ТЕМА 4. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАРУБЕЖНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
Инвестиционная политика
Инвестиционная политика государства – комплекс взаимосвязанных целей и мероприятий по обеспечению необходимого уровня и структуры капитальных вложений в экономику страны и в отдельные ее сферы и отрасли, повышению инвестиционной активности всех основных агентов, воспроизводственной деятельности: населения, предпринимателей, государства.
Инвестиции – это долгосрочные вложения средств (денежных и материальных) внутри страны или за границей в различные отрасли, предприятия, программы, отдельные мероприятия с целью развития производства, получения прибыли или других конечных результатов (например, природоохранительных, социальных и т.д.).
По источникам финансирования выделяют внутренние инвестиции, осуществляемые за счет средств резидентов, иностранные инвестиции – за счет средств нерезидентов.
Различают два вида инвестиций:
1) Прямые – долгосрочные вложения средств (капитала) непосредственно в средства производства и предметы потребления;
2) Портфельные – вложения в ценные бумаги.
Результатом первых является приращение реального капитала (здания, сооружения, транспортные средства и т.п.). Вторые, имея целью вложение капитала в ценные бумаги (акции, облигации и др.), не приносят приращения реального капитала.
Обязательным условием принятия решений о финансировании служит предварительная экспертиза каждой инвестиционной программы или проекта на предмет их соответствия целям и приоритетам социально-экономической политики, окупаемости капитальных вложений.
Иностранное инвестирование как источник финансовых ресурсов и форма внешнеэкономических связей имеет значительные преимущества в сравнении с привлечением иностранных кредитов. Они проявляются в том, что во-первых, результаты инвестиционной деятельности иностранных инвесторов (построенные, реконструированные предприятия, дороги, внедренные в производство новые технологии, технологические средства и др.) остаются в распоряжении страны, принимающей иностранных инвесторов. Во-вторых, иностранное инвестирование осуществляется, как правило, на основе передовой техники, технологии, прогрессивных видов организации хозяйственной деятельности. Поэтому иностранное инвестирование – очень распространенный в мировой практике способ расширения источников финансирования развития рациональных экономик, решения социальных проблем. В мире сформировался и функционирует международный рынок иностранных инвестиций. Основа его механизма – закон спроса и предложения. В настоящее время на международном рынке инвестиций имеет место значительное превышение спроса над предложением. Поэтому иностранные инвестиции направляются, прежде всего, в те страны, где имеются наиболее благоприятные условия для инвестиционной деятельности.
Регулирование прямых иностранных инвестиций
Рассмотрим условный пример движения капитала между двумя странами – США и Мексикой. Предположим, что причиной, побуждающей капитал передвигаться из страны в страну, является разница в уровне дохода на капитал.
На графике по горизонтальной оси откладываем объем инвестированного в двух странах капитала, а по вертикальным осям – уровень дохода на вложенный капитал. Совокупный капитал в двух странах составляет величину ОО*. Кривые предельной производительности капитала США и Мексики показывают динамику предельной производительности капитала, определяющей величину спроса на капитал: по мере увеличения запаса капитала величина предельного продукта сокращается и, следовательно, снижается уровень дохода на вложенный капитал.
Рис. 4.1. Регулирование прямых иностранных инвестиций
Предположим, в США значительный запас капитала (отрезок ОА), но возможности для прибыльного инвестирования ограничены. Поэтому, если весь капитал инвестирован в национальную экономику (международные финансовые операции запрещены), то при данном запасе капитала конкуренция между инвесторами вынуждает их соглашаться на довольно низкий уровень дохода – в 4% годовых (точка D на кривой MRP капитала США).
В Мексике запас капитала значительно меньше (отрезок О*А), но есть возможность для прибыльных инвестиций, поскольку предельная производительность капитала высока. При незначительном объеме инвестиций конкуренция между заемщиками подталкивает уровень доходности капитала вверх до ставки 10% годовых (точка F на кривой MRP капитала Мексики).
