Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие о педагогических технологиях и методах





Сегодня нельзя быть педагогически грамотным специалистом и решать успешно педагогиче­ские задачи без знания обширного арсенала пе­дагогических технологий и умения пользоваться им. Технологии сегодня являются наиболее значимым компонентом во всех сферах жизни общества и общественного развития. Совер­шенные, прогрессивные технологии — это, образно говоря, индуст­рия, направленная в будущее.

Понятие «педагогическая технология» — одно из новых, но уже прочно вошедших в педагогический лексикон, хотя в понимании и употреблении этого термина существуют разночтения[35]. В практическом плане проблема педагогических технологий привлекает повы­шенное внимание в связи с радикальными социальными, техниче­скими, технологическими, образовательными и иными переменами, происходящими в российском обществе. Прорабатываются вопросы ее статуса в категориальном аппарате педагогики, таксономия[36], иерар­хия технологий по уровням, месту и объекту их применения в педа­гогической сфере (технологии типов педагогических систем, техно­логии организации образовательного процесса в образовательном учреждении, технологии преподавания конкретной учебной дисци­плины, технология решения определенной педагогической задачи, технология правового воспитания и др.). Педагогическая техноло­гия предполагает специальный подбор и компоновку организаци­онных и процедурных компонентов в виде последовательно и ком­плексно используемых форм, методов, приемов и средств обучения, воспитания и контроля, ориентированных на решение определенной задачи в педагогическом процессе и максимально обеспечивающих достижение соответствующего ей педагогического результата.



В зависимости от организации и методики реализации педаго­гические технологии подразделяются на традиционные и интенсив­ные («новые», «инновационные», «активные», «современные»). Тра­диционные педагогические технологии основаны на общих, давно усто­явшихся, многократно проверенных практикой педагогических прин­ципах, традициях, методах, способах, формах педагогической работы. Хотя термин «технология» в научный педагогический оборот вошел в 1970-х гг., но то, что обозначается им сейчас, зарождалось и исполь­зовалось ранее и называлось близким по смыслу понятием «мето­дики». Именно их и называют сейчас традиционными технологиями.



Методика — комплекс обучающих, воспитательных, образовательных или развивающих методов, способов, средств и приемов, характери­зующих совместную деятельность педагогов и обучающихся.

Алгоритм действий педагога, как правило, бывает построен на следующей логике. Прежде всего, он убеждает обучающегося (воспитуемого) в важности и целесообразности решения конкретной педагогической задачи, затем обучает его тому, как ее решить, посто­янно стимулируя, контролируя и оценивая этапы и итоги его работы. В ней используются традиционные методы воздействия на личность: объяснение, убеждение, внушение, показ, упражнение, приучение, стимулирование, контроль, диагностирование (тестирование, экзамены, зачеты, аттестация), оценка и др. Они крайне редко приме­няются изолированно и используются в комплексе.

Убеждение — это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него определенного миро­воззрения, системы ценностей, желаемых качеств. Важнейшую роль в убеждении играют такие приемы, как разъяснение, лекция, бесе­да, диспут, внушение, пример, осознание. Эффективность методов убеждения зависит от соблюдения целого ряда педагогических тре­бований, среди которых: 1) высокий авторитет педагога; 2) опора на жизненный опыт обучающихся (воспитанников); 3) искренность, конкретность и доступность используемых средств убеждения; 4) со­четание убеждения и практического приучения; 5) учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и др.



Упражнение — это планомерно организованное выполнение обу­чающимися (воспитанниками) различных действий, практических дел с целью формирования навыков, умений, привычек и развития личности.

Приучение — это организация планомерного и регулярного вы­полнения обучающимися (воспитанниками) определенных дейст­вий в целях формирования положительных привычек.

Группа методов обучения включает в себя: объяснительно-иллю­стративный и репродуктивный методы; метод проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический) метод, исследовательский и др.

Методы стимулирования подразумевают побуждение к размыш­лению, переживанию, к действию. К ним можно отнести похвалу, поощрение, порицание, соревнование, упрек, осуждение, намек, одобрение, доверие, наказание и т.п.

Итак, то что раньше называлось методикой, в настоящее время часто называют технологией, хотя в ее понимание вкладывается бо­лее широкий смысл, связанный с детальной приработанностью ло­гики, последовательности, взаимосвязанности целей, содержания, способов, условий и пр., т.е. алгоритмизацией всей сово­купности элементов педагогической системы. Основные разновид­ности технологий первично подразделяются на технологии образова­ния; технологии воспитания; технологии обучения и технологии разви­тия. Ниже они рассматриваются преимущественно применительно к практике родителя, руководителя занятий, должностного лица, ра­ботающего с персоналом организации.

