Сделай Сам Свою Работу на 5

Стратегии управления рисками, связанными с чрезвычайными ситуациями природного, техногенного и экологического характера

 

Принятая мировым сообществом новая стратегия устойчивого развития требует изменения приоритетов при регулировании взаимоотношений в системе "природа – хозяйство – человек".

 

Рис. Совокупность целевых задач устойчивого развития

социально-экономической системы

Качество жизни включает показатель ожидаемой общей заболеваемости, жилищные условия, уровень доходов, профессионально-образовательный уровень, возможность удовлетворения культурных потребностей. В качестве важнейших интегральных показателей ООН рассматривает индекс общественного развития и индекс прав человека.

Первый показатель включает среднюю ожидаемую продолжительность жизни, период времени на образование среднестатистического жителя страны, валовой национальный продукт на душу населения.

Второй показатель, т.е. индекс прав человека, определяется в относительных единицах в диапазоне от нуля до единицы и характеризует отсутствие гражданских прав у членов общества или их полное удовлетворение.

Безопасность — комплексный показатель, который характеризует защищенность каждого отдельного гражданина или окружающей среды от чрезмерной опасности. В первую очередь — это здоровье человека, характеризующее такую форму жизнедеятельности, которая обеспечивает приемлемую длительность жизни, необходимое ее физическое, психическое и социальное качество.

Важной составляющей безопасности жизнедеятельности является совокупность природных условий существования человека. Социально-экономическая среда формируется под воздействием факторов социального, экономического, психологического характера. При регулировании взаимоотношений в системе "природа – хозяйство – человек" крайне важно изменить приоритеты. Так как нельзя обеспечить абсолютную безопасность населения и окружающей среды от природных, техногенных и других факторов опасности, то необходимо ориентироваться на приемлемый риск исходя из социально-экономических соображений целесообразности затрат.



Другим приоритетом при управлении чистыми рисками должно выступать внедрение прогрессивного налогообложения, льготного кредитования и субсидирования, стимулирующих природоохранные мероприятия и создающих предпосылки ресурсосбережения и перехода на платное использование природных ресурсов и компенсацию ущерба, наносимого окружающей среде субъектами хозяйствования.

Усиление опасности форс-мажорных обстоятельств для субъектов хозяйствования требует совершенствования системы управления чистыми рисками потерь. Определение ожидаемого негативного результата при проявлении чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и экологического характера должно базироваться на строгой классификации рискованных ситуаций, возможностей их устранения или ограничения.

Анализ приемов управления чистыми рисками возможных потерь, связанных чрезвычайными ситуациями природного, техногенного и экологического характера, подтверждает целесообразность перехода от принципа "реагирования и исправления" к принципу "активной профилактики" в экологической и экономической политике государства.

Страховые операции по возмещению возможного социально-экономического и экологического ущербов при проявлении форс-мажорных обстоятельств

Признание чистого риска потерь и создание дополнительных материально-денежных ресурсов для самострахования или передачи риска страховым компаниям вполне приемлемы для периодически повторяющихся техногенных, природных и экологических явлении чрезвычайного характера. С учетом характера сил и средств, привлекаемых к ликвидации аварий, их делят на:

· частные (устраняются штатным персоналом и протекают в пределах рабочего места, малого отрезка транспортной магистрали, дороги);

· объектовые, ограничивающиеся пределом производственного или иного объекта и могут быть ликвидированы его силами и ресурсами, в том числе специализированными формированиями;

· местные (в пределах населенного пункта, города, района, области, региона и устраняются своими силами и средствами);

· национальные, не выходящие за границы страны;

· глобальные, распространяющиеся на территории других государств.

Разнообразие факторов, вызывающих возможные потери, обусловливают специфические подходы к процессу страхования. Страхoвые операции по возмещению социально-экономического и экологического ущербов от чрезвычайных ситуаций техногенного характера должны учитывать специфику регионов, осуществляться не только на прочной местной или государственной законодательной базе, но и при необходимости на мeжгocyдapcтвeннoй правовой основе.

Из всех способов обезвредить очаг радиационного источника, крайне опасного для окружающей среды обитания человека, надо выбрать самый эффективный. Страховать подобный проект должна транснациональная компания (страховой пул), так как только она может охватить все звенья технологической цепи страхования, а именно:

· риск-менеджмент – консультативная деятельность по вопросам безопасности населения, субъектов хозяйствования, экологии;

· аквизацию – поиск, привлечение клиентуры, налаживание долговременных связей с ней;

· андеррайтинг – отбор, оценка и принятие рисков по прямому страхованию, страхованию через представителей и агентов, национальные компании в других странах;

· перестрахование;

· аварийное комиссарство – точная оценка сложных страховых случаев;

· рассмотрение и оплата страховых претензий.

Риски более ограниченных техногенных аварий местного, объектового и частного характера могут страховаться отдельными страховыми компаниями.

