Сделай Сам Свою Работу на 5

Сдвиг равновесия спроса и предложения





 

Вследствие повышения доходов потребителей линия спроса d сдвинется в d1. В результате равновесие из точки Е сдвинется в точку E1, при этом Pе переходит в P1 , а Qе - в Q1. Таким образом, повышение доходов потребителей приводит к увеличению объема производства Q, но при этом будут возрастать и цены P (рис. 19).
Под влиянием различных факторов будет изменяться или спрос, или предложение. Рассмотрим различные варианты сдвига.

Рис. 19. Сдвиг линии спроса.

Вследствие увеличения налогов линия предложения S сдвинется в S1. В результате равновесие из точки Е переместится в точку E1, при этом Pе перейдет в P1, а Qе - в Q1. Таким образом, повышение налогов приводит к сокращению объема производства Q и возрастанию цены P (рис. 20).

Рис. 20. Сдвиг линии предложения.

 

При одновременном влиянии нескольких факторов может происходить сдвиг, как линии спроса, так и линии предложения.

Рассмотрим сдвиг линий спроса и предложения на одинаковую величину.

Вследствие увеличения доходов потребителей линия спроса d сдвинется в d1. Усиление налогового бремени сдвигает линию предложения из s в s1 (рис. 21). В результате чего, равновесие из точки E перейдет в точку E1, при этом объем Q остается неизменным, а цена Ре сдвинется в Р1.



Рис. 21. Увеличение спроса и уменьшение предложения.

Таким образом, одновременное усиление налогового бремени и увеличение доходов потребителей приводит к возрастанию цены Р, при этом объем производства Q остается неизменным.

Вследствие увеличения доходов потребителей линия спроса d сдвинется в d1. Уменьшение цен на ресурсы (бензин, электроэнергия) сдвигает линию предложения, из s в s1 (рис. 22). В результате этого, равновесие из точки E1 перейдет в точку E2, при этом цена Р останется неизменной, а объем Qе возрастет до Q1.

Рис. 22. Увеличение спроса и предложения.

 

Таким образом, одновременное снижение цен на ресурсы и повышение доходов потребителей приводит к увеличению объема производства Q, при этом цена P не возрастает.

В экономике на спрос и предложение воздействуют сразу несколько факторов, кроме того, степень их влияния различна, поэтому весьма сложно просчитать новое равновесное состояние.



Метод сопоставления равновесных состояний без учета перехода называется методом сравнительной статики. Фактор времени при этом учитывается косвенно, для этого используется понятие период.

Период – характеристика скорости приспособления предложения к изменившемуся спросу.

В зависимости от того, как быстро предложение приспособится к спросу, выделяются 3 периода:

- мгновенный IS (immediately supply) – это период, при котором все факторы производства неизменны;

- короткий SS (short supply) – период, при котором одна группа факторов постоянна (здания, оборудование), а другая - переменна (материалы, рабочая cила);

- длительный LS (long supply) – это период, при котором все факторы рассматриваются как переменные.

На рис. 23 представлены линии предложения в различных периодах.

В мгновенном периоде увеличение спроса приводит только к возрастанию цены, поскольку объем производства увеличить нельзя. (Рис. 23 а)

В коротком периоде возрастание спроса приводит, как к некоторому увеличению объема, так и к соответственному возрастанию цены. (Рис. 23 б)

В длительном периоде при увеличении спроса объем производства увеличивается, но цены не возрастают. (Рис. 23 в)

 

Рис. 23. Сдвиг линии спроса и различные периоды предложения.

 

Производитель в процессе своей деятельности последовательно переходит из одного периода предложения в другое, что обусловлено увеличением его финансовых ресурсов, поэтому для лучшего понимания ценовой и производственной политики фирмы рассмотрим сдвиг равновесия в различных периодах в одной системе координат. Сдвиг равновесия в различных периодах представлен на рис. 24.



Рис. 24. Сдвиг равновесия в мгновенном коротком и длительном периодах.

При увеличении доходов потребителей линия спроса d сдвигается в d1.

В различных периодах производитель (предложение) по-разному реагирует на изменение спроса.

В мгновенном периоде, поскольку все факторы неизменны, увеличить объем производства Q невозможно, поэтому единственной реакцией производителя на увеличение спроса является повышение цены P. При этом равновесие из точки E переходит в точку E1.

После продажи имеющегося у производителя товара по более высоким ценам он получит дополнительные денежные средства, на которые в случае устойчивого спроса он сможет приобрести дополнительное сырье и нанять дополнительных работников, которые на тех же производственных мощностях произведут, скажем, в третью смену какое-то количество дополнительной продукции. В результате увеличения объема производства производитель имеет возможность несколько понизить цену, которая очень резко возросла в мгновенном периоде. Поэтому в коротком периоде равновесие перейдет из точки E1 в точку E2, объем производства возрастет с Qe до Q2, а цена снизится с P1 до P2 .

В длительном периоде, если спрос сохраняется, производитель за счет приобретения дополнительных средств производства (зданий, сооружений, станков и оборудования) еще больше сможет расширить объем производства. При этом возможны три варианта:

- если затраты на единицу продукции будут на том же самом уровне, что и при объеме производства Qe, то производитель может расширить объем до Q3 и при этом снизить цену до уровня первоначальной цены Ре;

- если затраты на единицу продукции будут меньше, чем при объеме производства Qe, то производитель может расширить объем до Q'3, который больше Q3, и опустить цену до P'3 , которая ниже начальной цены Ре;

- если затраты на единицу продукции будут больше, чем при объеме производства Qe, то производитель сможет расширить объем только до Q''3, который меньше Q3. При этом он сможет снизить цену только до P'3 , которая выше первоначальной цены Ре.

