Сделай Сам Свою Работу на 5

Регулирование ценовой политики монополии





8.4.1. Условие максимизации прибыли фирмы при чистой монополии

 

Монополист самостоятельно устанавливает цену. С целью получения монополистической прибыли он реализует продукцию по цене выше предельной выручки.

, так как (60)

Графическая иллюстрация максимизации прибыли монополистом

Метод сопоставления TR и TC представлен на рис. 95.

Рис. 95. Сопоставление TR и TC у монополиста.

 

Qmax pr – объем производства, при котором прибыль максимальна.

Метод сопоставления MR и MC представлен на рис. 96.

Рис. 96. Сопоставление MR и MC у монополиста.

Для максимизации прибыли монополист выбирает объем производства Qм и цену Рм по условию (60).

Площадь PMMQм 0 - общая выручка монополиста.

Площадь PCKEQCK0 - выручка совершенного конкурента.

Площадь 0PZZQM - затраты монополиста.

Площадь PZPMMZ - прибыль монополиста.

Площадь PMMСPCK – сверхприбыль монополиста.

Площадь PCKEZ`PZ - прибыль совершенного конкурента.

Площадь BPMM – выгода потребителя.

Площадь MEA - «мертвый груз» монополиста, или потери общества.Харбергеровские треугольники:

площадь MCE - потери потребителя;

площадь CEA - потери производителя.

 



8.4.2. Ценовая дискриминация

Потеряв, по сравнению с совершенным конкурентом, выручку, равную площади QMCEQCK, и не захватив всю выгоду потребителя, монополист начинает искать пути для увеличения своей прибыли. Для этого он использует ценовую дискриминацию (price discrimination). Под ценовой дискриминацией понимают практику установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с затратами.

Смысл дискриминационного поведения состоит в том, чтобы использовать все возможности для назначения максимальной цены на каждую продаваемую единицу товара. Это значит, что дискриминации может подвергаться как один и тот же покупатель, например, в зависимости от закупаемого количества товара, так и разные покупатели. Возможность установления различных цен на разных рынках связана с эластичностью спроса. Предельный доход связан с эластичностью E спроса по цене соотношением:

 

(61)

Поэтому равенство MR1 = МR2 можно представить в виде:

  (62)

Если эластичность спроса будет одинакова (E1= E2), то цены будут равными (P1= P2), то есть ценовая дискриминация невозможна. При условии же, что эластичность спроса на разных рынках будет неодинакова, разными будут и цены.



Существует три степени ценовой дискриминации.

Ценовая дискриминация первой степени применяется в основном для эксклюзивных товаров и товаров по индивидуальному заказу. В этом случае монополист продает каждую единицу товара по своей цене. Линия предельной выручки MR стремится к линии средней выручки AR.

Рис. 97 а). Ценовая дискриминация первой степени

 

Ценовая дискриминация второй степени связана с системой скидок, дисконта, продажей первого или последнего товара по более низким ценам. Используется система сезонных скидок.

Рис. 97 б). Ценовая дискриминация второй степени.

Ценовая дискриминация третьей степени связана с делением самих покупателей на разные группы, то есть сегментацией рынка.

Рис. 97 в). Ценовая дискриминация третьей степени.

 

8.4.3. Регулирование искусственной монополии

 

Для ограничения выручки и прибыли монополиста используют систему налогов и фиксированных цен.

Система налогов

Существует два типа налога: потоварный и паушальный.

Потоварный налог - это налог, который зависит от объема производства. На рис. 98 показано влияние введения потоварного налога на монополиста.

Рис. 98. Введение потоварного налога.

При введении потоварного налога происходит увеличение средних и предельных затрат, на величину потоварного налога. В результате кривая AC сдвигается в AC1, а MC - в MC1.

Прибыль монополиста до введения налога составляла площадь PMMZPZ. После введения налога она сократилась до площади PM1M1Z1PZ1.Однако при этом произошло увеличение цен и падение объема производства.



