Сделай Сам Свою Работу на 5

Регионализация и интеграция





 

Статистика показывает, что не только национальные, но и транснациональные компании тяготеют в своей внешнеэкономической деятельности, прежде всего, к соседним странам. Подобная ориентация страны на свой и соседние регионы мира называется регионализация.

Регионализация является базой для международной интеграции. Этот термин означает срастание экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе глубоких и устойчивых экономических связей между их компаниями.

На микроуровне – это процесс взаимодействия воспроизводственных субъектов (предприятий, фирм), способствующих взаимопроникновению и сращиванию национальных экономик.

На макроуровне – развитие международной торговли товарами и услугами и рост международного движения факторов производства (капитала, рабочей силы и технологий), принимающий форму межгосударственных договоров по согласованию национальных стратегий экономического и политического развития.

Формы интеграционных объединений

Можно выделить пять основных видов интеграционных объединений:

− зона свободной торговли;

− таможенный союз;



− общий рынок;

− экономический союз и валютный союз;

− политический союз.

Зона свободной торговли (ЗСТ)– зона, в рамках которой поддерживается режим торговли, свободный от таможенных и количественных ограничений. ЗСТформируется в результате заключения соответствующих соглашений о замораживании и постепенной отмене пошлин, лицензий и квот во взаимном товарообороте двух и более государств. При этом каждая страна участница ЗСТ имеет свой собственный внешнеторговый тариф в отношении стран, не входящих в данную зону.

Для Таможенного союза (ТС) характерны наряду с отменой внешнеторговых ограничений внутри интеграционного объединения установление единого таможенного тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.

Общий рынок (ОР) - подписываются договоры, ликвидирующие барьеры между странами не только во взаимной торговле, но и для перемещения рабочей силы, услуг и капитала, что обеспечивается согласованием экономической политики.

Экономический и валютный союз (ЭВС) - при его достижении договоры о зоне свободной торговли, таможенном союзе и общем рынке дополняются соглашениями о проведении общей экономической и валютной политики. Следствием экономического и валютного союза выступает введение наднациональных институтов управления интеграционным сообществом – совета глав государств, совета министров, центрального банка и т.д., что предполагает тесную координацию экономической политики государств-членов ЭВС. Подразумевается установление твердо фиксированного курса валют стран-участниц, переход к единой валютной политике и создание независимой системы центральных банков во главе с банком, наделенным исключительным правом эмиссии унифицированной денежной единицы.



Завершающей ступенью интеграционного строительства является создание на основе ЭВС Политического союза (ПС), результатом которого становится переход стран-участниц к общей внешней политике, общей политике безопасности, введение единого гражданства и прав граждан государств-членов избирать и быть избранными, как в национальные, так и наднациональные органы власти, независимо от пребывания на территории ПС. Реализуется сотрудничество в области правосудия, в сфере культуры, образования, защиты прав и интересов всех граждан.

В настоящее время насчитывается около 20 международных экономических объединений интеграционного типа:

− в Западной Европе – Европейский Союз (ЕС), Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ);

− в Северной Америке – Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА);



− в Азиатско-Тихоокеанском регионе - Ассоциация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС);

− в Азии – Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН);

− в Латинской Америке – Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ) и МЕРКОСУР – Южно-американский общий рынок;

− в Африке – экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭКОВАС) и Таможенный экономический союз Центральной Африки (ЮДЕАК).

Прогрессирующие интеграционные группировки

НАФТА(Североамериканская ассоциация свободной торговли)

Соглашение о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли между США, Канадой и Мексикой вступило в силу 1 января 1994 года. Соглашением предусматривается либерализация внешнеэкономических отношений, демонтаж барьеров и организация единого континентального североамериканского рынка для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы, разделяющие три государства. В первую очередь намечено освободить от ограничений торговлю готовыми изделиями. Уже в 1994 г. пошлины во взаимной торговле промышленными и продовольственными товарами были снижены на 65%. В течение 15 лет намечено ликвидировать почти все торговые и инвестиционные барьеры и подойти к слиянию трех национальных рынков, сформировав зону свободной торговли. Кроме того, предусматривается принятие тремя странами аналогичных законов в области окружающей среды и по труду. Отличительная особенность НАФТА – асимметричность интеграционных процессов: Канада и Мексика ориентируются преимущественно на США и слабо интегрированы между собой. По своему экономическому потенциалу северный и южный партнер НАФТА многократно уступают США: ВВП Канады составляет 10% от ВВП США, а Мексики – 5 %, если ВВП на душу населения Канады находится на уровне примерно 90% от США, то Мексики – 15%. Но в отличие от ЕС, где менее развитым странам и регионам предоставляется финансовая помощь из совместных бюджетов, НАФТА не предоставляет Мексики такой поддержки. Тем не менее, участие НАФТА позволит Мексике сократить период реформирования свое экономики и достижение уровня развитых стран с 50 до 10-15 лет. Самый большой выигрыш от вступления в НАФТА Мексика получает в виде стремительного роста поступлений иностранного капитала, в первую очередь из США. Канада рассчитывает с помощью НАФТА расширить рынки сбыта, сократить издержки производства и повысить прибыльность новых высокотехнологичных отраслей (компьютеры, телекоммуникации и т.д.). Деловые круги США связывают с НАФТА также большие надежды: ожидается значительное расширение американского экспорта (Мексика полностью отменила пошлину на компьютеры американского и канадского производства и в течение 10 лет должна отменить большинство ограничений на импорт автомобилей), увеличение рабочих мест, перенесение трудоемких, материалоемких и экологически вредных производств из США

