ТЕМА 5: «ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Цель лекции:Выявить источники финансирования и их роль в развитии бизнеса
Вопросы лекции:
1. Финансовая среда предприятия. Источники формирования и финансирования предпринимательской деятельности.
2. Планирование финансовых ресурсов
3. Кредитование предпринимательской сделки.
4. Лизинговые операции в предпринимательстве.
5. Факторинг в предпринимательстве.
1.
Финансирование предпринимательских организаций – это совокупность форм и методов, принципов и условий финансового обеспечения простого и расширенного воспроизводства. Под финансированием понимается процесс образования денежных средств или в более широком плане – процесс образования капитала организации во всех его формах. Понятие «финансирование» довольно тесно связано с понятием «инвестирование», если финансирование – это образование денежных средств, то инвестирование – это их использование. Оба понятия взаимосвязаны, однако первое предшествует второму: невозможно планировать какие-либо инвестиции, не имея источников финансирования. Вместе с тем образование финансовых средств происходит, как правило, с учетом плана их использования организацией.
При выборе источников финансирования предприятия необходимо решить пять основных задач:
1) определить потребности в кратко- и долгосрочном капитале;
2) выявить возможные изменения в составе активов и капитала в целях определения их оптимальной структуры;
3) обеспечить постоянную платежеспособность и, следовательно, финансовую устойчивость;
4) с максимальной прибылью использовать собственные и заемные средства;
5) снизить расходы на финансирование хозяйственной деятельности.
Любое предприятие является элементом экономической системы и вступает в определенные взаимоотношения с партнерами по бизнесу, бюджетами различных уровней, собственниками капитала и другими субъектами. В процессе формирования и использования финансовых ресурсов у предприятия возникают финансовые отношения с другими субъектами рынка. Именно эти отношения и составляют сущность финансов предприятия.
Таким образом, финансы предприятия представляют собой денежные отношения, возникающие в процессе его производственно-хозяйственной деятельности и связанные с формированием и распределением его финансовых ресурсов.
Финансовые ресурсы формируются за счет целого ряда источников. Различают две крупные группы источников на основе права собственности: собственные и чужие денежные средства. Возможна более детальная классификация: собственные и приравненные к ним средства; ресурсы, мобилизуемые на финансовом рынке; денежные поступления в порядке перераспределения.
К собственным источникам финансирования относятся:
– амортизационные отчисления, направляемые предприятием на простое воспроизводство основных фондов;
– привлеченные средства в результате выпуска и продажи организацией акций;
– отчисление от прибыли, остающиеся в распоряжении организации (чистой прибыли), направляемые на прирост как оборотного, так и основного капитала организации;
– суммы, выплаченные страховыми компаниями и учреждениями в виде возмещения ущерба от стихийных бедствий и т.п.;
– средства, выделяемые вышестоящими холдинговыми, акционерными компаниями, финансово-промышленными группами на безвозвратной основе;
– благотворительные взносы и пр.
На долю собственных средств в общих источниках финансирования, приходится в настоящее время около 80% всех направляемых средств. Основным источником инвестирования в составе внутренних средств является амортизация, ее доля превышает 70%.
К внешним источникам финансирования относятся:
– ассигнование государственных и местных бюджетов, различных фондов поддержки предпринимательства, предоставляемые на безвозмездной основе;
– иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового пая или иного материального или нематериального участия в уставном капитале совместных предприятий, а также в форме прямых вложений международных организаций;
– различные формы заемных средств, в том числе кредиты, предоставляемые государством и фондами поддержки предпринимательства на возвратной основе (в том числе на льготных условиях);
– кредиты банков, инвестиционных фондов и компаний.
Привлечение кредитных ресурсов расширяет возможности предприятия, способствует росту отдачи собственного капитала. Это свойство заемного капитала получило название эффекта финансового рычага, проявляющегося в приращении рентабельности собственного капитала, получаемом благодаря использованию кредита, несмотря на его платность.
2.
Устойчивая работа предприятий в рыночных условиях невозможна без использования современных методов управления финансами. Одним из основных направлений повышения эффективности предпринимательства является совершенствование внутрифирменного финансового планирования и контроля.
Главной целью финансового планирования является определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины денежных потоков за счет собственных, заемных и привлеченных с фондового рынка источников финансирования.
Данная цель подразумевает:
– обеспечение производственного, научно-технического и социального развития предприятия, прежде всего за счет собственных средств;
– увеличение прибыли преимущественно за счет роста объема продаж и снижения издержек производства и обращения;
– обеспечение финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности баланса предприятия, особенно в период реализации крупномасштабных инвестиционных проектов.