Предположим теперь, что все ограничения на международное движение капитала сняты. Если степень риска при кредитных операциях в обеих странах одинакова, то собственниками капитала в США будет выгодно предоставлять кредиты Мексике, где на финансовом рынке сложилась более высокая норма дохода на капитал. В свою очередь, мексиканские заемщики будут предпочитать брать кредиты в США, поскольку на американском рынке ставка процента ниже. Капитал начнет перетекать из США в Мексику, что приведет к снижению ставки процента на мексиканском рынке и к ее повышению на рынке США. Если какие-либо ограничения на движение капитала отсутствуют, то его перелив из страны в страну должен привести к выравниванию предельной производительности и уровней доходности капитала в США и Мексике (точка Е). Предположим, что новый равновесный уровень дохода на капитал составляет 7% годовых. Объем капитала инвестированного в США сократился до ОВ, а величина американского капитала, предоставленного в кредит в Мексике составит ВА.
Площадь под кривыми предельной производительности капитала показывает объем производимой продукции при разной величине инвестированного капитала.
Если весь капитал США инвестирован в национальную экономику, то объем производимой США продукции соответствует площади (1+2+3+4+5+6).
Объем производства в Мексике составит площадь (9+10+11).
После отмены ограничений на международное движение капитала объем производства в США за счет инвестиций внутри страны составит (1+2+3+4). Кроме того, США получают доход на вложенный в экономику Мексики капитал по 7% годовых, соответствующий площади (5+6+7). Таким образом, при свободной миграции капитала США получают чистый доход в размере области (7).
В Мексике, как и раньше, объем производства за счет инвестиций собственного капитала внутри страны составляет площадь (9+10+11). Однако страна теперь получает дополнительный доход от использования американского капитала (область 7+8). Часть этого дохода Мексика выплачивает американским кредиторам в виде процента (область 7), но другая часть его представляет собой чистый выигрыш Мексики (область 8).
Таким образом, мы видим, что международное кредитование приносит дополнительный выигрыш и стране-кредитору, и стране-заемщику, то есть является взаимовыгодным.
Экономический эффект от прямых инвестиций сводится к следующему – происходит увеличение совокупного мирового производства за счет более эффективного перераспределения и использования факторов производства, при этом, в стране, вывозящей капитал, доходы владельцев капитала увеличиваются, а доходы владельцев других факторов производства сокращаются, а в стране, ввозящей капитал – наоборот.
Инвестиционная деятельность тесно связана с формированием инвестиционного климата. Мировой опыт выявил параметры благоприятного инвестиционного климата, основные из которых следующие:
1) свобода выбора направлений вложения иностранного капитала;
2) возможность достижения достаточно высокого уровня рентабельности инвестиционных вложений;
3) стабильная стимулирующая налоговая система;
4) минимальный риск невозврата вложенного капитала и прибыли;
5) характер экономической ситуации в стране-реципиенте (стабилизация, оживление, подъем, низкий уровень инфляции и т.д.);
6) политическая стабильность;
7) благоприятная в криминогенном отношении обстановка и др.
Для России привлечение иностранных инвестиций в современных условиях особенно актуально. Это объясняется тем, что за последние десять лет объемы капитальных вложений в народное хозяйство сократились в несколько раз. В результате износ основных фондов в отраслях экономики и социальной сферы в среднем достиг 60%. Поэтому потребность в иностранных инвестициях чрезвычайно острая.
Для привлечения иностранного капитал необходимо создать в стране благоприятный инвестиционный климат, основу которого во всех странах составляет соответствующая законодательная база. В мировой практике применяются две модели законодательно-правовой системы, ориентированной на привлечение иностранного капитала.
Первая – модель с национальным режимом, предусматривающим создание равных условий для иностранных и отечественных инвесторов. Применяется, как привило в тех странах, где экономическая ситуация стабильна, происходит нормальное развитие отраслей народного хозяйства, имеются собственные финансовые ресурсы.
