Сделай Сам Свою Работу на 5

Государственные и международные стандарты и системы качества





В рыночных условиях решение проблемы качества в России во многом будет зависеть от формирования системы стандартов каче­ства как основы нормативно-правовой базы организации и функ­ционирования систем управления качеством. Повышение их роли и значения в мировой практике вызвано стремлением выработки единого подхода к понятию «качественная продукция».

Существующая система стандартов преследует: правовые и со­циально-экономические цели. Во-первых, в законодательном по­рядке обеспечивается защита интересов потребителя и государства в вопросах качества продукции, охраны окружающей среды, безопас­ности жизни и здоровья населения. Во-вторых, гарантируется тех­ническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции: В-третьих, система стандартов служит нормативно-тех­нической базой социально-экономических программ и проектов.

Государственные стандарты обеспечивают также рациональ­ное использование ресурсов за счет оптимизации всех видов работ, проводимых в системе качества, развития унификации, взаимоза­меняемости продукции и процессов. Немаловажное значение име­ет и дальнейшее развитие комплексности, которая предусматрива­ет охват всех стадий производства, процессов и услуг системой стандартов в целях обеспечения стабильного выпуска продукции заранее определенного уровня качества.



Понятие стандартов и стандартизации

Стандартизация — деятельность, направленная на достижение упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отноше­нии реально существующих и потенциальных задач. Эта деятель­ность проявляется в разработке, опубликовании и применении стандартов.

Стандарт — нормативный документ, разработанный на основе соглашения большинства заинтересованных сторон и утвержден­ный признанным органом (или предприятием), в котором уста­навливаются общие принципы, характеристики, требования и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации, направленных на упорядочение и оптимизацию работы в опреде­ленной области.

Объектом стандартизации могут быть продукция, услуги и процессы, имеющие перспективу многократного воспроизведе­ния и (или) использования. В стандартах регламентируются методы измерения, контроля и испытания продукции. Стандар­тизации подлежит и сам порядок разработки, согласования, утверждения и регистрации стандартов и технических условий. Именно в стандартах устанавливаются требования к выпускае­мой продукции, соблюдение которых позволяет считать эту про­дукцию качественной. Положения стандартов государственной системы стандартизации Российской Федерации применяются всеми предприятиями и организациями независимо от форм соб­ственности. Стандарты могут носить как рекомендательный ха­рактер, так и содержать обязательные требования ко всем объек­там стандартизации.



Существующая система стандартов преследует правовые и со­циально-экономические цели. Во-первых, в законодательном по­рядке обеспечивается защита интересов потребителя и государства в вопросах качества продукции, охраны окружающей среды, без­опасности жизни и здоровья населения. Во-вторых, гарантируется техническое единство при разработке, производстве, эксплуата­ции продукции. В-третьих, система стандартов служит норматив­но-технической базой социально-экономических программ и про­ектов,

Государственные стандарты обеспечивают также рациональ­ное использование ресурсов за счет оптимизации всех видов работ, проводимых в системе качества, развития унификации, взаимоза­меняемости продукции и процессов. Немаловажное значение име­ет и дальнейшее развитие комплексности, которая предусматрива­ет охват всех стадий производства, процессов и услуг системой стандартов в целях обеспечения стабильного выпуска продукции заранее определенного уровня качества.



Система стандартов в Российской Федерации

С переходом к рынку изменился сам подход к организации и ис­пользованию системы стандартов. Организация работ по стандар­тизации стала более демократичной проводится на добровольной основе (с участием всех заинтересованных сторон), а применение стандартов в большей части носит рекомендательный характер. Однако требования государственных стандартов РФ подлежат обя­зательному выполнению, если это связано с безопасностью жизни и здоровья людей, их имущества, охраны окружающей среды и т.д. Обязательными к применению на предприятиях и в организациях России являются также требования стандартов, которые включены в договоры на производство и поставку проектируемой продук­ции, и требования, предусмотренные законодательными актами Российской Федерации.

Международные стандарты ISO серии 9000 являются наиболее эффективными в целях обеспечения и улучшения качества про­дукции и широко применяются в коммерческих сделках между предприятиями в 150 странах. Требования Международных стан­дартов ISO 9000 являются рекомендуемыми, но их применение по­вышает конкурентоспособность продукции и в целом конкуренто­способность организации, что, несомненно, приводит к увеличе­нию объема продаж, привлечению инвестиций, возможности снижения затрат и повышения прибыли.

Стандарты ISO 9000 признаны в России и адаптированы к рос­сийским условиям. Основные стандарты ISO 9000, действующие в России:

• стандарт ISO 9000:2000 «Системы менеджмента качества. Ос­новы и словарь»;

• стандарт ISO 9001:2000 «Системы менеджмента качества. Требования»;

• стандарт ISO 9004:2000 «Системы менеджмента качества; Ру­ководящие указания по улучшению деятельности»;

• стандарт ISO 19011 «Руководящие указания по проверке сис­тем менеджмента качества и охраны окружающей среды» и неко­торые Другие стандарты, позволяющие внедрять эту серию стан­дартов.

Создание в России системы стандартов, соответствующих тре­бованиям рыночной экономики, позволяет:

• значительно расширить круг заказчиков и потенциальных пользователей стандартов, существенно повысить заинтересован­ность и изменить мотивации их разработки, усиливая внимание к проблеме снижения издержек производства;

• превратить стандарты в практический инструмент борьбы за рынок потребителей;

• стимулировать в интересах потребителей использование стандартов для усиления конкуренции между производителями за более высокие потребительские свойства товаров;

• превратить стандарты в продукт демократического согласо­вания (консенсуса) заинтересованных участников, что позволяет избегать диктата и обеспечивает заинтересованность в примене­нии и соблюдении требований стандартов;

• создать необходимые условия конкурентоспособности и успеш­ной работы на рынке.