 

Паушальный налог – это налог, который не зависит от объема производства (лицензии, патенты, вмененный налог). На рис. 99 показано влияние введения паушального налога на монополиста.

Рис. 99. Введение паушального налога.

 

При введении паушального налога происходит увеличение только средних постоянных затрат, так как налог не зависит от объема производства. В результате кривая AC сдвигается в AC1. Кроме того, по мере увеличения объема производства средние постоянные затраты будут уменьшаться и линия AC1 будет приближаться к АС. Прибыль монополиста до введения налога составляла площадь PMMZPZ. После введения налога она сократилась до площади PMMZ1PZ1.

Введение паушального налога имеет ряд преимуществ по сравнению с потоварным. При введении паушального налога цены не увеличиваются, объем производства не сокращается. Кроме того, производитель для сокращения средних постоянных затрат AFC заинтересован расширять объем производства.

Фиксированные цены

Для регулирования монополии возможно применение фиксированных цен, которые ниже монопольной цены (рис. 100).

До введения фиксированной цены монополист будет производить объем продукции Q и продавать ее по цене Р. После того как государство установит фиксированную цену PF, монополист будет вынужден с целью максимизации прибыли увеличить производство продукции до величины Q*. При объеме производства Q* монополист будет получать максимальную прибыль. Дальнейшее увеличение производства приведет к сокращению прибыли.

Рис. 100. Фиксированные цены.

 

 

8.4.4. Регулирование естественной монополии

 

Рассмотрим три основных способа регулирования естественной монополии.

 

Прямое установление цен на продукцию естественных монополистов

Механизм ценообразования предполагает три основных варианта установления цен, которые проиллюстрированы на рис. 101. Первый вариант: цена может быть установлена по правилу монополии (60). В этом случае объем выпуска составит QM, а цена реализации - PM. При этом монополист получит прибыль, равную площади PMMZмP, однако, произведенный объем является недостаточным, а цена слишком высокой. Государство может дотировать население, компенсируя завышение цены, но это дополнительная нагрузка на бюджет, которая приведет к усилению налоговой нагрузки на общество. Кроме того, объем производства все равно будет недостаточным.

 

Рис. 101. Регулирование естественной монополии.

Второй вариант: цена может быть установлена по правилу совершенной конкуренции, когда LMC = LAC. В этом случае объем производства составит QК,

продукция же будет реализовываться по цене PК. Данный объем производства является достаточным, а цена довольно низкой, однако при этом монополист будет нести убытки в размере площади PZкKPK. Государство может предоставить субсидии предприятию, но это опять предполагает усиление налогового бремени.

Третий вариант: цену можно установить на уровне средних затрат в длительном периоде. При этом объем производства сократится, по сравнению со вторым вариантом, незначительно и составит QF. Цена РF является приемлемой, а предприятие будет получать нулевую экономическую прибыль, которая включена в LAC.Однако и данный вариант не лишен недостатков. Для повышения цены монополист будет завышать средние затраты, включая все возможные расходы в себестоимость продукции. Государство должно в этом случае контролировать калькуляцию затрат и структуру себестоимости продукции монополиста. Фиксирование цены на уровне средних затрат осуществляется в рамках линейного ценообразования.

Объем производства QF все же ниже эффективного QK, поэтому для увеличения объема выпускаемой продукции может применяться механизм нелинейного ценообразования. Наиболее простой случай нелинейного ценообразования – это применение двухставочного тарифа, то есть установления на единой цены РF, а фиксирование одной части тарифа для определенной группы населения на уровне Рк, а фиксирование второй части тарифа, например, на уровне цены РL,, призванной покрыть возникающий убыток, распределяя его между общим числом остальных потребителей.

