Сделай Сам Свою Работу на 5

Принципы проведения выборов в РФ: всеобщее, равное, прямое избирательное право, тайное голосование.





Принципы избират. права — это уст. законом ис­ходные начала, обеспечивающие реализацию и защиту активного и пас­сивного избират. права, организацию и проведение демократ. выборов. Осн. принципами избират. права в России являются: всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном го­лосовании, обязательность и периодичность выборов, свобода выборов и добровольность участия в них граждан, состязательность в ходе выборов. Принцип всеобщего избирательного права означает, что избира­т.правами в России может пользоваться широкий круг лиц. Право избирать принадлежит гражданам РФ, достигшим возраста 18 лет. Право избираться принадлежит гражданам РФ, достигшим возрас­та, установленного Конституцией РФ, федер. законами, зак-вом субъектов РФ. Например, Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Рос­сии не менее 10 лет. Депутатом ГД м.б. из­бран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право уч-ть в выборах. Установление максим. возраста кандидатов на всех уровнях выборов в России не допускается. Существуют ограничения всеобщего избир.права. Не име­ют права избирать и быть избранными граждане РФ, призн.судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по при­говору суда. В федер. зак-тве о выборах не допускается возможность доп. ограничений активного избир. права. Ограничения пассивного избир. права допускаются толь­ко в связи с возможностью устанавливать положения, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность бо­лее определ. кол-ва сроков подряд. Принцип равного избир. права заключает в своем содер­жании 3 элемента: а) все субъекты избир. процесса наделя­ются равным объемом прав и обяз-тей; б) каждый избиратель обла­дает на выборах одинак. кол-вом голосов, то есть «1 изби­ратель —1 голос»; в) на выборах должно обеспечиваться равное представительство избирателей. Каждое должност. лицо должно из­бираться приблизительно от одинакового числа граждан, и голоса изби­рателей, т.о., должны иметь «равный вес». Принцип прямого избир. права при тайном голосовании означ., что каждый гражданин, обладающий активным избир. правом, лично участвует в выборах. При тайном голосовании исключ-ся возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей. Тайна рез-тов го­лосования избирателя обеспечивается заполнением избир. бюл­летеня в кабине или ином спец. оборудованном месте, где присут­ствие других лиц недопустимо. Принцип обязательности и периодичности выборов означает, что граждане должны иметь возможность контролировать деят-ть выборных органов, отстраняя в результате очередных выборов одних должностных лиц от управления делами гос-ва и наделяя других полномочиями на осущ. власти. Периодические выборы обеспечивают постоянный до­ступ к участию в управлении делами гос-ва всем гражданам и яв­ляются гарантией реализации ими активного и пассивного избир. права. Принцип свободы выборов и добровольности участия в них граж­дан означает, что каждый избиратель добровольно реализует свои изби­р. права. Не допускается любое принуждение его к участию в выборах. Принцип состязательности означ., что выборы не м.б. безальтернативными, т. е. избиратели должны иметь возможность вы­бора м-ду двумя и более кандидатами. Поэтому в российском зак-ве уст. положение о том, что если ко дню голосова­ния в избир.округе число зарегистрир. кандидатов ока­жется меньше числа мандатов, кот. необходимо распределить на выборах, или равным этому числу, а также, если будет зарегистрирова­но менее двух списков кандидатов, проведение голосования откладыва­ется для доп.выдвижения кандидатов.





 

 

