Сделай Сам Свою Работу на 5

Разработка калькуляции на единицу продукции





Затраты подразделяются на прямые и косвенные. Прямые затраты относятся на себестоимость единицы каждого вида изделий: сырье, материалы, энергия технологическая, заработная плата ос­новных производственных рабочих и т.д. Прямые материальные за­траты включаются в себестоимость на основе установленных норм расхода и цен на данный вид ресурса. Основная заработная плата основных производственных рабочих определяется исходя из действующих норм труда (выработки, времени) и сдельных расценок (при сдельной оплате труда), или нормативных ставок оплаты (при повременной оплате труда). После расчета общей суммы прямых за­трат по выпускаемой продукции определяется процентное соотно­шение всех ассортиментных групп изделий.

Для определения объема косвенных затрат предварительно разрабатываются сметы расходов основных, вспомогательных и обслуживающих цехов, расходов на управление и др. На их осно­ве планируются затраты по косвенным статьям калькуляции: рас­ходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые и об­щепроизводственные расходы, расходы на подготовку нового про­изводства. Общая сумма косвенных расходов распределяется между видами продукции пропорционально выбранной базе.



Так, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, на возмещение износа специнструментов, приспособлений и оснастки, а также цеховые расходы, как правило, распределяются по ассорти­ментным группам изделий пропорционально затратам на основ­ную заработную плату (без премий, надбавок и доплат) основных производственных рабочих; общезаводские расходы и расходы на подготовку и освоение производства относятся на себестоимость отдельных групп продукции пропорционально сумме прямых за­трат, а внепроизводственные расходы распределяются по удельно­му весу изделий в составе производственной стоимости.

Для подсчета производственной себестоимости единицы изде­лий сумма косвенных расходов, приходящаяся на данный вид про­дукции, делится на количество выпускаемых изделий и прибавля­ется к стоимости прямых затрат, рассчитанных по калькуляции.

 

4. Общие, средние и предельные издержки. Взаимосвязь валовых, средних и предельных издержек.



В теории издержек важное значение имеет их классификация на по­стоянные, переменные, валовые, средние и предельные.

Постоянные издержки непосредственно не зависят от объема производства и реализации продукции. Постоянные расходы обозначают FC (англ. fixed costs).

• К переменным издержкам относятся те, которые увеличи­ваются или уменьшаются вместе с объемом выпуска продукции. В теории издержек они имеют символ VC (англ. variable costs).

• Сумма постоянных и переменных расходов составляет валовые, или общие, издержки, обозначаемые как ТС (англ. total costs).

Средние издержки представляют собой затраты, приходящиеся на единицу изготовляемой продук­ции, — АС (англ. average costs).

• Под предельными издержками МС (англ. marginal costs) понимается сумма увеличения расходов, свя­занная с выпуском дополнительной единицы продукции по сравне­нию с данным объемом выпуска.

Взаимосвязь валовых, средних и предельных издержек.

Взаимосвязь валовых, средних и предельных расходов является ключевым моментом в теории издержек, лежащим в основе расчетов оптимального объема производства, минимизации затрат и максимизации прибыли. Рассмотрим пример.

 

Внутренние и внешние факторы производства остаются неизменными, в том числе и цены на ресурсы и продукцию. Используется только два ресурса: постоянный — капитал в сумме 1200 ед. (FC) и перемен­ный — труд L, стоимостью каждой единицы 400 ед. Общий объем произведенного продукта обозначим

Валовые издержки представляют собой сумму общих постоян­ных и общих переменных расходов; средние издержки определены путем деления общих издержек на объем продукции;



Предельные издержки рассчитаны делением прироста общих издержек (400 ед.) на прирост объема продукции, полученный в результате привлече­ния дополнительной единицы труда:

Графическое изображение динамики издержек состоит из двух уровней, первый - рис. (4.1).

Рис. 4.1. Динамика общих издержек фирмы.