В ресурсосбережении и охране среды обитания, человека возрастающую роль играет экологический менеджмент. Плата за пользование природными ресурсами в пределах установленных лимитов и за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду в целом предпочтительнее подхода, который устанавливает физические ограничения определенным субъектам хозяйствования.

Завышенные лимиты выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду не пробуждают среди субъектов хозяйствования интереса снижать уровень загрязнения. Плата за сверхнормативные выбросы вредных веществ при таком положении не взимается в кратном размере из прибыли, остающейся в распоряжении пользователя ресурсов. Следовательно, излишки загрязнения среды обитания, навязываемые другим членам общества без их согласия, не возмещаются.

Зарубежные агентства по охране окружающей среды, вместо установления жестких ограничений на допустимые выбросы для определенных производственных процессов, разрешили фирмам превышать ограничения на одном технологическом процессе, если они компенсируют превышающиелимиты вредных выбросов за счет других производств. Данная политика позволяет субъектам хозяйствования понижать издержки по достижению целевого уровня качества окружающей среды, допуская высокий объем на отдельных объектах, требующих дорогих очистных устройств, и уменьшая их там, где сокращения вредных выбросов в атмосферу возможны с наименьшими издержками.

Следовательно, в условиях возрастания опасности возникновения не только локальных, но и глобальных катастроф необходимо развивать экологический менеджмент.

Решить проблемы безопасности населения и защитить окружающую человека среду от влияния отрицательных факторов при проявлении чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и экологического характера можно, неся определенные затраты по предотвращению значительного ущерба. Возникает настоятельная необходимость в создании новых правил жизнедеятельности, позволяющих управлять хозяйственной деятельностью в рамках приемлемого риска путем оптимизации предельных затрат.

При реализации бизнес-процессов оптимальное равновесие естественного (физического), человеческого (социального) и общественного (институты) капиталов достигается путем сведения в управленческой модели совокупности различных видов рисков (рис.).

 

Рис. Модель управления рисками безопасности

Представленная на рисунке модель обеспечения безопасности человека при устойчивом социально-экономическом развитии общества и охраны окружающей среды реализуема практически с помощью метода оптимизации предельных издержек. Данные затраты должны осуществляться с целью снижения различных рисков чрезвычайных ситуаций до такого их низкого уровня проявления, который позволит обеспечить достижение целевых результатов.

Инвестиционные и инновационные проекты, представляющие значительную угрозу для окружения, должны осуществляться только после успешных экспениментальных испытаний. На примере небольших объектов отрабатываются различные подходы. Это позволит более полно оценить воздействие проекта на внешнее окружение и максимально учесть интересы сторон. Например, прокладка подземных нефте-, газо- и других продуктопроводов может оказывать отрицательный эффект только во время строительства или аварий, но данные объекты не приводят к долгосрочным изменениям окружающий среды при их безаварийной эксплуатации. Проекты в жилищно-коммунальном хозяйстве, как правило, приводят к улучшению окружающей среды, если они включают мероприятия по очистке сточных вод от твердых отходов, облагораживанию прилегающих территорий.

Необходимо налаживать жесткий контроль со стороны местных органов власти за проведением мер экологической безопасности на опасных производствах.

Крупномасштабные и крайне опасные проекты, содержащие значительный риск возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и экологического характера, а также обусловливающие отрицательные внешние последствия для человека и среды его обитания, подлежат полной оценке воздействия на окружающую среду. Эксперты должны в полной мере показать не только влияние проекта на социальную, природную и экономическую среду, но и должным образом увязать зачастую полярные интересы причастных к проекту сторон. Разногласия устраняются различными путями. В отдельных случаях вносятся изменения в проект. Например, переносятся трассы будущих магистральных каналов, нефте- и газопроводов, дорог на более отдаленные расстояния от населенных пунктов. Широко применяются технические и технологические приемы по уменьшению загрязнения окружающей среды. Так, на сушильных пунктах по производству витаминной травяной муки количество вредных выбросов в окружающую среду уменьшают двумя способами. В первом случае применяют установку газоочистителей для снижения содержания серы в отходе угольных топок. Во втором варианте упор сделан на внедрение новой технологии.

Программы, направленные на рациональное использование и сокращение потребления топливно-энергетических ресурсов, финансируются из специального фонда, который образуется за счет поступлений в виде:

· платежей за перерасход топливно-энергетических ресурсов против установленных норм;

· штрафов за несвоевременную установку приборов учета расхода топливно-энергетических ресурсов;

· штрафов за несвоевременное утверждение норм расхода топливно-энергетических ресурсов;

· штрафов за нарушение правил пользования электрической и тепловой энергией;

· других платежей в соответствии с законодательством страны.

Вместе с тем, экологический налог не может в полной мере решить проблему рационального природопользования и охраны окружающей среды.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.