Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЕМА 5: «ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»





Цель лекции:Выявить источники финансирования и их роль в развитии бизнеса

Вопросы лекции:

1. Финансовая среда предприятия. Источники формирования и финансирования предпринимательской деятельности.

2. Планирование финансовых ресурсов

3. Кредитование предпринимательской сделки.

4. Лизинговые операции в предпринимательстве.

5. Факторинг в предпринимательстве.

1.

Финансирование предпринимательских организаций – это со­вокупность форм и методов, принципов и условий финансового обеспечения простого и расширенного воспроизводства. Под фи­нансированием понимается процесс образования денежных средств или в более широком плане – процесс образования капитала орга­низации во всех его формах. Понятие «финансирование» довольно тесно связано с понятием «инвестирование», если финансирова­ние – это образование денежных средств, то инвестирование – это их использование. Оба понятия взаимосвязаны, однако пер­вое предшествует второму: невозможно планировать какие-либо инвестиции, не имея источников финансирования. Вместе с тем образование финансовых средств происходит, как правило, с уче­том плана их использования организацией.



При выборе источников финансирования предприятия необ­ходимо решить пять основных задач:

1) определить потребности в кратко- и долгосрочном капи­тале;

2) выявить возможные изменения в составе активов и капи­тала в целях определения их оптимальной структуры;

3) обеспечить постоянную платежеспособность и, следователь­но, финансовую устойчивость;

4) с максимальной прибылью использовать собственные и за­емные средства;

5) снизить расходы на финансирование хозяйственной дея­тельности.

Любое предприятие является элементом экономической систе­мы и вступает в определенные взаимоотношения с партнерами по бизнесу, бюджетами различных уровней, собственниками капитала и другими субъектами. В процессе формирования и использования финансовых ресурсов у предприятия возникают финансовые от­ношения с другими субъектами рынка. Именно эти отношения и составляют сущность финансов предприятия.

Таким образом, финансы предприятия представляют собой денежные отношения, возникающие в процессе его производственно-хозяйственной деятельности и связанные с формированием и распределением его финансовых ресурсов.



Финансовые ресурсы формируются за счет целого ряда источников. Различают две крупные группы источников на основе права собственности: собственные и чужие денежные средства. Возможна более детальная классификация: собственные и приравненные к ним средства; ресурсы, мобилизуемые на финансовом рынке; денежные поступления в порядке перераспределения.

К собственным источникам финансирования относятся:

– амортизационные отчисления, направляемые предприятием на простое воспроизводство основных фондов;

– привлеченные средства в результате выпуска и продажи организацией акций;

– отчисление от прибыли, остающиеся в распоряжении организации (чистой прибыли), направляемые на прирост как оборотного, так и основного капитала организации;

– суммы, выплаченные страховыми компаниями и учреждениями в виде возмещения ущерба от стихийных бедствий и т.п.;

– средства, выделяемые вышестоящими холдинговыми, акционерными компаниями, финансово-промышленными группами на безвозвратной основе;

– благотворительные взносы и пр.

На долю собственных средств в общих источниках финансирования, приходится в настоящее время около 80% всех направляемых средств. Основным источником инвестирования в составе внутренних средств является амортизация, ее доля превышает 70%.

К внешним источникам финансирования относятся:

– ассигнование государственных и местных бюджетов, различных фондов поддержки предпринимательства, предоставляемые на безвозмездной основе;



– иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового пая или иного материального или нематериального участия в уставном капитале совместных предприятий, а также в форме прямых вложений международных организаций;

– различные формы заемных средств, в том числе кредиты, предоставляемые государством и фондами поддержки предпринимательства на возвратной основе (в том числе на льготных условиях);

– кредиты банков, инвестиционных фондов и компаний.

Привлечение кредитных ресурсов расширяет возможности предприятия, способствует росту отдачи собственного капитала. Это свойство заемного капитала получило название эффекта финансового рычага, проявляющегося в приращении рентабельности собственного капитала, получаемом благодаря использованию кредита, несмотря на его платность.

2.

Устойчивая работа предприятий в рыночных условиях невозможна без использования современных методов управления финансами. Одним из основных направлений повышения эффективности предпринимательства является совершенствование внутрифирменного финансового планирования и контроля.

Главной целью финансового планирования является определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины денежных потоков за счет собственных, заемных и привлеченных с фондового рынка источников финансирования.

Данная цель подразумевает:

– обеспечение производственного, научно-технического и социального развития предприятия, прежде всего за счет собственных средств;

– увеличение прибыли преимущественно за счет роста объема продаж и снижения издержек производства и обращения;

– обеспечение финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности баланса предприятия, особенно в период реализации крупномасштабных инвестиционных проектов.

