Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЕМА 12: «АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»





Цель лекции:Выявить эффективности предпринимательской деятельности

Вопросы:

1. Подходы к оценке эффективности предпринимательской деятельности.

2. Принципы и методы оценки эффективности предпринимательской деятельности.

3. Анализ конкурентного успеха предпринимательской деятельности.

 

1.Эффективность работы предпринимателей, тесно связанная с целесообразностью использования средств для достижения поставленных целей, имеет первостепенное значение для вывода отечественной экономики на путь устойчивого развития, поскольку только обеспечиваемое ею высокотехнологичное, рациональное и качественное использование богатейших ресурсов Казахстана может улучшить положение отечественных товаропроизводителей на международном и внутреннем рынках, привести к росту благосостояния и качества жизни населения.

Об эффективности работы предпринимателя можно судить как по результа­там работы созданной им фирмы, так и по тем относительным характеристикам, которые имеют принятые им конкретные решения. Измерение эффективности предпринимательской деятельности является важнейшей проблемой в связи с тем, что несбалансированность и противоречивость критериев ее оценки не позволяет достоверно судить о необходимости изменений в организации.



Некоторые исследователи считают, что желательно иметь один критерий эффективности, который бы являлся функци­ей многих важных организационных свойств и характеристик предпринимательской деятельности. Другие утверждают, что необходимо возможно полно ее описать с помощью разнообразных показателей, а затем, используя современный экономико-математический аппарат, дать достоверную комплексную оценку эффективности работы руководителя. В на­стоящее время пока не разработана ме­тодика, позволяющая не только сделать расчеты, но и выявляя экономический смысл полученных результатов, объяснить, какой ценой они получены, на основе чего сформировать стратегические направления эффективных изменений в организации.

В экономической науке проблема эффективности предпринимательства исследуется как в макроэкономическом и мезоэкономическом, так и в микроэкономическом аспекте, то есть в масштабе как всей хозяйственной системы страны и региона, так и отдельной предпринимательской структуры. Эффективность предпринимательства на макро-, мезо- и микроуровне взаимообусловлены, но в то же время они имеют и самостоятельное значение.



Оценивая развитие предпринимательства в РК, необходимо, в первую очередь, рассмотреть его структуру по организационно-правовым формам и размерам предприятий.

Любая предпринимательская деятельность, имеющая своей целью достижение какого-либо результата, будь то выпуск продукции или работа финансовой компании, связана с необходимостью оценки ее эффективности.

Экономическая эффективность определяется как относительный показатель, соизмеряющий полученный экономический эффект с затратами (затратный подход) или ресурсами (ресурсный подход), использованными для достижения этого эффекта.

На региональном уровне эффективность предпринимательской деятельности можно оценивать по размеру валовой выручки или валового регионального продукта (ВРП) на одного занятого, а также, учитывая определенную инерционность и незначительные изменения в общей сумме используемых ресурсов, по росту ВРП.

Современные казахстанские условия потребовали от предпринимателей внедрения стратегического менеджмента, который изменил, приоритеты экономической деятельности с ориентации на быстрое получение дохода и прибыли к усилению роли и значения перспективных показателей. В результате этих изменений эффективность деятельности предпринимателя, исследуемая на микроуровне должна оцениваться с учетом конкурентоспособности организации, которая является основой получения доходов и прибыли.



На микроуровне эффективность оценивается множеством критериев, систематизированным в работе, в результате чего были выделены следующие группы показателей:

- экономические показатели (прибыль, рентабельность, производительность, фондоотдача, уровень доходов на 1 тенге затрат и др.);

- рыночные показатели (прибыль на одну акцию, оценка прибыли потенциальными инвесторами и др.);

- финансовые показатели (финансовой устойчивости; ликвидности; деловой активности);

- показатели конкурентоспособности (отдельных видов продукции, групп продукции, предприятия в целом).

