ТЕМА 7: «Организация предпринимательских сделок»
Цель лекции:Выявить особенности договорных соглашений и сделок
Вопросы:
1. Партнерские связи в предпринимательской деятельности.
2. Предпринимательские сделки и их виды.
3. Договор – основной документ проведения предпринимательских (коммерческих) сделок.
4. Роль посредников в предпринимательстве
1.В условиях рынка любой предприниматель нуждается в эффективных партнерских связях, в ходе которых он может результативно осуществлять свою деятельность. Каждый предприниматель при планировании своей деятельности и разработке бизнес-плана обязательно учитывает возможность установления необходимых и эффективных партнерских связей. Всем этим занимается множество разнообразных организаций, составляющих необходимую инфраструктуру рынка, с помощью которой предприниматели могут устанавливать деловые взаимоотношения и вести коммерческие операции.
Партнерские связи позволяют выбрать самую эффективную форму взаимоотношений с каждым отдельным партнером-предпринимателем для достижения коммерческой выгоды. В сфере бизнеса партнерские связи выступают не только важным составным элементом предпринимательских действий по реализации делового проекта (взаимоотношения с рынком, с коллективом наемных работников, с партнерами), но и необходимым условием договорных отношений между несколькими предпринимателями, давая возможность каждому из них получить определенный уровень прибыли за счет обмена результатами деятельности.
Различают следующие виды партнерских связей:
- постоянные или долговременные;
- кратковременные;
- случайные (спонтанные) договорные.
Постоянные или долговременныепартнерские связи используются тогда, когда предприниматель планирует поставку на рынок товаров и услуг в течение длительного периода времени. Такая форма связи осуществляется на долговременной основе Путем постоянного пролонгирования заключаемого договора.
Кратковременные партнерские связи используются в случае, когда предприниматель стремится произвести опытную партию товара и испытать рынок на восприятие такого товара, а также тогда, когда оба предпринимателя, выступающие в качестве договаривающихся сторон, уверены в возможности друг друга, выполнить принимаемые на себя обязательства.
Случайные (спонтанные) договорные партнерские связи почти всегда играют, вспомогательную роль в деятельности предпринимателей и представляют собой обычную форму извлечения дополнительной прибыли.
Предпринимательские партнерские связи создаются и формируются на основе договоров, соглашений, контрактов, которыми регулируются права и обязанности партнеров, порядок возмещения расходов и распределения прибыли, сроки деятельности партнерства, условия его роспуска и т. д. Каждый предприниматель заинтересован в поиске наиболее эффективной формы партнерских связей. Это возможно лишь путем сравнительного анализа вариантов сотрудничества (таблица 1).
Таблица 1 – Формы партнерских связей по основным сферам предпринимательской деятельности
Сферы предпринимательской деятельности
| Формы партнерских связей
|
Сфера производства товаров и услуг
| Совместное предпринимательство (внутреннее и международное)
Производственная кооперация
Подрядное (субподрядное) производство
Лицензирование
Управление по контракту
Проектное финансирование и др.
|
Сфера торговли и
товарообмена
| Бартерная сделка
Встречная поставка
Коммерческая триангуляция
Формы торговых сделок (обычная, форвардная, сделка спот и др.)
Консигнация и др.
| Сфера материально-технического
обслуживания
| Концессия
Франчайзинг
Лизинговая деятельность (финансовый, оперативный, сублизинг и др.)
|
Сфера финансовых и страховых отношений
| Факторинг
Коммерческий трансферт
Венчурное финансирование
Государственное и коммерческое страхование, в том числе хеджирование
Эккаунтинг, включая аудит
Форфейтинг
Финансовый лизинг и др.
| Сфера подготовки
кадров для предпринимательских
структур
| Государственные учебные заведения
Коммерческие центры, школы бизнеса
Бизнес-инкубаторы по подготовке предпринимателей
Дистанционное обучение через интернет
Учебно-деловые центры (УДЦ)
Консалтинг и др.
| Сфера социального партнерства
| Учреждение социальной защиты
Социальное партнерство (профсоюзы)
Служба социального мониторинга
Ассоциации, союзы, гильдии и др.
|
Приведенная классификация позволяет целенаправленно выбрать эффективную форму взаимоотношений с каждым отдельным партнером в зависимости от поставленной задачи (получение кредита или необходимого оборудования, поиск и наем на работу специалистов, подготовка и переподготовка квалифицированных работников, получение необходимого сырья и транспортировка продукции, оказание других видов услуг и др.).
Несмотря на определенную условность классификации, формы партнерских связей тесно переплетаются друг с другом и носят многогранный характер, а, учитывая, что большинство предпринимательских структур являются многопрофильными предприятиями, происходит взаимопроникновение и функциональное переплетение форм сотрудничества.
Партнерские отношения предполагают осуществление определенных прав и обязательств, которые предприниматель дает своим партнерам, коллегам по предпринимательской деятельности при установлении с ними сотрудничества. Такие права и обязательства предпринимателя закрепляются в договоре, подписываемом предпринимателем и его партнером.
2.
Деятельность предпринимательских предприятий в любых сферах экономики вписывается в совершение сделок, заключенных с хозяйствующими партнерами договоров и исполненных их сторонами. Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (рис.1).