41.Избират. процесс: понятие, участники, стадии. Отв-ть за нарушение зак-ва о выборах.Избир. процесс — это урегулированная законом деят-ть граждан, полит. партий, избир. комиссий и др.субъектов выборов по подготовке и проведению последних. Избир. процесс является упорядоченным и сост. из последователь­но осущ. стадий (этапов): 1) назначение выборов; 2) составление списков избирателей; 3) образование изб. округов и изб. участков; 4) создание изб. комиссий; 5) выдвижение кандидатов и их регистрация; 6) предвыборная агитация; 7)голосование; 8) подсчет голосов и определение результатов выборов. 9) второй тур голосования (повторное голосование) или проведение повторных выборов Выборы назначаются органами власти соотв. уровня: выборы Президента РФ – Федер. Собрание, Гос.Думы – Президент РФ, предст. органа субъекта РФ – глава субъекта, высшего должн.лица – представит. орган этого субъекта РФ. В выборах приним. участие все граждане РФ, достигшие возраста 18 лет. Регистрации подлежат все граждане РФ, обладающие активным избир. правом, она осущ-ся по м.ж. избирателей органами рег. учета, кот.сост. списки избирателей. Территория РФ на время выборов делится на одномандатные избир. округа, а в своей совокупности сост. единый федер. изб. округ. Округа делятся на избир. участки. Для организации выборов формируются изб. комиссии, высшей из кот. явл-ся ЦИК. Изб. комиссии – коллег. органы, формируемые в порядке и сроки, уст.законом, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов. Деят-ть всех комиссий осущ-ся гласно в присутствии наблюдателей, а их решения подлежат обязат.опубликованию в гос. или муницип СМИ. Кандидаты и полит.партии для участия в выборах должны пройти процедуру регистрации. Кандидаты по одномандатному округу регистрируются окружной изб. комиссией по соответствующему изб. округу. Партии и блоки регистрируются ЦИК. После регистрации кандидаты и полит. партии вправе проводить мероприятия по предвыборной агитации.. Предвыборная агитация должна полностью прекратиться в 0 часов по местному времени за сутки до дня голосования. Граждане голосуют по месту регистрации в списках избирателей с 8 до 20 ч по местному времени. Если избиратель не может проголосовать по месту жит-ва, он может получить в участковой изб. комиссии, где он сост. в списках, открепит. удостоверение. Результаты выборов подводятся путем суммирования поданных за того или иного кандидата голосов избирателей и д.б. официально опубликованы ЦИК в течение 3 недель со дня выборов. За нарушения зак-тва о выборах и референдумах федер. законами предусм. несколько видов юр. отв-ти.: 1) ответственность по избир. праву- расформирование избир. комиссий (комиссий референдума); признание недействительными итогов голосования либо результатов выборов, референдума 2) адм. отв-ть- Адм. штраф; 3) уголовная отв-ть (ст.141, 142 УК РФ - штраф, обяз. работы, арест). Каждый из указанных видов отв-ти отличается друг от друга основаниями (правовыми и фактическими), санкциями, субъектным составом, процессуальной формой реализации. По избир. праву зак-вом допускается отв-ть как физ.лиц (граждан), так и коллективных субъектов (избир. комиссий, комиссий референдума, избир. объединений, избир.блоков). По адм. и уголовному праву отв-ть за нарушения зак-тва о выборах и референдумах всегда явл-ся только персональной.



 

 