 

2.Возможны различные методы объединения показателей в систему комплексной оценки эффективности предпринимательской деятельности. Достаточно часто интегральный показатель определяется на основе «взвешивающих» критериев, представляющих собой эвристически построенные «веса», «коэффициенты относительной важности», которые присваиваются различным важнейшим характеристикам экспертами и позволяют рассчитывать «индексы» сравнительной значимости вариантов решения. В результате получают рейтинговую оценку, которая позволяет выявить общую тенденцию изменения эффективности.

Метод рейтинговой оценки можно использовать, интегрируя показатели одной группы, например, финансовые, как это показано выше. Однако, при комплексной оценке эффективности важно не потерять многокритериальности. Одним из таких методов является балльный, предложенный на основе метода Феликса-Риггса, суть которого состоит в следующем. Для отслеживания направления развития предприятие должно держать под контролем ряд разнонаправленных показателей эффективности. Степень приближения к планируемому состоянию по каждому показателю и будет степенью достижения той или иной цели. Рассматриваемый подход позволяет получить суммарный итоговый индекс путем взвешивания отдельных показателей при помощи экспертных оценок. Состав таких показателей определяется тоже экспертно, исходя из условий конкретного предприятия.

Поскольку результат деятельности всегда связан с ее целью, то стремление экономического объекта достигнуть предпочтительного для него состояния определяет ее целенаправленное поведение. Цель, таким образом, формирует основы предпринимательской деятельности.

Понятие эффективности отражает получение результата (достижение цели) при определенных условиях осуществления деятельности. Низкий уровень эффективности работы предпринимателя может быть определен не только нерациональными решениями и действиями, но и нечетким установлением целей, когда в организации вопросам целеполагания не уделяется должного внимания. При этом, некоторые цели системы могут быть несовместимыми, носить противоречивый характер. При качественной постановке целеполагания противоречивость в ряде случаев может быть ликвидирована путем составления целей более высокого порядка, объединяющих цели более низкого уровня.

Предпринимательству, базирующемуся на современной маркетинговой концепции, всегда присуща множественность целей. Она проявляется, в первую очередь, в альтернативности процесса целеполагания, когда из множества целей выбирается одна, в наибольшей степени соответствующая принципам эффективности. Множественность целей может проявляться в ее многокомпонентном составе. Предпринимательская деятельность, как известно, агрегирует в себе три аспекта: производственный, коммерческий и финансовый.

Как следствие, при оценке деятельности предпринимательской структуры учитываются критерии, которые вытекают из главной цели деятельности любого хозяйствующего субъекта – обеспечение долговременной (стратегической) устойчивости предприятия:

- его конкурентоспособности (К),

- прибыльности (R) и

- финансовой стабильности (F), которую можно отобразить в трехмерной системе координат:

Э = f (К, R, F)

 

В процессе целеполагания, если возникают противоречия целесообразно отдавать преимущество целям, характеризующим конкурентоспособность и устойчивость рыночных позиций предпринимателя, реализуя принципы маркетинга, как рыночной концепции управления.

Такой подход не противоречит стремлению к максимизации прибыли, характерному для маркетинговой концепции, но создает условия для успешного функционирования в длительной перспективе. Оценка эффективности при этом проводится с учетом стратегических приоритетов, а во множестве возможных оценочных показателей превалируют показатели, характеризующие результативность усилий, предпринимаемых в том или ином стратегическом направлении.

Современное предпринимательство может быть эффективным только в том случае, если оно изначально ориентировано,

- во-первых, на производство конкурентоспособной продукции и,

- во-вторых, на непрерывное улучшение качественных характеристик и свойств продукции.

Для отечественных предпринимателей проблема повышения качества продукции в настоящее время очень актуальна. Это обусловлено тем, что предпринимательская структура как самостоятельный хозяйствующий субъект представляет собой открытую социально-экономическую систему, на функционирование которой существенное влияние оказывает не только внутренняя, но и внешняя по отношению к ней среда.

3. Исследование показало, что при оценке эффективности работы предпринимателя следует придерживаться следующих принципов:

– проведение анализа показателей эффективности в динамике;

– сравнение показателей со среднеотраслевыми, а также аналогичными показателями непосредственных конкурентов;

– многокритериальная комплексная оценка эффективности управления предпринимательской структурой;

– экспертная оценка результатов, раскрывающая причинно-следственные и функциональные связи между отдельными показателями;

– стратегическая направленность моделей оценки эффективности и учет в них изменения конкурентоспособности предприятия.