Косвенное регулирование цен

, где (63)

Косвенное регулирование цен естественных монополий, в частности в США и Великобритании, осуществляется через установление нормы доходности капитала, инвестированного в данное предприятие (rate-based regulation). Норма доходности должна быть равна средней норме по экономике, а также достаточна, с учетом инвестиционных рисков, для привлечения новых инвестиций. Норма доходности определяется по формуле:

- норма доходности;

I - инвестиционный капитал.

Из формулы (63) можно выразить цену Р, по которой следует реализовывать свою продукцию естественной монополии:

(64)

Данная цена находится на уровне средних затрат, а также учитывает необходимую норму доходности капитала, инвестированного в данное предприятие.

Ведущую роль при определении цены играет уровень общих затрат. Включение их в формулу сводит ценовую политику предприятия к методу «затраты плюс». Предприятие может получить прибыль при любом уровне затрат, кроме того, фирмы будут стремиться завысить свои затраты. Для получения более точной информации о затратах, необходимых для производства товаров или оказания услуг в условиях естественной монополии, органам регулирования необходимо проводить аудит и анализ затрат предприятия.

В какой-то степени подобный подход стимулирует избыточные инвестиции естественных монополий - из формулы видно, что чем выше величина инвестированного капитала, тем больше может быть цена продукции и прибыль компании. Кроме того, возникает вопрос, как оценивать инвестированный капитал - по рыночной или по бухгалтерской (первоначальной) ценности активов. Если предприятие не акционировано или не существует рынка его акций, на котором определяется рыночная капитализация (стоимость предприятия), истинная рыночная ценность фирмы неизвестна. Она подменяется некими приближенными расчетами рыночной ценности отдельных видов активов.

На подобные переоценки ценности части активов монополисты могут активно влиять, получая возможность воздействовать на цену продукции, а через нее и на величину прибыли. По этой причине в развитых странах для целей установления нормы доходности естественных монополий используется бухгалтерская (первоначальная за минусом износа) ценность основных средств и ценность оборотных активов.

Поскольку ограничение нормы доходности не стимулирует в должной мере предприятие к повышению эффективности, а сбор с прибыли компании, взаимосвязанный с объемом предоставляемых услуг (еще один способ), ставит предприятие в неравные условия по сравнению с конкурентами, прибыль которых таким сбором не облагается, для косвенного регулирования цен применяется регулирование предела повышения цен.

Установление пределов повышения цен было предложено С. Литтлчайлдом и впервые применено для контроля цен компании «British Telecom», приватизированной в 1984 г.

Второй компанией, для которой были введены пределы повышения цен, стала приватизированная в 1986 г. «British Gas». Формула для расчета предела повышения цен была несколько откорректирована - регулированию подлежали не отдельные цены, а средняя выручка от продажи 1 м3 газа индивидуальным потребителям, не осуществляющим оптовых закупок (как правило, населению и небольшим предприятиям сферы услуг).

Передача прав на производство продукции (оказание услуг)

Речь идет о конкурсной продаже лицензий, которые дают фирме право стать естественным монополистом в определенной сфере. Примером применения данного конкурентного механизма является передача некоторых железных дорог в концессию в Аргентине, Бразилии и некоторых других развивающихся странах с целью повышения эффективности их функционирования. Аналогичная практика в свое время имела место и в России в период НЭПа.

 

8.4.5. Двусторонняя монополия

 

Это такая рыночная структура, когда монополисту противостоит единственный покупатель. Для модели двусторонней монополии используется карта кривых безразличия.

Поведение покупателя

Покупатель А стоит перед выбором: купить ему больше товара или сохранить больше денег. Кривые безразличия (С) отражают уровень рентабельности. Отказываясь от части денег (М), покупатель может приобрести больше товара (Q).В данном случае, он будет двигаться по кривой безразличия С1, переходя из точки а1 в а2, сохранив уровень рентабельности – 10%.

