Сделай Сам Свою Работу на 5

Характеристика совершенной конкуренции и чистой монополии





 

Совершенная конкуренция – такая рыночная структура, при которой однородный продукт производится большим числом независимых друг от друга производителей. При этом доля каждого производителя настолько мала, что он не может повлиять на рыночную цену путем изменения объема производства. Существует полная информированность всех участников рынка. При совершенной конкуренции отсутствуют барьеры на вход в отрасль, существует свободный перелив капиталов между отраслями. В результате свободного перелива капитала типичная фирма в длительном периоде получает нулевую экономическую прибыль (среднюю, нормальную).

Совершенной конкуренции в современный период в чистом виде не существует. Это абстрактная рыночная структура. Наиболее приближенным к данной структуре является – рынок сельскохозяйственной продукции или биржа.

 
 
Линия спроса отдельной фирмы при совершенной конкуренции - горизонтальна (рис. 90). Эластичность спроса на продукцию фирмы равна бесконечности, то есть Еd= ∞ Отраслевая линия спроса имеет отрицательный наклон (рис. 6 а).  


 

Рис. 90. Линия спроса на продукцию отдельной фирмы



при совершенной конкуренции.

 

Монополия – это такая рыночная структура, при которой продукт производится единственной фирмой. При этом продукт не имеет близких заменителей. Вход в отрасль ограничен (лицензии, огромный объем капитала, авторское право, коррупция и т.п.). Монополист самостоятельно устанавливает цену и выбирает объем производства. В результате он получает монополистическую прибыль, которая больше нулевой экономической прибыли. Линия спроса при монополии имеет отрицательный наклон (рис. 6 а).

Монополия на стороне спроса, когда на рынке выступает один покупатель, называется монопсонией.

Рыночная структура, в которой единственному продавцу противостоит единственный покупатель, называется двусторонней монополией.

Монополия в современный период в чистом виде не существует. Это абстрактная рыночная структура. Наиболее приближенным к данной структуре является понятие отрасль.

Для того чтобы судить о степени монополизации отрасли, используют индексы монопольной власти.



 

Индекс Лернера:

, где (50)  

PM - цена монополиста;

Pr – прибыль;

TR – общая выручка;

ed - эластичность спроса.

 

Схожая динамика средних и предельных затрат фирмы позволяет заменить в индексе МС, расчет которых довольно сложен, на АС. Домножение на Q числителя и знаменателя представляет индекс Лернера как отношение всей прибыли фирмы к общей выручке.

Индекс может принимать следующие значения:

- если IL = 1, то фирма получает монополистическую прибыль, размер которой стремится к величине общей выручки;

- если IL = 0 – это совершенная конкуренция, то есть, чем ближе значение индекса Лернера к нулю, тем меньше прибыль по отношению к общей выручке.

 

Индекс Херфиндаля-Хиршмана:

, где (51)

где S – доля фирмы на рынке (в %).

При совершенной конкуренции, например, если на рынке господствует сто фирм, доля каждой из которой составляет 1% на рынке, индекс будет равен 100.

Если на рынке господствует одна фирма, то есть существует чистая монополия, доля фирмы на рынке составит 100%. В этом случае индекс Херфиндаля-Хиршмана будет равен 10000. Если индекс Херфиндаля-Хиршмана больше чем 1800, то отрасль считается высокомонополизированной.

Монополия бывает двух видов: естественная и искусственная.

Естественная монополия неизбежно существует тогда, когда это обусловлено более низкими затратами на единицу производства, при ее разукрупнении затраты возрастают. Регулирование естественной монополии следует осуществлять с помощью механизмов ценообразования, регулирования нормы доходности и использования различных конкурентных механизмов.



Искусственная монополия образуется в результате концентрации и централизации производства и капитала, она не является неизбежной и должна ограничиваться. Регулирование искусственной монополии производится с помощью антимонопольных законов.

Первый антимонопольный закон вышел в 1890 году в Америке (закон Шермана). Данный закон запретил монополистические объединения и сговор с целью ограничения торговли.

Первый антитрестовский закон был уточнен законом Клейтона, принятым в 1914 году. Данный закон объявил незаконными меры по дискриминации цен, ослабляющие конкуренцию. Запрещены были незаконные методы конкурентной борьбы. Закон о Федеральной торговой комиссии и акт Клейтона, принятые в 1914 г., были ориентированы в значительной мере на охрану мелкого предпринимательства от ограничительной практики крупных компаний.

Акцент на защиту малого бизнеса был еще больше усилен в законе Робинсона-Пэтмана (1936 г.) и поправках Келлера-Кефауэра к статьям закона Клейтона (1950 г.). Акт Келлера-Кефауэра запретил приобретение имущества другой компании, если это приводит к образованию монополии.

Антимонопольные министерства и комитеты в развитых странах принимают аналогичные законы для регулирования деятельности крупных компаний.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.