|
Коммерческое предпринимательство
Полем деятельности коммерческого предпринимательства служат товарные биржи и торговые организации.
Товарная биржа - разновидность оптового товарного рынка без предварительного осмотра покупателем образцов и заранее установленных минимальных партий товаров. На товарной бирже добровольно объединяются коммерческие посредники и их служащие для проведения торговых операций. Помимо проведения обычной торговли с фактическими поставщиками, на товарных биржах широко распространено заключение фьючерсных сделок. Такие сделки предполагают уплату денежной суммы за товар по цене, установленной в контракте, через определенный срок после заключения сделки.
Товарные биржи выполняют следующие основные функции:
- оказание посреднических услуг по заключению торговых сделок;
- упорядочение товарной торговли, регулирование торговых операций и разрешение торговых споров;
- сбор и публикацию сведений о ценах, состоянии производства и других факторов, оказывающих влияние на цены.
Большую часть оборота товарных бирж составляют сделки не с наличным товаром (кассовые сделки), а сделки с будущим товаром или по договорам поставки (срочные сделки).
Операции по купле-продаже товаров и услуг. Основное содержание коммерческого предпринимательства составляют операции и сделки по купле-продаже, другими словами, по перепродаже товаров и услуг. Общая схема коммерческого предпринимательства в определенной схеме аналогична схеме производственно - предпринимательской - деятельности. Однако в отличие от не здесь вместо материальных ресурсов приобретается готовый товар, который затем реализуется потребителю. Таким образом, вместо производства продукции здесь имеет место получение готового продукта.
Прежде чем приступить к коммерческой сделке, необходимо выполнить маркетинговый анализ рынка.
Модель - программа маркетинговой работы в торговой фирме представлена в виде схемы:
Финансовое предпринимательство
Финансовое предпринимательство - сфера его деятельности - обращение, обмен стоимостей.
Финансовая деятельность проникает и в производственную, и в коммерческую, однако она может быть и самостоятельной: банковское, страховое дело и др.
Основным полем деятельности финансового предпринимательства являются коммерческие банки и фондовые биржи.
Коммерческий банк - это финансово-кредитное учреждение акционерного типа, кредитующее на платной основе преимущественно коммерческие организации, осуществляющие прием денежных вкладов (депозитов) и другие расчетные операции по поручению клиента.
Операции коммерческих банков делятся на три группы:
- пассивные (привлечение средств);
- активные (размещение средств);
- комиссионно - посреднические (выполнение различных операций по поручению клиентов с уплатой комиссии).
Фондовая биржа - организационно оформленный, регулярно функционирующий рынок ценных бумаг, способствующий повышению мобильности капитала и выявлению реальной стоимости активов.
Принцип функционирования фондовой биржи базируется на оперативном регулировании спроса и предложения. На фондовой бирже проводятся так называемые котировки ценных бумаг. Они состоят в регулярной оценке специалистами котировочного отдела биржи курсов покупателей и курсов продавцов по всем ценным бумагам, которые проходят через биржу. При этом текущие курсы постоянно демонстрируются на световом табло и регулярно публикуются в специальных бюллетенях. Текущие курсы показывают, по какой цене в данный момент на данной бирже можно купить или продать определенные акции. Эти цены, пересчитанные по специальной формуле, служат основой для получения индексов биржевой активности - своеобразных барометров экономической конъюнктуры.
Консультативное предпринимательство
Сущность и этапы консультативных услуг
Слово "консультант" происходит от латинского - советующий. Под этим словом понимается специалист в определенной области, дающий советы по вопросам своей специальности. В зарубежной практике коммерческая, платная консультация по вопросам управления получила название консалтинг.
По определению Европейской Федерации Ассоциаций консультантов по экономике и управлению (ФЕАКО) менеджмент-консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и/или возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации.
Консалтинговые услуги могут осуществляться в форме устных разовых советов. Однако чаще всего они предоставляются в виде консалтинговых проектов и включают в себя следующие основные этапы:
- выявление проблем (диагностика);
- разработка решений, проекта;
- осуществление решений, проекта.
