|
Более исчерпывающего перечня возражений, чем приведенного выше для векселя, ни для одной ценной бумаги мы не находим. 49 глава
Облигации выпускаются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 июня 2000 г. N 478 "Об урегулировании задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов" <1>. В указанном документе было дано поручение Министерству финансов РФ для проведения обмена выверенной задолженности осуществить от имени Российской Федерации эмиссию облигаций внешних облигационных займов в общем объеме не более 2 млрд. долл. США. Бюджетным законодательством России также предусмотрена дополнительная эмиссия облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации в рамках урегулирования обязательств Российской Федерации по внешнему долгу бывшего СССР перед МВЭС и МИБ в сумме 1500 млн. долл. США.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2000. N 28. Ст. 2976.
Облигации внешних займов являются частью внешних заимствований России. Государственные внешние заимствования Российской Федерации осуществляются Правительством РФ на основе международных договоров, гражданско-правовых соглашений от имени Российской Федерации или Правительства РФ. Такие договоры и соглашения могут также заключаться от имени федеральных органов исполнительной власти или от имени российских юридических лиц, если они действуют по уполномочию Правительства РФ, оформленному в виде его постановления. Предельным размером государственных внешних заимствований Российской Федерации является ежегодно утверждаемый в форме федерального закона максимальный объем использования кредитов (займов) на предстоящий финансовый год. Предельный размер государственных внешних заимствований Российской Федерации, как правило, не превышает годовой объем платежей по обслуживанию и выплате основной суммы государственного внешнего долга Российской Федерации.
Еврооблигации выпускаются также и субъектами Российской Федерации, с учетом ограничений, установленных Бюджетным кодексом (ст. 104);
10) восстанавливаемые ценные бумаги ("целевые долговые обязательства Российской Федерации": целевые облигации, целевые казначейские обязательства, целевые сертификаты).
Эти государственные облигации представляют особую категорию ценных бумаг. История их появления связана с урегулированием внутреннего долга бывшего СССР Россией как продолжателем СССР. На законодательном уровне этот вопрос впервые был урегулирован Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" (1995 г.). Этот Закон устанавливал "обязательства Российской Федерации по восстановлению и обеспечению сохранности ценности денежных сбережений граждан Российской Федерации".
Было отмечено (ст. 1), что государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений, созданных гражданами Российской Федерации (гарантированные сбережения граждан), путем помещения денежных средств:
- на вклады в Сберегательный банк РФ (ранее - Государственные трудовые сберегательные кассы СССР, действовавшие на территории РСФСР; Российский республиканский банк Сбербанка СССР; Сбербанк РСФСР) в период до 20 июня 1991 г.;
- на вклады в организации государственного страхования Российской Федерации (ранее - организации государственного страхования СССР, действовавшие на территории РСФСР; организации государственного страхования РСФСР) по договорным (накопительным) видам личного страхования в период до 1 января 1992 г.;
- в государственные ценные бумаги (СССР и РСФСР), размещение которых производилось на территории РСФСР в период до 1 января 1992 г.
Все эти обязательства были признаны государственным внутренним долгом Российской Федерации (ст. 2). В соответствии с Законом (ст. 5) восстановление и обеспечение сохранности ценности гарантированных сбережений граждан производились путем перевода их в целевые долговые обязательства Российской Федерации, "являющиеся государственными ценными бумагами". Устанавливалось, что целевые долговые обязательства Российской Федерации могут служить платежным средством при осуществлении всех мероприятий по продаже (приватизации) объектов государственной собственности, акций государственных предприятий, а также находящихся во владении государства акций приватизированных предприятий. При осуществлении указанных мероприятий целевые долговые обязательства Российской Федерации являются законным платежным средством, обязательным к приему, и приравниваются к количеству валюты Российской Федерации, определяемому исходя из величины номинала предъявленных целевых долговых обязательств Российской Федерации и долговой стоимости на момент их использования в качестве платежного средства.
