Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЕМА 13: « ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ЕЕ ИНФРАСТРУКТУРА»





Цельлекции:Провести анализ информационного обслуживания МСБ

Вопросы лекции:

1. Сущность и особенности инфраструктуры предпринимательства.

2. Формирование и становление центров малого бизнеса как института инфраструктуры предпринимательской деятельности.

3. Обеспечение информационного обслуживания малого предпринимательства.

 

1.Одним из необходимых условий преобразования экономических отношений в стране является формирование инфраструктуры адекватной рынку.

Составляющими понятия «инфраструктурное обеспечение предпринимательской деятельности» являются:

- производственная инфраструктура,

- социальная инфраструктура,

- институциональная инфраструктура,

- информационная инфраструктура и

- экологическая инфраструктура.

От грамотного управления инфраструктурой зависит общий успех работы предприятия или организации, удельный вес расходов на инфраструктуру в общих производственных издержках, состояние инженерных систем и оборудования, затраты на их обслуживание, наличие резервов для улучшения инфраструктуры. Предпринимательство, выполняя системообразующую роль, оказывает воздействие на весь экономический строй, межотраслевые, отраслевые, межрегиональные и региональные комплексы. Инфраструктура предпринимательства занимает особое место в экономической системе, поскольку исторически и логически возникает в процессе труда на основе разделения функций на основные и вспомогательные, а в дальнейшем приобретает более широкие масштабы, вплоть до возникновения инфраструктурных отраслей.



Для эффективного функционирования предпринимательства необходимо развитие не только его самого, но и всех контактных аудиторий, с которыми оно сталкивается. Взаимосвязь их обеспечивается каналами и элементами рыночной инфраструктуры. Таким образом, качественные преобразования в обществе, направленные на гармонизацию социальных и экономических отношений, в значительной степени зависят от развития рыночной инфраструктуры, это обуславливает необходимость изучения внутренних связей, условий развития и факторов формирования всего инфраструктурного комплекса и его составляющих.



Инфраструктура предпринимательства в совокупности формирующих ее элементов является механизмом, компенсирующим в условиях развития рынка растущие трансакционные издержки бизнеса, неупорядоченность и разнородность воздействий внешней среды, влияющие на деятельность хозяйствующих субъектов с целью повышения их конкурентоспобности и устойчивости на рынке.

Таким образом, системообразующие факторы, влияющие на формирование инфраструктуры малого и среднего предпринимательства, определяются совокупностью внешней и внутренней среды его деятельности

2.Инфраструктура поддержки предпринимательства представляет собой комплекс организаций, обеспечивающих благоприятные условия создания, функционирования и развития частной предпринимательской деятельности.

В Республике Казахстан к подобным организациям можно отнести:

- государственные и созданные по инициативе государства организации;

- неправительственные организации;

- международные и иностранные организации;

- коммерческие организации.

В зависимости от функциональной направленности структура институтов инфраструктуры определяется следующим образом:

- государственная поддержка и содействие на этапах становления, функционирования и развития бизнеса;

- финансовая поддержка;

- информационно-аналитическая поддержка;

- поддержка в области образования и повышения квалификации кадров;

- материально-техническая поддержка.

Сопоставление организационной и функциональной структур позволяет составить матрицу участия институтов инфраструктуры в процессе развития предпринимательства в Казахстане (таблица 1).



 

Таблица 1 Матрицу участия институтов инфраструктуры в процессе развития предпринимательства в Казахстане

 

Организации инфраструктуры Функции
Государственная поддержка и содействие Финансовая поддержка Информационно-аналитическая поддержка Поддержка в области образования Материально-техническая поддержка
Органы государственного управления О О О О О
Международные и иностранные организации   У У У  
Неправительственные организации     У У  
Коммерческие организации   У У У  
Примечание: О – ответственный, отвечает за проведение и конечный результат процесса; У – участвует в проведении процесса

Как видно, из таблицы 1 органам государственного управления делегированы права и полномочия по формированию и реализации политики содействия предпринимательству по всем выше указанным направлениям. Государство ответственно за их качественную проработку и полученный результат.