Методы консультирования
- экспертное консультирование - пассивная форма консалтинга. Здесь консультант самостоятельно осуществляет диагностику, разработку решений и рекомендаций по их внедрению. Клиент при этом лишь обеспечивает консультанта необходимой информацией;
- процессное консультирование - специалисты консалтинговой фирмы на всех этапах разработки проекта активно взаимодействуют с клиентом, побуждая его высказывать свои идеи, предложения; консультанты вместе с клиентом анализируют проблемы и разрабатывают предложения;
- обучающее консультирование - главная задача специалистов - подготовить почву для возникновения идей, для выработки решений. С этой целью они проводят у клиента лекции, семинары, разрабатывают для клиента учебные пособия, предоставляя тем самым необходимую теоретическую и практическую информацию.
Выводы по теме
- Большое число видов предпринимательской деятельности можно сгруппировать в четыре основных: производственная, коммерческая, финансовая, консультативная.
- Важнейшим видом предпринимательской деятельности является производственная. Здесь осуществляется основная фаза воспроизводственного цикла - производство продукции и услуг. К этому виду предпринимательства относятся инновационная, научно-техническая деятельность, непосредственно производство продукции.
- Важнейшим этапом производственной деятельности служит приобретение или аренда факторов производства. В число таких факторов входят основные и оборотные производственные фонды, рабочая сила, информация.
- Основное содержание коммерческого предпринимательства составляют операции и сделки по купле-продаже, другими словами - перепродаже товаров и услуг. Полем деятельности коммерческого предпринимательства служат товарные и торговые организации.
- Сферой деятельности финансового (финансово-кредитного) предпринимательства является обращение, обмен стоимостей. Особенность финансовой деятельности состоит в том, что она проникает и в производственную и в коммерческую деятельность, хотя может быть и самостоятельной - банковское, страховое дело и др. Основное поле деятельности финансового предпринимательства - коммерческие банки и фондовые биржи.
- В последние десятилетия во всех развитых странах мира выделяется, обосабливается самостоятельный вид предпринимательства - консультативный (консалтинг). Сопоставляя уровень его развития в нашей стране и в других экономически развитых странах, можно сделать вывод, что в ближайшие годы этому виду предпринимательской деятельности предстоит стремительное развитие в России.
Вопросы для самоконтроля
- Какие виды предпринимательской деятельности вы знаете?
- В чем состоит сущность производственного предпринимательства?
- Почему производственное предпринимательство относят к основному, ведущему виду?
- Как определить результативность производственной деятельности предпринимателя?
- Что составляет основное содержание коммерческого предпринимательства, что служит полем его деятельности?
- Что является сферой деятельности финансового предпринимательства, в чем его особенность и каково поле деятельности?
- Почему выделяют сегодня такой вид предпринимательской деятельности, как консультативная, каковы перспективы ее дальнейшего развития?
Расширяющий блок №1
Предприниматель на рынке
В отличие от ранее господствовавшей у нас "плановой" экономике рыночная предполагает такую организацию общественного производства для удовлетворения потребностей людей и общества в целом, при которой производители и коммерсанты, учитывая покупательский спрос, самостоятельно решают, что, сколько, когда, где и для кого производить и продавать. Они сами определяют также, какие им для этого нужны ресурсы (помещения, сырье, материалы, оборудование, труд склады, транспортные средства, капиталовложения и т. д.), несут связанные с этим расходы, заботятся о получении доходов и прибыли, чтобы возместить сделанные затраты, уплатить государству и местным бюджетам причитающиеся налоги, вознаградить труд, технически и экономически развивать свое дело дальше.
Предприниматель - деловой человек, берущий на себя финансовый риск, связанный с введением на рынок новых идей, продукции, услуг, работ.
Рынок - система отношений между продавцами и покупателями, выражающаяся в конкретных соотношениях товарного предложения, спроса и цен.
На рынке имеет место множество актов купли - продажи, в результате которых происходит смена субъектов собственности, так что у проданных товаров и уплаченных за них денег появляются новые хозяева, которые самостоятельно распоряжаются тем, как использовать приобретенные товары и полученные от продажи деньги.
Казалось бы, в самостоятельных действиях продавцов и покупателей рождается рыночная стихия, где каждый действует на свой страх и риск, что рыночным процессом невозможно управлять, а предприниматель бессилен перед этой стихией.
