ТЕМА10: «КУЛЬТУРА И ЭТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»
Цель лекции:Рассмотреть роль и значение культуры предпринимательских организаций
Вопросы:
1. Сущность и значение культуры предпринимательства.
2. Культура предпринимательских организаций.
3. Деловая и профессиональная этика.
1.
В функционировании предприятия (организации) важную роль играет культура предпринимательства. Она не только обеспечивает высокий престиж предприятию, но и способствует повышению эффективности производства, улучшению качества продукции и услуг и, следовательно, увеличению доходов.
Существуют различные трактовки понятия «культура предпринимательства».
1) Культура предпринимательства — это система совместно вынашиваемых и реальных убеждений и представлений о ценностях. При этом представления о ценностях позволяют дать ответ на вопрос, что важно для предприятия, а убеждения — понять, как предприятие должно функционировать и как им следует управлять (рисунок 1).
проявляется через
| | представление о ценностях
| |
из них выводятся
нормы и правила поведения
| |
которые влияют на
Рисунок 1 – Становление культуры предпринимательства
2) К организационной культуре относят сумму убеждений, ценностей, правил, которые делают предприятие единственным в своем роде.
Наиболее полное и развернутое определение:
Культура предпринимательства — это совокупность образцов поведения, ценностей системы, социальных норм, фундаментальных принципов и общественных институтов, ориентирующих субъектов на те или иные формы экономической активности в сфере предпринимательства, обеспечивающих передачу накопленного опыта, способствующих устойчивости предпринимательства во времени.
Существуют три принципиально различных инструмента воздействия на людей, т.е. управления:
- иерархия (организация), когда основным средством воздействия на человека является принуждение;
- рынок, накотором по горизонтали складываются равноценные отношения;
- культура — выработанные и признаваемые обществом ценности, особенности поведения, социальные нормы.
Культура проявляется вразличных формах деятельности и на различных уровнях социальных систем. Выделяют две стороны культы: духовную и материальную. В состав материальной культуры входят различные по формам и типам материально-производственная база, в том числе сырьевые и энергетические ресурсы, средства труда и другие продукты материального производства; материально-предметная практическая деятельность людей; материально-предметные отношения в ходе производства, обмена и потребления; материальные ценности прошлого, в том числе памятники, археологические объекты и т.п.
Частью материальной культуры является и культура предпринимательства, которая включает культуру управления и организации, обмена и распределения, технологии, условий труда и т.д. Таким образом, она связана с воспроизводством отношений между субъектами в процессе их предпринимательской деятельности.
Выделяют десять основных признаков культуры организации предпринимательской деятельности:
1) культура социальна, так как на ее формирование влияют все или большинство работников фирмы;
2) регулирует поведение членов коллектива;
3) создается людьми;
4) осознанно или неосознанно принимается всеми работниками;
5) основана на соблюдении традиций;
6) познаваема;
7) способна изменяться;
8) многогранна, т.е. ее нельзя постичь с помощью одного какого-либо подхода;
9) осознаваема и не осознаваема;
10) находится в постоянном развитии.
2.Формирование и развитие культуры предпринимательской деятельности:
во-первых, осуществляется естественным путем, когда предприятия на основе изучения наилучшего прошлого и настоящего опыта поддерживают те культурные традиции, которые наиболее результативны в обеспечении поставленных целей;
во-вторых, может целенаправленно формироваться путем силового внедрения определенных комплексов поведения.
Культура предпринимательства выполнят следующие основные функции:
- коммуникативно-интегративную, обеспечивающую устойчивость и стабильность, выживаемость в данной социально-экономической среде;
- консервативную, которая создает силы внутренней устойчивости и сопротивляемости внешним воздействиям за счет репрезентации традиционных образцов предпринимательского труда;
- инновационную — продуцирует новые образцы, более приспособленные к изменившимся обстоятельствам;
- трансляционную — передает информацию;
- целеполагания — формирует эталоны, ценности и т.п.;
- оценочную — создает методы и критерии оценки действий.
- Главная функция — сохранять и воспроизводить ценности различных типов и форм и передавать их будущим поколениям.
На развитие культуры предпринимательства влияют:
- общечеловеческие ценности (долг, стремление к справедливости и т.п.), общие представления о смысле жизни, предназначении человека;
- национально-культурные и религиозно-культурные стереотипы образа жизни в стране;
- нормы и правила поведения, эталоны взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности;
- ценностно-мотивизационное отношение к труду, богатству, положению (трудовая этика);
- культурные образцы хозяйственного поведения;
- особенности ландшафта, климата, месторасположения страны, ее размеры.
Формирование культуры предпринимательства складывается, прежде всего, из культуры предпринимательских организаций, культуры самих предпринимателей, уровня деловой этики, культуры деловых отношений. Культура предпринимательской организации в свою очередь определяется рядом внешних и внутренних факторов, важнейшие среди которых следующие:
- концентрация внимания сотрудников организации на внешних задачах — относительной открытости, четком и качественном обслуживании клиентов, хороших взаимоотношениях с потребителями;
- преданность работников интересам организации, их информированность о том, какова их роль в достижении промежуточных и конечной целей организации;
- децентрализация принятия решений в организации, предпочтение групповым формам принятия решений;
- подчинение деятельности организации заранее составленным планам, тесное сотрудничество между отдельными работниками и группами работников;
- инновационные процессы в организации, готовность организации к риску как неизбежному спутнику инноваций.
3.Об этике впервые заговорил Аристотель, заметив, что она помогает познать, что следует делать и от чего следует воздержаться. Для нас этика — прежде всего отрасль знания, особая наука, позволяющая рассматривать и оценивать человеческие отношения. Полезно различать этику как идеал и этику как действие. Нас интересует и то и другое, но в рамках профессиональной этики, а именно этики предпринимателя.
Предпринимательство — это профессия, призвание, даже свойство души или врожденная склонность, но это еще и особый образ мыслей, стиль поведения. Предпринимательство — это культура. Культурный человек не обязан быть предпринимателем, но предприниматель обязан быть культурным человеком хотя бы потому, что заинтересован в постоянном успехе.
Затронув проблемы этики, рассмотрим несколько постулатов профессиональной этики, которые лежат в основе того, что можно определить как этический кодекс предпринимателя.
Различают:
- этику общечеловеческую (универсальную);
- профессиональную этику;
- корпоративную и другие виды этики.
Универсальная этика – это нормы, правила, принципы, обязательные для всех людей, независимо от их социальных функций или профессиональной принадлежности.
В настоящее время деловая этика основывается на таких положениях:
- конкуренция должна быть честной;
- наивысшие производительность и доход не могут обеспечиваться за счет разрушения окружающей среды;
- техника служит человеку, а не человек технике;
- созданные трудом блага следует распределять так, чтобы не допустить появления деклассированных слоев населения;
- экономика, если это диктуется общественными интересами, должна подчиняться действующим моральным нормам;
- участие служащих в делах предприятия развивает чувство ответственности, усиливает желание трудиться.
Деловые отношения – это один из типов общественных отношений, проявляющихся как взаимосвязь между партнерами, коллегами и даже конкурентами, возникающая в процессе совместной деятельности на рынке и в коллективе.
Вопросы для самоконтроля:
1 Деловая и профессиональная этика
Рекомендуемая литература:
1. А. Б. Крутик, М. В. Решетова. Теория и методика обучения предпринимательству – М: Академия, 2010.
2. Лапуста, М.Г. Малое предпринимательство: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 685 с.
3. Черняк В.З. История предпринимательства: учебное пособие. М.: Юнити-Дана, 2012.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|