Международная торговля товарами и услугами
Международная торговля является исторически первым и наиболее масштабным видом взаимодействия национальных экономик. Фактором взаимодействия она становится с тех пор, когда отдельные страны начинают переходить от обмена излишками к обмену товарами, производимыми специально для экспорта. Страны начинают специализироваться в производстве экспортных товаров с относительно более низкими издержками и отказываться от производства других товаров, которые выгоднее импортировать. Обмен дает толчок росту благосостояния отдельных стран и масштабов мировой экономики.
Таким образом, международная торговля товарами и услугами выступает как специфическая форма обмена продуктами труда между национальными экономиками в виде совокупного оплачиваемого товарооборота.
Основными составляющими международной торговли являются экспорт и импорт товаров. Нельзя забывать и о таком движении товаропотоков через территорию данного государства, как транзит, за осуществление которого взимается определенная плата, относимая на транспортные издержки компаний.
Перечисленные виды движения товаров (импорт, экспорт, транзит) в зависимости от их происхождения и назначения включают:
− обычный ввоз-вывоз товаров, произведенных в странах-партнерах для взаимного потребления;
− реэкспорт/реимпорт товаров в третьи государства;
− временный вывоз-ввоз товаров для демонстрации на выставках, ярмарках, салонах и т.д.;
− экспорт-импорт сырья и полуфабрикатов с целью последующей переработки и вывоза в третьи страны либо обратно в государство, откуда они поставлены;
− внутрифирменное перемещение (трансферт) товаров и услуг в рамках транснациональных компаний.
Говоря о динамике мировой торговли, следует обратить внимание именно на последний вариант товаропотоков, как наиболее характерный длясовременного периода развития прямых кооперационных связей между филиалами, дочерними предприятиями и ассоциированными компаниями, объединенными под контролем мощных национальных и международных финансово-промышленных групп.
На динамику, направленность и структуру внешнеторговых операций влияют следующие факторы:
1) возрастание доли машин и оборудования в общем объеме товарооборота при сокращении удельного веса сырья и полуфабрикатов в связи с научно-технической революцией;
2) появление интенсивно растущего сектора услуг и информационно-технологического обмена;
3) либерализация международной торговли в процессе перехода большинства национальных экономик к открытости;
4) активизация деятельности транснациональных корпораций.
За последние 50 лет мировой торговый оборот возрос более чем в 14 раз.
Возрастание объема мировой торговли приводит к явлению дисперсии (рассеивания) товаропотоков. Так, на главные из них в 1970 г. приходилось 29,3%, а к 2000 г. – 18%. Несмотря на отмеченную тенденцию, около 30% товарооборота приходится на 3 крупнейших экспортера:
− США;
− Германию;
− Японию. (Россия занимает в этом списке лишь 20-е место).
Наиболее крупные межстрановые товаропотоки:
− США – Канада (более 20 млрд. долл.);
− США – Япония;
− Германия – Франция.
Это говорит о том, что традиционный треугольник США -Япония - Западная Европа сохраняет свое значение в качестве магистрального торгового пути торгового обмена (играет фактор высокой конкурентоспособности продукции экономических лидеров: Америки, Японии, Германии, Великобритании, Франции).
Вместе с тем, все громче заявляют о себе группа новых индустриальных стран (Китай, Индия, Бразилия). Их доля в мировом экспорте при повышении конкурентоспособности товаров к концу 90-х годов превысила 20%. Эта тенденция приведет к тому, что для начала 21 века характерно возрастание значения азиатско-тихоокеанского региона (АТА), который в ближайшее будущее может принять на себя от 40 до 50% мирового товарооборота.
Мы уже отмечали, что на структуру международной торговли оказывает влияние фактор, связанный с сокращением доли сырьевых и сельскохозяйственных продуктов, возрастанием обмена комплектующими для машиностроения и ускорением обновления товарной номенклатуры.
Кроме того, увеличился обмен услугами, информацией и технологиями, который начинает вытеснять традиционные формы торговли.
Структура мирового рынка обусловлена возрастанием значения продукции обрабатывающей промышленности (до 80%) при сокращении удельного веса продовольствия, сырья и топлива. Это приводит к обострению конкурентной борьбы между производителями машиностроительной продукции и тенденцией к монополизации торговли сырьем и полуфабрикатами небольшой группой государств, обладающих коммерческими запасами минеральных ресурсов.
