Сделай Сам Свою Работу на 5

Внешние эффекты и затраты





 

Одной из причин нарушения эффективной структуры выпуска продукции даже на рынке совершенной конкуренции является то, что участники рыночных сделок при определении объемов производства и потребления не принимают во внимание внешние эффекты и затраты. В результате этого, товаров, производство и потребление которых сопровождается внешними затратами, выпускается больше и, соответственно, товаров, производство и потребление которых сопровождается внешними эффектами, выпускается меньше, чем оптимальное количество.

Внешние затраты это вредные эффекты, сопровождающие процессы производства и потребления некоторых товаров и услуг, которые испытывают на себе лица, непосредственно не участвующие в этих процессах. Внешние эффекты - это, соответственно, полезные эффекты.

 

Внешние затраты

ТЕС (total external cost) – общие внешние затраты - представляют собой совокупный ущерб, наносимый лицам, не участвующим в процессе производства и потребления данного блага.

МЕС (marginal external cost) – предельные внешние затраты (издержки) – это прирост затрат на дополнительную единицу продукции, который производители перекладывают на общество.



MPC (marginal private cost) – предельные индивидуальные затраты – это прирост затрат фирмы при производстве дополнительной единицы продукции.

MSC (marginal social cost) – предельные общественные затраты – это дополнительные затраты, которые несут фирмы, а также все лица, не участвующие в производстве и потреблении данного блага, то есть это дополнительные затраты всего общества. Они представляют собой сумму предельных индивидуальных затрат фирмы и предельных внешних затрат:

(102)

Если существует отрицательный внешний эффект, то предельные общественные затраты больше предельных индивидуальных затрат фирмы.

MSU (marginal social utility) - предельная общественная полезность - отражает прирост полезности от производства дополнительной единицы товара, получаемый всем обществом. Если лица, не участвующие в производстве и потреблении данного блага, не получают полезности от производства данного блага, то предельная общественная полезность равна предельной полезности покупателей.



Эффективный объем выпуска продукции и цена будут достигнуты при выполнении следующего условия:

(103)

Графически отрицательный внешний эффект представлен на рис. 145.

Рис. 145. Отрицательный внешний эффект.

 

Включение внешних издержек привело бы к повышению цены товара и к сокращению платежеспособного спроса потребителей, поэтому они не отражаются в рыночной цене. В результате, с позиции общества, товаров производится слишком много, например производство сигарет, в цену которых не включены затраты на лечение пассивных курильщиков, или производство, загрязняющее окружающую среду.

Без учета внешних затрат, по условию MPC=P, для максимизации прибыли фирма устанавливает цену на уровне Ре, а объем производства – на уровне q1, (рис. 145 а). В этом случае объем производства товара является чрезмерным, потому что с позиции общественных затрат (MSC = P), достаточно было бы производить товар в объеме q2. Однако и в данном случае равновесия не наступает, поскольку при объеме q2 и цене Ре не выполняется равенство (103).

Общество несет дополнительные затраты в объеме MEC, поэтому данный товар обходится ему по цене Ps, в результате общество несет убытки в объеме площади PsSEPe. Если цену на данный товар повысить до уровня Ps, обществу также будет наноситься ущерб в размере площади SEE*, поскольку при этом объеме предельная общественная полезность меньше предельных общественных затрат (MSU < MSC).

Для установления эффективного объема производства и уровня цен по условию (MSC = MSU), государство должно включить предельные внешние затраты в индивидуальные затраты фирмы, чтобы последние отражали действительные общественные издержки. В результате объем производства установится на уровне q*, а цена - на уровне Р*.



Государство может интернализировать негативные внешние эффекты, то есть трансформировать их во внутренние, путем продажи лицензий и прав на загрязнение окружающей среды и установления норм выбросов, соглашений о компенсации ущерба, введения налогов и штрафных санкций.

Кроме того, фирмы должны быть заинтересованы в строительстве очистительных сооружений и утилизации отходов.

На рис. 145 б) показано введение налога, равного по величине предельным внешним затратам, то есть Т = MEC. В результате введения налога линия отраслевого предложения сдвинется из S в S* и равновесие установится в точке Е*, с оптимальным объемом производства Q* и рыночной ценой Р*. При этом негативный эффект, компенсирующийся за счет введения налога, составит площадь P*E*TPT.

Внешние положительные эффекты

TEU (total external utility) – общая внешняя полезность – представляет собой совокупную полезность, которую получает общество.

