|
Более исчерпывающего перечня возражений, чем приведенного выше для векселя, ни для одной ценной бумаги мы не находим. 46 глава
Государственная или муниципальная гарантия должна быть дана в письменной форме. Письменная форма государственной или муниципальной гарантии по обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований считается соблюденной при наличии в ней указания на:
- гарантийное обязательство, оформленное с соблюдением требований настоящего Федерального закона, в решении третьих лиц об эмиссии отдельного выпуска ценных бумаг (при выпуске ценных бумаг в документарной и бездокументарной форме);
- гарантийное обязательство, оформленное с соблюдением требований настоящего Федерального закона, в сертификате (при выпуске ценных бумаг в документарной форме).
Несоблюдение письменной формы государственной или муниципальной гарантии влечет ее недействительность.
В государственной или муниципальной гарантии должны быть указаны:
- гарант (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование), а также орган, выдавший гарантию от имени гаранта;
- сумма, на которую выдана гарантия.
Срок государственной или муниципальной гарантии определяется сроком исполнения обязательств по ценным бумагам третьих лиц.
Принадлежащее бенефициару по государственной или муниципальной гарантии право требования к гаранту считается переданным с момента перехода к этому бенефициару права собственности на ценные бумаги.
Гарант по государственной или муниципальной гарантии несет субсидиарную ответственность по гарантированному им обязательству. Гарант имеет право отказать бенефициару в удовлетворении его требования в случае, если последний в соответствии с законодательством Российской Федерации не имеет права на осуществление прав по ценным бумагам. Предусмотренное государственной или муниципальной гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром ограничивается уплатой суммы, на которую выдана гарантия. Гарант, исполнивший обязательство по ценным бумагам вместо принципала, имеет право потребовать от последнего в порядке регресса возмещения сумм, уплаченных бенефициару по государственной или муниципальной гарантии.
Порядок предоставления государственной и муниципальной гарантии по облигациям определяется на основании положений бюджетного законодательства (ст. 115 БК РФ) и ст. 15 Федерального закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг". Решение о предоставлении гарантии от имени Российской Федерации обязательств по ценным бумагам третьих лиц принимается Правительством РФ. Решение об обеспечении исполнения от имени субъекта Российской Федерации обязательств по ценным бумагам третьих лиц принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление государственным долгом субъекта Российской Федерации. Решение об обеспечении исполнения от имени муниципального образования обязательств по ценным бумагам третьих лиц принимается органом местного самоуправления, осуществляющим управление муниципальным долгом, с одной, однако, существенной особенностью.
Статьей 115 БК РФ прямо предусмотрено, что принадлежащее бенефициару по государственной или муниципальной гарантии право требования к гаранту не может быть передано другому лицу, если в гарантии не предусмотрено иное. Однако эту норму, очевидно, надо толковать с учетом ранее указанного положения Федерального закона "О рынке ценных бумаг" о том, что передача облигации, обеспеченной такой гарантией, без передачи права на обеспечение, т.е. прав, которые такая гарантия предоставляет, является недействительной.
Отдельно следует рассмотреть акцессорное право владельцев облигаций на ипотечное покрытие. И дело не только в том, что данный вид обеспечения регулируется специальным законом - Федеральным законом "Об ипотечных ценных бумагах", а в силу особенностей, которые он предусматривает.
Статья 2 Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" определяет облигацию с ипотечным покрытием как облигацию, исполнение обязательств по которой обеспечивается полностью или в части залогом ипотечного покрытия, а жилищную облигацию с ипотечным покрытием - как облигацию с ипотечным покрытием, в состав которого входят только права требования, обеспеченные залогом жилых помещений.
Понятие "ипотечное покрытие" во многом условно <1>. Прав А. Харин, который полагает, что это понятие больше экономическое. Как он пишет, с точки зрения юриста, ипотечное покрытие - лишь совокупность предметов залога, обеспечивающих исполнение имущественных прав, удостоверенных облигацией <2>. С этим сложно не согласиться; действительно, если для ипотечных сертификатов участия понятие ипотечного покрытия важно, поскольку эти бумаги удостоверяют право общей долевой собственности на него, а оно, в свою очередь, находится в доверительном управлении управляющей компании, то в отношении облигаций с ипотечным покрытием перед нами не более чем некоторая масса имущества, служащая обеспечением исполнения обязательства. Некоторые авторы пытаются квалифицировать ипотечное покрытие как имущественный комплекс в соответствии со ст. 132 ГК <3>.