Однако, являясь монополистом, он может вынудить продавца снизить цену на товар и купить, в результате, большее количество товара Q2 по той же цене, передвинувшись в точку b1. В данном случае, он выйдет на новый уровень рентабельности – 20% (С2) (рис. 102).

Рис. 102. Карта безразличия для покупателя.

 

Поведение продавца

Кривые безразличия (S) отражают уровень рентабельности. Поведение продавца монополиста В аналогично поведению покупателя. Отказываясь от части товара (Q), продавец может получить больше денег (М). В данном случае, он будет двигаться по кривой безразличия S1, переходя из точки а1 в а2, сохранив уровень рентабельности – 10%.

Однако, являясь монополистом, он может повысить цену на товар и продать, в результате, то же количество товара Q1 по более высокой цене и получить большее количество денег М2, передвинувшись в точку b1. В данном случае, он выйдет на новый уровень рентабельности - 20% (S2) (рис. 103).

Рис. 103. Карта безразличия для продавца.

 

Наложив зеркально друг к другу эти карты безразличия, с началом координат для покупателя в левом нижнем углу, а для продавца - в правом верхнем углу, мы получим «коробку Эджворта» (рис. 97).

Каждый участник сделки заинтересован в переходе с кривой безразличия с низким уровнем рентабельности на кривую безразличия с более высоким уровнем рентабельности.

Покупатель (А) будет двигаться в направлении от С1 к С2, к С3, к С4. Продавец (В) в противоположном направлении – от S1 к S2, к S3, к S4. Оптимальными для сделок будут только точки касания кривых безразличия покупателя и продавца, поскольку эти точки совпадают с точками оптимума для каждого члена сделки.

Линия Е1Е2Е3Е4 получила название контрактной линии. Однако точек касания много. В точке Е4 максимальные выгоды получает покупатель, в точке Е1– продавец. Выбор будет сделан в зависимости от того, кто окажется сильнейшим (рис. 104).

Рис. 104. Коробка Эджворта.

Задачи к 8 главе

 

1. В отрасли совершенной конкуренции функционирует 1000 одинаковых фирм. Функция общих затрат каждой из них имеет вид TC = 4 Q2. Определить равновесные значения цены и объема производства продукции, если функция спроса на продукцию отрасли имеет вид Qd = 600-75 P.

2. Функция спроса на продукцию конкурентной отрасли: Qd = 65 – P, а предложения: Qs = 3 P – 15. У одной фирм отрасли восходящий участок MC = 3 Q +2, при каких цене и объеме производства она будет максимизировать при­быль?

3. Средние издержки конкурентной фирмы описываются формулой: AC = 40 + 3 Q. Как изменится объем выпуска фирмы, если цена на продукцию упадет с 200 р. за штуку до 100 р. за штуку?

4. Определите показатель монопольной власти (коэффициент Лернера) если цена то­вара составляет 80 долларов, предельные издержки 60 долларов. В каких пределах находится этот показатель в условиях монополии и совершенной конкуренции?

5. При существующем спросе на продукцию монополиста функция средней выручки описывается форму­лой: AR = 10 – Q. Фирма несет средние издержки по производству: AC = (16 + Q2) / Q. Какую прибыль ли убыток получит фирма, оптимизируя выпуск в краткосрочном периоде?

6. Общие затраты монополиста в длительном периоде при объеме выпуска, равном одной единице, составляют 4 ден. ед. При объеме выпуска 2 ед. и более они описыва­ются функцией: LTC= 4 + Q. Функция спроса на продукцию монополиста: Q = 6 - P. Определить прибыль монополиста.

7. Функция общих затрат монополии имеет вид: TC = 200 +30 Q, функция спроса на ее продукцию: P= 60 – 0,2 Q. Определить цену, при которой фирма максимизирует прибыль.