Ценностью гарантированных сбережений граждан признавалась покупательная способность вложенных денежных средств на момент их вложения (ст. 4). Покупательная способность денежных средств рассчитывалась исходя из стоимости фиксированного набора основных потребительских товаров и услуг, включающего рацион питания, товары и услуги, обеспечивающие нормальное физиологическое существование человека. Для гарантированных сбережений граждан, созданных до 1 марта 1991 г., покупательная способность денежных средств считалась постоянной и определялась покупательной способностью валюты СССР в 1990 г. При переводе гарантированных сбережений граждан в целевые долговые обязательства Российской Федерации величина номинала этих обязательств приравнивалась к первоначальному номиналу вложенных в указанные сбережения денежных средств, с учетом условий договора денежного вклада за весь период существования вклада. Для гарантированных сбережений граждан, созданных после 1 марта 1991 г., номинал целевого долгового обязательства Российской Федерации определялся с учетом изменения покупательной способности денежных средств после указанной даты (ст. 6).
Порядок перевода ценных бумаг бывшего СССР был установлен двумя специальными нормативными актами - Федеральным законом "О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации" (1999 г.) и Постановлением Правительства РФ от 29 января 2000 г. N 82 "Об утверждении Положения о переводе государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации" (действие этого документа приостановлено).
К числу восстанавливаемых ценных бумаг, т.е. бумаг, которые в соответствии с этим Законом могли быть переведены в целевые долговые обязательства Российской Федерации, были отнесены имеющиеся в наличии у граждан Российской Федерации облигации Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 г.; Государственные казначейские обязательства СССР, приобретенные в период до 1 января 1992 г.; сертификаты Сберегательного банка СССР, приобретенные в период до 1 января 1992 г., размещение которых производилось на территории РСФСР.
Указанные целевые долговые обязательства Российской Федерации признавались государственными ценными бумагами на предъявителя. Порядок начисления доходов по ним и порядок их обслуживания должны были устанавливаться отдельными федеральными законами (ст. ст. 9 и 10).
Этим же Законом относительно целевых облигаций, в которые переводились облигации Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 г., было установлено, что на них с 1 января 1996 г. начисляются доходы, выражаемые в долговых рублях. До даты введения свободного обращения целевых облигаций Российской Федерации в валюту Российской Федерации по долговой стоимости начисляемые на них доходы (в год) не могут быть меньше 9% от номиналов целевых облигаций Российской Федерации. Доходы, причитающиеся по целевому казначейскому обязательству Российской Федерации, в которые переводились Государственные казначейские обязательства СССР, определялись суммой номиналов его действующих купонов. Для целевых сертификатов, в которые переводились сертификаты Сберегательного банка СССР, с даты перевода начислялись доходы, выражаемые в долговых рублях. Было установлено, что до даты введения свободного обращения целевых сертификатов Российской Федерации в валюту Российской Федерации по долговой стоимости начисляемые на них доходы (в год) не могут быть меньше 10% от номиналов целевых сертификатов Российской Федерации.
Для восстанавливаемых ценных бумаг, не переведенных в целевые долговые обязательства Российской Федерации, гарантии государства по восстановлению и обеспечению сохранности их ценности, установленные Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", сохранялись. Было определено, что на требования как по восстанавливаемым ценным бумагам, так и по бумагам бывшего СССР, не переведенным в целевые долговые обязательства, исковая давность не распространяется.
Облигации Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 г. подлежали переводу в целевые долговые обязательства Российской Федерации - целевые облигации Российской Федерации. Датой перевода облигации Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 г. (далее - облигация 1982 г.) в целевую облигацию Российской Федерации считалось 1 января 1996 г. независимо от фактической даты ее перевода.
Государственные казначейские обязательства СССР переводились в целевые долговые обязательства Российской Федерации - целевые казначейские обязательства Российской Федерации. При этом неотделенные купоны Государственных казначейских обязательств СССР признаются купонами данных целевых казначейских обязательств Российской Федерации.
Сертификаты Сберегательного банка СССР переводились в целевые долговые обязательства Российской Федерации - целевые сертификаты Российской Федерации. Датой перевода сертификата Сберегательного банка СССР в целевой сертификат Российской Федерации (независимо от даты его фактического перевода) считалась дата, приходящаяся на 1996 г. и отстоящая от даты приобретения данного сертификата на целое число лет.
3.10.4. Акция
Действующее законодательство (ст. ст. 2 и 16 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и ст. 2 Федерального закона "Об акционерных обществах") определяет акцию как эмиссионную именную бездокументарную ценную бумагу, закрепляющую обязательственные права ее владельца (акционера) по отношению к акционерному обществу на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.
