Сделай Сам Свою Работу на 5

Более исчерпывающего перечня возражений, чем приведенного выше для векселя, ни для одной ценной бумаги мы не находим. 56 глава





- требования к размерам полей бланков расчетных документов, а также требования к допустимым отклонениям от них;

- требования к техническим средствам, которые применяются для заполнения чека. Так, установлено, что чеки заполняются с применением ручки с пастой или чернилами черного, синего или фиолетового цвета. Допускается заполнение чеков на пишущей машинке шрифтом черного цвета. Подписи на расчетных документах проставляются ручкой с пастой или чернилами черного, синего или фиолетового цвета. Оттиск печати и оттиск штампа банка, проставляемые на расчетных документах, должны быть четкими;

- требование о четкости написания реквизитов - "значения реквизитов должны читаться без затруднения";

- требования о необходимости при заполнении реквизитов оставаться в полях документа - "при заполнении расчетных документов не допускается выход текстовых и цифровых значений реквизитов за пределы полей, отведенных для их проставления. Подписи, печати и штампы должны проставляться в предназначенных для них полях бланков расчетных документов. Поля, реквизиты которых не имеют значений, остаются незаполненными";



- требование о том, что "исправления, помарки и подчистки, а также использование корректирующей жидкости в расчетных документах не допускаются". Последнее требование особенно интересно в связи с параллелями с векселем. Так, вексельное право в некоторых случаях признает за зачеркиванием реквизитов определенное правовое значение, упоминая зачеркивание индоссамента (ст. 50 Положения о переводном и простом векселе 1937 г.), действия акцептанта по зачеркиванию надписи об акцепте (ст. 29 Положения о переводном и простом векселе 1937 г.). Как видим, к чеку подобного рода институты неприменимы.

В числе специфики удостоверяемых обязательств ("ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю") чек не может быть признан производной ценной бумагой, впрочем, не является он в настоящее время и основанием (базой) для появления каких-либо производных ценных бумаг, т.е., как и в случае с векселем, к нему в настоящий момент данная классификация неприменима в принципе.



Законодательство не устанавливает жестких требований к валюте чека. Это предполагает, что в зависимости от банковских правил и соблюдения требований валютного законодательства чек может выступать и как внутренняя, и как внешняя ценная бумага. Следует отметить, что этот момент кажется редким исследователям чека не вполне ясным. Так, О.А. Беляева в одной из своих работ отмечает, что "сумма чека, выставленного к оплате на территории Российской Федерации, должна быть выражена в рублях. Вместе с тем... отмечаются те случаи, когда сумму платежа по чеку можно выразить в иностранной валюте" <1>. В другой работе она указывает, что "валюта платежа по чеку, выданному и подлежащему оплате на территории РФ, должна указываться только в российских рублях. Исключение составляют случаи, когда чек выдан в счет исполнения обязательств перед иностранной компанией по оплате товаров по экспортно-импортному контракту" <2>.

--------------------------------

<1> Беляева О.А. Правовое регулирование чекового обращения в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 16.

<2> Беляева О.А. Проблемы чекового обращения // Хозяйство и право. 2003. N 5. С. 74.

 

В зависимости от типа обязанного лица чек сложно отнести к какому-либо виду ценных бумаг. Так, определение чека гласит, что он представляет собой ценную бумагу, содержащую ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю, а в качестве плательщика по чеку может быть указан только банк, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков. Таким образом, несмотря на то, что выдать чек имеет право любое лицо, обязанным лицом - плательщиком всегда будет выступать коммерческий банк, и в этом смысле перед нами скорее частная ценная бумага.



При рассмотрении чека с точки зрения каузальности и абстрактности отмечается следующее. Формально перед нами бумага, содержащая абстрактное обязательство. Чек не содержит ссылки на сделку, являющуюся основанием для его выдачи. Более того, определение чека отмечает необусловленность обязательства, в нем выраженного, никакими обстоятельствами: чек содержит простое и ничем не обусловленное предложение уплатить определенную сумму.

По мнению исследователей, абстрактность чекового обязательства не должна ставиться под сомнение в связи с содержанием п. 4 ст. 877 ГК, указывающего, что выдача чека не погашает денежного обязательства, во исполнение которого он выдан. Данная норма, согласно позиции исследователей чека, лишь подтверждает, что чек является расчетным документом. Не колеблет, по мнению этих исследователей, абстрактности чека и то, что в основе чековых отношений всегда лежит чековый договор <1>.