Все без исключения организации содействия развитию предпринимательства имеют свои, достоинства и недостатки, обусловленные влиянием различных факторов. При принятии решений по отношению к предпринимателям в одних мотивацией выступают коммерческие цели, у руководства других могут находиться люди, заинтересованные в удовлетворении собственных интересов.

Высший государственный орган, реализующий политику и ответственный за развитие частного предпринимательства – Министерство индустрии и торговли Республики Казахстан (МИТ). Министерство относится к центральным исполнительным органам и подотчетно Правительству и Президенту страны. Организационно в структуру МИТ входит Департамент развития предпринимательства осуществляющий функции по формированию государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития и поддержки предпринимательства.

Основными задачами, как это прописано в основных документах регулирующих деятельность Департамента являются:

- формирование государственной политики в области развития и поддержки предпринимательства;

- создание условий для развития предпринимательства;

- разработка мер, по привлечению инвестиций;

- координация деятельности государственных органов по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.

Кроме указанных функций, Департамент также обязан осуществлять рассмотрение и принятие необходимых мер по жалобам и обращениям предпринимателей на противоправные действия чиновников, препятствующие развитию предпринимательства.

Следующим уровнем государственной структуры поддержки предпринимательства в республике являются местные исполнительные органы в лице Аппаратов акимов областей и городов Алматы и Астаны. Для реализации государственной политики в области развития и поддержки предпринимательства при акиматах созданы Департаменты (Управления) предпринимательства, и промышленности, в состав которых входят Отделы предпринимательства.

Областной Департамент предпринимательства и промышленности (также как и городской гг. Алматы и Астаны) уполномочен, в пределах своей компетенции осуществлять поддержку малого и среднего предпринимательства.

Для осуществления поставленной задачи Департаменту принадлежат следующие функции и права по реализации государственной политики:

- участвовать в формировании и реализации единой государственной политики в области предпринимательства;

- координировать деятельность местных органов государственного управления;

- взаимодействовать с общественными объединениями и иными государственными и негосударственными структурами;

- рассматривать в установленном порядке письма, жалобы, предложения и личные обращения граждан.

Окончательным звеном в цепочке по реализации государственной политики в области предпринимательства являются территориальные исполнительные органы, представленные Аппаратами акимов городов и районов республики, в составе которых проблемами предпринимательства обязаны заниматься Отделы экономики и бюджетного планирования или Отделы экономики и финансов. На территориальные исполнительные органы возлагаются функции по непосредственной реализации принятой государственной политики и осуществлению мероприятий и программ, запланированных и финансируемых из местных бюджетов.

Таким образом, исполнительные государственные органы являются основным стержнем в выстраиваемой правительством идеологии взаимоотношений государства и предпринимательства.

В целях создания благоприятных условий для реализации инициатив предпринимательской среды и реализации, поставленных Президентом задач Правительством разработана и осуществлена схема организации «обратной связи» с предпринимателями через создание в местных органах при Аппаратах акима Комиссий по делам предпринимательства, в функции которых вошло:

- изучение проблем, препятствующих развитию малого и среднего бизнеса;

- разработка предложений и рекомендаций для местных и территориальных органов исполнительной власти.

Для организации подобной «обратной связи» с предпринимателями на уровне центральных исполнительных органов создан Совет предпринимателей при Президенте Республики Казахстан. Основными задачами Совета является:

- выработка предложений, направленных на поддержку и развитие предпринимательства;

- создание условий, стимулирующих развитие рыночной экономики;

- консолидация деловых кругов, предпринимательских ассоциаций и союзов, действующих в Республике Казахстан;

- подготовка рекомендаций для решения важных государственных проблем в области предпринимательства.

Совет предпринимателей при Президенте создан для консолидации и обработки поступающей от предпринимателей, ассоциаций и Комиссий по делам предпринимательства информации и выработки конкретных предложений Президенту, парламенту и правительству с целью устранения каких либо систематически встречающихся препятствий на пути развития предпринимательства и на создание условий для дальнейшего его развития.

