Японская и американская модели управления качеством
В качестве критериев в зарубежных моделях используются возможности реализации системы, получаемые результаты и их сопоставление с затратами, связанные с функционированием системы. Главной особенностью реализации моделей США и Японии является их ориентация на потребителя.
Опыт зарубежных предприятий
Наибольшее распространение на промышленных предприятиях Европы, Америки и Японии получили две концепции: концепция TQC (англ. Total Quality Control) и CWQC (англ. Company-Wide Quality Control). Концепция TQC предполагает построение хорошо структурированного функционального подразделения, специализирующегося на проблемах качества. Вся полнота ответственности за качество продукции возлагается на высший уровень руководства фирмы. Концепция CWQC основана на децентрализации функций управления и предполагает участие всего персонала фирмы в управлении качеством, включая рядовых работников.
В американских компаниях базовым элементом в формировании качества продукции является анализ требований потребителя. Система обратной связи построена таким образом, что конечным элементом процесса регулирования качества также становятся требования потребителя. Выбранные показатели качества достигают своих планируемых значений в процессе производства, основываясь на стабильном технологическом процессе. Эксплуатация, техническое обслуживание и гарантийный ремонт дают дополнительную информацию о степени удовлетворения потребностей продукцией данного уровня качества и определяют направление его улучшения. Характерной особенностью функционирования японских систем управления качеством является всестороннее обучение персонала предприятия методам бездеффектного труда, жесткий контроль за соблюдением технологии, привлечение рабочих к управлению качеством продукции с помощью кружков качества.
Современный подход обусловливает всестороннее удовлетворение требований потребителей. Базируясь на системном подходе, основной акцент в управлении качеством смещается на реализацию мер, гарантирующих выпуск продукции стабильного уровня качества, при этом обеспечение качества рассматривается как главная стратегическая задача предпринимательства. Этот принцип был реализован в концепции стандартов ИСО серии 9000.
Методы обеспечения качества
В процессе обеспечения качества обычно используются экономико-математические методы: линейное, нелинейное, динамическое программирование, планирование эксперимента, имитационное моделирование, теория игр, теория массового обслуживания, теория расписаний, функционально-стоимостный анализ, метод Тагути и метод структурирования функции качества (СФК).
Метод Тагути базируется на понятии функции потери качества, которая характеризует меру связи между качеством и потерями от его снижения. Этот метод направлен на создание устойчивых технологических и управленческих процессов системы качества, позволяющих быстро реагировать на изменение потребностей рынка и охватывать весь жизненный цикл изделия.
Метод структурирования функции качества, или развертывание функции качества (Quality Function Deployment - QFD), был разработан в Японии. Его идея состоит в обеспечении связи ожидания потребителя с параметрами качества и процесса создания. Наибольший вклад в развитие этой методологии принадлежит И. Акао, С. Низуно, Я. Фурукава. Метод QFD используется на всех четырех этапах создания продукции: планирования продукта, проектирования продукта, процесса производства, контроля качества продукта. Все этапы взаимосвязаны между собой и выходы каждого предыдущего этана являются входами каждого последующего. Метод QFD применяется как при создании новой, так и модернизации или улучшения существующей продукции. Важно отметить, что цель развертывания функции качества не только в обеспечении связи и удовлетворении потребностей покупателей, а обеспечении этой функции с наименьшими затратами. Поэтому вначале проводятся анкетирование и ранжирование потребительских требований. И только затем улучшаются не все, а совершенно конкретные свойства и параметры готового изделия, добавляющие ценность продукту и необходимые для функционирования изделия. ;
При управлении улучшением качества должен реализовываться цикл: планируй — выполняй — контролируй — регулируй. Методическим средством для этих целей служит круговой цикл Деминга, или цикл PDCA: Р — план; D — выполнение работ в соответствии с планом; С — проверка соответствия полученного результата, запланированному; А — принятие необходимых мер в случае отклонения полученного результата от запланированного. После достижения определенных результатов этот цикл повторяется, но на более высоком уровне. Круг Деминга — это метод управления, позволяющий руководству предприятия постоянно двигаться в направлении достижения главной цели, получая важные промежуточные результаты, контролируя свои действия.