--------------------------------
<1> Для понимания сути облигаций с ипотечным покрытием надо вспомнить, что этот инструмент представляет собой результат процесса секьюритизации активов и имеет во многом (по крайней мере в том, как он институционализирован в нашем праве) американские корни. Их появление - результат сложившейся в США так называемой двухуровневой системы ипотечного рынка. В рамках американской ипотечной системы кредиты на покупку жилья имеют право выдавать не только специализированные ипотечные банки, но и другие кредитные организации (первичные кредиторы). Выдав кредит, первичный кредитор рефинансирует его путем продажи права требования специализированному ипотечному агентству. Специализированное ипотечное агентство (вторичный кредитор), в свою очередь, формирует однородный пул закладных по выкупленным кредитам и выпускает под его залог ипотечные облигации (mortgage-backed securities - MBS), привлекая таким образом средства на финансовых рынках. В рамках ипотечной системы США функционируют (что будет после кризиса, пока неясно, но до настоящего момента эта система сохранилась, несмотря на ее фактическое банкротство) три крупнейших "вторичных кредитора" (агентства), которые определяют стандарты ипотечного кредитования и реализуют программы по выпуску ипотечных облигаций (MBS): а) правительственная национальная ипотечная ассоциация (GNMA, или Ginnie Mae); б) федеральная национальная ипотечная ассоциация (FNMA, или Fannie Mae); в) федеральная корпорация ипотечного жилищного кредитования (FHLM, или Freddie Mac). См. также: Карабанова К.И. Ипотечные ценные бумаги // Законодательство и экономика. 2004. N 9. С. 71 - 73; Ценные бумаги, обеспеченные ипотекой и активами: Пер. с англ. / Под ред. Лакхбира Хейра. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007; а также следующие электронные ресурсы: http://www.ginniemae.gov; http:// www.fanniemae.com/ index.jhtml; http:// www.freddiemac.com.
<2> См.: Харин А. Производные ипотечные ценные бумаги // Хозяйство и право. 2004. N 3. С. 32.
КонсультантПлюс: примечание.
Статья Т.И. Афанасьевой "Обращение взыскания на ипотечное покрытие облигаций: проблемы практической реализации" включена в информационный банк согласно публикации - "Российская юстиция", 2008, N 9.
<3> См.: Афанасьева Т. Обращение взыскания на ипотечное покрытие облигаций: проблемы практической реализации // Хозяйство и право. 2007. N 8. С. 25.
Правила реализации права владельцев облигаций на ипотечное покрытие определяются не только законом, но и Стандартами эмиссии, которые предусматривают значительное число условий, которые должны при выпуске таких облигаций содержаться в решении о выпуске ценных бумаг. В соответствии с п. 6.7.2.1 Стандартов эмиссии решение о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций с ипотечным покрытием должно содержать: сведения о предоставляемом обеспечении; информацию о составе, структуре и размере ипотечного покрытия; основания для исключения имущества из состава ипотечного покрытия и порядок (правила) замены имущества, составляющего ипотечное покрытие; сведения о специализированном депозитарии, осуществляющем ведение реестра ипотечного покрытия; сведения о выпусках облигаций, исполнение обязательств по которым обеспечивается (может быть обеспечено) залогом данного ипотечного покрытия; сведения о страховании риска ответственности перед владельцами облигаций с ипотечным покрытием; порядок досрочного погашения облигаций с ипотечным покрытием.
Учет обеспеченных ипотекой требований и иного имущества, составляющего ипотечное покрытие облигаций, должен осуществляться специализированным депозитарием - коммерческой организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и лицензию на осуществление депозитарной деятельности на рынке ценных бумаг, путем ведения реестра ипотечного покрытия <1>.