Управление качеством (принципы, структура, функции)

Стандарты ISO семейства 9000 этой версии полностью отражают потребности всех участников бизнес-процессов и используют эф­фективные методы обеспечения качества в процессном подходе; включают основные принципы и приемы таких довременных способов совершенствования управления качеством, отраженные как регулирование процессов и Всеобщее управление качеством (T.Q.M.).

Всеобщее управление качеством — это подход к управлению организацией, нацелен на качество, основывается на участии всех ее членов (персонала во всех подразделениях и на всех уровнях ор­ганизационной структуры) и направлен на достижение как долго­срочного успеха путем удовлетворения требований потребителя, так и выгоды для членов организации и общества.

Эти цели достигаются путем постоянного улучшения качества через анализ результатов и корректирующих воздействий, отсутствие дефектов и оптимизаций затрат.

Принципы системы T.Q.M. лежат в основе построения систем качества. К ним относятся:

1. Удовлетворение потребностей потребителя, общества и сотрудников организации.

2. Планирование, обеспечение и контроль улучшения качества всех процессов.

3. Разработка предупреждающих воздействий.

4. Обучение персонала методам управления.

5. Возложение функций управления качеством на сотрудников всех уровней.

6. Долгосрочное планирование качества; Способы и методы его достижения.

7. Координация и воздействие всех сотрудников в области качества.

8. Управление по результатам деятельности и ориентация на эффективность результатов.

9. Решения принимаются на основе фактов.

Система качества создается и внедряется на предприятии как средство, обеспечивающее проведение политики в области качест­ва — достижение поставленных стратегических целей.

Система качества охватывает все жизненные циклы продук­ции.

Так, планирование качества включает: определение требова­ний к качеству продукции, ее оценку, выработку положений по улучшению качества, подготовку программы качества, планирова­ние затрат на достижение необходимого уровня качества, прове­рок системы качества и др.

В состав процедур управления качеством входят: контроль качества, разработка и реализация мер корректирующего воздейст­вия. Основная функция управления качеством — выявлять каждое отклонение от установленных требований к качеству, обусловленное проектированием продукции, соответствием продукции про­екту и материально-техническим обеспечением.

Обеспечение качества включает в себя деятельность по созда­нию уверенности в выполнении требований к качеству продукции у руководства предприятием и деятельность, направленную на обеспечение уверенности потребителей, что все элементы системы качества функционируют в управляемых условиях.

В зарубежных фирмах ответственным руководителем по обще­му руководству качеством является вице-президент компании. Его . главная задача состоит в обеспечении требуемого уровня качества и поддержании уверенности потребителя в том, что все условия контракта на поставку продукции будут выполнены.

Считается, что система качества соответствует своему назначе­нию при выполнении следующих условий:

• работа ее элементов обеспечивает предупреждение и нейтра­лизацию причин, вызывающих снижение качества;

• выполняются требования потребителя к продукции;

• работа самой системы экономически оправданна.

Система качества документируется в соответствии с МС ИСО

90011. В документах подробно описываются процедуры по обеспе­чению качества, а для выполнения этих процедур разрабатываются инструкции.

Многолетний опыт функционирования систем управления ка­чеством показывает, что эффективное управление возможно лишь при наделении каждого работника правами и обязанностями, од­нако и мера участия и ответственности руководителя предприятия несоизмеримо выше. Обычно в компетенцию руководителей вхо­дят: определение направлений деятельности и установление их приоритетности, построение организационной структуры управ­ления качеством, определение уровня подготовки кадров и их ква­лификации.

Эффективность работы системы качества зависит от достовер­ности получаемой информации, ее адекватности, скорости прохо­ждения сигналов обратной связи о дефектах и отклонениях и адек­ватности применяемых мер. Поэтому в системе качества осуществ­ляется постоянный контроль — организуются регулярные проверки. Основная задача состоит в выявлении фактов и причин отклонений всех элементов системы, разработка соответствующих предложений и рекомендаций по их ликвидации и дальнейшему совершенствованию системы. Проверка осуществляется по зара­нее разработанному плану. Процедура проверки заключается в установлении степени соответствия фактического состояния работ требованиям, установленным документами системы. В этих целях специально разрабатывается блок-вопросник, содержащий 300 во­просов, разбитых по 35 функциям системы качества. Результаты внутренней проверки представляются в формализованном виде по трехбалльной оценке соответствия каждой из 30 характеристик ус­тановленным нормам и требованиям. Системы управления качеством могут контролироваться или проверяться на соответствие ус­тановленным требованиям не только внутренней комиссией, но и внешней. В этом случае результаты проверки оформляются соответствующим документом-сертификатом.

Достижение целей системы качества возможно лишь при созда­нии необходимых условий и включении всех факторов, влияющих на качество. В Международном стандарте ИСО 9004 отмечается, что реализация целей системы качества обеспечивается техническими, административными и человеческими факторами, влияющими на качество. Стабильности выпуска продукции хорошего качества можно достигнуть при эффективной организации маркетинговой деятельности, использовании новейших средств контроля и испы­тания продукции, автоматизации процессов управления, использо­вании прогрессивных методов организации в системе качества, ак­тивизации человеческого фактора и других мер, обеспечивающих гармоничное функционирование ее частей и повышение координа­ции системы в целом.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.