По оси X отложен общий объем продукции, по оси Y валовые издержки

Второй уровень – рис.4.2.

Рис. 4.2. Динамика средних и предельных издержек фирмы.

По оси X отложен общий объем продукции, по оси Y средние издержки.

Кривая общих постоянных издержек TFC (рис.4.1) представляет собой линию, параллельную оси Х. Кривые валовых и общих переменных издержек имеют общую направленность, с той лишь разницей, что кривая переменных затрат изменяется более круто, а кривая вало­вых издержек — более полого.

На рисунке 4.1 кривая средних постоянных издержек AFC представлена ниспадающей линией, вначале с крутым уклоном, а затем со все более замедленным. Графики сред­них общих ATC и средних переменных AVC издержек во многом схожи в своих очертаниях, но общие затраты вначале быстрее снижаются, а переменные, напротив, круче возрастают Отличительной чертой динамики предельных издержек явля­ется как более глубокий спад, так и значительно более высокий угол возрастания. Кривая предельных издержек пересекает все три кривые средних величин.

Правила, или закономерности, движения кривых средних и общих издержек можно сформулировать в следующих положе­ниях:

1. В точке A, где кривая предельных издержек достигает мини­мального значения, линия — общих издержек TC — делает перегиб и из выпуклой становится вогнутой. Это означает, что приросты затрат теперь будут нарастать быстрее, чем темп выпуска продук­ции.

2. Кривая предельных издержек пересекает линии средних переменных затрат (точка) и средних предельных затрат (точка ) в точках их наименьших значений. После этих пересече­ний каждая последующая единица продукта будет содержать все большую величину переменных и общих средних затрат. Кривые AVC и ATC перемещаются на графике вверх и вправо, а до пересе­чения с MC они снижались.

3. В точке, где кривая средних издержек ATC достигает мини­мума, фирма оптимизирует объем производства с точки зрения минимизации затрат. В нашем примере это точка C. С этого мо­мента предельные издержки резко возрастают и увеличивают средние затраты. Оптимальный объем выпуска продукции будет составлять 93 ед. Дальнейшее расширение производства (при прочих неизменных условиях) будет неэффективно. Незагружен­ный капитал должен найти другое, более выгодное применение.

4. Если признать, что переменным фактором является только труд и переменными затратами будет его оплата, тогда средние пе­ременные издержки будут равны отношению заработной платы ра­бочего W к его производительности (средней продукции — выра­ботке).

Это может быть выражено математически , т.е. средние переменные издержки равны отношению общих пере­менных издержек к общему количеству продукции. В свою оче­редь, . Отсюда . Производительность труда и издержки на производство нахо­дятся в обратно пропорциональной зависимости: пока предельная производительность растет, предельные издержки падают; сниже­ние предельной выработки ведет к росту издержек.

Постоянные и переменные расходы связаны с объемом произ­водства и себестоимостью продукции по-разному. При незначи­тельном объеме производства средние показатели себестоимости отдельных видов продукции формируются в основном за счет по­стоянных расходов, т.е. они имеют наибольший удельный вес в об­щих затратах.

С ростом объема производства средние издержки снижаются за счет распределения постоянных расходов между большим количеством произведенной продукции.

Переменные расходы, наоборот, с увеличением объема рас­тут, но затем наступает момент, когда реализуется эффект эконо­мии на масштабе производства. Рост общих издержек замедляет­ся по сравнению с ростом производства. При значительном увеличении производства вступает в силу закон убывающей до­ходности (отдачи), тогда темпы роста переменных расходов опе­режают аналогичные показатели производства продукции. По­этому важно выбрать оптимальный объем производства и мини­мизировать издержки.

 

Задания для практических занятий:

1. Дайте определение себестоимости продукции.

2. По каким признакам группируются затраты фирмы? Приведите их классификацию.

3. Как изменяются переменные затраты с изменение м объема производства?

4. Как проводится расчет себестоимости единицы продукции?