--------------------------------
<1> Правила ведения такого реестра установлены ведомственным актом - Приказом ФСФР России от 1 ноября 2005 г. N 05-60/пз-н "Об утверждении Положения о деятельности специализированных депозитариев ипотечного покрытия и Правил ведения реестра ипотечного покрытия".
Размер (сумма) обеспеченных ипотекой требований, составляющих ипотечное покрытие облигаций, не может быть менее 80% непогашенной номинальной стоимости облигаций. В случае снижения размера (суммы) обеспеченных ипотекой требований ниже 80% непогашенной номинальной стоимости облигаций эмитент обязан в срок не более трех месяцев увеличить долю обеспеченных ипотекой требований в составе ипотечного покрытия облигаций до установленного размера (суммы), в том числе путем приобретения обеспеченных ипотекой требований и (или) досрочного погашения (частичного погашения) облигаций, если соответствующее право предусмотрено решением о выпуске таких облигаций. При невыполнении указанного требования владельцы облигаций с ипотечным покрытием вправе требовать их досрочного погашения (ст. 13 Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах").
Ипотечное покрытие облигаций, а также условия обязательств, требования по которым составляют ипотечное покрытие, должны обеспечивать надлежащее исполнение обязательств по облигациям с данным ипотечным покрытием. Для обеспечения надлежащего исполнения обязательств по облигациям с ипотечным покрытием размер ипотечного покрытия таких облигаций в течение всего срока их обращения должен быть не менее их общей непогашенной номинальной стоимости. Решением о выпуске облигаций с ипотечным покрытием может быть предусмотрено обеспечение исполнения обязательств по таким облигациям в большем размере. В этом случае размер ипотечного покрытия указанных облигаций в течение всего срока их обращения должен быть не менее размера, установленного решением о выпуске облигаций с ипотечным покрытием.
На момент представления документов для государственной регистрации выпуска облигаций с ипотечным покрытием размер (сумма) обеспеченных ипотекой требований о возврате основной суммы долга, составляющих ипотечное покрытие таких облигаций, должен быть не менее их общей номинальной стоимости. Размер ипотечного покрытия облигаций, эмитентом которых является кредитная организация, в течение всего срока их обращения может превышать размер обязательств по этим облигациям не более чем на 20%.
Денежные средства, полученные в счет исполнения обеспеченных ипотекой обязательств, требования по которым составляют ипотечное покрытие облигаций, подлежат включению в состав ипотечного покрытия облигаций в объеме, необходимом для соблюдения требований к размеру ипотечного покрытия, если больший размер не предусмотрен решением о выпуске таких облигаций.
Решением о выпуске облигаций с ипотечным покрытием может быть предусмотрена возможность осуществления определенных расходов эмитента (вознаграждение специализированному депозитарию, регистратору, осуществляющему ведение реестра владельцев облигаций с ипотечным покрытием, расходы, связанные с управлением ипотечным покрытием, и иные расходы) за счет имущества, составляющего ипотечное покрытие таких облигаций. В этом случае решение о выпуске облигаций с ипотечным покрытием должно содержать исчерпывающий перечень таких расходов и указание предельного размера средств, направляемых на оплату этих расходов за счет имущества, составляющего ипотечное покрытие облигаций. Оплата указанных расходов допускается только при условии соблюдения эмитентом облигаций с ипотечным покрытием требований к размеру ипотечного покрытия облигаций.
Предусмотрены специальные правила замены требований, составляющих ипотечное покрытие облигаций (ст. 14 Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах").
Ипотечное покрытие может быть заложено в обеспечение исполнения обязательств по облигациям двух и более выпусков. В случае эмиссии облигаций с одним ипотечным покрытием двух и более выпусков их эмитент вправе установить очередность исполнения обязательств по облигациям с ипотечным покрытием различных выпусков. В этом случае исполнение обязательств по облигациям с ипотечным покрытием каждой очереди допускается только после надлежащего исполнения обязательств по облигациям с ипотечным покрытием предыдущей очереди. При этом облигации с ипотечным покрытием считаются погашенными, а проценты по ним выплаченными в случае перечисления денежных средств на банковский счет, указанный владельцем таких облигаций, выплаты владельцу таких облигаций наличных денежных средств или зачисления денежных средств в депозит нотариуса. Установленная очередность исполнения обязательств по облигациям с ипотечным покрытием различных выпусков применяется также в случаях получения денежных средств от реализации ипотечного покрытия облигаций и при досрочном погашении облигаций, если иное не предусмотрено решением о выпуске облигаций с ипотечным покрытием.