Мировой рынок включает большое количество различных отраслевых рынков товаров и услуг. Эта специфика обусловила многообразие факторов, которые влияют на ценообразование, динамику и уровень мировых цен.
Цена – одно из основных понятий экономической теории – выражение общественно-полезной ценности товара, которое принимает в процессе обмена форму определенного количества денежных знаков.
Теория ценообразования рассматривает условия формирования, виды, структуру и динамику изменения цен.
Основоположниками теории ценообразования в классической политэкономии явились У. Петти и А. Смит, которые положили начало двум концепциям цены товара:
− на основе трудовой теории стоимости;
− с использованием модели предельной полезности.
Цена– представляет собой денежное выражение воплощенных в товаре затрат труда, средних по условиям, интенсивности для данной страны и признанных обществом полезными.
Цена – сумма денежных затрат производителя в оценке потребителя с учетом полезности товара, то есть его потребительской стоимости.
Попытку совмещения обоих подходов, с точки зрения предложения (стоимости) и спроса (полезности) предпринял английский экономист А. Маршалл, который ввел в научный оборот понятия «цена предложения» и «цена спроса».
Если для производителя цена определяется издержками, то для потребителей она соответствует предельной полезности товара на данный отрезок времени, т.е. денежному выражению желания использовать его с максимально возможным эффектом.
При ценообразовании большую роль играет тип экономики.
При планово-директивной модели управления экономикой цены устанавливаются сверху, и, как правило, не отражают реальных стоимостных пропорций.
В рыночной экономике цены действуют в качестве ключевого элемента системы саморегулирования, испытывая влияние многих факторов не только экономического, но и политического характера.
Воздействие на механизм ценообразования оказывает наличие конкурентной среды на рынке данного товара.
Конкуренция – соперничество между отдельными государствами, специальными и профессиональными группами, отдельными лицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели, каждый для себя в отдельности.
В соответствии с этим, необходимо различать следующие международные рынки:
− совершенной чистой конкуренции – с неограниченно большим количеством действующих субъектов (продавцов и покупателей);
− абсолютной монополии – с единственным поставщиком товара, диктующим цены из желания получить максимальную прибыль;
− монополистической конкуренции – с присутствием нескольких крупных монополистов и большим количеством средних компаний, причем последние за счет конкуренции способны ограничивать тенденцию к бесконечному увеличению цен со стороны гигантов, которые в свою очередь стремятся к взаимной координации ценовой политики через временные соглашения – картели.
Картель – внешнеторговая ассоциация, члены которой согласовывают производственную и ценовую политику по отдельным товарным группам.
Уровень цен зависит также от размеров сбытовых расходов: чем больше посредников при реализации товара, тем больше разного рода надбавок к цене.
Система цен сложна и может строится по различным классификационным критериям:
1) По признаку зависимости от сферы товарного обращения:
− оптовые цены на промышленную продукцию;
− цены на продукцию строительства;
− тарифы грузового и пассажирского транспорта;
− розничные цены;
− закупочные цены;
− тарифы на платные услуги населению;
− цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.
2) По территориальному признаку:
− единые (поясные);
− региональные;
В зависимости от степени государственного регулирования:
− свободные цены (влияние спроса и предложения);
− регулируемые (прямое или косвенное влияние государственных органов);
− фиксируемые (устанавливаются государственными органами на определенный круг товаров).
3) В зависимости от порядка возмещения транспортных расходов по доставке грузов;
4) В зависимости от степени новизны товара и т.д.
Перечисленные выше классификации служат основой для формирования мировых цен.
Мировые цены – это цены реализации товаров на мировом рынке. В международной торговле мировые цены выступают обычно как цены сделок между крупнейшими продавцами и покупателями определенного вида товара или как цены основных мировых торговых центров.
Мировые цены на сделки могут выступать в следующих видах:
− цена предложения (экспорта и реэкспорта) и спроса (импорта) – различаются в зависимости от того, какие дополнительные расходы в них включаются по мере продвижения товаров от экспортера к импортеру: пребывание на складе страны-экспортера, нахождение в порту, путь за границу, складирование за рубежом;
− цены с условиями поставки в течение двух банковских дней (спот) и отсрочкой в поставке (форвард, вариант при спекулятивных биржевых операциях без поставки – фьючерс).