В планировании качества продукции широкое применение находит программно-целевой подход с использованием методов сетевого планирования с разграничением стратегических и оперативных функций управления качеством и их раздельное финансирование, разработка нескольких ситуационных планов (многовариантность планирования) для обеспечения большей вероятности их осуществления в меняющихся условиях рынка.
Большое значение придается методам оптимизации работ по обеспечению качества и функционированию системы управления качеством, что в значительной степени снижает издержки. Особое место по степени использования занимают статистические методы обеспечения качества. Методы прикладной статистики дают возможность анализировать и интерпретировать получаемую информацию о потребительском спросе, нарушениях системы качества, динамике качества производства изделий, тем самым повышая надежность технологического процесса и получения стабильного уровня качества изделий.
В целом применение статистических методов сводится к анализу, прогнозу, выработке и реализации решения по проблемам качества. Эти методы классифицируются на три основные группы: графо-аналитические методы, методы анализа статистических совокупностей и экономико-математические методы. На передовых предприятиях Японии, США, ФРГ, Англии и других стран графоаналитическими методами владеют не только инженерно-технические работники, но и рабочие. С помощью простых методов — диаграмм Паретто, графиков разброса, графиков временного ряда, метода стратификации, причинно-следственных диаграмм, гистограмм и контрольных карт можно решать до 95% всех проблем качества.
Обобщающий показатель качества можно вычислить в виде
где Кк — обобщающий показатель качества; С6 — стоимость забракованной продукции в процессе производства, ден. ед.; Сд — стоимость дефектной продукции, за которую по рекламациям уплачен штраф, ден. ед.; Сг — стоимость продукции, подвергнутой гарантийному ремонту, ден. ед.; Сф — стоимость продукции, фактически реализованной за отчетный период, ден. ед.
1. Качество продукции является важнейшим показателем деятельности предприятия. Качество — совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые обусловливают ее способность удовлетворять выявленные или предполагаемые потребности.
2. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.
3. С понятием качества тесно связано и понятие технического уровня продукции, основанного на сопоставлении значений показателей технического совершенства оцениваемой цродукции с соответствующими базовыми показателями.
4. Управление качеством должно осуществляться системно, Т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством, представляющая собой организационную структуру, четко определяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы» необходимые для управления качеством.
5. Важным элементом в системе управления качеством изделий является стандартизация. Главная задача стандартизации — создание системы нормативно-технической документации, определяющей прогрессивные требования к продукции, а также контроль за правильностью использования этой документации.
6. В направлении повышения конкурентоспособности организации необходимо:
• повышать качество управления путем внедрения современных моделей и методов;
• совершенствовать маркетинг путем использования современных методов изучения окружающей экономической среды;
• совершенствовать инновационную деятельность на основании результатов ее анализа;
• внедрять новые технологии (в том числе и в области финансов — МСФО) путем анализа эффективности внедрения технологий и прогноза прибыльности каждого вида изделий;
• анализировать ресурсоемкость каждого товара — разрабатывать и внедрять методику комплексного анализа ресурсоемкости товаров по стадиям жизненного цикла. Разрабатывать стратегии и технологии ресурсосбережения;
• повышать организационно-технический уровень Производства за счет быстрого обновления основных фондов и замкнутых безотходных циклов автоматизированного производства;
• развивать логистику за счет информационного и финансового обеспечения, нормирования потребностей в ресурсах, автоматизации процессов.
Задания для практических занятий:
1. Дайте определение понятий «качество» и «конкурентоспособность продукции». В чем их взаимосвязь, особенности и отличия?
2. Какие показатели включаются в систему показателей качества?
3. Какие показатели характеризуют конкурентоспособность продукции?
4. В чем состоят цели и задачи стандартизации продукции?
5. Каковы особенности управления качеством продукции?
6. В чем состоят цели и задачи сертификации продукции? Каковы способы ее проведения?
7. Каковы особенности американской и японской моделей управления
качеством?
8. Какие методы используются в управлении качеством?
9. Каковы задачи управления качеством продукции на предприятии?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|