Для обеспечения надлежащего исполнения обязательств по облигациям с ипотечным покрытием размер ипотечного покрытия таких облигаций, рассчитанный в порядке, установленном Федеральным законом "Об ипотечных ценных бумагах" и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, в течение всего срока их обращения должен быть не менее их общей непогашенной номинальной стоимости. Решением о выпуске облигаций с ипотечным покрытием может быть предусмотрено обеспечение исполнения обязательств по таким облигациям в большем размере. В этом случае размер ипотечного покрытия указанных облигаций в течение всего срока их обращения должен быть не менее размера, установленного решением о выпуске облигаций с ипотечным покрытием.
Исполнение обязательств по облигациям с ипотечным покрытием обеспечивается залогом ипотечного покрытия с момента возникновения прав на такие облигации у их первого владельца (ст. 11 Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах"). Облигация с ипотечным покрытием предоставляет ее владельцу все права, возникающие из залога ипотечного покрытия. С переходом прав на облигацию с ипотечным покрытием к новому владельцу (приобретателю) переходят все права, возникшие из залога ипотечного покрытия. Передача прав, возникших из залога ипотечного покрытия, без передачи прав на облигацию с ипотечным покрытием является недействительной.
Порядок обращения взыскания на ипотечное покрытие облигаций в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по ним установлен ст. ст. 15, 16.1 Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах". Обращение взыскания на требования и иное имущество, составляющие ипотечное покрытие облигаций, осуществляется по решению суда. Обращение взыскания на требования и иное имущество, составляющие ипотечное покрытие облигаций, в том числе их реализация, осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об ипотеке (залоге недвижимости)" для обращения взыскания на заложенное имущество и его реализации, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом "Об ипотечных ценных бумагах".
Реализация ипотечного покрытия облигаций с публичных торгов не может быть проведена ранее чем по истечении двух месяцев со дня наступления срока (с последнего дня срока, если исполнение обязательства предусмотрено в течение определенного периода) исполнения обязательства по облигациям с таким ипотечным покрытием.
Владельцы облигаций с ипотечным покрытием имеют право заявлять эмитенту таких облигаций требования о получении денежных средств от реализации ипотечного покрытия облигаций. Денежные средства, вырученные от реализации ипотечного покрытия облигаций, направляются лицам, являющимся владельцами облигаций с ипотечным покрытием и заявившим свои требования до даты проведения публичных торгов, на которых было реализовано такое ипотечное покрытие. Сумма, вырученная от реализации ипотечного покрытия облигаций и оставшаяся после удовлетворения в указанном порядке требований владельцев облигаций с ипотечным покрытием, т.е. не превышающая размера требований по таким облигациям, подлежит зачислению в депозит нотариуса. Владельцы облигаций с ипотечным покрытием, не заявившие в письменной форме требований о реализации ипотечного покрытия облигаций и не получившие денежных средств от его реализации, имеют право получить их через депозит нотариуса в установленном законом порядке.