Кроме задач по формированию и реализации государственной политики в области предпринимательства государством выполняются функции по обеспечению финансовой, информационно-аналитической и материально-технической поддержки предпринимательства. Все эти формы поддержки реализуются государством как через исполнительные органы с помощью различных программ принимаемых на местном и территориальном уровнях, так и с помощью специально созданных для этого с участием государственного капитала организаций.

 

3.Переход к ускоренному развитию малого бизнеса требует совершенствования внешней среды предпринимательства, одним из условий создания которой является становление рынка информации и развитие новых информационных отношений. Информация и новейшие информационно-телекоммуникационные технологии способны стать фактором повышения эффективности деятельности малого предпринимательства.

Однако малое предпринимательство дает ощутимые результаты там, где осуществляется его действенная государственная поддержка. Поэтому на современном этапе становится важным сформировать жизнеспособные институты информационной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Информационная политика государства в данном случае должна быть направлена на развитие высоких технологий, современных телекоммуникаций, развитие информационной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, создание жизнеспособных институтов, регулирующих информационные отношения в малом бизнесе.

Таким образом, актуальность исследования определяется возрастающим значением информации как фактора инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства; увеличивающейся ролью информации в деятельности малых предприятий; специфической особенностью процесса информатизации в Казахстане; необходимостью становления концепции информационной поддержки малого бизнеса и формирования эффективной системы информационной инфраструктуры малого предпринимательства; необходимостью разработки и внедрения в практику предпринимательской деятельности новых информационных технологий, способных уменьшить трансакционные и издержки хозяйственной деятельности и, как следствие, повысить эффективность деятельности субъектов малого предпринимательства.

К организациям, выполняющим перечисленные функции, относятся следующие государственные компании:

АО «Центр инжиниринга и трансферта технологий».Основная цель Центра состоит в повышении конкурентоспособности отраслей реального сектора экономики Казахстана путем организации трансферта новых технологий, а также активизации инновационной деятельности в республике;

АО «Центр маркетингово-аналитических исследований» оказывает информационно-аналитическую поддержку Правительству в области формирования государственной политики, в том числе и по развитию предпринимательства;

АО «Фонд развития малого предпринимательства» осуществляет финансовую поддержку малого и среднего предпринимательства в виде предоставляемых кредитов;

АО «Национальный инновационный фонд» оказывает финансовую поддержку инновационных предпринимательских инициатив путем привлечения инвестиций и финансирования проектов;

АО «Инвестиционный фонд Казахстана» – финансовая поддержка путем инвестирования в уставный капитал предприятий, производящих углубленную переработку сырья и материалов, с использованием современных и передовых технологий;

АО «Банк Развития Казахстана» – финансовая поддержка;

Технопарки, бизнес-инкубаторы, промышленные зоны – материально-техническая поддержка предпринимательства на этапе его становления и развития.

Рассмотрим для чего, с какой целью государством создавались эти организации и чего они смогли добиться за время своего существования.

АО «Центр инжиниринга и трансферта технологий» создано во исполнение постановления Правительства Республики Казахстан от 1 августа 2003 года № 775 «О неотложных мерах по развитию институционального обеспечения научно-инновационной деятельности, направленных на реализацию Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2005 годы».

Основными функциями Центра являются:

- оказание инжиниринговых услуг;

- трансферт передовых зарубежных технологий, иных инновационных продуктов и их внедрение в Казахстане;

- оказание консультационных, информационных, юридических и иных услуг при трансферте технологий;

- маркетинг внешнего и внутреннего рынков технологий и анализ мировых тенденций развития в данной сфере.

Вопросы для самоконтроля:

1 Антикризисное управление бизнесом в современных условиях

Рекомендуемая литература:

1. Е. Е. Кузьмина, Л. П. Кузьмина.Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие для бакалавров. 2-е изд., перераб. и доп. Издательство: Юрайт. 2014.

2. Лапуста М. Г. Предпринимательство:учебник - М.:ИНФРА-М, 2013. -384с.

3. Набатников В.М. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие / В.М. Набатников. – Ростов-на Д.: Феникс, 2011 – 256 с.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.