− специальные цены (бартерные – при прямом товарообмене, клиринговые – при взаимозачетах с использованием расчетной палаты; программ помощи – при заключении двух- и многосторонних соглашений, трансфертные – в рамках ТНК или в границах свободных экономических зон – используются при поставках полуфабрикатов, узлов, деталей, комплектующих изделий и т.д.);
− договорные (для совершения сделок);
− публикуемые (потенциально возможные, справочные, статистические, биржевые).
Функции мировых цен
− индикативная – дает возможность оценить экономическую ситуацию в конкретный момент времени;
− коммуникативная – осуществляет связь между субъектами рынка: производителями-экспортерами, посредниками, потребителями-импортерами;
− дистрибьютивная – позволяет распределить доходы субъектов рынка;
− стимулирующая - способствует изменению экспортно-импортной политики государств или компаний;
− санирующая – приводит к уходу с рынка тех компаний, продукция которых не удовлетворяет его требованиям, и процветанию фирм, сумевших приспособится к рыночной конъюнктуре.
Методы исчисления мировых цен
Наиболее распространенные методы исчисления мировых цен:
− метод полных затрат;
− метод прямых затрат.
Табл. 2.1
Определение цены методом полных затрат (месячные затраты, в долл.)
Материалы
| 9 000
| Рабочая сила
| 1 000
| Косвенные расходы
| 3 800
| Всего затрат:
| 13 800
| Ожидаемая прибыль
| 2 700
| Ожидаемый доход от реализации
| 16 500
|
Предположив, что в течение месяца изготавливается 1000 ед. товара, скалькулируем ожидаемый доход на количество единиц и получим фабричную цену товара, равную в данном случае 16,5 долл.
Процедура определения цены с помощью метода прямых затрат предполагает разделение всех издержек на постоянные и переменные.
Табл. 2.2
Определение цены методом прямых затрат, (месячные затраты в долл.)
Ожидаемый объем продаж
|
|
|
| Предполагаемая цена единицы продукции
| 18,0
| 15,0
| 14,0
| Сумма прямых затрат на единицу продукции
| 8,58
| 8,40
| 8,34
| Маржинальная прибыль на единицу продукции
| 9,42
| 6,60
| 5,66
| Сумма маржинальной прибыли
|
|
|
| Постоянные затраты при 100%-ном использовании производственных мощностей
|
|
|
| Реализованные прибыли
|
|
|
|
В этом случае фирма сначала оценивает потенциальный объем продаж по предполагаемым ценам (строки 1 и 2 табл.2.2). Затем просчитывается сумма прямых (переменных) затрат и определяется маржинальная (добавленная) прибыль на единицу продукции, а далее – на весь объем прогнозируемых продаж по предполагаемой цене. Вычитая из полученной суммы маржинальной прибыли постоянные расходы, получаем размер дохода от реализации.
Формирование мировых цен на продукцию обрабатывающей промышленности тесным образом связано с жизненным циклом продукта, степенью универсальности оборудования, инвестиционной активностью и другими факторами (характером товаропотоков – трансфертов внутри ТНК)
Что касается второй основной группы цен – на сырье, то они в большей степени подвержены сезонным колебаниям, а также влиянию прогнозов и политических событий.
Особенности мировых сырьевых цен:
1) решающую роль в формировании играют не внутренние национальные издержки, а соотношение спроса и предложения на мировом рынке;
2) возникают на основе сочетания цен предложения основных производителей (экспортеров) и биржевых котировок;
3) существует многообразие цен основных производителей (экспортеров), которые определяются спецификой региональных рынков, различием в использовании валюты при расчетах, действием системы скидок и льгот (долговременные прямые поставки постоянным клиентам);
4) государства – ведущие экспортеры (импортеры) могут создавать так называемые картели внешнеторговые ассоциации по контролю за уровнем производства и продаж данного вида продукции (например, Организация стран – экспортеров нефти – ОПЕК).
Совпадение между национальными и мировыми ценами происходит редко. Как правило, внутренние цены превышают мировые, что особенно характерно для импортных и, в меньшей степени, для экспортных цен, хотя по отдельным сырьевым товарам наблюдается более низкий уровень внутренних цен по сравнению с мировыми.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|