--------------------------------

<1> Беляева О.А. Правовое регулирование чекового обращения в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. С. 16.

 

О.А. Беляева полагает, что абстрактный характер чека следует понимать таким образом: "Свойство абстрактности характеризует взаимоотношения кредитора с должником. Должником по чеку является чекодатель, кредитором - чекодержатель. Если плательщик необоснованно откажет в оплате чека, он отвечает перед клиентом (чекодателем) за нарушение условий заключенного договора. Что касается чекодержателя, то он обращает свои требования непосредственно к чекодателю (обязанному лицу), поставившему свою подпись на чеке, а не к банку" <1>. С такой позицией в целом следует согласиться.

--------------------------------

<1> Там же. С. 8.

 

Однако абстрактность чека все-таки носит более сложный и даже относительный характер в отличие от векселя. Так, в соответствии со ст. 879 ГК "чек оплачивается за счет средств чекодателя". Отметим, что для векселя подобных правил не установлено. Для вексельного законодательства индифферентно, есть у векселедателя (акцептанта) денежные средства или нет: есть обязательство, оно ничем не обусловлено и не зависит от отношений с предыдущими векселедержателями (если не доказано иное), и оно должно быть оплачено. В противном случае на стороне векселедержателя целый арсенал возможных средств борьбы: - институты протеста, судебного приказа, исковое производство и, наконец, возможности службы судебных приставов по обращению взыскания на любое иное имущество обязанного лица при отсутствии денежных средств на основании судебного постановления.

А вот как быть в случае с чеком, если у чекодателя нет денежных средств, за счет которых, как говорит закон, должен быть оплачен чек? Закон эту сторону вопроса обходит молчанием. Неясно, является ли это формальным основанием для отказа, может ли "безденежность" чека служить основанием для отказа в удовлетворении законных требований чекодержателя?

Следует согласиться с О.А. Беляевой, что в случае отказа плательщика от оплаты чека чекодержатель вправе по своему выбору предъявить иск к одному, нескольким или ко всем обязанным по чеку лицам (чекодателю, авалистам, индоссантам), которые несут перед ним солидарную ответственность, и требовать от них оплаты суммы чека, своих издержек на получение оплаты, а также процентов в соответствии со ст. 395 ГК (ст. 885 ГК). Однако вопрос о том, может ли банк отказать первоначально в оплате чека при отсутствии средств, остается открытым. Фактически мы должны говорить о том, что соответствующее регулирование относится на чековый договор между чекодателем и банком, но тогда пропадает и свойство абстрактности, ведь управомоченное лицо не должно волновать в принципе наличие каких-либо договоров, которые послужили основанием для появления ценной бумаги, и, более того, сами дефекты обязательственных отношений, послуживших для появления бумаги, не должны влиять на возможность исполнения по ней. Интересно, что О.А. Беляева в своих более ранних работах сама подвергала абстрактность чека сомнению. Так, анализируя отношения между чекодателем и банком, она утверждала, что "чековое обязательство сложно признать абстрактным" <1>.

--------------------------------

<1> Беляева О.А. Чеки в современном гражданском обороте // Журнал российского права. 2001. N 3. С. 138.

 

Говоря о чеке, следует учитывать, что мы всегда имеем дело со срочной ценной бумагой. Однако если для множества срочных ценных бумаг срок определяется непосредственно правилами о таких ценных бумагах, то законодательство о чеках в этом плане регулирующих положений не содержит. Соответственно, здесь необходимо обратить внимание на регулирование чека как расчетного документа. Пункт 2.12 Положения Банка России от 3 октября 2002 г. N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" указывает, что расчетные документы действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение 10 календарных дней, не считая дня их выписки <1>.

--------------------------------

<1> Впрочем, какого-то внятного регулирования в этой сфере не существует вовсе. Нельзя не вспомнить, что помимо названного документа действует и ст. 96 Основ законодательства о нотариате, которой установлено, что "нотариус по месту нахождения плательщика принимает для предъявления к платежу чек, представленный по истечении десяти дней, если чек выписан на территории Российской Федерации; представленный по истечении двадцати дней, если чек выписан на территории государств - членов Содружества Независимых Государств; представленный по истечении семидесяти дней, если чек выписан на территории какого-либо другого государства, со дня выдачи чека".

 

Говоря об отнесении чека к ценным бумагам с точки зрения предоставляемых прав, следует отметить, что перед нами, как и в случае с векселем, исключительно денежное обязательство. Чек - это распоряжение чекодателя плательщику, в качестве которого всегда выступает банк. Он, по сути, является особой формой поручения, даваемого клиентом банку о совершении платежей в пользу управомоченного по чеку лица. Никакого иного предмета исполнения, кроме как выплаты денежных средств, чек удостоверять не может.