Правовое регулирование акции в настоящее время весьма значительно по объему. Прежде всего его составляют положения ГК РФ о хозяйственных обществах и товариществах (ст. ст. 66 - 68), акционерных обществах (ст. ст. 96 - 104), Федеральный закон "Об акционерных обществах", Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", Федеральный закон "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)", Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" в части регулировании деятельности акционерных инвестиционных фондов, Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества", Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)".
Подзаконное регулирование в отношении акций не имеет столь существенного значения, как, к примеру, для государственных облигаций, однако и здесь существуют некоторые весьма значимые для реализации прав акционеров документы <1>.
--------------------------------
<1> Постановление ФКЦБ России от 31 мая 2002 г. N 17/пс "Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров", Постановление ФКЦБ России от 2 октября 1997 г. N 27 "Об утверждении Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг", Приказ ФСФР России от 25 января 2007 г. N 07-4/пз-н "Об утверждении Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг", Постановления ФСФР России от 31 декабря 1997 г. N 45 "Об утверждении Положения о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным и внесении изменений и дополнений в акты Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг", от 8 сентября 1998 г. N 36 "Об утверждении Положения о порядке возврата владельцам ценных бумаг денежных средств (иного имущества), полученных эмитентом в счет оплаты ценных бумаг, выпуск которых признан несостоявшимся или недействительным", Приказ ФСФР России от 13 июля 2006 г. N 06-76/пз-н "Об утверждении Положения о требованиях к порядку совершения отдельных действий в связи с приобретением более 30 процентов акций открытых акционерных обществ", Инструкция Центрального банка РФ от 10 марта 2006 г. N 128-И "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации".
В связи с большой актуальностью деятельности акционерных обществ и большим количеством выявившихся в процессе применения законодательства спорных вопросов большое значение для правового регулирования акций имеет судебная практика, и прежде всего разного рода обобщения высших судебных инстанций. К их числу можно отнести Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 ноября 2003 г. N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах", информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 марта 2001 г. N 62 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением хозяйственными обществами крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность", информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 апреля 2001 г. N 63 "Обзор практики разрешения споров, связанных с отказом в государственной регистрации выпуска акций и признанием выпуска акций недействительным", а также иные документы.
Акция является именной ценной бумагой (ст. 25 Федерального закона "Об акционерных обществах"). Следует отметить, что ранее законодательство предоставляло возможность выпуска и предъявительских акций <1>, однако в настоящее время такая возможность законодательством не предусматривается.
--------------------------------
<1> Отметим, что в этом вопросе русское, советское и современное российское законодательство колебалось всегда и какой-то ясной картины здесь никогда не наблюдалось.
К примеру, ст. 2160 Свода законов гражданских (см.: Свод законов Российской Империи. Полный текст всех 16 томов, согласованный с последними продолжениями, постановлениями, изданными в порядке ст. 87 Зак. Осн., и позднейшими узаконениями: В 5 кн. / Сост.: Н.П. Балканов, С.С. Войт, В.Э. Герценберг; Под ред. и с примеч. И.Д. Мордухай-Болтовского. Книга третья. Т. VIII. Ч. II - XI. Ч. 1. СПб.: Русское книжное товарищество Деятель. С. 1 - 208 в т. X) отмечала: "во всех без изъятия компаниях, которые учреждены после издания положения 6 декабря 1836 года (9763), дозволяется один только род акций, именно: с точным означением в них лица получателя, званием или чином, именем, отчеством и фамилией. Акции безымянные запрещаются". Однако в примечаниях к этой статье указывалось на существование в отдельных уставах исключений из этого правила (историю появления таких исключения приводит в своей работе К.П. Победоносцев (Победоносцев К.