Особенности реализации ипотечного покрытия облигаций в случае несостоятельности (банкротства) организации - эмитента облигаций с ипотечным покрытием установлены ст. ст. 16, 16.1 Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах". Имущество, составляющее ипотечное покрытие, залогом которого обеспечивается исполнение обязательств по облигациям с ипотечным покрытием, исключается из имущества организации - эмитента облигаций с ипотечным покрытием в случае принятия арбитражным судом решения о признании организации несостоятельной (банкротом) и об открытии конкурсного производства указанной организации, составляющего конкурсную массу. Требования кредиторов - владельцев облигаций с ипотечным покрытием не включаются в реестр требований кредиторов организации - эмитента указанных облигаций. Владельцы облигаций с ипотечным покрытием вправе претендовать на удовлетворение своих требований в ходе конкурсного производства только в пределах суммы, недополученной при реализации ипотечного покрытия облигаций. Реализация ипотечного покрытия облигаций может проводиться путем продажи ипотечного покрытия облигаций с обязательством покупателя выполнить все условия, предусмотренные решением о выпуске облигаций с ипотечным покрытием (замена эмитента), или продажи имущества, составляющего ипотечное покрытие, с распределением полученных денежных средств между владельцами облигаций с ипотечным покрытием. Конкурсный управляющий обязан продать имущество, составляющее ипотечное покрытие, и осуществить расчеты не позднее чем через девять месяцев после дня вступления в силу решения арбитражного суда о признании организации - эмитента облигаций с ипотечным покрытием несостоятельной (банкротом) и об открытии конкурсного производства. Продажа имущества, составляющего ипотечное покрытие, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)". Денежные средства, составляющие ипотечное покрытие и полученные от продажи ипотечного покрытия, после погашения текущих обязательств направляются на удовлетворение требований владельцев облигаций с ипотечным покрытием, включенных в реестр требований кредиторов - владельцев облигаций с ипотечным покрытием, а в случае выпуска облигаций с ипотечным покрытием на предъявителя в документарной форме без обязательного централизованного хранения - владельцев указанных облигаций, предъявивших сертификаты облигаций.
Право на получение информации. В некоторых случаях следует говорить и о закрепленном нормативными актами праве облигационера на информацию. Такое право, в частности, закреплено для облигаций с ипотечным покрытием Федеральным законом "Об ипотечных ценных бумагах". Статьей 39 этого Закона установлено, что эмитент облигаций с ипотечным покрытием обязан обеспечить всем заинтересованным лицам по их требованию возможность ознакомления с информацией, содержащейся в реестре ипотечного покрытия, а также получения копий реестра или выписок из него. В отношении этого вида прав существует некоторая неясность, связанная с тем, к какому виду прав их относить: к имущественным или неимущественным правам <1>. Кроме того, здесь возникает проблема, сходная с той, что имеет место в случае с акциями.
--------------------------------
<1> Такую точку зрения отстаивает Ж.В. Коршунова (Коршунова Ж.В. Понятие и признаки облигации // Правоведение. 2008. N 1. С. 26).
Виды облигаций, как уже ясно из представленного анализа, в настоящее время различны. Классифицировать облигации можно по различным признакам: по категории эмитента, по ограничениям на владельцев, которые накладываются законом, по наличию или отсутствию обеспечения, по виду обеспечения. При этом можно применять и сразу несколько критериев для обособления отдельного вида облигаций. Возьмем для примера облигации Банка России. Они выделены законодателем из числа прочих облигаций по нескольким критериям (ст. 27.5.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"): по форме ("выпускаются в документарной форме на предъявителя с обязательным централизованным хранением"); по порядку эмиссии ("осуществляется без государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) таких облигаций, без проспекта указанных облигаций и без государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) облигаций"); по возможному кругу владельцев ("размещение и обращение облигаций Банка России осуществляются только среди российских кредитных организаций").
3.10.3. Государственная облигация
Государственная облигация является одним из наиболее распространенных видов ценных бумаг в Российской Федерации.
Объясняется это во многом тем, что государственные облигации являются для любого государства инструментом денежно-кредитной политики. Рынок таких бумаг выполняет множество функций в экономике: предоставляет государству возможности заимствовать свободные денежные средства у юридических лиц и населения; регулировать объем находящейся в обращении денежной массы (расширять или, напротив, сдерживать объем денежных инструментов); обеспечивать поддержку ликвидности финансово-кредитных учреждений.
Именно поэтому даже в советское время государство широко использовало данный инструмент, несмотря на практически полное отрицание советским правом ценных бумаг как таковых.
Правовое регулирование государственных облигаций значительно по объему, и прежде всего за счет подзаконных актов. К числу основных нормативных актов, регулирующих государственную облигацию, можно отнести: Гражданский кодекс (ст. ст. 143 и 817), Бюджетный кодекс (ст. ст. 98 - 115), Федеральный закон "Об особенностях эмиссии обращения государственных и муниципальных ценных бумаг", Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", Федеральный закон "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", Федеральный закон "О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации", Федеральный закон "О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации".