8. Монополия максимизирует выручку при целевой прибыли не ниже 1500 млн. дол. Функция спроса на продукцию монополиста: Р = 304 – 2 Q. Функция затрат: TC = 500 + 4 Q + 8 Q2. Определить оптимальный объем выпуска при данной прибыли. Определить объем выпуска, при котором прибыль будет максимальной.

9. Функция общих затрат монополии имеет вид: TC = 300 +40 Q, функция спроса на ее продукцию: P= 50 – 0,2 Q. Определить цену, при которой фирма максимизирует прибыль.

Глава 9. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ ОЛИГОПОЛИИ И МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ

 

Олигополия

 

Совершенная конкуренция и чистая монополия, как уже отмечалось в предыдущей главе, представляют собой идеальные структуры. В реальной экономике существуют рыночные структуры, включающие в себя те или иные элементы идеальных структур. К таким реально функционирующим рыночным структурам относятся: олигополия и монополистическая конкуренция.

Олигополия – это такая рыночная структура, при которой производство осуществляется небольшим числом производителей, которые могут повлиять на рыночную цену. По крайней мере, некоторые фирмы обладают крупной долей на рынке, и поэтому они могут влиять на рыночную цену. Фирмы в отрасли, осознавая свою взаимозависимость, должны учитывать реакцию конкурентов. Появление новых продавцов затруднено, они могут входить на рынок только через ценовую войну путем снижения цен. В основе механизма максимизации прибыли лежит, как и у монополиста, условие (60). Рыночная структура с несколькими покупателями называется олигопсонией.

Олигополия бывает стандартизированной (рынок алюминия, нефтяной рынок) и дифференцированной (автомобильный рынок, рынок электроники).

Олигополия бывает жесткой (от 2 до 6 фирм) и аморфной (до 10 фирм).

Примером классического типа олигополии является картель. Это организация нескольких производителей, которые совместно принимают решение об уровнях цен и объемах производства, а также о разделе рынка. В настоящее время классические картели внутри страны запрещены. В современных условиях картели существуют в более гибких формах: лицензионные соглашения, патентные пулы и т.п. Картели существуют и в международной сфере, например, международный нефтяной картель, созданный для противостояния странам ОПЕК. Картели, в целом, бывают неустойчивые, поскольку интересы их участников не совпадают.

Первой теоретической моделью олигополии была дуополия Курно, созданная в 1838 году. В модели два взаимозависимых участника, каждый из которых, однако, принимая решение об объеме производства, считает, что он не повлияет на выпуск продукции другой фирмы.

В модели выделяется несколько периодов:

- первоначально действует только одна фирма, то есть существует монополия;

- затем вступает в действие вторая фирма, устанавливая более низкие цены, в результате, первая теряет свои монопольные позиции, и наступает олигополия;

- активная роль может переходить от одной фирмы к другой.

Графическая иллюстрация модели Курно

На рис. 105 показаны линии реагирования двух фирм: и .

Обе фирмы зависят друг от друга, поэтому после того, как вторая фирма войдет на рынок с более низкими ценами, первая потеряет часть своих покупателей и будет вынуждена снизить цену. Вторая фирма, по ходу внедрения на рынок, будет повышать цену и увеличивать объем продаж. Фирмы прекратят понижать и повышать цены, когда установится равновесие Курно (Е).

 

Рис. 105. Равновесие Курно.

 

Механизм установления равновесия Курно показан на рис. 106.

Фирма А, которая была монополистом, будет вынуждена снижать цену с Р1 (150 ден. ед.) до Р2 (100 ден. ед.) и уменьшать объем продаваемой продукции с Q1 до Q2 , теряя покупателей.

Рис. 106. Механизм установления равновесия Курно.

 

Равновесие Курно будет существовать до тех пор, пока у какой-либо фирмы не возникнет желание изменить цену или объем производства. Состояние равновесия Курно прерывается ценовыми войнами, которые вспыхивают между конкурентами за усиление господства на рынке. Однако данные войны недолговечны, потому что они не выгодны ни одной из фирм. От ценовых войн выигрывают лишь покупатели.