П. Указ. соч. С. 555)). Исследователи того периода отмечали двойственность русского законодательства в этом вопросе. Так, Ф. Тернер указывал: "В русском коренном законе разрешается только выпуск именных акций, но это постановление впоследствии потеряло всякое значение; право выпуска акций на предъявителя стало допускаться в виде исключения в уставах отдельных компаний, и в настоящее время едва ли существует одна акционерная компания, из образовавшихся в последнее время, которая бы не пользовалась этим правом. Когда исключение, таким образом, становится общим правилом, то, очевидно, правильнее возвести последнее в закон, обставив его необходимыми гарантиями" (Тернер Ф. Сравнительное обозрение акционерного законодательства главнейших европейских стран. СПб.: Тип. Майкова, 1871. С. 163 - 164). П. Писемский: "Русское право знает лишь один вид акций - именные; впрочем, правило это на практике не соблюдается. Уставами большей части компаний разрешен выпуск безименных акций, причем иногда на волю акционеров предоставляется выбор между обоими видами акций" (Писемский П. Акционерные компании с точки зрения гражданского права. М.: Тип. Грачева и К., 1876. С. 67). А Л. Петражицкий и вовсе приводил норму ст. 2169 Свода законов гражданских как пример несовершенства русских акционерных законов: "Всякий знает, что эта принудительная норма права, не допускающая никаких изъятий из своего общего и абсолютного запрещения, на самом деле не соблюдается. На самом деле теперешнее юридическое положение акционерных обществ покоится вовсе не на этих статьях, а на административной нормировке, создаваемой отдельно для каждого вновь возникающего общества и далеко отступающей от общего закона. Эта административная по существу своему нормировка воплощается в форму сепаратных законов, каковыми с формальной точки зрения являются уставы существующих и вновь возникающих акционерных предприятий" (Петражицкий Л. Акционерная компания. Акционерные злоупотребления и роль акционерных компаний в народном хозяйстве. По поводу предстоящей реформы акционерного права. СПб.: Тип. Министерства финансов (В. Киршбаума), 1898. С. 2 - 3). Примеров из конкретно утвержденных уставов здесь можно приводить много, укажем только на Высочайше утвержденный 4/16 июня 1871 г. Устав Орловского акционерного общества товарных складов, под фирмой "Подспорье" (ПСЗ. Собр. 2. Т. XLVI: 1871. Отделение первое. N 49703), § 7 которого прямо указывал, что "акции выпускаются на предъявителя".
Декретом Совета Народных Комиссаров о регистрации акций, облигаций и проч. процентных бумаг, принятым в апреле 1918 г., было установлено, что "система безымянных акций... отменяется и впредь могут иметь силу лишь именные процентные бумаги" (текст документа см.: Вормс А.Э., Данилова Е.Н. Источники торгового права. За исключением морского права. 2-е изд., пересм. и доп. М.: Высшая школа, 1918. С. 582).
Советские акты времен НЭПа также не выдерживают единства. Одни акты допускали предъявительские акции. Так, ст. 342 ГК РСФСР устанавливала, что "акции выпускаются именные. Акции на предъявителя допускаются, лишь когда это предусмотрено уставом" (см. также: Гойхбарг А.Г. Очерки хозяйственного права. М.: Юриздат НКЮ РСФСР, 1927. С. 102 - 103, 113, 146). Другие, напротив, их по факту запрещали. Так, п. 47 Положения об акционерных обществах 1927 г., утвержденного Постановлением ЦИК и СНК СССР (СЗ СССР 1927. N 49. Отдел первый. Ст. 499, 500), указывал, что "акции могут быть только именные". Впрочем, некоторые исследователи времен НЭПа здесь видели не противоречие, а скорее логику развития. Вот, к примеру, позиция В. Шретера относительно предъявительских акций: "Это классический вид акций, рассчитанных на широкое размещение на фондовых биржах. Так как у нас такое размещение не практикуется и так как вместе с тем акции на предъявителя скрывают имя владельца акции, то Положение 1927 г. вовсе исключило эту форму и допускает лишь акции именные" (Шретер В. Советское хозяйственное право (право торгово-промышленное). М.; Л.: Госиздат, 1928. С. 167).
В новое время существовал период, когда действовали два противоречащих друг другу акта: Федеральный закон "Об акционерных обществах" определял акцию как именную бумагу, а Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" позволял осуществлять эмиссию и предъявительских акций. В соответствии со ст. 2 этого Закона указывалось, что "выпуск акций на предъявителя разрешается в определенном отношении к величине оплаченного уставного капитала эмитента в соответствии с нормативом, установленным Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг". С 2002 г. акция была определена исключительно как именная бумага.