Говоря о содержании чека, следует отметить, что оно не исчерпывается только определением, данным в ст. 877 ГК ("чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю"). Как и в случае с векселем, здесь усматривается право чекодержателя и на действия иных лиц. В частности, как и в случае с векселем, ст. 884 ГК предусматривает процедуру нотификации. Так, установлено, что чекодержатель обязан известить своего индоссанта и чекодателя о неплатеже в течение двух рабочих дней, следующих за днем совершения протеста или равнозначного акта. Каждый индоссант должен в течение двух рабочих дней, следующих за днем получения им извещения, довести до сведения своего индоссанта полученное им извещение. В тот же срок направляется извещение тому, кто дал аваль за это лицо. Не пославший извещение в указанный срок не теряет своих прав, он лишь возмещает убытки в размере, не превышающем сумму чека, которые могут произойти вследствие неизвещения о неоплате чека.

 

3.10.7. Коносамент

 

Коносамент представляет собой одну из самых сложных ценных бумаг как по своему содержанию, так и по структуре правового регулирования <1>. Действующее законодательство в отличие от законодательства бывшего СССР не содержит легального определения коносамента. Статья 37 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. определяла коносамент как товарораспорядительный документ, удостоверяющий право его держателя распоряжаться указанным в коносаменте грузом и получить груз после завершения перевозки.

--------------------------------

<1> Подробнее о коносаменте см.: Кокин А.С. Товарораспорядительные бумаги в торговом обороте. М.: Спарк, 2000; Он же. Международная морская перевозка груза: право и практика. М.: Волтерс Клувер, 2008.

 

Данное определение представляется удачным, однако с учетом действующего в настоящее время законодательства, а также того, что коносамент не только определяет права его держателя, но и выполняет иные функции, его следует некоторым образом расширить. Определение коносамента в настоящее время может быть сложено из ст. ст. 143, 224, 785 ГК РФ, ст. 11 Таможенного кодекса РФ, ст. ст. 149 и 158 Кодекса торгового мореплавания РФ, а также некоторых иных актов. Так, ст. 143 ГК указывает на коносамент как на один из видов ценных бумаг, ст. 224 относит коносамент к числу товарораспорядительных документов, передача которых приравнивается по правовому эффекту к передаче вещи. Статья 785 ГК указывает, что заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом). Статья 11 ТК относит коносамент наряду с некоторыми иными документами к "транспортным (перевозочным) документам", т.е. документам, которые подтверждают наличие и содержание договора перевозки товаров и сопровождают товары и транспортные средства при международных перевозках. Согласно ст. 149 КТМ отправитель имеет право распоряжаться грузом до выдачи его получателю либо передачи такого права получателю или третьему лицу. Согласно ст. 158 того же документа груз, перевозка которого осуществляется на основании коносамента, выдается перевозчиком в порту выгрузки при предъявлении оригинала коносамента.

В соответствии с ними коносамент можно определить как ценную бумагу, удостоверяющую заключение договора перевозки груза и выполняющую функции транспортного (перевозочного) документа, закрепляющую право ее держателя получить груз после завершения перевозки, а также выполняющую функции товарораспорядительного документа, т.е. предоставляющую право ее держателя распоряжаться по своему усмотрению указанным в коносаменте грузом. Следует также отметить, что в содержании коносамента выделяют отдельно такую составляющую, как "расписка в получении платежа". Собственно, как указывает В.В. Шутенко, первоначально, до середины XIX в., коносамент являлся только распиской в приеме груза, выданной на основании договора морской перевозки (чартера) <1>. Эта функция коносамента сохранилась и в настоящее время. Как предусмотрено ст. 142 КТМ, после того как груз погружен на борт судна, перевозчик по требованию отправителя может выдать ему бортовой коносамент, в котором должно быть указано, что груз находится на борту определенного судна или судов, а также должны быть указаны дата погрузки груза или даты погрузки груза. Выдача бортового коносамента важна тем, что именно последний в большей степени принимается в качестве документа для расчетов в международной торговле (см., в частности, Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов). Однако вряд ли стоит эту функцию как-то отдельно отражать в определении.

--------------------------------

<1> Шутенко В.В. Коносамент. Ответственность морского перевозчика. СПб.: ВЫБОР, 2001. Вып. 1. С. 5 (Сер. "Коммерческая работа на морском транспорте (теория и практика)").