5. Перечислите основные виды калькуляции. Каков порядок определе­ния себестоимости единицы изделий? Какие нормы, нормативы и ли­миты затрат используются при расчетах себестоимости?

6. Дайте определение постоянных, переменных, валовых, средних и пре­дельных затрат зарубежной фирмы.

7. Каковы закономерности движения кривых средних и общих издер­жек?

8. Как определяется оптимум объема производства с точки зрения мини­мизации затрат фирмы?

 

Тема 10. Ценовая политика предприятия

1. Экономическая сущность, функции и виды цен.

2. Основные понятия ценовой политики предприятия

1. Экономическая сущность, функции и виды цен

В условиях рыночной экономики цена является ключевым элемен­том ее хозяйственного механизма. Способ установления цены характе­ризует не только природу рынка, но и саму хозяйственную систему, сложившуюся в той или иной стране. Именно цена определяет объем и структуру производства, движение материальных и денежных потоков, уровень оплаты труда и соответственно жизни страны в целом. В связи с этим цена используется предприятием как решающее средство для достижения поставленных в своей деятельности целей и является средством конкурентной политики, оказывающим влияние на положение предприятия на рынке и на его доходы.

В экономической литературе существуют различные подходы к определению понятия «цены». «Цена — денежное выражение стоимости товара». Однако, на наш взгляд, это не полное определение, так как оно не отражает сущность цены в условиях рыночной экономики.

В других определениях, используемых в экономической литературе, затрагиваются как минимум два аспекта сущности цены в условиях ры­ночной экономики2. С одной стороны, цена отражает количество денег, за которое продавец согласен продать, с другой — покупатель готов ку­пить единицу товара. Исходя из этого, цена продавца (цена предложе­ния товара) — это количество денег, которое продавец хочет получить от продажи товара. В свою очередь, цена покупателя (цена спроса на то­вар) — количество денег, которое покупатель способен и согласен упла­тить за товар. Таким образом, рыночная цена (цена продажи товара, це­на сделки) выступает как цена, согласованная продавцом и покупате­лем, т. е. цена, по которой реально будет продан товар.

Цена как экономическая категория выполняет ряд функций. К чис­лу основных из них относятся учетная, стимулирующая и распределительная. В учетной функции цены отражаются общественно необходимые затраты труда на производство и продажу продукции, оцениваются затраты и результаты производства. Стимулирующая функция исполь­зуется для развития ресурсосбережения, повышения эффективности производства, улучшения качества продукции, внедрения новых техно­логий и т. д. Распределительная функция заключается в том, что в цены на отдельные группы и виды товаров включаются акцизы, налог на до­бавленную стоимость и другие виды косвенных налогов, которые в фор­ме централизованного чистого дохода поступают в бюджет государства, региона и т. д.

В современных условиях к числу указанных выше основных функций добавляются свои, вытекающие из специфики деятельности предприятия в условиях рыночной экономики. К их числу относятся функция балансирования спроса и предложения и функция максимизации прибыли.

Функция балансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены отражает связь между производством и потреблением, предложением и спросом. В этом случае цена является индикатором появления диспропорций в сферах производства и обращения и требует принятия необходимых мер по их преодолению. Данная функция реа­лизуется через механизм действия закона спроса и предложения.

Функция цены как аспекта максимизации прибыли выражается в том, что с помощью механизма цен осуществляется перелив капитала из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов, ту­да, где норма прибыли более высокая.

Для понимания цены как ключевого элемента хозяйственного меха­низма рыночной экономики важную роль играет научно обоснованная классификация цен. В экономической литературе принято выделять ряд важнейших классификационных признаков. К ним относятся: ха­рактер обслуживаемого оборота, регулируемость государством, стадии прохождения продукта к конечному потребителю, франко-место, ха­рактер информации, содержащейся в цене.

Из числа цен, классифицируемых по характеру обслуживаемого оборота, в первую очередь выделяют: оптовые цены на продукцию про­мышленности, цены на строительную продукцию, закупочные цены, тарифы грузового и пассажирского транспорта.