Финансовый план – это обобщенный плановый документ, отражающий поступление и расходование денежных средств на текущий (до одного года) и долгосрочный (свыше одного года) период. Этот план необходим для получения качественного прогноза будущих денежных потоков.

Финансовый план взаимосвязан с планами по производству продукции, закупкам материальных ресурсов, маркетингу, инвестициям, научным исследованиями разработкам и др.

Назначение финансового плана состоит:

– в прогнозировании среднесрочной финансовой перспективы. Среднесрочный финансовый план составляют, как правило, на год с распределением показателей по кварталам;

– в определении текущих доходов и расходов. Оперативный финансовый план составляют на квартал с разбивкой по месяцам или на месяц с разбивкой по декадам или пятидневкам.

Принципы планирования определяют характер и содержание плановой деятельности в предприятии:

1) Принцип системного планирования

2) Принцип координации планов отдельных подразделений

3) Принцип участия

4) Принцип непрерывности

5) Принцип гибкости

6) Принцип точности

Исходя из этих общих положений, целесообразноконкретизировать принципы финансового планирования:

1. Принцип финансового соотношения сроков

2. Принцип платежеспособности

3. Принцип рентабельности капиталовложений

4. Принцип сбалансированности рисков.

5. Принцип приспособления к потребностям рынка.

6. Принцип предельной рентабельности

Планирование характеризуется:

1) экстенсивностью (охватывает широкий круг социально-политических и экономических явлений);

2) интенсивностью (подразумевает применение совершенной техники);

3) эффективностью (означает, что в итоге необходимо достичь тех целей, которые ставит финансовое управление).

Используются следующие подходы в финансовом планировании:

a) автоматический (данные предыдущего года переносятся в следующий год. Если есть инфляция, то данные умножаются на коэффициент инфляции). Этот метод является самым примитивным методом и, как правило, используется при нехватке времени;

б) статистический (складываются расходы за предыдущие годы, и делится на количество предыдущих лет);

в) нулевой базы (все позиции должны рассчитываться вновь. Этот метод учитывает реальные потребности и увязывает их с возможностями).

В условиях рыночной экономики планирование, как функция управления, должно принимать форму всеобщего охвата всех сторон экономической и социальной деятельности. Если в плановой экономике в планировании финансов делался упор на распределительные процессы, то рыночная экономика опирается на сферу обмена, через которую осуществляется реализация товаров и услуг и признание общественно необходимых затрат произведенных при их производстве и реализации.

Следовательно, в рыночной экономике господствующим и определяющим способом связи в процессе производства и реализации товара и услуг выступает рынок со своим механизмом, включающим деньги, цену, закон стоимости, закон спроса и предложения. Такая природа рыночного механизма определяет прогнозирование метода определения результатов производства и обмена, но с элементами планирования.

 

3. Основными направлениями сотрудничества могут быть сфера производства, сфера товарообмена, сфера торговли, сфера финансовых отношений.

Главной составляющей сотрудничества в сфере предпринимательства являетсясделка, т.е. экономико-правовая форма достижения предпринимательской цели. Сделка рассматривается как действие, направленное на установление, изменение или прекращение правоотношений юридических или физических лиц в области предпринимательской (хозяйственной, коммерческой и т.д.) деятельности. Сделка – это любая договоренность между предпринимателями, в основе которой имеется коммерческий интерес. Результат сделки как процесса обмена – удовлетворение всех участников сделки, достижение поставленных ими коммерческих целей или получение в результате обмена ценностями пользы, выгоды.

Сделка считается заключенной сразу же после подписания договора, содержание и форма которого зависят от направления и формы сотрудничества партнеров. Более подробно сделки рассмотрим в отдельной теме.

Взаимодействие предпринимателей в сфере финансовых отношений в основном сводится к факторингу и коммерческому трансферту в зависимости от сферы, в рамках которой осуществляются отношения предпринимателей (национальная, межнациональная или международная).

4. Значительный интерес для предприятий представляют в современных условиях лизинговые операции. На рисунке 1 представлена общая картина лизинга.

Рисунок 1 – Лизинг как форма реализации продукции предприятия

5.

Рассмотрим сущность факторинга в предпринимательстве.

Под факторингом понимают систему взаимоотношений, которая берет на себя погашение дебиторской задолженности предпринимателя (когда такой предприниматель приобретает товар, но не может сразу его оплатить) или покупает у предпринимателя его требование к какому-либо партнеру о платеже (когда предприниматель осуществляет поставку товара, но покупатель пользуется отсрочкой платежа).

В роли фактор-фирмы часто выступают банки (многие банки к настоящему времени превращаются в банковские группы; они начинают заниматься не просто финансовым обслуживанием, а осуществляют комплексное обслуживание клиентов, учреждая в своей структуре факторинговые, лизинговые, инжиниринговые, консалтинговые конторы).