Вторая – модель с преференциальным режимом, предусматривающим создание более благоприятных условий для иностранных инвесторов. России целесообразно использовать модель с преференциальным режимом, применяя специальные инструменты для стимулирования притока зарубежных инвестиций.
Законодательно-правовая база привлечения иностранного капитала
1) Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г. В законе зафиксирована возможность создания в стране предприятий смешанной формы собственности с участием иностранного капитала, юридических лиц и граждан».
2) Закон РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4 августа 1991г. В законе определены цели, принципы и законодательно-правовые нормы привлечения зарубежного капитала, содержится характеристика организационно-правовой системы создания совместных предприятий с участием иностранных субъектов.
3) Федеральный закон РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. Закон содержит как элементы национальной модели, так и преференциальной. Отражены изменения, произошедшие в варианте закона, закреплен принцип, согласно которому правовой режим инвестиционной деятельности иностранных инвесторов, использования ими полученной в результате этой деятельности прибыли не может быть менее благоприятным в сравнении с правовым режимом, установленным для российских инвесторов. Иностранным инвесторам предоставлено право на свободное использованием доходов и прибыли на территории Российской Федерации, беспрепятственный перевод их за пределы России, возврат инвестиционного капитала, на участие в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности, приобретение ценных бумаг. Законодательством Российской Федерации и ее субъектов им гарантируется предоставление права на различные виды недвижимого имущества (земельные участки и другие природные ресурсы, здания, сооружения и т.п.), на аренду земельных участков. Ограничения для иностранных инвесторов предусмотрены лишь в исключительных случаях, с целью защиты конституционного строя, обеспечения безопасности, обороны страны, прав и законных интересов других лиц, нравственности, здоровья населения. Закон содержит и элементы второй модели – с преференциальным режимом. Законом предусмотрено применение специальных мер стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов в интересах ускорения социально-экономического развития страны. В ст. 16 Закона предусмотрены льготы по уплате таможенных платежей при осуществлении иностранными инвесторами приоритетных инвестиционных проектов. Право установления различных льгот иностранным инвесторам предоставлено не только федеральными органами, но и региональными, местными.
Инвестиционная привлекательность российских регионов
По инвестиционной привлекательности, активности регионы можно объединить в три группы.
Регионы с относительно благоприятным инвестиционным климатом, высокой деловой активностью, высокими темпами экономических преобразований (Москва, Санкт-Петербург, Московская, Калужская, Тульская, Ярославская, Ростовская, Свердловская, Нижегородская и другие области, республики Татарстан, Башкортостан, Саха (Якутия), Красноярский край. На территории этих регионов реализуется примерно 80% всех иностранных инвестиций.
Регионы с неблагоприятным инвестиционным климатом, низкой деловой активностью и низкими темпами экономических реформ. В состав этой группы включают более 15 регионов и в их числе: республики Северного Кавказа, республики Калмыкия, Тува, Алтай, Чукотский автономный округ.
Регионы промежуточного типа с относительной средней инвестиционной привлекательностью, невысокой деловой активностью, средними темпами экономических преобразований. В нее включают около половины всех регионов России и в их составе республики Коми, Удмуртия, Краснодарский и Приморский край, Оренбургская, Новосибирская, Белгородская, Вологодская, Тверская, Липецкая, Мурманская, Омская, Томская и другие области.
Элементы второй модели хозяйственного механизма привлечения иностранных инвестиций в сильной мере проявились при создании в России свободных экономических зон в период 1991-1999 гг. На территории таких зон законодательством предусматривалось установление льготного режима в сравнении с общим режимом хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями. Льготность режима определялась по многим направлениям.
Во-первых, устанавливались налоговые льготы: иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями облагались налогами по сниженным ставкам. Максимальный размер снижения ставки достигал 50%.
Во-вторых, предусматривались пониженные ставки за пользование землей и другими природными ресурсами, пониженные таможенные пошлины на ввоз и вывоз товаров, а также ряд организационных льгот: упрощенный режим регистрации предприятий с иностранными инвестициями, упрощенный порядок выезда и въезда иностранных граждан на территорию свободной экономической зоны, в том числе и безвизовый.
