Международный рынок рабочей силы
Под трудовыми ресурсами понимают часть населения, обладающую физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности в общественном производстве. К трудовым ресурсам относят население в трудоспособном возрасте, работающих лиц пенсионного возраста, работающих подростков моложе трудоспособного возраста.
На сегодняшний день под влиянием ряда причин (интернационализация хозяйственной жизни, интеграционные процессы, деятельность ТНК) сложился мировой рынок рабочей силы, основу которого составляет совокупный миграционный оборот экономически активного населения между странами и регионами, оказывающий заметное влияние на уровень, характер и размещение производительных сил в рамках национальных хозяйственных систем и мировой экономики.
Мировой рынок труда формируется экспортом и импортом рабочей силы.
Под международной (внешней) трудовой миграцией (миграцией рабочей силы) понимается перемещение населения через государственные границы для того, чтобы вступить в трудовыми отношениями с работодателями в другой стране.
Внешняя миграция рабочей силы подразделяются на:
− трудовую эмиграцию, то есть выезд трудоспособного населения из страны пребывания для долговременного или постоянного проживания в другой стране;
− трудовую иммиграцию, то есть приезд рабочей силы в данную страну из-за границы.
Выделяют следующие виды трудовой миграции:
1) безвозвратная, при которой мигранты выезжают на ПМЖ в принимающей стране;
2) временно-постоянная, когда миграция ограничена сроком пребывания в стране въезда от одного года до шести лет;
3) сезонная миграция, которая связана с кратковременным (в пределах одного года) въездом для работы в тех отраслях хозяйства, которые имеют сезонный характер (с/х, рыболовство, сфера услуг). Разновидностью сезонной миграции является кочевничество, сохранившееся в Африке и Западной Азии;
4) маятниковая (челноковая, приграничная) – ежедневный переезд из одной страны в другую и обратно. Мигрантов, пересекающих границу для работы в соседней стране, называют рабочими-фронтальерами.
5) нелегальная – незаконный въезд в другую страну в поисках работы или прибытие в нее на законных основаниях (по частным приглашениям, в качестве туристов и т.д.) с последующим нелегальным устройством;
6) «утечка умов» – международная миграция высококвалифицированных кадров (ученых, редких специалистов, иногда «звезд» искусства, спорта).
Размеры международной миграции рабочей силы неуклонно растут. В середине 90-х годов в мире, по оценке экспертов, насчитывалось 30 млн. трудящихся мигрантов. С учетом членов их семей, сезонных мигрантов, нелегальных иммигрантов и беженцев общая численность мигрантов была выше в 5-6 раз.
Новым явлением стало постепенное стирание граней между странами, принимающими и поставляющими рабочую силу. Все большее число стран вовлекаются в процесс одновременной эмиграции и иммиграции населения. В международной миграции населения в последнее время произошли качественные изменения, обусловленные НТР – их суть в значительном увеличении среди мигрантов лиц с высоким уровнем образования и профессиональной квалификации («утечка умов») – тенденция к росту эмиграции высококвалифицированных специалистов из стран Центральной и Восточной Европы. Это обусловлено, с одной стороны, огромной разницей в оплате труда специалистов в развитых странах, а с другой – стремлением развитых стран привлечь в свою экономику работников дефицитных специальностей, сэкономив при этом на их подготовке.
Сложилось несколько центров притяжения трудовой миграции.
− Западная Европа
− Нефтедобывающие страны Западной Азии
− США и Канада
Западная Европа. В начале 90-х годов насчитывалось свыше 20 млн. иммигрантов. Высокоразвитые страны привлекают иностранных рабочих из стран Южной, Центральной и Восточной Европы, Турции, арабских стран. (Люксембург – 30%, Швейцария – 29,6%, Германия – 8%, Бельгия – 7,5%, Австрия – 6,2%, Швеция – 5,8, Франция – 5,2, Англия – 3,4).