 

Правовое регулирование коносамента является сложным. Следует отметить, что коносамент, как и вексель, относится к числу документов в системе российских ценных бумаг, регулирование которых построено на основании международных соглашений Российской Федерации. В частности, Россия является участницей Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте (Гаагские правила) (Брюссель, 25 августа 1924 г., с изменениями от 23 февраля 1968 г., 21 декабря 1979 г.). На основании указанных общих положений построены внутренние акты Российской Федерации, которые регулируют коносамент. К их числу, как уже было указано, следует отнести ГК (ст. ст. 143, 224, 785), КТМ (ст. ст. 118, 119, 124, 138, 142 - 149, 158, 160 - 163, 170, 174, 175, 205), ст. 11 ТК.

Помимо указанных актов до сих пор сохраняют свое значение для регулирования отношений в этой области некоторые акты бывшего СССР, например, Правила оформления грузовых и перевозочных документов, утвержденные Министерством морского флота СССР 2 января 1990 г. (РД 31.10.07-89), письма Министерства морского флота СССР от 17 апреля 1987 г. N 59 "О введении короткой формы коносамента КЭ-2.4.Л", от 1 марта 1985 г. N 28 "О введении нового текста коносамента КЭ-2.4.Т".

Особенностью правового регулирования коносамента является то, что для него важное значение имеют различного рода обычаи, разъяснения, используемые в международной практике, документы международных правительственных и неправительственных организаций, объединяющих перевозчиков и экспедиторов. К числу таких документов следует отнести упомянутые выше Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (публикация Международной торговой палаты N 600) (ред. 2006 г., вступили в силу с 1 июля 2007 г.), Международные правила толкования торговых терминов ИНКОТЕРМС 2000 (Международная торговая палата), "Мультимодальный транспортный коносамент (ФИАТА), Стандартные (общие) условия (1992 года) оборотного коносамента перевозки груза в смешанном сообщении", а также ряд иных документов.

В настоящее время существуют некоторые решения высших судебных инстанций и обобщения практики, имеющие значение для регулирования коносаментов, в частности Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2003 г. N 12-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 4, пункта 1 статьи 164, пунктов 1 и 4 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" в связи с запросами Арбитражного суда Липецкой области, жалобами ООО "Папирус", ОАО "Дальневосточное морское пароходство" и ООО "Коммерческая компания "Балис", Обзор практики применения арбитражными судами Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, утвержденный информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 августа 2004 г. N 81.

Коносамент относится, как и вексель, к числу универсальных ценных бумаг, в том смысле, что в соответствии со ст. 146 КТМ он может быть именным (выданным на имя определенного получателя), ордерным (выданным приказу отправителя или получателя) либо на предъявителя. Если большинство видов ценных бумаг являются либо ордерными, либо предъявительскими, либо именными (а вексель, как уже было указано, являясь по общему правилу ордерной бумагой, может "трансформироваться" в зависимости от условий его выдачи и обращения в именную или предъявительскую ценную бумагу), то КТМ построен так, что по его условиям сами лица в договоре перевозки вправе определить, какой правовой режим они создадут для коносамента - именной, ордерной или предъявительской бумаги.

Регулированию всех трех видов коносамента посвящены также ст. ст. 148 и 158 КТМ. Причем если первая устанавливает порядок передачи каждого вида коносамента, то вторая фактически устанавливает порядок надлежащей легитимации владельца коносамента. Статья 148 КТМ устанавливает, что именной коносамент может передаваться по именным передаточным надписям или в иной форме в соответствии с правилами, установленными для уступки требования; ордерный коносамент может передаваться по именным или бланковым передаточным надписям; коносамент на предъявителя может передаваться посредством простого вручения. Статья 158 КТМ определяет, что груз, перевозка которого осуществляется на основании коносамента, выдается перевозчиком в порту выгрузки при предъявлении оригинала коносамента: именного коносамента - получателю, который указан в коносаменте, или лицу, которому коносамент передан по именной передаточной надписи или в иной форме в соответствии с правилами, установленными для уступки требования; ордерного коносамента - лицу, приказу которого составлен коносамент, при наличии в коносаменте передаточных надписей лицу, указанному в последней из непрерывного ряда передаточных надписей, или предъявителю коносамента с последней бланковой надписью; коносамента на предъявителя - предъявителю коносамента. Анализ всех трех статей (ст. ст. 146, 148 и 158) показывает также, что законодатель в КТМ пошел по пути ГК (ст. 145) при определении критериев разграничения типов бумаг.