Технологии образования

Специфика технологий образования зависит от вида образования - непрерывного, открытого, дистанционного и др. Каждое из них со­пряжено с необходимостью особого построения педагогического процесса, особых форм и методов, технологий передачи и усвоения образовательного материала.

Идея непрерывного образования (lifelong education — англ.) — образование через всю жизнь человека, в течение всей жизни — из­давна привлекала к себе внимание выдающихся умов. Я.А. Коменский в своем труде «Всеобщее воспитание» изложил теорию уни­версального образования ивоспитания всех людей в течение жизни на основе равноправия.

Немецкий педагог XIX в. Ф. Дистервег высказал мысль, что «об­разование никогда не составляет нечто законченное и завершенное, оно вечно образующееся и живое, чего нельзя себе представить без деятельности, движения, приращения»[37]. Великий русский педагог К.Д. Ушинский также говорил о том, что человек должен и будет учиться всю жизнь[38]. Однако только в 1960—1970 гг. социально-экономическое развитие человечества, быстрое увеличение объема и содержания знаний (за 5—7 лет оно удваивается), их быстрое устаре­вание и научно-технический прогресс потребовали, чтобы люди по­лучали образование неоднократно — на протяжении всей жизни по мере необходимости.

Известный ученый идеятель ЮНЕСКО Р.Г. Даве (Индия) опре­деляет непрерывное образование как процесс личного, социального и профессионального развития индивида на протяжении его жизни, осуществляемый в целях совершенствования качества жизни как индивидов, так и общин. Это всеобъемлющая идея, включающая формальное, внеформальное и неформальное обучение, осуществ­ляемое с целью приобретения и совершенствования просвещения, а также достижения как можно более полного развития различных сторон жизни на разных ее ступенях. Она связана как с развитием личности, так и с социальным прогрессом[39].

Концепция непрерывного образования предусматриваем рацио­нальное распределение периодов обучения и трудовой деятельности человека на протяжении жизни; последовательное повышение об­разования по ступеням иуровням его; потребность и способность к самостоятельному повышению образованности и овладению новы­ми знаниями по мере возникновения потребности в них.

Своеобразный характер носят технологии открытого и дис­танционного образования. Открытое образование (open education — англ.) — концепция современного образования за рубежом. В связи со стремлением к его доступности для всех людей, независимо от их образовательного уровня, не предъявляется каких-либо особых требований к первоначальной подготовке обучающихся. Открытое образование предназначено, как правило, для обучения людей зре­лого возраста, не сумевших по разным причинам повысить уровень своей образованности ранее. Технологии такого образования адап­тируются к реальному уровню знаний обучающихся, сведенным в учебные группы по одинаковым показателям.

Дистанционное образование — образование, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляются при террито­риальной разобщенности преподавателя и студентов с использова­нием современных информационных и телекоммуникационных технологий. Сетевая технология — вид дистанционной технологии обучения, базирующийся на использовании систем телекоммуника­ции для обеспечения студентов учебно-методическими материалами и интерактивного взаимодействия между преподавателем, админи­стратором и обучаемыми. Кейс-технология — вид дистанционной технологии обучения, основанный на использовании наборов (кей­сов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-мето­дических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения обучаемыми при организации регулярных консультаций у препода­вателей-тьютеров традиционным или дистанционным способом. ТВ-технология — вид дистанционной технологии обучения, бази­рующийся на использовании систем телевидения для доставки обу­чающемуся учебно-методических материалов и организации регу­лярных консультаций у преподавателей-тьюторов.

 

Технологии воспитания

В истории научной педагогики и педагогической практики методики и технологии воспитания всегда были и остаются одними из центральных. Сложились традиционные системы взглядов по методам воспитания, их технологическим особенностям, по разным видам воспитания раз­ных возрастных и профессиональных категорий людей. В настоящее время широкое распространение получили личностно-ориентированные технологии. Вцентре внимания их — уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение каждым человеком таких качествен­ных особенностей провозглашается главной целью воспитания в отли­чие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социаль­ных норм в традиционной технологии. Сами личностно-ориентиро­ванные технологии раскрывают пути формирования и развития таких качеств не по чьему-то заказу, а в интересах самой же личности, ее самореализации и достижения успеха в жизни.

Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства, соответствующие индивидуальным особенностями каждого человека. Они противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к растущему и реализующему свои возмож­ности человеку, отчасти свойственному традиционной технологии, необходимость создания для этого благоприятных условий — атмо­сферы любви, уважения, заботы, сотрудничества, творчества, само­выражения и самоутверждения в жизни.

Одной из разновидностей личностно-ориентированных техноло­гий выступает педагогика сотрудничества, получившая распростра­нение в 80-е годы XX в. Название технологии стало популярным благодаря опыту педагогов-новаторов (В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина, С.Н. Лысенковой, Ш.А. Амонашвили, И.П. Волкова, М.П. Щетинина и др.), в котором соединились лучшие традиции отечественной и за­рубежной школ, достижения психолого-педагогической науки. Она не вошла еще в достаточной степени в современную практику, а по­этому сегодня ее надо рассматривать как «проникающую» технологию, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, ис­точником прогрессивных идей[40], заключающихся в создании на заня­тиях атмосферы сотрудничества педагога и всех обучающихся, взаи­мопонимания, эмоционального подъема, увлеченности, интереса, коллективного поиска правильных ответов и решений, взаимного удовольствия от совместной работы.

Технологии обучения

Они наиболее тщательно прорабатывались в теории обучения, начиная с работ Я.А. Коменского, и представляют собой воплощение тео­рии обучения в учебном процессе. Практически они всегда рас­сматривались в единстве с воспитанием и развитием обучающихся и реализуются в технологиях воспитывающего и развивающего обуче­ния. В таком виде обучение представляет собой комплексное педаго­гическое явление, несущее в себе воспитывающее и развивающее влияния, а поэтому способствующее не только обогащению обу­чающегося знаниями, навыками и умениями, но и становлению и росту его как личности.

Современные технологические модели обучения выражают ос­новные методологические принципы построения обучения, методо­логию гуманистического, развивающего, личностно-обращенного проекта организации обучения. Ряд технологий касается отдельных сторон обучения, например теоретического обучения, практического обучения, профессионального обучения, технологий (частных методик) преподавания разных учебных дисциплин и их разделов и др. Однако немало таких технологий продолжают оставаться, к сожа­лению, слабо технологичными, т.е. не до конца прописанными. В ре­зультате пути осуществления этих видов обучения лежат нередко на уровне теоретических рассуждений, а не прикладных разработок. К таковым, в частности, относятся и технологические слабости пре­подавания немалого числа юридических дисциплин.

Ныне существует немало новых технологий обучения. Часть их еще слабо проверена практикой, часть выглядит теоретически со­мнительной и спекулятивной. Немало и прогрессивных, хорошо за­рекомендовавших себя; о таких технологиях речь пойдет в следую­щем параграфе. Они ориентированы на интенсификацию и оптими­зацию учения обучающихся.

Технологии развития

О технологии развивающего обучения уже гово­рилось выше. Ее главный принцип (Л.С. Вы­готский, Л.В. Занков и др.) в том, чтобы вести обучение на высоком уровне трудности, быстрыми темпами, при обеспечении ведущей роли теоретических знаний, осознании людь­ми необходимости активного учения и учете их особенностей, сис­тематической работе над развитием личности каждого участника процесса. Развивающее обучение — это процесс решения последова­тельно усложняющихся задач, добывания знаний и создания новых способов выполнения действий силами обучающегося, в результате которого он поднимается на новые, более высокие ступени лично­стного развития. Центральное технологическое звено его — само­стоятельная учебно-познавательная деятельность личности, основан­ная на ее способности регулировать свои действия в соответствии с поставленной и осознанной целью.

В наше время, когда информация стремительно и постоянно обновляется и, соответственно, обновляются фонды научных зна­ний, трансляция педагогом знаний с акцентом на память обучаю­щихся во многом утрачивает свое значение. Знания сегодняшнего дня завтра в значительной степени могут устареть и оказаться мало­эффективными. Поэтому необходимо развивать интеллект обучаю­щихся с установкой на усвоение знаний нужных для ближайшего будущего, учить мыслить не только на фактологическом, но и на теоретическом, методологическом уровнях, приучая молодых людей к самостоятельному добыванию знаний. Важно, чтобы будущий спе­циалист был подготовлен к генерированию и совершенствованию профессиональных идей и практики.

Ныне разработке новых технологий развивающего обучения уде­ляется большое внимание. У каждого на слуху технологии програм­мированного и проблемного обучения, но есть и другие.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.