MEU (marginal external utility) – предельная внешняя полезность – это прирост полезности, который получают лица, не являющиеся ни продавцами, ни покупателями данного товара.

MPU (marginal private utility) – предельная индивидуальная полезность – это прирост полезности, получаемой покупателем при приобретении дополнительной единицы блага.

Внешние положительные эффекты связаны обычно с образованием, лечением, вакцинацией, созданием оборудования для утилизации отходов производства, нововведениями.

Производители благ, выпуск которых сопровождается положительными внешними эффектами, ориентируются, при установлении цены и выборе объема производства, только на платежеспособный спрос и не учитывают пользу для общества в целом. В результате этого, цены на данные товары и услуги оказываются заниженными, а объем выпуска этих товаров является недостаточным.

 

Графически внешние положительные эффекты представлены на рис. 146.

Рис. 146. Внешний положительный эффект.

 

Без учета внешних эффектов фирма ориентируется только на объем реального платежеспособного спроса и устанавливает объем производства на уровне q1, то есть по условию MSC = Р (рис. 146 а). Данный объем производства товара является недостаточным, поскольку с учетом общественной выгоды, фирма должна производить данный товар в объеме q2. Однако в данном случае равновесия также не наступает, потому что при объеме q2 и цене Ре не выполняется равенство (103).

Общество получает дополнительный положительный эффект в объеме MEU, поэтому данный товар с учетом общественной пользы имеет цену Ps. Достижение равновесия в точке Е приводит к возникновению положительных внешних эффектов в объеме площади PsSEPe. Если цену на данный товар повысить до уровня Ps, то при объеме производства q1 упущенная выгода общества составит площадь SEE*, поскольку при этом объеме выпуска продукции предельная общественная полезность меньше предельных общественных затрат (MSU < MSC).

Для установления эффективного объема производства и уровня цен по условию (MSC = MSU), государство должно трансформировать внешние выгоды во внутренние путем введения потоварной субсидии потребителям в размере предельной внешней полезности. В результате объем производства установится на уровне q*, а цена - на уровне Р*. На рис. 146 б) показано предоставление субсидии, равной по величине предельному внешнему эффекту, то есть V = MEU. В результате предоставления субсидии линия отраслевого спроса сдвинется из D в D* и равновесие установится в точке Е* с оптимальным объемом производства Q* и рыночной ценой Р*. При этом внешний положительный эффект, оплачиваемый за счет субсидий, составит площадь P*E*VPv.

 

Права собственности и теорема Коуза

Негативные внешние эффекты возникают из-за конкуренции между потребителями ресурсов за различные варианты их использования, если права собственности на данные ресурсы не установлены и не закреплены. При этом эффективное размещение ресурсов будет достигаться независимо от распределения прав собственности на данные ресурсы, поскольку в результате переговоров стороны придут к соглашению о том, кто будет собственником, а также кому надо будет платить за использование ранее неучтенных в расчетах и получивших сейчас денежную оценку ресурсов. В результате переговоров будет установлен общественно оптимальный объем производства данного блага. Однако данные переговоры становятся возможными только в том случае, если количество их участников невелико, в противном случае операционные издержки на их ведение превысят выгоды от переговоров и сделают последние экономически невыгодными.

Теорема Коуза утверждает, что внешние эффекты могут быть интернализированы, то есть индивидуальные и общественные издержки будут равны между собой при четком распределении прав собственности на ресурсы и разрешении свободного обмена этими правами, при условии, что транзакционные или операционные издержки будут стремиться к нулю. Согласно данной теореме, эффективный, с общественной точки зрения, результат может быть достигнут без вмешательства государства, если число участников переговоров невелико. Функцией государства является лишь четкое установление прав собственности и разрешение обмена этими правами.

 

Общественные блага

 

Те блага, которые субъекты потребляют в одинаковом количестве независимо от того, оплачивают они их или нет, называются общественными благами. Эти блага не поставляются на рынок в эффективном объеме, поэтому обеспечение ими должно осуществлять государство, а затраты должны финансироваться за счет налогов. Примерами общественных благ являются: национальная оборона, уличное освещение, работа маяка, эпидемиологические мероприятия, охрана окружающей среды, охрана общественного порядка, работа пожарных служб.