Финансовый план – это обобщенный плановый документ, отражающий поступление и расходование денежных средств на текущий (до одного года) и долгосрочный (свыше одного года) период. Этот план необходим для получения качественного прогноза будущих денежных потоков.
Финансовый план взаимосвязан с планами по производству продукции, закупкам материальных ресурсов, маркетингу, инвестициям, научным исследованиями разработкам и др.
Назначение финансового плана состоит:
– в прогнозировании среднесрочной финансовой перспективы. Среднесрочный финансовый план составляют, как правило, на год с распределением показателей по кварталам;
– в определении текущих доходов и расходов. Оперативный финансовый план составляют на квартал с разбивкой по месяцам или на месяц с разбивкой по декадам или пятидневкам.
Принципы планирования определяют характер и содержание плановой деятельности в предприятии:
1) Принцип системного планирования
2) Принцип координации планов отдельных подразделений
3) Принцип участия
4) Принцип непрерывности
5) Принцип гибкости
6) Принцип точности
Исходя из этих общих положений, целесообразноконкретизировать принципы финансового планирования:
1. Принцип финансового соотношения сроков
2. Принцип платежеспособности
3. Принцип рентабельности капиталовложений
4. Принцип сбалансированности рисков.
5. Принцип приспособления к потребностям рынка.
6. Принцип предельной рентабельности
Планирование характеризуется:
1) экстенсивностью (охватывает широкий круг социально-политических и экономических явлений);
2) интенсивностью (подразумевает применение совершенной техники);
3) эффективностью (означает, что в итоге необходимо достичь тех целей, которые ставит финансовое управление).
Используются следующие подходы в финансовом планировании:
a) автоматический (данные предыдущего года переносятся в следующий год. Если есть инфляция, то данные умножаются на коэффициент инфляции). Этот метод является самым примитивным методом и, как правило, используется при нехватке времени;
б) статистический (складываются расходы за предыдущие годы, и делится на количество предыдущих лет);
в) нулевой базы (все позиции должны рассчитываться вновь. Этот метод учитывает реальные потребности и увязывает их с возможностями).
В условиях рыночной экономики планирование, как функция управления, должно принимать форму всеобщего охвата всех сторон экономической и социальной деятельности. Если в плановой экономике в планировании финансов делался упор на распределительные процессы, то рыночная экономика опирается на сферу обмена, через которую осуществляется реализация товаров и услуг и признание общественно необходимых затрат произведенных при их производстве и реализации.
Следовательно, в рыночной экономике господствующим и определяющим способом связи в процессе производства и реализации товара и услуг выступает рынок со своим механизмом, включающим деньги, цену, закон стоимости, закон спроса и предложения. Такая природа рыночного механизма определяет прогнозирование метода определения результатов производства и обмена, но с элементами планирования.
3. Основными направлениями сотрудничества могут быть сфера производства, сфера товарообмена, сфера торговли, сфера финансовых отношений.
Главной составляющей сотрудничества в сфере предпринимательства являетсясделка, т.е. экономико-правовая форма достижения предпринимательской цели. Сделка рассматривается как действие, направленное на установление, изменение или прекращение правоотношений юридических или физических лиц в области предпринимательской (хозяйственной, коммерческой и т.д.) деятельности. Сделка – это любая договоренность между предпринимателями, в основе которой имеется коммерческий интерес. Результат сделки как процесса обмена – удовлетворение всех участников сделки, достижение поставленных ими коммерческих целей или получение в результате обмена ценностями пользы, выгоды.
Сделка считается заключенной сразу же после подписания договора, содержание и форма которого зависят от направления и формы сотрудничества партнеров. Более подробно сделки рассмотрим в отдельной теме.
Взаимодействие предпринимателей в сфере финансовых отношений в основном сводится к факторингу и коммерческому трансферту в зависимости от сферы, в рамках которой осуществляются отношения предпринимателей (национальная, межнациональная или международная).
4. Значительный интерес для предприятий представляют в современных условиях лизинговые операции. На рисунке 1 представлена общая картина лизинга.
Рисунок 1 – Лизинг как форма реализации продукции предприятия
5.
Рассмотрим сущность факторинга в предпринимательстве.
Под факторингом понимают систему взаимоотношений, которая берет на себя погашение дебиторской задолженности предпринимателя (когда такой предприниматель приобретает товар, но не может сразу его оплатить) или покупает у предпринимателя его требование к какому-либо партнеру о платеже (когда предприниматель осуществляет поставку товара, но покупатель пользуется отсрочкой платежа).
В роли фактор-фирмы часто выступают банки (многие банки к настоящему времени превращаются в банковские группы; они начинают заниматься не просто финансовым обслуживанием, а осуществляют комплексное обслуживание клиентов, учреждая в своей структуре факторинговые, лизинговые, инжиниринговые, консалтинговые конторы).