Наиболее благоприятный инвестиционный климат существует в странах с развитой рыночной экономикой, которые руководствуются такими основополагающими нормативными актами, как «Принципы для международных инвестиций» (утвержден Международной торговой палатой в 1972 г.) и «Кодекс либерализации движения капиталов» (Принят ОЭСР в 1961 г.).
Ведущее положение на рынке такие державы как США -Европейский Союз – Япония. Безусловный лидер – США. Совокупный ежегодный объем экспорта капитала только через прямые инвестиции превышает 700 млрд. долларов. Следующие два места – Великобритания и Япония (более 300 млрд. долларов каждая). За ними идут Германия, Франция, Нидерланды, Канада, Швейцария, Италия. В последние два десятилетия капитал активно вывозится и НИС (новыми индустриальными странами) – группа стран Азии, Африки и Латинской Америки, которые экономически развиваются наиболее высокими темпами. Новая тенденция – начало вывоза капитала из бывших социалистических стран (лидеры Россия и Китай).
Совместное предпринимательство
Осуществляется в следующих формах:
− консорциум;
− акционерное общество;
− международные экономические зоны;
− свободные экономические зоны;
− совместные предприятия.
Консорциум – это временное добровольное объединение для решения конкретных задач (например, реализация крупных целевых программ и проектов). Выполнив поставленную задачу, консорциум прекращает свою деятельность или преобразуется в иной вид договорного объединения.
Участники консорциума сохраняют свою хозяйственную самостоятельность и могут принимать участие в деятельности других консорциум, ассоциаций, совместных предприятий. Консорциум не является юридическим лицом и несет солидарную ответственность перед заказчиком.
Международные экономические организации – это межправительственные и межгосударственные экономические организации, международные хозяйственные объединения и организации. Основная функция – координация действий стран-партнеров по сотрудничеству в производственной, научной и других сферах деятельности.
Совместное предприятие – это предприятие, созданное совместно разными странами, в том числе с участием российского и иностранного капитала.
Акционерное совместное предприятие – создается двумя и более участниками в форме акционерного общества, в котором каждый партнер владеет определенной долей акционерного капитала.
Контрактное совместное предприятие не предполагает создание новой фирмы для осуществления совместной деятельности. В его рамках все отношения между сторонами-участниками регулируются путем договоров.
Рассматривая совместные предприятия, важно учитывать положение потенциальных партнеров. Например, фирма, которая стремиться получить источник финансирования, является в основном малым предприятием. Она вступает в партнерские отношения с крупной фирмой, имеет большие финансовые и операционные возможности.
Крупная фирма-партнер, участвуя в совместном предпринимательстве, заинтересована не только в деньгах, сколько в конкретном товаре, производимом партнером, в сегменте рынка.
Прибыль совместного предприятия от достижения согласованных целей определяется процентом участия каждого партнера в совместных капиталовложениях.
Содержание и виды оффшорных операций
Возникновение оффшорных операций вызвано реализацией уменьшения налогов от предпринимательской деятельности в законодательном порядке.
Предприниматель-резидент, участвующий во внешнеэкономической деятельности обязан уплатить налоги с оборота и с прибыли, полученных от своей деятельности внутри страны и за рубежом. Следовательно, приходится платить налоги дважды.
Двойное налогообложение - это обложение налогом прибыли иностранного участника в совместном предприятии при ее переводе за границу и обложение этой же прибыли в стране иностранного участника.
Многие государства заключили между собой соглашение (конвенцию, договор) об исключении двойного налогообложения. В России действует соглашение об избежании двойного налогообложения с 28 странами.
Кроме устранения двойного налогообложения для стимулирования международного коммерческого оборота используется принцип минимизации налогов, который положен в основу оффшорных операций.
Оффшорные операции представляют собой законодательную основу международных финансовых и торговых операций, осуществляемых предприятиями, зарегистрированными на территории, имеющей статус налоговой гавани, разновидностью которой является центр «офф-шор».