Сделки могут быть многосторонними, двусторонними или односторонними. Односторонней считается сделка, для совершения которой, в соответствии с законодательством или соглашением сторон, необходимо и достаточно выражения воли одной стороны. Первые два вида сделок являются договорами, то есть для их совершения необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка). Договор является разновидностью сделки и всегда заключается в письменной форме.
Рисунок 1 – Сущность сделок
Односторонняя сделка создает обязанности для лица, совершившего сделку. Она может создавать обязанности для других лиц лишь в случаях, установленных законодательными актами либо соглашением с этими лицами.
К односторонним сделкам соответственно применяются общие положения об обязательствах и о договорах, поскольку это не противоречит законодательству, природе и существу сделки.
Сделка считается совершенной под отлагательным условием, если стороны поставили возникновение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит.
Сделка считается совершенной под отменительным условием, если стороны поставили прекращение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит.
Абстрактность сделки означает, что ее действительность не зависит от основания – цели сделки.
Каузальные сделки – сделки, из содержания которых видно, какую цель преследуют ее стороны. Действительность каузальной сделки ставится в зависимости от ее цели. Цель должна быть законной и достижимой. Каузальная сделка является противоположным видом абстрактной сделки.
3. Применительно к предприятию и ведению предпринимательской или хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики договор является ведущей формой обеспечения законности осуществления сделок. Договоры, заключаемые предпринимателями (организациями) со всеми хозяйствующими партнерами, являются одной из ведущих форм регулирования деятельности предприятий. Особое значение при заключении договора имеют его положения об исполнении обязательств, вытекающие из сущности договора, предусматривающие срок исполнения обязательств, место их исполнения и формы обеспечения (неустойка, залог, удержание, поручительство, банковская гарантия, задаток). Общее положение о договоре представлено на рисунке 2.
Рисунок 2 – Общее положение о договоре
Договор представляет собой юридический документ (если он заключен в соответствии с законом), устанавливающий права, обязанности и ответственность сторон. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий для сторон иные правила, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, предусмотренных законом. Как правило, договор, как соглашение сторон, включает три стадии: заключение, исполнение и прекращение.
4.Как известно, рынок представляет собой место встречи двух основных субъектов экономических (хозяйственных) отношений. В силу этого на рынке должны присутствовать или сами производитель и потребитель, или же их законные представители. Юридические или физические лица, представляющие интересы производителя или потребителя (а часто и действующие от их имени), но сами не являющиеся таковыми, называются посредниками.
Предпринимательская активность в сфере посредничества позволяет в самые сжатые сроки совместить экономические интересы производителя и потребителя. С точки зрения производителя посредничество повышает степень эффективности работы последнего, поскольку дает возможность сосредоточить свою активность только на самом производстве, передавая посреднику функции по продвижению товара к потребителю. Кроме того, включение посредника в отношения между производителем и потребителем существенно сокращает срок оборачиваемости капитала, а, значит, повышает прибыльность производства.
Канал распределения–это путь, по которому товары движутся от производителя к потребителю (покупателю). Каналы распределения наиболее эффективны, если они базируются не на прямых связях, а на основе включения посредника.
Использование посредника объясняется, прежде всего, высокой эффективностью его деятельности, которой самому производителю товара подчас невозможно добиться. Благодаря включению посредника в цепочку взаимоотношений «производитель – потребитель» обеспечивается широкая доступность товара для всех (или почти всех) потребителей. Другая сторона этой проблемы сводится к способности посредника эффективно довести товар производителя до целевых рынков. Посредник обычно предлагает производителю значительно больше того, что сам производитель в состоянии осуществить.
С точки зрения потребителя посредничество позволяет полнее и значительно быстрее удовлетворить существующие у него потребности за счет образования более эффективного канала распределения.
Самой распространенной формой посредничества является агентирование,то есть такой тип отношений, в которых агент выступает посредником между производителем и потребителем. Агент – это лицо, действующее от имени и в интересах производителя товара или потребителя. Лицо, в интересах и от имени которого действует агент, называется принципалом. Принципалом может быть как собственник товара, поручающий агенту продать его, так и потребитель товара, поручающий агенту купить его. Таким образом, посредничество с участием агента включает взаимоотношения уже не двух, а трех субъектов. Различают несколько типов агентов:
- агенты производителей;
- полномочные агенты по сбыту;
- агенты по закупкам.
Вопросы для самоконтроля:
1. Развитие венчурного предпринимательства
2. Роль бизнес-инкубатора в предпринимательстве РК
Рекомендуемая литература:
1. Предпринимательство: учебник для вузов Лапуста М.Г., Поршнев А.Г., Старостин Ю.Л., Скамай Л.Г. Предпринимательство. М.: _=D@0-_, 2011. 672 с.
2. Предпринимательское право: Учебное пособие. Авторы: Скворцова Т.А., Смоленский М.Б. Издательство: Юстицинформ, 2013 г.
3. Предпринимательское право: учебник. Авторы: Н.Д. Эриашвили, под ред. Н.М. Коршунова, П.В. Алексия. Издательство: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2012 г.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|