Таким образом, в зависимости от того, в каком периоде находится предложение, производитель выбирает ту или иную ценовую политику.

Если спрос будет сокращаться, то тип периода будет, например, зависеть от срока хранения продукции.

В случае скоропортящейся продукции производитель будет вынужден снизить цену, в противном случае его продукция испортится. Это соответствует мгновенному периоду (IS).

Если продукция может долго храниться, то производитель предпочтет сохранить цену на прежнем уровне и сократить производство. Это соответствует длительному периоду (LS).

Промежуточный вариант, когда производитель несколько сократит производство и будет вынужден немного понизить цену, соответствует короткому периоду (SS).

 

Устойчивость равновесия

Равновесие может быть устойчивым и неустойчивым.

При анализе устойчивости равновесия используют динамические модели, в которых рассматривается изменение цены во времени. Если цена отклоняется от равновесного уровня и затем возвращается в него, то это равновесие называется устойчивым, если не возвращается – неустойчивым.

Простейшей динамической моделью является «паутинообразная» модель.

В данной модели производитель основывает свою будущую цену на базе цены предшествующего периода, то есть:

QSt = S (Pt-1), где (12)

QSt – объем предложения в период времени t;

P (t-1) – фактическая цена товара в период времени t-1.

В отличие от производителей потребители заранее не принимают решение об объеме закупок товара, поэтому объем спроса в любой период зависит от цены товара в данном периоде, то есть:

Qdt = D (Pt), где (13)

Qdt - объем спроса на товар в период t;

Pt – цена товара в период t.

 

Графическая иллюстрация паутинообразной модели

 

Если линия спроса будет более пологой, чем линия предложения, то равновесие будет устойчивым. Если в период t-1 было продано количество товара Q, по цене Р1, то в период t по данной цене Р1 будет предложено Q1 количество товара. Однако данный объем может быть реализован только по цене P2. В результате снижения цены объем предложения сократится до Q2.

Из-за дефицита продукции цена начнет подниматься, пока не установится на уровне P3. Однако объем предложения по данной цене составит Q3 и опять превысит объем спроса. Вновь возникший дефицит вернет цену в состояние равновесия Pе (рис. 26).

Рис. 26. Устойчивое равновесие (сходящаяся паутинка).

 

Если линия спроса имеет больший угол наклона в соответствующую сторону, чем линия предложения, то равновесие будет неустойчивым. Если в период t-1 было продано количество товара Q, по цене Р1, то в период t по данной цене Р1 будет предложено Q1 количество товара.

Однако данный объем может быть продан только по цене P2. В результате снижения цены объем предложения сократится до Q2. Из-за дефицита продукции цена поднимется, но не до равновесной Pe, а до P3, которая выше даже начальной цены Р1 (рис.27). Равновесный объем производства не будет достигнут.

Рис. 27. Неустойчивое равновесие (расходящаяся паутинка).

Если углы наклона линии спроса и предложения равны, то цена будет осуществлять равномерные колебания вокруг точки равновесия (рис. 25).  

Рис. 25. Равномерные колебания цены.

Существует три вида колебания цен.

В случае устойчивого равновесия происходят затухающие колебания цены (рис. 28 а).

Рис. 28 а). Затухающие колебания цен.

В случае неустойчивого равновесия происходят взрывные колебания цены (рис. 28 б).

Рис. 28 б). Взрывные колебания цен.

Вариант равномерных колебаний цены представлен на рис. 28 в), например сезонные колебания.

Рис. 28 в). Равномерные колебания цен.

 

В зависимости от колебаний цен можно выделить несколько видов равновесия.

При абсолютной устойчивости равновесие восстанавливается на уровне прежней равновесной цены.

При относительной устойчивости цена, сразу после отклонения, начнет возвращаться к равновесной цене, однако, не достигнув ее, остановится на новом уровне.

Абсолютное и относительное устойчивые равновесия представлены на рис. 29 и рис. 30.

Рис. 29. Абсолютное Рис. 30. Относительное

устойчивое равновесие. устойчивое равновесие.

 

Устойчивое равновесие бывает глобальным и локальным (рис. 31 и рис. 32).

При глобальном равновесии цена восстанавливается на равновесном уровне при любом значении отклонения.

При локальном равновесии цена возвращается к своему равновесному значению только лишь при незначительном изменении. Если же цена отклоняется от равновесного уровня значительно, то равновесие будет неустойчивым.

Рис. 31. Глобальная устойчивость. Рис. 32. Локальная

устойчивость.

Равновесие может быть неустойчивым (рис. 34).

После движения в сторону отклонения, цена может остановиться на новом уровне равновесной цены (рис. 33).

Рис. 33. Цена, устанавливаемая на Рис. 34. Неустойчивое

новом равновесном уровне. равновесие.

 

В реальной экономике наиболее частым вариантом является установление цены на новом равновесном уровне, поскольку бесконечного повышения или снижения цены быть не может.

Если равновесие на рынке не может быть восстановлено автоматически, возникает необходимость вмешательства государства.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.