Оптовые цены промышленности — это цены, по которым организа­ции-потребители оплачивают продукцию предприятиям-производите­лям или сбытовым (оптовым) организациям. В том случае, если прода­жа продукции осуществляется напрямую организации-потребителю, цена включает в себя затраты производителя товаров, работ, услуг на изготовление, продажу и запланированную норму прибыли, а также косвенные налоги в виде налога на добавленную стоимость и акциза, если продаваемая продукция является подакцизной. В случае продажи продукции сбытовым (оптовым) организациям в оптовую цену про­мышленности добавляются издержки и прибыль снабженческо-сбыто-вой или оптовой организации.

Цена на строительную продукцию определяется договором и может рассчитываться следующими способами:

— на основе стоимости, определяемой в соответствии с проектом;

— на условиях возмещения фактической стоимости строительства в сумме принимаемых затрат, оцененных в текущих ценах, плюс согласо­ванная договором на строительство прибыль подрядчика.

Закупочные цены представляют собой оптовые, цены, по которым продается сельскохозяйственная продукция предприятиями, фермера­ми и населением. Обычно они являются договорными ценами, устанав­ливаемыми по соглашению сторон.

Тарифы грузового и пассажирского транспорта выражают плату за перемещение грузов и пассажиров, взимаемую транспортными органи­зациями с отправителей грузов и населения.

Кроме указанных цен по характеру обслуживаемого оборота могут быть выделены и другие.

Значительную роль в формировании цен играет государство, уста­навливающее определенные ценовые ограничения, например, на това­ры, имеющие социальную значимость. В связи с этим цены по степени регулируемости подразделяются на свободные и регулируемые.

К свободным ценам относятся те, которые складываются на рынке под влиянием спроса и предложения независимо от какого-либо госу­дарственного влияния.

Регулируемые цены также формируются под влиянием спроса и предложения, но могут испытывать определенное воздействие государ­ства. Государство может повлиять на цены путем прямого ограничения их роста или снижения. Государство в лице органов власти и правления может устанавливать на отдельные виды продукции фиксированные цены (например, цены и тарифы на товары и услуги субъектов естест­венных монополий, на социально значимые товары и т. п.).

По стадиям прохождения продукта к конечному потребителю цены подразделяются на оптовые цены предприятия, оптово-отпускные це­ны предприятия, оптово-отпускные цены снабженческо-сбытовых ор­ганизаций, розничные цены.

Оптовая цена предприятия включает в себя затраты на производст­во продукции, работ, услуг и их продажу, а также запланированную норму прибыли. Такие цены формируются на стадии производства про­дукции и являются промежуточными. Целью формирования таких цен является получение информации управлением предприятия об уровнях безубыточности и прибыли.

Оптово-отпускные цены предприятия формируются путем присое­динения к оптовой цене предприятия косвенных налогов в виде налога на добавленную стоимость и акциза, если продаваемая продукция явля­ется подакцизной.

Оптово-отпускные цены снабженческо-сбытовых организаций формируются в сфере посредничества. К оптово-отпускной цене пред­приятия добавляется цена услуг посредника по продвижению товара от производителя.

Розничные цены представляют собой цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям. Составляющими таких цен являются оптово-отпускные цены снабженческо-сбытовых организаций, косвенные налоги и торго­вая надбавка, состоящая из издержек обращения торговых организаций и их прибыли.

На величину цены продукции большое влияние оказывает сумма транспортных расходов, связанных с ее доставкой потребителю. В тео­рии порядок разграничения расходов по доставке между поставщиком и покупателем и определения их оплаты получил название франко-места. При этом под франко-местом понимается пункт следования продавае­мой продукции, до которого все расходы по отгрузке продукции несет поставщик и соответственно погашает их через цену продукции. В Рос­сийской Федерации применяются различные виды франко-мест. Наи­более применяемыми их видами являются:

—цена франко-склада поставщика, определяющая, что все расхо­ды по отгрузке продукции со склада поставщика несет покупатель;

—цена франко-станции отправления, определяющая, что покупа­тель возмещает расходы начиная с погрузки продукции в вагоны.