Метания нашего законодательства относительно акций на предъявителя не представляют собой какого-то исключительного явления. Если мы посмотрим историческую ретроспективу, то увидим, что подобной непоследовательностью (отмена/разрешение) страдали в разное время все законодательства, которым известна акционерная форма (см.: Писемский П. Акционерные компании с точки зрения гражданского права. С. 66 - 67). Причины здесь были больше политико-экономические, ведь, как указывал Н.И. Ржондковский, предъявительские акции дают "богатую пищу биржевой игре" (Ржондковский Н.И. Бумаги на предъявителя; Нерсесов Н.О. О бумагах на предъявителя с точки зрения гражданского права: Историко-догматическое исследование. М., 1889 // Юридический вестник. 1892. Т. XI. Кн. 1, 2. Май - июнь. С. 112) и, по словам П. Писемского, "вследствие своей безыменности подают больше поводов к ажиотажу" (Указ. соч. С. 66).
Квалификация акции как именной эмиссионной ценной бумаги автоматически по правилам ст. 16 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" определяет форму ее существования: в соответствии с ее положением именные эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться только в бездокументарной форме, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Поскольку законом никаких иных специальных правил для акции не предусмотрено, акция при всех случаях может выпускаться только как бездокументарная ценная бумага.
Акция имеет номинальную стоимость, которая должна быть отражена в уставе акционерного общества (ст. 11 Федерального закона "Об акционерных обществах"). Эта номинальная стоимость всегда выражается в рублях, в этом смысле следует признать, что акции, выпускаемые российскими эмитентами, - это внутренние ценные бумаги в соответствии с требованиями Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле". Номинальная стоимость всех обыкновенных акций должна быть одинаковой (ст. 25 Закона "Об акционерных обществах"). Привилегированные акции общества одного типа также должны иметь одинаковую номинальную стоимость (ст. 32 Закона "Об акционерных обществах"). С точки зрения защиты прав и интересов инвесторов, номинальная стоимость и обыкновенных, и привилегированных акций также должна быть одинаковой. В настоящее время Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 2043-р, предусматривает необходимость установления в законодательстве требования "к одинаковой номинальной стоимости акций всех категорий (типов) в целях предотвращения злоупотреблений правами акционеров и получения количества голосов, несоразмерного доле акционера в уставном капитале".
Законодательство не содержит общих требований ни к порядку определения номинальной стоимости акций, ни к их размеру. Единственным исключением являются положения ст. 4 Федерального закона "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)", в соответствии с которой номинальная стоимость одной акции народного предприятия не может быть более 20% минимального размера оплаты труда.
Следует отметить, что в настоящее время активно обсуждается вопрос о возможности отмены обязательности установления номинальной стоимости акций. Так, в Концепции развития корпоративного законодательства, подготовленной Министерством экономического развития и торговли РФ в 2006 г. <1>, говорится, что "пересмотр требований, в силу которых акция либо доля в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью должны обладать номинальной стоимостью", будет способствовать снижению трансакционных издержек осуществления хозяйственной деятельности <2>. С подобной позицией следует согласиться. Номинальная стоимость в настоящее время давно перешла из юридических категорий, имеющих практическую значимость, в определенный анахронизм (исключая некоторые специальные случаи, которые к акциям не относятся, в частности в соответствии со ст. 15 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" номинальная стоимость эмиссионных ценных бумаг используется для целей декларирования при ввозе/вывозе ценных бумаг).
--------------------------------
<1> http:// www.corp-gov.ru/ upload/ file/ konz.doc#_Toc125525352
<2> Нельзя не отметить здесь противоречие двух программных документов: если названная Концепция говорит о целесообразности отмены номинальной стоимости, то процитированная выше Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года предусматривает необходимость установления в законодательстве требования "к одинаковой номинальной стоимости акций всех категорий". Это говорит о том, что спор в настоящее время не закончен.