Факторинг – это разновидность торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента через покупку фактор-компанией счетов клиента.

Факторинг – один из элементов универсальной системы финансового обслуживания клиентов, включающей бухгалтерское, информационное, рекламное, сбытовое, транспортное, страховое, кредитное и юридическое обслуживание. За самим клиентом остается практически только производственная функция.

Распространение факторинговых операций связано с тем, что в современных условиях обычный срок платежа колеблется от 1 до 3 мес. Если банк оплачивает требования по таким платежам сразу, то есть используется условие сконто (от итал. sconto – скидка с цены), то оборачиваемость средств увеличивается.

Факторинговые операции могут быть внутренними и международными. В том случае, если фирма-поставщик и ее клиент, то есть стороны по договору купли-продажи, а также факторинговая компания находятся на территории одной страны, – это внутренний факторинг. Если же участники факторингового соглашения находятся на территории разных стран, – это международный факторинг.

В международной факторинговой сделке различают прямой и косвенный факторинг. Особенностью прямого факторинга является наличие только одного фактора, исполняющего обязанности перед поставщиком-экспортером, а также то, что сама факторинговая компания предъявляет требование об оплате поставленного товара импортеру. В прямом факторинге выделяются:

- прямой импортный факторинг;

- прямой экспортный факторинг.

При прямом импортном факторинге фирма-поставщик уступает право требования фактор-компании, находящейся в стране импортера. Этот вид факторинга имеет смысл только тогда, когда экспорт производится в одну или две страны. Если экспортер поставляет товар в большее число стран, то удобнее заключить одно соглашение с факторинговой компанией своей страны, чем несколько прямых соглашений с факторинговыми компаниями других государств. Прямой импортный факторингможет быть использован фирмами, которым не нужно срочное финансирование под переуступление требования.

Прямой экспортный факторинг заключается в том, что поставщик уступает право требования факторинговой компании, находящейся в той же стране, что и поставщик.

Косвенный факторингпозволяет факторинговой компании, находящейся в стране поставщика-экспортера, заключать договор субфакторинга с факторинговой компанией, находящейся в стране должника-импортера, таким образом: должник уплачивает сумму долга фактор-компании, находящейся в стране его деятельности, а та, в свою очередь, платит факторинговой компании, находящейся в стране поставщика. Однако договор субфакторинга заключается в случаях, когда такая передача не запрещена договором факторинга.

Выделяют открытые и скрытые факторинговые операции. Открытые – если должник уведомлен о том, что требование продано факторинговой компании. При скрытом (тихом) факторингеклиент заключает договор с факторинговой компанией, не извещая об этом своих покупателей. Данный признак классификации является основным, так как в данном случае от вида соглашения зависит организация факторинговой операции. Принципиальное отличие заключается в том, кому в конечном итоге фирма-покупатель оплачивает счета. При открытом факторинге оплата производится непосредственно факторинговой компании, а при тихом – фирме-поставщику, так как покупатель не уведомлен об участии факторинговой компании.

Разновидностью открытого факторинга является полуоткрытый факторинг. В данном случае поставщик заранее не сообщает должнику о заключении факторингового договора, но когда выставляет ему счета, то обязан указать и договор, заключенный с фактор-компанией, и номер ее счета, на который будет отправлен платеж.

Кроме того, факторинговое соглашение может быть с правом регресса и без права регресса. Наличие права регрессапредусматривает возможность обратного требования к фирме-поставщику возместить уплаченную сумму при отказе покупателя от выполнения своих обязательств, то есть в данном случае кредитный риск несет фирма-поставщик. Если же заключается факторинговое соглашение без права регресса, то в данном случае вместе с продажей денежных требований факторинговой компании передается и кредитный риск.

При заключении соглашения с правом регресса фирма-поставщик продолжает нести определенный кредитный риск по долговым требованиям, проданным факторинговой компании. Данное условие обычно предусматривается либо, если поставщик уверен, что у него не могут появиться сомнительные долговые обязательства, либо в силу того, что они достаточно тщательно оценивают кредитоспособность своих клиентов-покупателей, поэтому фирма-поставщик не считает целесообразным оплачивать услуги по страхованию кредитного риска.

Вопросы для самоконтроля:

1.Анализ ответственности предпринимателя

2.Формирование плана производства предпринимателя

Рекомендуемая литература:

1. Предпринимательство: учебник. Под ред. под ред. В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка.
М.: Юнити-Дана, 2012 г.

2. Сейдахметов А.С., Елшибекова К.Ж. «Предпринимательство»: Учебное пособие. Алматы: Экономика 2010 – 304с.

3. Л. Н. Череданова - Основы экономики и предпринимательства. Издательство: Академия.2012.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.