В настоящее время страны Западной Европы стремятся сдерживать трудовую миграцию из стран, не входящих в ЕС, по следующим соображениям:
− необходимость внедрения трудосберегающих технологий;
− перемещение производств, использующих работников низкой квалификации, в развивающиеся страны и страны с переходной экономикой, где оплата труда значительно ниже;
− недовольство определенных слоев населения, особенно рабочих невысокой квалификации, конкуренцией на рынке труда со стороны иммигрантов.
Нефтедобывающие страны Западной Азии. Общая численность иммигрантов в начале 90-х годов оценивалась в 5-6 млн. чел. Иммигранты прибывают из государств Персидского залива, из близлежащих арабских стран (Египта, Сирии, Йемена), Индии, Пакистана, Южной Кореи, Филиппин (В странах Персидского Залива самый высоких % иммигрантов – Катар – 92%, ОАЭ – 89%, Кувейт – 86%, Оман – 70%, Саудовская Аравия – 60%, Бахрейн – 51%).
США и Канада. Общая численность трудовых мигрантов в США в середине 90-х годов составила 7 млн. человек.
Трудовая миграция разделяется на два потока:
− низкоквалифицированная рабочая сила из Мексики, стран Карибского бассейна, Филиппин;
− высококвалифицированные работники из стран Западной Европы, России, Индии.
Поощряется приток зарубежных менеджеров, элитных специалистов, высококвалифицированных рабочих, а также инвесторов (миграция разрешается при условии инвестирования в экономику данной страны определенной суммы).
Влияние миграции рабочей силы на страны-импортеры в целом положительное.
Иммигранты во многих странах заняты на тяжелых, вредных, низкооплачиваемых работах, на которые нет претендентов среди местного населения. (В Западной Европе – 70%).
Приток иностранной силы позволяет развитым странам проводить перемещение национальной рабочей силы в высокотехнологичные отрасли без ущерба для работы тех секторов, откуда уходят местные работники.
Работники-иммигранты в большинстве принимающих стран рассматриваются как определенный амортизатор в периоды ухудшения экономической конъюнктуры – иностранцы теряют работу первыми.
Предприниматели стран, принимающих иностранную рабочую силу (реципиентов), выигрывают от притока иммигрантов еще и потому, что готовность иммигрантов трудиться за сравнительно низкую по стандартам данной страны заработную плату позволяет сдерживать рост оплаты труда местных работников.
Иммиграция высококвалифицированных кадров позволяет принимающим странам экономить значительные средства на подготовке специалистов.
К числу негативных последствий иммиграции следует отнести усиление конкуренции на рынке неквалифицированной рабочей силы, ведущее к снижению реальной заработной платы соответствующих категорий местных работников.
Целью государственного регулирования трудовой миграции населения является достижение желательного для принимающей страны масштаба миграции, а также отбор нужных работников из общего потока потенциальных иммигрантов.
Применяются следующие виды ограничений на въезд трудовых иммигрантов:
− профессиональная квалификация (наличие диплома, определенный стаж работы по специальности);
− возрастной ценз;
− состояние здоровья (запрет на въезд наркоманов, больных СПИДом и психическими заболеваниями);
− социальные и политические ограничения (не допускается иммиграция лиц, ранее осужденных за уголовные преступления, а также члены партий тоталитарного типа).
Экономическое регулирование трудовой миграции включает:
− уплату иммигрантами пошлины за трудоустройство;
− первоочередной прием иммигрантов, осуществляющих инвестиции в экономику страны-реципиента;
− налог на предпринимателей, использующих труд иммигрантов;
− ограничение времени пребывания иностранных работников в принимающей стране.
Развитые страны под давлением профсоюзов и политических партий, которые считают трудовую миграцию главной причиной безработицы среди местного населения, реализуют программы стимулирования реэмиграции.
В рамках этой программы применяются:
− денежные выплаты иммигрантам при добровольном увольнении с работы и отъезде на родину;
− специальная профессиональная подготовка иностранных работников, которая позволила бы им претендовать на более высокооплачиваемую и престижную работу на родине;
− действуют программы экономической помощи развитых стран регионам массовой эмиграции (создание в странах-донорах новых предприятий с целью приостановить новые потоки трудовой эмиграции, предоставление кредитов иммигрантов, желающим открыть на родине собственные предприятия).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|