МЕРКОСУР

К крупнейшим и наиболее динамичным торгово-политическим союзом следует отнести Южноамериканский общий рынок в составе Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая. В нем сосредоточено 45% населения этого континента , свыше 50% совокупного ВВП, 40% прямых инвестиций. Договор о заключении МЕРКОСУР заключен в 1991 г и предусматривает отмену в перспективе всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговле между четырьмя странами, установление единого таможенного тарифа в отношении третьих стран, свободное движение капитала и рабочей силы, координация политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, согласование стратегии в валютно-финансовой сфере.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе в настоящее время функционирует ряд интеграционных объединений, наиболее значительными из которых являются АСЕАН и АТЭС.

АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии)

Эта группировка была создана в 1967 г. после подписания Бангкокской декларации в составе Индонезии, Малайзии, Сингапура, Тайланда и Филиппин (в настоящее время членами АСЕАН являются Мъянма, Бруней, Лаос и Вьетнам) с целью содействия социальному и экономическому развитию стран-членов, сотрудничества в промышленности и сельском хозяйстве, проведении научно-исследовательских работ. Россия в последнее время значительно укрепила свои контакты с Ассоциацией, на которую приходится 8% всей российской торговли со странами Азии (не считая азиатских стран–членов СНГ). В целом в сфере экономики стран АСЕАН планируется создание зоны свободной торговли к 2008 г., а также углубление сотрудничества в сферах безопасности, финансов, телекоммуникаций, туризма, окружающей среды, сельского хозяйства, транспорта, здравоохранения. В области политики предполагается создание региона мира, свободы и нейтралитета, углубление сотрудничества с Австралией, Канадой, Японией, Южной Кореей и США.

АТЭС (Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество)

Организация создана в 1989 году и объединяет на сегодняшний день 21 страну, которые имеют различный уровень экономического развития и вес в МЭО. Участницы АТЭС - Австралия, Бруней, Гонконг, Канада, Китай, Кирибати, Малайзия, Маршалловы острова, Мексику, Новую Гвинею, Папуа Новая Гвинея, Южная Корея, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Вьетнам, Перу, Россия. Страны АТЭС далеко не равны по уровню своего развития. Это создает трудности при проведении интеграционных процессов. По оценкам экспертов, либерализация торговли в АТЭС должна привести к росту реальных доходов стран-членов на 2% ежегодно, однако выгоды получат, прежде всего, наиболее конкурентоспособные страны. На совещании в 1994 г. было принято решение о создании зоны свободной торговли и либерализации инвестиционной сферы в 2020 г. (для развитых стран – до 2010 г.).

Россия стала членом АТЭС в 1997 году.

Сотрудничество со странами Азиатско-Тихокеанского региона перспективно для России. Оно возможно по трем направлениям:

− экспорт в эти страны традиционных российских товаров (минеральное и углеводородное сырье, лес);

− создание совместных предприятий производства высококачественных товаров широкого потребления (бытовая электроника, автомобили);

− совместные научные разработки в области энергетики, материаловедения, биотехнологии, аэрокосмической техники, медицины.

СНГ (Содружество независимых государств)

СНГ – добровольное объединение суверенных стран как самостоятельных и равноправных субъектов международного права в целях регулирования международно-правовыми средствами, государственными договорами и соглашениями политического, экономического, гуманитарного, культурного, экологического и иного сотрудничества государств-участниц. СНГ не обладает наднациональными полномочиями.

Содружество создано в Минске 8 декабря 1991 г. в соответствии с Соглашением Республики Белоруссии, Российской Федерации и Украины, которые взяли нас себя право констатировать прекращение его существования как субъекта международного права.

21 декабря 1991 г. в Алма-Ате был подписан Протокол к этому соглашению, зафиксировавший участие в СНГ Азербайджана, Армении, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана и Туркменистана. В декабре 1993 г. к нему присоединилась Грузия.

В 1993 г. страны-участницы приняли Устав, фиксирующим принципы, сферы, правовую базу и организационные формы деятельности этой организации.

Принципы взаимоотношений в рамках СНГ:

1) уважение государственного суверенитета;

2) равенство участников;

3) право на самоопределение;

4) признание территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ;

5) невмешательство во внутренние и внешние дела друг друга и отказ от применения силы;

6) уважение прав человека и основных свобод для всех;

7) добросовестное выполнение всех приятых на себя обязательств по документам Содружества.

Факторы экономической интеграции бывших советских республик:

1) глубокая технологическая взаимозависимость и взаимодополняемость национальных народнохозяйственных комплексов;

2) смешанное население, смешанные браки, общее культурное пространство, отсутствие языковых барьеров, заинтересованность в свободном перемещении людей и т.п.;

3) обладание в совокупности государствами Содружества мощной и комплексной сырьевой базой, включая практически все виды стратегического сырья;

4) географическая близость и наличие мощной совместно созданной как единое целое инфраструктуры (транспорта и связи).