По характеру информации, содержащейся в цене, можно выделить следующие ее виды: фактических сделок, аукционная, биржевая и спра­вочная цена.

Цены фактических сделок содержат информацию о реальных ценах купли-продажи товаров и услуг на рынке. Такие цены фиксируются в специальных коммерческих документах, договорах, счетах, счетах-фак­турах и отражают реальные условия сделки, количество и качество това­ра, условия и сроки поставки, условия платежа, гарантии и т. д.

Аукционная цена представляет цену товара, проданного на аукцио­не. Она может существенно отличаться от рыночной цены, поскольку отражает уникальные и редкие свойства и признаки товаров, а также может зависеть от значимости места проведения аукциона. Обычно то­вар на аукционе реализуется по максимальной цене, предложенной по­купателем. Аукционы активно применяются на рынке меховых изде­лий, драгоценных камней, антиквариата.

Биржевая цена отражает результаты биржевых торгов. Она является свободной ценой, которая колеблется в зависимости от спроса, объема сделки и т. д. Биржевая цена котируется, т. е. определяется ее типовой уровень по наиболее характерным сделкам. Биржевая информация пуб­ликуется в соответствующих бюллетенях. Цены биржевых сделок рас­пространяются в основном на массовые сырьевые и продовольствен­ные товары.

Справочные цены информируют покупателей об условиях продажи товаров, работ, услуг производителем (продавцом). Они отражают, как правило, интересы продавца, являются ориентировочными и могут за­метно отклоняться от цен фактических сделок. Для поставщиков спра­вочные цены служат базой определения цен предложения, а для покупа­телей — ориентиром для согласования цены сделки. Разница между справочными ценами и ценами реальных сделок может доходить до 30%'.

Таким образом, в действующей практике хозяйствования существуют различные виды цен, формирование каждой из которых преследует свои цели и задачи. В свою очередь, наличие таких целей и задач у предприятий предполагает необходимость целого комплекса мер в ценообразовании производимой продукции, работ и услуг.

2. Основные понятия ценовой политики предприятия

Теория и практика рыночной экономики показывают, что ни одно предприятие независимо от своего финансового состояния не может позволить себе устанавливать цены без анализа возможных последст­вий различных вариантов такого решения. Поэтому настоятельной не­обходимостью для успешной финансово-хозяйственной деятельности предприятия является разработка научно обоснованной ценовой поли­тики.

Выбор подходов к ценообразованию предприятия тесно связан с его положением на рынке и целями развития. Поэтому задачи ценовой по­литики не могут рассматриваться как отдельно взятые. Они призваны содействовать стратегии и тактике функционирования предприятия. Ценовая политика может преследовать самые разнообразные цели, ос­новными из которых являются: выживаемость, максимизация текущей прибыли и повышение уровня рентабельности, текущее максимальное увеличение сбыта продукции, лидерство на рынках сбыта, лидерство в установлении цен.

Исходя из этого, ценовая политика предприятия теснейшим обра­зом связана с динамикой его продаж, финансовыми результатами дея­тельности и соответственно с показателями рентабельности. Именно поэтому разработка ценовой политики предприятия является много­плановой процедурой. Предприятие не просто устанавливает ту или иную цену, оно создает свою систему ценообразования, охватывающую весь ассортимент выпускаемой продукции, в которой учитывает разли­чия в издержках производства и сбыта для отдельных категорий потре­бителей и для разных географических регионов. Это, в свою очередь, порождает необходимость учитывать специфику в уровнях спроса, се­зонность потребления товара и многие другие факторы. Кроме того, деятельность предприятия осуществляется в условиях постоянно меняющегося конкурентного окружения. Поэтому ценовую политику можно назвать элементом системы управления предприятием.