Коносамент, как по своей природе, так и в силу формальных требований законодательства, не является и не может являться эмиссионной ценной бумагой. Как уже отмечалось, такие бумаги характеризуются главным образом тем, что они размещаются выпусками и закрепляют стандартизированные права, которые не изменяются по содержанию и объему в зависимости от того, кто и в какой момент будет держателем такой бумаги. В коносаменте видны черты типичной неэмиссионной классической бумаги - он закрепляет индивидуальный объем прав, поскольку является формой заключения договора перевозки груза - конкретного правоотношения, в котором есть свой индивидуализированный предмет.

Коносамент представляет собой в соответствии с действующим законодательством классическую документарную ценную бумагу. Однако здесь требуются определенные комментарии. Действующее законодательство не устанавливает к материальному носителю обязательств, составляющих коносамент, каких-либо жестких требований. В практической деятельности проформы коносаментов обычно разрабатывают организации, которые осуществляют функции перевозчиков. Однако в большинстве случаев такие проформы носят универсальный и стандартизированный характер, поскольку в силу значительной институционализации перевозки грузов морским путем существуют различного рода неправительственные организации (ФИАТА, к примеру), которые разрабатывают универсальные образцы таких документов.

В соответствии со ст. 142 КТМ коносамент составляется на основании подписанного отправителем документа, который должен содержать следующие данные: наименование отправителя и место его нахождения; наименование порта выгрузки согласно договору морской перевозки груза; наименование получателя, если он указан отправителем; наименование груза, необходимые для идентификации груза основные марки, указание в соответствующих случаях на опасный характер или особые свойства груза, число мест или предметов и масса груза или обозначенное иным образом его количество (при этом все данные указываются так, как они представлены отправителем); внешнее состояние груза и его упаковки; фрахт в размере, подлежащем уплате получателем, или иное указание на то, что фрахт должен уплачиваться им.

Кодекс торгового мореплавания (см. также Международную конвенцию об унификации некоторых правил о коносаменте) предъявляет к коносаменту требования о наличии обязательных реквизитов (правда, надо отметить, что ст. 144 КТМ не использует слово "реквизиты", а говорит о "данных", которые должны быть включены в коносамент).

К числу таких данных относятся: 1) наименование перевозчика и место его нахождения; 2) наименование порта погрузки согласно договору морской перевозки груза и дата приема груза перевозчиком в порту погрузки; 3) наименование отправителя и место его нахождения; 4) наименование порта выгрузки согласно договору морской перевозки груза; 5) наименование получателя, если он указан отправителем; 6) наименование груза, необходимые для идентификации груза основные марки, указание в соответствующих случаях на опасный характер или особые свойства груза, число мест или предметов и масса груза или обозначенное иным образом его количество (при этом все данные указываются так, как они представлены отправителем); 7) внешнее состояние груза и его упаковки; 8) фрахт в размере, подлежащем уплате получателем, или иное указание на то, что фрахт должен уплачиваться им; 9) время и место выдачи коносамента; 10) число оригиналов коносамента, если их больше чем один; 11) подпись перевозчика или действующего от его имени лица.

Буквальное толкование этой статьи показывает, что речь идет в данном случае об обязательных реквизитах документа. Однако следует отметить, что нигде в КТМ не указывается, что отсутствие какого-либо из указанных данных приводит к его дефектности. Более того, как и в случае с иными ценными бумагами, в коносаменте допускается определимость некоторых реквизитов, правда, в специфическом виде, который учитывает природу коносамента.

Так, ст. 145 КТМ установлено, что в случае, если перевозчик или другое выдающее коносамент от его имени лицо не указывает в коносаменте внешнее состояние груза, считается, что в коносаменте указано хорошее внешнее состояние груза. В соответствии со ст. 170 КТМ в случае, если для перевозки груза используется контейнер, поддон или другое приспособление, количество мест или единиц отгрузки, перечисленных в коносаменте в качестве перевозимых в таком приспособлении, считается количеством мест или единиц отгрузки. За исключением указанного случая, такое приспособление считается местом или единицей груза.

Бортовой коносамент (ст. 144 КТМ) помимо указанных выше данных должен содержать сведения о том, что груз находится на борту определенного судна или судов, а также должны быть указаны дата погрузки груза или даты погрузки груза. Сквозной коносамент (ст. 174 КТМ) предусматривает, что часть перевозки груза должна осуществляться не перевозчиком, а другим лицом.