Единственной "практической" привязкой номинальной стоимости являются положения ст. 32 Федерального закона "Об акционерных обществах", в соответствии с которой "размер дивиденда и ликвидационная стоимость определяются в твердой денежной сумме или в процентах к номинальной стоимости привилегированных акций". Однако в практической деятельности акционерных обществ наличие положений о номинальной стоимости скорее вызывает массу проблем. К их числу прежде всего стоит отнести ситуации с определением коэффициентов конвертации/распределения акций при реорганизации, а также порядок расчета уставного капитала вновь создаваемых в процессе реорганизации юридических лиц. Определенные проблемы это создает и для квалификации дробных акций. Как уже было отмечено, законодательство придерживается принципа одинаковой номинальной стоимости каждого типа акций, эмиссию которых осуществило акционерное общество. Дробные акции представляют собой, напротив, пример безноминальных акций: один "дробный" акционер может иметь одну целую и 1/3 дроби, другой - 1/2 объема прав по обыкновенной акции, третий - 1/5, четвертый - еще какую-то более мелкую дробь. То есть ни о какой единой номинальной стоимости этих бумаг говорить невозможно в принципе. В данном случае не является оправданием определение "выпуска эмиссионных ценных бумаг", данное в ст. 2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", которым указывается, что это "совокупность всех ценных бумаг одного эмитента", в том числе "имеющих одинаковую номинальную стоимость в случаях, если наличие номинальной стоимости предусмотрено законодательством". Это объясняется тем, что для акций как раз специально установлено правило о наличии такой номинальной стоимости.
Отмена обязательности установления номинальной стоимости не повлечет никаких критических последствий. Такого рода (безноминальные) акции известны правопорядкам ряда других государств <1>. Установление возможности их выдачи сопровождается корреспондирующими положениями о порядке осуществления прав из таких акций. К примеру, немецкий Закон об акционерных обществах от 6 сентября 1965 г. прямо указывает, что акции могут выпускаться как акции с номинальной стоимостью либо как акции без указания стоимости. При этом § 134 этого Закона прямо указывает, что право голоса применительно к акциям без номинала осуществляется исходя из их числа; § 8 указывает, что акции без номинала в равной степени участвуют в уставном капитале <2>.
--------------------------------
<1> К примеру, законодательство некоторых штатов США (например, Делавэра), где shares may be issued with or without par value (Delaware Code, Title 8, Chapter 1 (Corporations: Laws of the United States / Daniel Sitarz. Nova Publishing Company, 1999. P. 34 - 35)), признает безноминальные бумаги и немецкое законодательство - Закон об акционерных обществах от 6 сентября 1965 г. (Торговое уложение Германии. Закон об акционерных обществах. Закон об обществах с ограниченной ответственностью. Закон о производственных и хозяйственных кооперативах = Deutsches Handelsgezetzbuch, Aktiengesetz, GmbHGesetz, Genossenschaftsgesetz / Сост. В. Бергман; Пер. с нем. Е.А. Дубовицкой; Науч. ред. Т.Ф. Яковлева. 2-е изд., перераб. М.: Волтерс Клувер, 2009).
Впрочем, отметим, что не все правопорядки признают безноминальные акции; подходы здесь различны. См., к примеру, Закон Китайской Народной Республики о компаниях, принятый 5-м заседанием Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей восьмого созыва 29 декабря 1993 г. (Гражданское законодательство КНР. С. 127 - 173), согласно которому акции должны обладать номинальной стоимостью (это же отмечают и комментаторы китайского закона (см.: Пащенко Е.Г. Экономическая реформа в КНР и гражданское право. М.: Спарк, 1997. С. 112)). На схожие выводы наталкивает и изучение Швейцарского обязательственного закона, ст. 662 которого прямо указывает, что номинальная стоимость акций не может быть менее 1 сантима (Агеев А.Б. Указ. соч. С. 8).
<2> Торговое уложение Германии. Закон об акционерных обществах. Закон об обществах с ограниченной ответственностью. Закон о производственных и хозяйственных кооперативах = Deutsches Handelsgezetzbuch, Aktiengesetz, GmbHGesetz, Genossenschaftsgesetz. С. 291, 358.
Акция представляет собой пример типичных каузальных бумаг. Невозможно себе представить существование акции как самостоятельного объекта гражданских прав, если акционерное общество прекратит свое существование в силу ликвидации или реорганизации или выпуск акций будет признан несостоявшимся (недействительным) (ст. ст. 26, 51 Федерального закона "О рынке ценных бумаг").
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|