Фирме нет смысла повышать цену, потому что она при этом потеряет часть своих покупателей. Фирме нет смысла и понижать цену, так как от снижения цены она получит дополнительную выручку только в самом начале. Конкурент, потеряв часть своих покупателей, также начнет снижать цену. При этом выручки у каждой фирмы сократятся, так как цена является одним из факторов, определяющих общую выручку фирмы (52).

Существует предел для снижения цен – это уравнение Бертрана:

(65)

Цены не могут снижаться ниже предельных и средних затрат. Динамика снижения цен представлена на рис. 107.

Фирмы А и фирма В имеют одинаковые средние затраты, которые находятся на уровне Р*. Если первоначально на рынке господствовала одна фирма А, которая реализовывала продукцию по цене Р1, то фирма В, для того чтобы вступить на рынок, будет вынуждена снизить цену до Р'. Фирма А, не желая терять своих покупателей, тоже снизит цену до уровня Р2. Фирма В продолжит снижение до Р''. Окончательно обе фирмы смогут снизить цену только до уровня Р*, потому что, если цена опуститься ниже Р*, обе фирмы понесут убытки.

 

Рис. 107. Ценовая война.

 

Механизм ценообразования при олигополии можно проанализировать с помощью теории игр. У двух фирм существует несколько вариантов выбора цен, как показано в таблице 5.

Таблица 5

Комбинации (цена-прибыль)

 

Так, если фирма А установит цену в размере 2 дол., а фирма В – 4 дол., то фирма В проиграет, получив лишь 500 дол. прибыли, поскольку все покупатели перейдут к фирме А.

Аналогичная ситуация произойдет, если фирма В установит цену в размере 2 дол. Таким образом, каждая фирма будет стремиться установить более низкую цену из-за опасения, что покупатели перейдут к конкуренту. В результате установления одинаковых низких цен, обе фирмы получат равную прибыль, но небольшую (800 дол.). Если же фирмы вступят в сговор и установят одинаково высокие цены, то их прибыль составит 1200 дол.

Таким образом, кроме ценовых войн между олигополистами может возникать устный сговор. В результате олигополия перерастет в монополию.

Другой ситуацией на рынке олигополии является лидерство в цене. Ценовое лидерство называется частичной монополий.

Эта ситуация возникает в том случае, если существует одна крупная фирма, а остальные мелкие. Крупная фирма устанавливает свою цену, которая чаще всего невысокая, потому что затраты крупной фирмы из-за эффекта масштаба достаточно низкие. Остальные фирмы существуют по принципу совершенной конкуренции, принимая цену лидера как данную. Фирмы, у которых затраты окажутся выше установленной лидером цены, станут банкротами и уйдут с рынка. Оставшиеся фирмы будут функционировать в своей нише на рынке, получая небольшую прибыль.

При олигополии кривая спроса имеет ломаный характер (рис. 108).

Модель ломаной кривой спроса (kinked demand curve) предложена независимо П. Суизи, а также Р. Хитчем и К. Холлом в 1939 г. для объяснения относительной стабильности цен на продукты олигополистических отраслей, по сравнению с товарами конкурентных отраслей.  

Рис. 108. Ломаная линия спроса при олигополии.

 

Da - линия спроса на продукцию фирмы А.

Db – линия спроса на продукцию фирмы В.

В точке Е произойдет перелом на линии спроса на продукцию олигополистов, потому что на эластичном участке линии спроса (выше точки Е) из двух линий спроса выберут более эластичный вариант, на неэластичном участке (ниже точки Е), соответственно, менее эластичный вариант. В точке перелома линии спроса произойдет разрыв линии предельной выручки MR.

На данном разрыве изменение предельных затрат не приведет к изменению цены.

Равновесие Курно будет сохраняться, пока обе фирмы будут реализовывать продукцию по цене Р.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.