на экономические ресурсы; технология и организация производства; цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары; налоги и субсидии; число товаропроизводителей; перспективные ожидания.

Изобразим графически влияние цен и неценовых факторов на предложение.

S2
А
В
С
Р
Q
Р3
Р2
Р1
Q1
Q2
Q3
S
S
S1
S1
S2

P — цена, Q — количество

 

Рис. 2.Кривая предложения

На графике точки А, В, С, указывают на количество данного товара, которое производители (продавцы) хотят и могут предложить на рынок в определенный период по конкретной цене. Они характеризуют величину (объем) предложения. Прямая зависимость между ценой и величиной предложения называется законом предложения.

Изменение величины предложения на графике выражается в «скольжении» по кривой предложения SS, характеризующей само предложение. Т.е в этом случае само предложение остается неизменным. Кривая предложения сдвигается вправо (увеличение предложения — кривая S1 S1) или влево (уменьшение предложения S2 S2) от исходной позиции, если «сработают» неценовые факторы. В этом случае изменится само предложение.

Между спросом и предложением конкретного товара в каждый данный момент складывается определенное соотношение. Оно является процессом влияния на спрос и на предложение многочисленных факторов. Соотношение спроса и предложения — это тот механизм, который определяет рыночную цену. Закон, выражающий взаимосвязи между спросом и предложением товаров, именуется законом спроса и предложения.

Конкретная борьба между продавцом и покупателем за более выгодную для каждого из них цену, в конечном счете, приводит к уравновешиванию спроса и предложения, к установлению равновесной цены (см. рис. 3)

Цена, при которой количество товара, предложенного на рынке, равно количеству товара, на который предъявлен спрос, называется равновесной ценой.

L
В
С
А
S
Е
Р
Q
Р3
Р2
Р1
Q1
Q2
Q3
S
D
D

Р — цена, Q — количество, DD — кривая спроса, SS- кривая предложения, С — точка равновесной цены  

 


Рис 3. График равновесной цены

Механизм установления цены равновесия определяется двумя тенденциями: 1. При более высокой цене, чем цена равновесия (Р3), предложение превышает спрос на величину отрезка АВ. В этой ситуации под давлением конкурентов между продавцами цена будет вынужденно снижаться. 2. При цене ниже цены равновесия (Р1) спрос превысит предложение на величину отрезка ЕL. Под давлением конкуренции между покупателями цены станут повышаться.

В результате взаимодействия этих тенденций в точке С установится цена равновесия. В случае если цена спроса равна цене предложения, количество товара (QQ2), производимого за единицу времени, можно назвать равновесным, а цену (РР2), по которой он продается, равновесной.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.