Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЕМА 8: «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ТАЙНА И СПОСОБЫ ЕЕ ЗАЩИТЫ»





Цель лекции:Классифицировать сведения, составляющие предпринимательскую тайну

Вопросы:

1. Сущность предпринимательской тайны. Классификация сведений, составляющих предпринимательскую тайну.

2. Система мер по защите предпринимательской тайны. Меры воздействия за разглашение тайн.

1. Предпринимательская тайна— это охраняемое законода­тельством право предприятия, предпринимателя на засекречи­вание сведений (ограничение доступа к сведениям) о деятель­ности фирмы, предприятия, распространение которых могло бы нанести ущерб ее интересам. Предприятие и предпринима­тели имеют право хранить в тайне информацию обо всех сторо­нах своей деятельности, распространение которой ослабляет их по­зиции на рынке и которая представляет интерес для конкурентов.

Предпринимательская тайна — это, прежде всего производ­ственная тайна, результаты научно-исследовательских, проектно-конструкторских, технологических исследований и конкрет­ных, частных решений вспомогательных задач, возникающих в процессе производства. Это могут быть сведения о технике и технологии производства, проектируемых и подготавливаемых к выпуску новых видах продукции, их себестоимости, предпо­лагаемой цене, организации производства. Это также специ­альные технические решения, относящиеся к методам управле­ния конкретными производственными (экономическими) процессами. Наконец, собственно коммерческий аспект тайны связан с подготовкой и проведением сделки ее участниками. Классификация сведений, составляющих предпринимательскую тайну, представлена на рисунке 1.



 

 

 


Рисунок 1Классификация сведений, составляющих предпринимательскую тайну

Крупные фирмы осуществляют специальные меры по пре­дупреждению утечки информации (в том числе в результате промышленного шпионажа), т. е. сведений, которые могут дать какие-либо преимущества конкурентам или позволяют им безвозмездно пользоваться результатами деятельности научно-технических, коммерческих, производственных служб и подраз­делений фирмы, способных стать предметом реализации и ис­точником получения дохода. В то же время сами фирмы ин­формируют потребителя через средства информации о результатах своей деятельности, рассказывают о коммерческих и про­изводственных достижениях, но не раскрывают при этом сущ­ность производственных процессов. Это способствует росту до­верия к ним со стороны кредиторов и покупателей, расширяет рынок сбыта продукции, повышает курс акций на рынке цен­ных бумаг и т.д.



Информация является товаром в рыночной экономике, поэтому ее получение, хранение, передача, использование должны подчиняться законам рыночной экономики.

Коммерческая тайна является собственностью предприятия. Цель ее – обеспечивать предприятию экономические преимущества в конкурентной борьбе. Информация, составляющая коммерческую тайну, должна отвечать ряду требований.

1. Открытое использование информации связано с ущербом для предприятия.

2. Информация не является общеизвестной или общедоступной на законных основаниях.

3. Предприятие сможет осуществить надлежащие меры по сохранению конфиденциальности по соображениям экономической или иной выгоды.

4. Информация нуждается в защите, так как она не является государственным секретом и не защищена авторским и патентным правом.

5. Сокрытие этих сведений не наносит ущерба обществу.

Становление рыночных меха­низмов функционирования экономики обусловливает восстанов­ление права на коммерческую тайну. Это диктуется необходимо­стью защитить предприятия и организации от недобросовестных конкурентов, безвозмездного пользования продуктами интеллекту­альной деятельности: изобретениями, инновациями, компьютер­ными программами, управленческими решениями.



В соответствии с законодательством предприятие имеет право не предоставлять государственным органам информа­цию, содержащую коммерческую тайну. Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, определяется руководителем предприятия.

Коммерческую тайну представляет информация о:

- торговых отношениях фирмы;

- организации и размерах оборота средств;

- состоянии рынков сбыта;

- банковских операциях;

- поставщиках и потребителях;

- содержании патентов;

- структуре капиталов;

- планах инвестиций;

- заключенных контрактах;

- формировании цены на товар;

- размерах доходов и объемах производства.

 

Производственная тайна охраняет информацию о:

- способах производства и технологии;

- организации труда;

- технических открытиях и изобретениях;

- целях и характере исследовательских работ.

 

Деловая информация касается:

- финансов предприятия (финансовая отчетность, состояние расчетов с клиентами, задолженность, кредиты, платежеспособность, доход, себестоимость продукции);

- стратегических и тактических планов развития производства, в том числе использования новых технологий, изобретений, ноу-хау;

- планов и объемов реализации продукции (планы маркетинга, характер и объем торговых операций, уровень цен, складские запасы);

- анализа конкурентоспособности своей продукции, эффективности экспорта и импорта, предполагаемого времени выхода на рынок;

- планов рекламной деятельности;

- списков торговых и других клиентов, посредников, конкурентов, сведений о взаимоотношениях с ними, их финансового положения, условий контрактов;

- методов и организации управления;

- собственной оценки характера и репутации персонала предприятия;

- системы организации труда.

 

2.

Механизм защиты коммерческой тайны представлен на рисунке 2.

     
 
 
   

 


Рисунок 2Механизм защиты коммерческой тайны предприятия

 

При попытке защитить информацию, которая попадает под коммерческую тайну, предприятие вынуждено решать двоякую задачу: с одной стороны, оно должно рекламировать и информировать поставщиков и потребителей о своей деятельности, с другой стороны, рекламировать без конкретной информации, раскрывающей многие аспекты деятельности предприятия нельзя, и здесь предприятие сталкивается с проблемой раскрытия коммерческой тайны.

Случается, что несмотря на все методы защиты произошла утечка информации, поэтому предприятие должно обладать арсеналом средств воздействия на виновных в нарушении законодательства о защите коммерческой тайны.

Схема таких методов дана на рисунке 3.

   
 
 
 
 
 

 


Рисунок 3Методы воздействия на виновных в нарушении

Коммерческой тайны

 

Решением Правительства РК определен перечень сведений, которые не могут представлять коммерческую тайну. Это:

- учредительные документы, регистрационные удо­стоверения, патенты, лицензии;

- сведения по установленным формам отчетности, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и платежей в бюджет;

- документы о платежеспособности; сведения о численности, составе работников, их заработной плате и условиях труда, а также о нали­чии свободных рабочих мест;

- документы об уплате налогов и обязательных платежей;

- сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства или требований безопасности условий труда, реализации продукции, наносящей вред здоровью населения, и других нарушени­ях законодательства.

Вопросы для самоконтроля:

1 Система мер по защите предпринимательской тайны

Рекомендуемая литература:

1. Организация предпринимательской деятельности. Схемы и таблицы. Учебное пособие. В.П. Попков; Е.В. Евстафьева. СПб.: Питер, 2011.- 352 с.

2. Предпринимательское право: Учебное пособие. Авторы: Скворцова Т.А., Смоленский М.Б. Издательство: Юстицинформ, 2013 г.

3. Юрий Рубин.Предпринимательство: учебник. 13-е изд., перераб. и доп. Издательство: МФПУ «Синергия». 2014.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.