Значительную роль в регулировании государственной облигации играют подзаконные акты. Связано это с тем, что согласно ст. 8 Федерального закона "Об особенностях эмиссии обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" Правительство РФ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления утверждают генеральные условия эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг в форме нормативных правовых актов соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. А в соответствии со ст. 9 этого же Закона эмитент - Министерство финансов РФ утверждает условия эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг также в форме нормативного правового акта.
Функциональное разделение всех этих документов для регулирования следующее. Содержание государственной облигации устанавливается ГК, Федеральным законом "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг", а также подзаконными актами, которыми утверждаются генеральные условия и условия эмиссии конкретных видов государственной облигации. Порядок эмиссии устанавливается Федеральным законом "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" через правило, содержащееся в ст. 19 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" (изъятие), которое прямо исключает регулирование порядка эмиссии и условий обращения государственных бумаг из сферы, на которую распространяет свое действие Закон о рынке ценных бумаг. Этой статьей установлено, что процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, а также условия их размещения регулируются федеральными законами или в порядке, установленном федеральными законами. Бюджетный кодекс РФ регулирует финансово-правовые и бюджетно-правовые основания возникновения государственной облигации. Перечисленные Федеральные законы ("О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", "О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации", "О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации") регулируют специфические отношения, связанные с принятием Россией на себя долгов бывшего СССР, продолжателем которого Россия выступает.
Как следует из самого названия - "государственная облигация", она является одним из видов государственных ценных бумаг, т.е. бумаг, по которым обязательства принимаются Российской Федерацией и ее субъектами. Никакие иные лица не вправе выступать эмитентами государственной облигации.
Определение государственной облигации можно дать исходя из ст. 817 ГК и ст. ст. 2 и 3 Федерального закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг". Государственной облигацией следует признать эмиссионную ценную бумагу, которая является формой договора государственного займа и удостоверяет право заимодавца на получение от заемщика (государства) предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение.
В соответствии со ст. ст. 97 - 99 Бюджетного кодекса обязательства, удостоверенные государственными облигациями, являются составной частью государственного долга Российской Федерации. Под государственным долгом ст. 6 Бюджетного кодекса понимает обязательства, возникающие из государственных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, других обязательств в соответствии с видами долговых обязательств, установленными данным Кодексом, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации.
Государственный долг делится на внешний и внутренний. Внешний долг представляет собой обязательства, возникающие в иностранной валюте, внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации. Государственные ценные бумаги в зависимости от валюты долга могут быть как частью внешнего, так и частью внутреннего долга.
Статья 817 ГК специально подчеркивает добровольность государственных займов, которая означает, что никакой принудительной "подписки" на подобного рода бумаги происходить не должно. Включение данного положения в ГК, очевидно, означает попытку законодательным путем обеспечить невозможность повторения печального советского опыта, когда размещение различного вида государственных облигаций осуществлялось на принудительной основе <1>.
--------------------------------
<1> См.: Витрянский В.В. Договор займа: общие положения и отдельные виды договора. М.: Статут, 2004. С. 270.
В системе российских ценных бумаг государственную облигацию отличает положение, закрепленное в п. 4 ст. 817 ГК, в соответствии с которым изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается <1>. Данное положение является принципиальным (и кстати, не новым; интересно отметить, что еще в первом российском документе, полноценно регулировавшем государственные займы, - Манифесте Александра I от 27 мая 1810 г. "Об открытии срочного внутреннего займа для уменьшения количества ассигнаций и для уплаты Государственных долгов" <2> помимо прочего указывалось (§ 24): "Капиталы как российские, так и иностранные, в займы помещенные и облигациями представляемые, ни в каком случае не подвергаются казенному секвестру ни в процентах их, ни в первоначальном вкладе и составляют нерушимую собственность каждого"). Более того, его основой является определенный постулат, весьма распространенный среди экономистов, суть которого состоит в том, что государство представляет собой абсолютно надежного заемщика. Как подчеркивается в экономической литературе, "так как правительство всегда имеет выбор между повышением налогов, рефинансированием государственного долга и монетизацией бюджетного дефицита, то угроза банкротства государства даже при значительной задолженности практически отсутствует" <3>.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|