Таким образом, ценовая политика предприятия представляет собой управленческую процедуру по установлению, поддержанию и измене­нию цен на производимые товары, направленную на устойчивое положение предприятия на рынке.

В процессе ценообразования предприятие прежде всего определяет цели, достижение которых осуществляется с помощью продажи своего товара. Как правило, таких целей может быть несколько и они диктуются предпринимательской логикой. Также цели ставятся одновременно и параллельно друг другу. К ним можно отнести следующие: простое вос­производство, максимизация прибыли и повышение рентабельности производства, увеличение объемов сбыта.

Первая цель вытекает из того, что цена должна покрывать как мини­мум затраты, связанные с производством продукции, что обеспечивает принцип непрерывности деятельности. Кроме того, в условиях затовари­вания, свойственного конкурентному рынку, подцелью становится лик­видации запасов продукции на складе за счет резкого снижения цены. Таким образом, первая цель связана с поддержанием производства на уровне порога окупаемости осуществленных затрат. Некоторые эконо­мисты образно называют первую цель стратегией выживания.

Вторая цель связана с установлением устойчивого положения пред­приятия на рынке, выражается в максимизации прибыли и повышении уровня рентабельности за счет допустимого повышения цен на изготав­ливаемые товары. Тем самым создаются предпосылки для капитализа­ции прибыли в активах предприятия, что позволяет увеличить его до­ходность, расширить инвестиционные возможности и, как следствие, увеличить рыночную стоимость самого предприятия.

Третья цель традиционно связывается с рыночной экспансией предприятия. При ее определении исходят из того, что увеличение объ­ема сбыта приведет к снижению затрат на единицу продукции и, как следствие, к увеличению прибыли. При этом цена устанавливается на минимально допустимом уровне. Это теоретически обеспечивает рас­ширение рынка, занимаемого предприятием. Однако политика низких цен может обеспечить положительный результат только в том случае, когда чувствительность рынка к ценам очень велика и расширение объ­ема производства сопровождается снижением издержек.

Рыночная цена товара формируется под влиянием многих факторов. Для выбора ценовой политики предприятия необходим учет и анализ факторов влияния на цену товаров. К важнейшим из них относятся: уро­вень затрат на производство и продажу продукции, спрос и предложение, конкуренция, государственная политика в области ценообразования.

Процесс формирования рыночных цен связан с уровнем затрат на производство и продажу продукции, т. е. непосредственно с деятельно­стью конкретного производителя. Достаточно часто производственные предприятия реализуют товар не напрямую конечному потребителю, а торговому посреднику, следовательно, он также присутствует на рынке и влияет на рыночную цену товара.

Сама же цена на рынке формируется прежде всего под воздействием спроса и предложения, категорий прямо взаимосвязанных, так как лю­бое предприятие одновременно выступает их объектом.

Спрос и пред­ложение определяют цену на различные товары, распределяют произ­водственные запасы и готовую продукцию.

Под спросом понимают необходимость и возможность потребителя приобрести товар или услугу в определенное время и в определенном месте. В свою очередь, предложение — количество товаров, которое производители могут и хотят предложить покупателю в определенное время и в определенном месте.

Спрос и предложение порождают зеркальные друг другу категории объемов спроса и объемов предложения, а также состояния рыночного равновесия.

Объем спроса — это то количество товара, которое покупатель готов приобрести при данных условиях в течение определенного промежутка времени.

В свою очередь, объем предложения представляет собой коли­чество товара, которое производитель хочет продать при определенных условиях.

Состояние рынка, когда спрос равен предложению, принято называть состоянием рыночного равновесия. Однако такое состояние возможно только в статике из-за множества привходящих факторов.

Конкуренция как основополагающий фактор ценообразования яв­ляется механизмом балансирования между спросом и предложением.