По соглашению сторон в коносамент могут быть включены иные данные и оговорки. Содержание таких оговорок достаточно подробно урегулировано в КТМ.

Так, в соответствии со ст. 145 КТМ в случае, если в коносаменте содержатся данные, которые касаются наименования груза, его основных марок, числа мест или предметов, массы или количества груза и в отношении которых перевозчик или выдающее коносамент от его имени другое лицо знают или имеют достаточные основания считать, что такие данные не соответствуют фактически принятому грузу или погруженному грузу при выдаче бортового коносамента либо у перевозчика или другого такого лица не было разумной возможности проверить указанные данные, перевозчик или другое такое лицо должны внести в коносамент оговорку, конкретно указывающую на неточности, основания для предположений или отсутствие разумной возможности проверки указанных данных.

Статьей 118 КТМ предусмотрена возможность заключения долгосрочных договоров об организации морских перевозок грузов между перевозчиком и грузовладельцем при осуществлении систематических морских перевозок грузов. Условия такого долгосрочного договора об организации морских перевозок грузов, как указывает статья, могут быть включены в коносамент. Согласно ст. 119 КТМ коносамент может содержать ссылку на условия чартера. В соответствии со ст. 138 КТМ в коносаменте может содержаться указание, что перевозчик и отправитель достигли соглашения о том, что груз должен или может перевозиться на палубе. Согласно ст. 160 КТМ коносаментом может быть предусмотрено, что получатель при выдаче груза обязан возместить расходы, произведенные перевозчиком за счет груза, внести плату за простой судна в порту выгрузки, а также уплатить фрахт и внести плату за простой судна в порту погрузки. Статья 163 КТМ предусматривает, что в коносамент могут быть включены данные соглашения между отправителем или фрахтователем и перевозчиком о переводе всех причитающихся платежей перевозчику на получателя. В соответствии со ст. 174 КТМ в сквозном коносаменте может быть предусмотрено, что перевозчик не несет ответственность за утрату или повреждение принятого для перевозки груза либо просрочку его доставки, вызванные обстоятельствами, имевшими место в то время, когда груз находился в ведении другого лица при осуществлении им части перевозки груза. Включаются в коносамент и иные данные, которые вытекают из специфики конкретной перевозки, в частности могут включаться данные, которые учитывают обычаи конкретных портов в виде требований к получателям грузов <1>.

--------------------------------

<1> Об этом подробно см.: Экономика и организация внешнеторговых перевозок: Учебник / Под ред. К.В. Холопова. М.: Юристъ, 2000. С. 247 - 250.

 

Коносамент, подписанный капитаном судна, считается подписанным от имени перевозчика.

Как уже было отмечено, законодательство не предъявляет жестких требований к форме коносамента. Однако это не означает их полного отсутствия. При регулировании коносамента надо иметь в виду еще различного рода практику (обычаи) международной торговли и расчетов, которые в той или иной форме устанавливают критерии приемлемости документов, к примеру Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов. Такие документы содержат множество различных технических требований. Так, в ст. 20 указанных Унифицированных правил отмечено, что коносамент, как бы он ни назывался, должен содержать в том числе указание на то, что товары были отгружены на борт указанного судна в порту погрузки, предусмотренном в аккредитиве, путем типографского текста или записи на коносаменте, содержащей дату, на которую товары были доставлены на борт. Любые подписи перевозчика, капитана или агента должны быть идентифицированы как подписи перевозчика, капитана или агента.

Говоря о лице, выдающем коносамент (обязанном лице), следует еще раз вспомнить, что коносамент является не чем иным, как формой договора морской перевозки груза. В соответствии со ст. 115 КТМ по договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт). Перевозчиком является лицо, которое заключило договор морской перевозки груза с отправителем или фрахтователем или от имени которого заключен такой договор. Отправителем является лицо, которое заключило договор морской перевозки груза, а также любое лицо, которое сдало груз перевозчику от своего имени. Фрахтователем является лицо, которое заключило договор морской перевозки груза с условием предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых помещений (чартер). Статья 142 КТМ предусматривает, что коносамент выдается после приема груза для перевозки перевозчиком по требованию отправителя. Статья 205 КТМ, которой регулируется ответственность фрахтователя судна перед грузовладельцем, указывает, что в случае если судно предоставлено фрахтователю для перевозки груза, то фрахтователь вправе от своего имени заключать договоры перевозки груза, подписывать чартеры и выдавать коносаменты. Соответственно, коносамент - это всегда частная ценная бумага.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.