Кроме общественных благ существуют и общественные «антиблага» - это нежелательные побочные продукты производства или потребления, которые равномерно налагают издержки на всех субъектов. Примерами общественных «антиблаг» являются: загрязнение окружающей среды, глобальное изменение климата, радиоактивные выбросы и кислотные дожди, разрушение озонового слоя земли, эпидемии.

В отличие от потребления частных благ, которые подвержены «принципу исключения», общественные блага не обладают исключительностью в потреблении. Это значит, что потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления. Кроме того, общественные блага не имеют свойства избирательности в потреблении. Это означает, что при определенном объеме блага его потребление одним человеком не снижает его доступности для других.

Существуют блага, которые не являются ни чисто общественными, ни чисто частными. Такие блага называются «квазиобщественными». Обычно эти блага предоставляются государством, но их потребление может быть индивидуализировано. В этом случае они получают стоимостную оценку. Примерами «квазиобщественных» благ являются: здравоохранение; образование; музеи; услуги милиции. Общественные блага бывают: перегружаемые и исключаемые.

Перегружаемыми общественными благами называются те блага, которых может не хватать. После определенного количества потребителей, появление дополнительного пользователя приведет к уменьшению полезности, которую получают уже имеющиеся потребители. Примером такого блага являются дороги.

Исключаемыми общественными благами называются те блага, доступ к которым можно ограничить. На эти блага легко может быть назначена цена и их могут предлагать фирмы, имеющие целью извлечение прибыли. Примером такого блага является телевещание.

Кривая спроса на чистое общественное благо

Если кривая рыночного спроса на чистое частное благо получается путем сложения индивидуальных спросов, по каждому из уровней цен, что предполагает суммирование по горизонтали индивидуальных кривых спроса (рис. 62), то кривая спроса на чистое общественное благо получает­ся посредством сложения его индивидуальных предельных полезностей для всех потребителей при каждой возможной цене, что предполагает суммирование по вертикали индиви­дуальных кривых спроса (рис. 147). На рис. 147 а) представлена линия предельной полезности (линия индивидуального спроса) общественного блага для субъекта А. На рис. 147 б) показана линия предельной полезности общественного блага для субъекта В. Субъект А согласен оплачивать по 20 денежных единиц 2 единицы общественного блага, например, уличные фонари. Субъект В по 20 денежных единиц согласен оплачивать 4 единицы общественного блага. На рис. 147 в) показана линия суммарного спроса на данный товар. В результате вертикального сложения линий предельных полезностей (линий индивидуального спроса) можно определить, что рыночный спрос на общественное благо составит три единицы, за которые субъекты будут платить по 40 денежных единиц, из них субъект А будет оплачивать одну, а субъект В две единицы общественного блага.

Рис. 147. Индивидуальный и рыночный спрос на общественное

благо.

 

Линия спроса на общественное благо, как и линия спроса на чистое частное благо, имеет отрицательный наклон. Линия спроса на общественное благо имеет две отличительные черты от линии спроса на частное благо.

Во-первых, цена не является переменной величиной, поскольку нельзя назначить цену за от­дельную единицу общественного блага.

Во-вторых, объем спроса на общественное благо нельзя корректировать. Все субъекты должны потреблять весь объем производства общественного блага целиком, то есть объем потребления такого блага каждым потре­бителем должен равняться объему предложения это блага.

Отличия между кривыми спроса на частное (а) и общественное благо (б) представлены на рис. 148.

Рис. 148. Линии спроса на частное и общественное благо.

 

Оптимальный объем производства общественных благ

Графически выбор оптимального объема производства представлен на рис. 149.

Оптимальный объем производства общественного блага будет достигнут при равенстве предельной общественной полезности и предельных общественных издержек, то есть должно выполниться условие (99).  

Рис. 149. Оптимальный объем общественного блага.

 

Определение оптимального объема производства общественного блага затруднено тем, что индивидуальные потребности в этих благах очень сильно различаются. Кроме того, из-за желания получать блага при меньших затратах потребители могут занижать реальную потребность в этих благах. Желание получать общественные блага бесплатно получило название проблема «фрирайдера» (free rider). Это приводит к тому, что блага предлагаются в объеме, меньшем, чем эффективный.

Данная проблема может быть частично решена путем предложения общественных благ через политические институты, в частности, благодаря системе налогообложения. Установление оптимального объема выпуска общественного блага может достигаться с помощью голосования, используя принцип «большинства». При этом потребители будут выступать за увеличение производства данного блага до тех пор, пока его предельная полезность не уравняется с размером налога.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.