Различают ценовую и неценовую конкуренцию. Ценовая конкурен­ция — это конкурентная борьба посредством изменения цен на товары. Неценовая конкуренция связана в первую очередь с техническими ха­рактеристиками производимого товара, которые позволяют без измене­ния цены повысить его конкурентоспособность.

Важнейшим фактором, оказывающим влияние на цену, а следовательно, и на всю предпринимательскую деятельность хозяйствующего субъекта, является государственное регулирование цен.

Существуют прямые и косвенные меры воздействия государства на цены.

Прямые меры осуществляются путем установления определенного порядка це­нообразования, косвенные направлены на изменение конъюнктуры рынка, создание определенного положения в области финансов, валют­ных, налоговых операций, оплаты труда.

Учитывая все это, можно представить схему формирования рыночной цены товара (рис. 2.1).

 

 

 

Рис. 2.1. Схема формирования рыночной цены товара

В теории оптимально возможная цена продукции должна полностью возмещать все издержки на производство, распределение и сбыт товара, а также обеспечивать получение определенной нормы прибыли. В экономике Российской Федерации наиболее распространены следующие ме­тоды установления цен товаров: на основе затрат производства; по доходу на капитал; с ориентацией на спрос; по уровню текущих цен.

Метод установления цены товара на основе затрат производства широко используется в предпринимательской практике и отражает тра­диционную ориентацию на затраты производства и в меньшей степени на рыночный спрос. Расчет цены на основе затрат производства заклю­чается в том, что к полной себестоимости продукции прибавляют сум­му, соответствующую норме прибыли, принятую в данной отрасли или равную желаемому доходу от оборота.

Достоинством этого метода ценообразования является то, что используется достаточно простой алгоритм установления цены, нет необ­ходимости корректировать цены в зависимости от колебаний спроса, а также одновременный учет интересов производителей и покупателей в силу предсказуемости порядка установления цены.

Недостатком рассмотренного метода ценообразования является отсутствие гибкости, так как он не учитывает в каждом конкретном случае особенности покупательского спроса и конкуренции.

Метод расчета цены по доходу на капитал заключается в том, что к суммарным затратам на единицу продукции добавляется процент на вложенный капитал. Достоинством этого метода является возможность уче­та затрат по обслуживанию кредитов и займов, необходимых для произ­водства и продажи продукции. Однако применение этого метода значи­тельно усложняется в период инфляционных ожиданий, когда затраты на кредиты и займы подвержены высокой степени неопределенности.

Метод определения цен с ориентацией на спрос заключается в учете восприятия товара потребителем. При этом производитель исходит из того, что потребитель определяет соотношение между ценностью товара и его ценой и сравнивает его с аналогичными показателями конку­рентов. В этом случае затратные ориентиры отходят на второй план, ус­тупая место восприятию покупателями товара. Для формирования в сознании потребителей представления о ценности товара производители используют неценовые приемы воздействия: предоставляют сервисное обслуживание, особые гарантии покупателям и т. д.

Достоинством этого метода является эластичность приемлемых для потребителя цен. Недостатком — потенциальная возможность постоянного изменения цен на товары.

Метод установления цены на уровне текущих цен заключается в том, что фиксированная цена не устанавливается, а определяется как цена, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за ана­логичный объект продажи. По существу, указанный метод базируется на привязке цен к текущим рыночным ценам.

Заключительным этапом ценообразования является установление окончательной цены. Остановив свой выбор на одном из перечисленных методов, предприятие приступает к расчету цены.

 

Задания для практических занятий:

 

1. Назовите различные виды цен в зависимости от обслуживаемых ими отраслей и сфер экономики.

2. В чем различие структуры оптовой цены фирмы, оптовой цены промышленности, закупочной и розничной цены?

3. Какие существуют виды цен в зависимости от их свободы от государственного регулирования?

4. Какие факторы оказываются наиболее важными при определении цены на товар при разных структурах рынка?

5. Какие ценовые стратегии используются фирмой в конкурентной борьбе?

6. Какие возможные цели ценообразования может поставить фирма в своей деятельности?

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.