К настоящему времени предложено множество методов и процедур оценки эффективности, однако не все они реализуют приведенные выше принципы. Во многих случаях проводятся сравнительные оценки аналогичной деятельности разных организаций, и это, в частности, стало отдельной областью маркетинговых исследований и бенчмаркинга.

Интегрально эффективность предпринимательской деятельности принято оценивать по прибыли и рентабельности, полученной предприятием. Однако, за счет чего получена прибыль, как влияет ее получение на будущее организации, в этой оценке не отражается.

Для более полной реализации современных принципов оценки эффективности деятельности предпринимателя предлагается в качестве ее критерия использовать рост конкурентоспособности предприятия, которая является основой получения прибыли, поскольку падение конкурентоспособности означает потерю рынка, а, значит, и сокращение деятельности, что может привести к ликвидации предприятия, что никак нельзя считать положительным результатом.

Уровень эффективности работы зависит от поставленных целей, поэтому, модель эффективности надо строить в зависимости от того, что является приоритетным в работе конкретной предпринимательской структуры – более долгое существование или более высокие прибыли. Если первое, то эффективной надо считать такую предпринимательскую деятельность, которая приводит к росту конкурентоспособности организации. При этом в качестве ограничения должна присутствовать функция неотрицательной прибыли или неотрицательного предельного дохода (по отдельным сделкам). Эффект работы предпринимателя за период от t-1 до t оценивается по соотношению уровней конкурентоспособности на начало t-1 и конец периода t

Э = КСПt - КСПt-1

t

при S П(МД)i ≥ 0, (1)

i= t-1

Если прошедших анализируемых периодов несколько, то, обозначив начало периода индексом «0», получим

Э = КСПt – КСП0

t

при S П(МД)i ≥ 0, (2)

i=0

 

Если приоритет отдается более высокой прибыли, то эффект работы предпринимателя за период от t-1 до t оценивается по величине прибыли, полученной за этот период

t

Э = S Пi

i= t-1

при КСПt - КСПt-1 ≥ 0, (3)

Если таких периодов несколько, то, обозначив начало периода индексом «0», получим

t

Э = S Пi

i=0

при КСПt – КСП0 ≥ 0, (4)

В расчетах оценки эффективности предпринимательской деятельности можно использовать общую (балансовую) прибыль, но более верно отражает результат деятельности предпринимателя прибыль после уплаты налогов – чистая прибыль.

Предлагается модель формирования и анализа прибыли как основного результата предпринимательской деятельности, в которой затраты формируются в зависимости от стадии жизненного цикла продукции. При этом при расчете прибыли необходимо:

- по нарождающемуся рынку (стадия внедрения) учитывать только прямые издержки;

- по растущему рынку (стадия роста) учитывать при расчете полные расходы и уплату процентов по кредиту;

- на стадии насыщения и зрелости учитывать полные расходы;

- на стадии спада учитывать только прямые издержки.

Таким образом, общая сумма прибылиопределяется как сумма прибылей по продукции, относящейся к разным стадиям жизненного цикла.

 

Для интерпретации возможностей применения разработанной модели использованы данные трех предприятий, которые имеют примерно одинаковые стартовые условия по конкурентоспособности товара и уровню получаемой прибыли.

Вопросы для самоконтроля:

1 Трансформация в условиях развития предпринимательства в РК

Рекомендуемая литература:

1. Гарина Е.П., Медведева О.В., Шпилевская Е.В. Основы предпринимательской деятельности – М: Феникс, 2010г.

2. Валигурский Д.И. Организация предпринимательской деятельности [текст]: Учебник. М.: Дашков и К, 2012.

3. Сейдахметов А.С., Елшибекова К.Ж. «Предпринимательство»: Учебное пособие. Алматы: Экономика 2010 – 304с.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.