На самом же деле на рынке в результате массы обменов, обращения всей имеющейся в обществе массы товаров и денег как бы сами собой (как средняя общего движения) уравновешиваются спрос, предложение и цены, и таким образом устанавливаются пропорции общественного производства и потребления, определяются общественно необходимые затраты труда, происходит перераспределение прибыли.
Рынок, таким образом, в известной мере сам является регулятором общественного производства, распределения и потребления.
Продавцы - фирмы или отдельные лица, реализующие свои товары и услуги на рынке, работники, продающие свою рабочую силу, владельцы ресурсов, которые их продают или сдают в аренду.
Покупатели - потребители, приобретающие товары и услуги для личного потребления; фирмы, покупающие труд, капитал, сырье и другое, необходимое для изготовления товаров и услуг.
Товарное предложение - масса потребительских стоимостей (товаров, работ, услуг), которые предлагает рынок для продажи.
Но, разумеется, рынком можно и нужно управлять, что и делают государство - в интересах общества и Хозяйственные (предпринимательские) структуры - в интересах развития своего бизнеса и получения прибыли. Только способы воздействия на рынок, методы его регулирования у них разные. Государство использует в этих целях налоговые, кредитные и другие льготы, политику протекционизма (поддержки) по отношению к тем отраслям экономики, в развитии которых более всего заинтересовано общество, систему таможенных пошлин и контроля, лицензирования экспорта и меры прямого административно - управленческого воздействия. Предпринимательские структуры опираются главным образом на механизм взаимодействия цен, товарного предложения и покупательского спроса, совершенствуя качество и ассортимент товаров и услуг, снижая цены за счет повышения производительности труда или относительно повышая их за счет улучшения обслуживания, формируя покупательский спрос на свои рыночные продукты и т. д.
Цена - денежное выражение стоимости товара, услуги, работы.
Покупательский спрос - платежеспособность потребителя.
А что современный рынок предлагает потребителям?
Это изделия для личного потребления населением и производственного использования хозяйствующими субъектами, услуги, работы, идеи, конструкторские, художественные, рекламные, дизайнерские решения, ноу-хау, ценные бумаги и вообще любой объект материальной или интеллектуальной собственности, составляющий предмет коммерческой сделки. Все это разнообразие рыночной продукции принято объединять в одном понятии - товар.
Товар - любой предмет обмена на денежный (или другой) эквивалент.
Для нормального функционирования рынка необходимо иметь следующие основные условия:
- производить не что-либо вообще, а то, что можно продать, что нужно покупателям и на что они предъявляют платежеспособный спрос;
- обладать персонифицированной собственностью. Она может быть личной, акционерной, кооперативной и любой другой, но обязательно должна иметь конкретного хозяина, который законно ею владеет и распоряжается, рискует своей долей собственности;
Собственность - охраняемое законом право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом и продуктами интеллектуального труда.
- иметь относительную свободу производственной и коммерческой деятельности для всех участников рынка, понимаемую как возможность честно конкурировать друг с другом.
Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов с целью обеспечить лучшие возможности для сбыта своей продукции покупателям.
Разумеется, это не все необходимые для рынка условия, а лишь основные, да и они "в чистом виде" не действуют. На современном рынке много разных ограничений, особенно в отношении "свободы" частной собственности, предпринимательства, конкуренции. Полной свободы нет и не может быть, хотя бы по той причине, что общество через аппарат государственного управления и общественные организации по охране труда, прав потребителей, окружающей среды и т. д. Вынуждено защищать себя от произвола частной собственности, ведущего к истощению природных ресурсов, резкой дифференциации в доходах разных групп населения и другим пагубным последствиям. Поэтому во всех странах с развитой рыночной экономикой действуют разные механизмы регулирования бизнеса и постоянно совершенствуются законодательство о собственности, честной конкуренции, сертификации и патентной защите товаров, системы налогообложения, кредитные и другие льготы, таможенные пошлины и иные.
У нас, в России, уже положено начало развитию этих инструментов государственного регулирования рыночных отношений и, конечно же, предпринимателю необходимо быть постоянно в курсе изменения законодательства, в той или иной мере относящегося к выбранной им сфере бизнеса.
Расширяющий блок №2
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|