Факторинг – это разновидность торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента через покупку фактор-компанией счетов клиента.
Факторинг – один из элементов универсальной системы финансового обслуживания клиентов, включающей бухгалтерское, информационное, рекламное, сбытовое, транспортное, страховое, кредитное и юридическое обслуживание. За самим клиентом остается практически только производственная функция.
Распространение факторинговых операций связано с тем, что в современных условиях обычный срок платежа колеблется от 1 до 3 мес. Если банк оплачивает требования по таким платежам сразу, то есть используется условие сконто (от итал. sconto – скидка с цены), то оборачиваемость средств увеличивается.
Факторинговые операции могут быть внутренними и международными. В том случае, если фирма-поставщик и ее клиент, то есть стороны по договору купли-продажи, а также факторинговая компания находятся на территории одной страны, – это внутренний факторинг. Если же участники факторингового соглашения находятся на территории разных стран, – это международный факторинг.
В международной факторинговой сделке различают прямой и косвенный факторинг. Особенностью прямого факторинга является наличие только одного фактора, исполняющего обязанности перед поставщиком-экспортером, а также то, что сама факторинговая компания предъявляет требование об оплате поставленного товара импортеру. В прямом факторинге выделяются:
- прямой импортный факторинг;
- прямой экспортный факторинг.
При прямом импортном факторинге фирма-поставщик уступает право требования фактор-компании, находящейся в стране импортера. Этот вид факторинга имеет смысл только тогда, когда экспорт производится в одну или две страны. Если экспортер поставляет товар в большее число стран, то удобнее заключить одно соглашение с факторинговой компанией своей страны, чем несколько прямых соглашений с факторинговыми компаниями других государств. Прямой импортный факторингможет быть использован фирмами, которым не нужно срочное финансирование под переуступление требования.
Прямой экспортный факторинг заключается в том, что поставщик уступает право требования факторинговой компании, находящейся в той же стране, что и поставщик.
Косвенный факторингпозволяет факторинговой компании, находящейся в стране поставщика-экспортера, заключать договор субфакторинга с факторинговой компанией, находящейся в стране должника-импортера, таким образом: должник уплачивает сумму долга фактор-компании, находящейся в стране его деятельности, а та, в свою очередь, платит факторинговой компании, находящейся в стране поставщика. Однако договор субфакторинга заключается в случаях, когда такая передача не запрещена договором факторинга.
Выделяют открытые и скрытые факторинговые операции. Открытые – если должник уведомлен о том, что требование продано факторинговой компании. При скрытом (тихом) факторингеклиент заключает договор с факторинговой компанией, не извещая об этом своих покупателей. Данный признак классификации является основным, так как в данном случае от вида соглашения зависит организация факторинговой операции. Принципиальное отличие заключается в том, кому в конечном итоге фирма-покупатель оплачивает счета. При открытом факторинге оплата производится непосредственно факторинговой компании, а при тихом – фирме-поставщику, так как покупатель не уведомлен об участии факторинговой компании.
Разновидностью открытого факторинга является полуоткрытый факторинг. В данном случае поставщик заранее не сообщает должнику о заключении факторингового договора, но когда выставляет ему счета, то обязан указать и договор, заключенный с фактор-компанией, и номер ее счета, на который будет отправлен платеж.
Кроме того, факторинговое соглашение может быть с правом регресса и без права регресса. Наличие права регрессапредусматривает возможность обратного требования к фирме-поставщику возместить уплаченную сумму при отказе покупателя от выполнения своих обязательств, то есть в данном случае кредитный риск несет фирма-поставщик. Если же заключается факторинговое соглашение без права регресса, то в данном случае вместе с продажей денежных требований факторинговой компании передается и кредитный риск.
При заключении соглашения с правом регресса фирма-поставщик продолжает нести определенный кредитный риск по долговым требованиям, проданным факторинговой компании. Данное условие обычно предусматривается либо, если поставщик уверен, что у него не могут появиться сомнительные долговые обязательства, либо в силу того, что они достаточно тщательно оценивают кредитоспособность своих клиентов-покупателей, поэтому фирма-поставщик не считает целесообразным оплачивать услуги по страхованию кредитного риска.
Вопросы для самоконтроля:
1.Анализ ответственности предпринимателя
2.Формирование плана производства предпринимателя
Рекомендуемая литература:
1. Предпринимательство: учебник. Под ред. под ред. В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка. М.: Юнити-Дана, 2012 г.
2. Сейдахметов А.С., Елшибекова К.Ж. «Предпринимательство»: Учебное пособие. Алматы: Экономика 2010 – 304с.
3. Л. Н. Череданова - Основы экономики и предпринимательства. Издательство: Академия.2012.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|