Налоговая гавань – небольшое государство или территория, проводящая политику привлечения иностранных капиталов путем предоставления налоговых и других льгот. Налоговая гавань предоставляет льготы иностранным и местным предпринимателям (фирмам, компаниям). Иногда льготное налогообложение распространяется только на отдельные виды получаемых доходов. Законодательства государств, имеющих налоговые гавани, предусматривают для коммерческих структур полное освобождение их от налога или обложения их небольшими национальными налогами.
Центры «офф-шор» - это небольшие государства и территории, расположенные в основном на морских побережьях и в местах развитого международного туризма и проводящие политику привлечения иностранных кредитных капиталов и в отличие от налоговых гаваней, предоставляющие налоговых и другие льготы только для финансово-кредитных операций с иностранными резидентами в иностранной валюте (Белиз, Панама, Либерия, Кипр, мальта, Сингапур, Гибралтар, штат Деливер в США и др.). Вести коммерческую деятельность на территории страны регистрации оффшорной компании, как правило, запрещено.
Центр «офф-шор» предоставляет налоговые льготы всем предприятиям, ведущим деятельность вне их территории.
Для оффшорных компаний характерно отсутствие налогообложения и отчетности, а также исключения их в большинстве случаев из среды действия международных налоговых соглашений.
Удобный флаг – режим, предоставляющий налоговые и другие льготы для судовладельцев-нерезидентов. Удобный флаг – открытая регистрация морских судов в целях получения дополнительных прибылей от льгот в налогообложении, классификации и т.п., получаемых судовладельцами-нерезидентами в странах этой регистрации.
Основным критерием при определении регистра удобного флага является различие между национальной принадлежностью компании судовладельцев и национального флота.
Когда право на владение судом и контроль за ним принадлежат лицу, национальность которого отличается от национальности флага, под которым ходит это судно, то считается, что данное судно ходит под удобным флагом.
Кредитная политика
Сущность кредитной политики состоит в том, что стране предоставляются денежные средства в долг различными внешними субъектами, которыми могут быть другие государства, международные финансовые организации, в том числе организации групп стран. Другими словами, страна кредитуется этими субъектами в соответствии с общепринятыми принципами кредитования – возвратностью, платностью, срочностью. При этом страна может одновременно выполнять и роль кредитора, то есть предоставлять денежные средства в долг другим странам.
Эффективность кредитных заимствований для стран-заемщиков проявляется в том, что:
− во-первых, денежная форма кредитных ресурсов позволяет ей использовать их для решения любых социально-экономических проблем;
− во-первых, страна-заемщик, как правило, свободная в выборе целей использования взятых в долг денег, хоты могут быть и определенные ограничения, предусмотренные в соответствующих договорах о предоставлении кредита;
− в-третьих, кредитные заимствования позволяют стране сразу же после получения кредита приступать к решению приоритетных социально-экономических проблем.
− в-четвертых, кредитные связи ускоряют социально-экономическое развитие страны.
Для страны-кредитора полезность кредитных отношений состоит в том, что они позволяют ей извлекать доход из имеющихся финансовых ресурсов в виде процентов, имеет место взаимовыгодность международных кредитных связей.
Негативные моменты начинают проявляться когда масштабы кредитных заимствований становятся чрезмерными относительно экономического потенциала, финансовых возможностей страны-должника и возврат долгов, уплата процентов по ним начинают отрицательно влиять на социально-экономическое развитие страны, тормозить его, так как значительную долю финансовых ресурсов страна вынуждена расходовать на обслуживание внешнего долга.
Государственный долг – накопленная сумма всех дефицитов бюджетов федерального правительства за вычетом положительного сальдо, которые имели место в стране. В основе появления и увеличения долга лежит бюджетный дефицит. Государство берет займы, кредиты при недостатке собственных доходных источников для финансирования бюджетных расходов. Государственный долг подразделяют на внутренний и внешний в зависимости от состава кредиторов государства.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|