В сентябре 1993 г. был подписан Договор о создании Экономического союза, включающий Меморандум Совета Глав Государств СНГ «Основные направления интеграционного развития Содружества». Важнейшее направление деятельности экономического союза – формирование Таможенного союза. Первоначальными участниками экономического союза в 1996 году стали Россия и Беларусь, к которым в последствии присоединился Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Экономический союз трансформировался в Евразийское экономическое сообщество.

Европейский Союз

У истоков ЕС стояло образование в 1951 году Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) – отраслевой интеграционной группировки с участием ФРГ, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Эти страны подписали Парижский договор о создании общего рынка угля, железной руды, металлургии. Были отменены все пошлины и количественные ограничения импорта и экспорта. В торговле со странами, не входящими в ЕОУС, были введены единые пошлины на импорт угля и стали.

Следующая крупная веха в истории ЕС – создание в 1957 году Европейского экономического сообщества (ЕЭС), основанного на идее о таможенном союзе и общей политике в области сельского хозяйства.

Цели ЕЭС:

− снятие торговых ограничений между странами-членами;

− установление единого общего тарифа в торговле с третьими странами;

− обеспечение свободного передвижения капиталов, услуг и рабочей силы;

− согласование и проведение единой политики в области сельского хозяйства, транспорта, энергетики;

− унификация и гармонизация налогов;

− создание валютного союза.

В том же 1957 году было создано Европейское агентство по атомной энергии (Евратом).

Цели Евратома:

− контроль за использованием расщепляющихся материалов;

− проведение исследовательских работ;

− обмен технической информацией;

− совместное строительство предприятий атомной энергетики.

Результатом слияния руководящих органов ЕЭС и двух отраслевых интеграционных группировок - ЕОУС и Евратом явилась интеграционная группировка, получившая название Европейское сообщество (ЕС).Основные подходы к развитию интеграции в ЕС - создание пространства «четырех свобод» – товаропотоков, услуг, капиталов и рабочей силы.

Совещание 1969 г. в Гааге знаменовало собой завершение этапа таможенного союза – и начало следующей фазы интеграции – этап общего рынка. С 1973 г. к «шестерке» присоединились Великобритания, Дания, Ирландия. В 1981 году – Греция, а в 1986 г – Испания и Португалия. В 1974 г. был создан Европейский Совет, а с 1979 г. начал избираться Европейский Парламент. В 1979 г. возникла Европейская валютная система (ЕВС) с собственной валютой (ЭКЮ).

В 1986 г. был пописан Единый Европейский Акт, предусматривающий трансформацию общего рынка в экономический союз, что подразумевало:

− окончательную ликвидацию всех таможенных барьеров;

− открытие внутренних границ стран участниц;

− интенсификацию научно-технического обмена;

− введение единой валюты;

− обеспечение равных прав и социальных гарантий всем гражданам ЕС.

В 1990 г. двенадцать членов Сообщества подписали Шенгенское соглашение об открытии границ между странами-участницами для свободного перемещения людей, товаров, капитала, информации.

В 1992 г. был заключен Маастрихский договор о Европейском Союзе, утверждавший:

− единое европейское гражданство (существует параллельно с национальным гражданством);

− политический союз (интегрированная внешняя политика, сближение юридических систем, увязка внутренних проблем).

− экономический и валютный союз.

Маастрихский договор положил начало сложному процессу постепенной ликвидации национальных валют и введению единой общееропейской денежной единицы - евро, которая в настоящее время стала не просто расчетной единицей, но и полноценной валютой, функционирующей в виде денег на счетах и в форме банкнот и монет. За эмиссию евро отвечает Европейский Центральный банк , созданный на базе Европейского валютного института. В 1995 г. в ЕС вступили еще три государства: Австрия, Финляндия, Швеция.

Структура ЕС

В настоящее время функционирование ЕС обеспечивается целой системой органов. Во главе ЕС стоит Европейский совет– состоит из глав государств или правительств стран-участниц, министров иностранных дел, председателя Европейкой комиссии и одного ее члена. Форма деятельности – сессии, проводимые один раз в полгода.

Высший законодательный орган – Европарламент. Формируется из депутатов в ходе всеобщих выборов на 5-летний срок, пропорционально численности населения стран-членов. Заседания проводятся ежемесячно в г. Страсбурге. Важнейшая функция – утверждение бюджета ЕС.

Совет Европейского Союза – включает министров правительств государств-членов. Состав министров может меняться в зависимости от тематики заседаний.

Европейская комиссия – высший исполнительный орган, функционирующий на постоянной основе. Обязанности – законодательные инициативы и контроль за соблюдением членами ЕС нормативных актов союза. Решения принимаются большинством голосов.

Европейский Суд – состоит из 15 судей и 9 генеральных прокуроров, назначаемых на 6 лет. Компетенция– споры между участниками Союза, отдельными институтами ЕС, а также последними и индивидуумами.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.