42.Институт отзыва депутатов, выборных должностных лиц в РФ.Федеральный уровень: Гос.Дума. Отзыв депутатов Гос.Думы не предусматривался и не предусматривается. Причин можно видеть две: 1) при избрании депутатов – частично или полного состава по партийным спискам отзыв невозможен тех, кто избран по спискам, соответственно введение отзыва тех, кто избирался по округам, поставило бы депутатов в неравноправное положение; 2) в России на федер. уровне было решено полностью отказаться от принципа императивного депутатского мандата, который как раз предполагает возможность отзыва. На деле вместо этого сегодня существует полная зависимость депутата от своей полит.партии, поскольку выход из партии или из ее списка в Гос. Думе влечет прекращение полномочий депутата по решению Гос.Думы.Совет Федерации. Т.к. нет прямых выборов членов этой палаты, не возникает и вопроса об отзыве. Однако Федер. закон о порядке формирования Совета Федерации Федер. Собрания РФ допускает досрочное прекращение полномочий члена Совета Федерации по решению того органа, который делегировал его в Совет Федерации. Так или иначе при недовольстве его работой это скрытая форма отзыва. Президент РФ. Избирается путем прямых выборов гражданами РФ. Возможности отзыва не предусмотрено. Субъекты РФ: Депутат зак. собрания. Вопрос об отзыве мог ставиться (и это было в зак-ве некоторых субъектов РФ) при системе избрания депутатов исключит-но по избир. округам. Но больш-во субъектов не предусматривали институт отзыва этих депутатов. С введением избрания не менее половины депутатов зак. собраний по партийным спискам вопрос об отзыве автоматически был снят. Глава исп. власти субъекта РФ. Динамика регулирования вопроса о возможности досрочного прекращения его полномочий по воле (голосованию) избирателей такова. Отдельные субъекты РФв 90-х годах предусм. голосование населения по вопросу о доверии (недоверии) избранному населением главе субъекта. Поводом м.б. неудовлетворенность его деят-тью, ее неэффективность. Поскольку этот довод не очень определенный, мог иметь в основе субъективный фактор, к тому же требовали большие организац.усилия по сбору подписей граждан в пользу проведения голосования, особого распространения практика таких голосования не получила. К тому же возникла конституционно-правовая неясность по поводу последствий: если больш-во проголосовавших высказалось за недоверие, означает ли это прекращение полномочий или обязывает главу подать в отставку, и как быть, если он этого не сделает. Поэтому Федер. закон от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законод. (предст.) и исп. органов гос. власти субъектов РФ» сделал выбор в пользу введения как избрания, так и отзыва высшего должн. лица субъекта РФ путем голосования избирателей данного субъекта РФ. Но с 2004 г. прямые выборы были заменены на приведением к должности высшего должностного лица посредством решения зак. собрания субъекта РФ, соответственно и отзыв был отменен. В 2012 г. вновь восстановлены прямые выборы глав населением, соответственно восстановлен и отзыв главы по решению избирателей. В 2013 г. предлагается отдать вопрос том, каким путем приводить главу к должности, на усмотрение самих субъектов. Одни могут оставить прямые выборы и соответственно отзыв. Другие откажутся от прямых выборов, значит и отменят отзыв. Главы субъектов окажутся в неравном положении, однако субъекты формально самостоятельны в решении вопросов, отнесенных к их ведению. Местное самоуправление. В местном самоуправл. постоянно предусматривался такой институт непосредственной демократии, как отзыв депутатов, выборных должностных лиц муницип. образований голосованием населения. Есть он и в действующем Федер.законе 2003 года «Об общих принципах организации местн. самоуправления в РФ», был и в ранее действовавшем Законе 1995 года с аналог. названием. В Законе 2003 г. есть статья 24 «Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправл., выборного должн. лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муницип. образования, преобразования муницип. образования».Согл. ч. 1 назв. статьи: «Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должн. лица местного самоуправл. проводится по инициативе населения в порядке, уст. федер. законом и принимаемым в соотв.с ним законом субъекта РФ для проведения местного референдума, с учетом особ-тей, предусм. настоящим Федер. законом». В части 2 определены основания для отзыва: «Основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местн. самоуправл., выборного должн. лица местн. самоуправл.могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке». Кроме того, там же сказано: «Процедура отзыва депутата, члена выборного органа местн. самоуправления, выборного должн. лица местн. самоуправл. должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоят-в, выдвигаемых в кач-ве оснований для отзыва. Депутат, член выборного органа местн. самоуправл., выборное должн.лицо местн. самоуправл. считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее 1\2 избирателей, зарегистрир. в муницип. образовании (избир. округе)». В связи с тем, что сейчас предприним. попытки ввести муницип. выборы также по партийным спискам, в 2011 году в ст.24 включена ч. 2.1 след. содержания: «В случае, если все депут. мандаты или часть депут. мандатов в представит. органе муницип. образования замещаются депутатами, избранными в составе списков кандидатов, выдвинутых избир. объединениями, отзыв депутата не применяется» Т. о., сделан существенный шаг на пути отказа от отзыва как института непосредств. демократии на муницип. уровне

43.Собрания граждан, народная правотворческая инициатива и иные формы прямой демократии в РФ: понятие, источники правового регулирования, значение.Федер. закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусм. различные формы широкого вовлечения граждан в обсуждение и решение вопросов местного значения, отнесенных к ведению соответствующего муниципального образования. 1) Правотворческая инициатива граждан — внесение подготовленного инициативной группой граждан проекта муницип. правового акта на рассмотрение органа или должн. лица местн. самоуправления, к компетенции кот. относится принятие соотв. акта, в порядке, предусм. федер. законом и НПА представит. органа муницип. образования. Требования: а)миним. числ-ть инициат. группы граждан — не более 3% от числа жителей муницип. образования, обладающих избир. правом; проект муницип. прав. акта подлежит обязат. рассмотр. органами и должн. лицами местного самоуправл., к компетенции кот.относится принятие соотв. акта; срок рассмотрения инициативного проекта муницип. прав. акта — в теч. 3 мес.со дня его внесения; представителям инициат. группы обеспечив-ся возм-ть изложения своей позиции при рассмотр. указ. проекта; принятое по рез-там рассмотрения проекта решение органа или должн. лица д. б. мотивированным и в письм. форме доводится до сведения инициат. группы, внесшей проект муницип. правового акта; Правотворческая инициатива граждан как институт прямой демократии пока не получила шир. распространения в практике российского местн. самоуправл. 2)Публичные слушания — открытые обсуждения проектов муницип. прав. актов с участием жителей муницип. образования, проводимые представит. органом муницип. образования, главой муницип. образования.Предусмотренна ст. 28 Федер. закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ. Публ. слушания обеспеч. реализацию принципа гласности в деят-ти органов местн. самоуправл., укрепляют связи органов и должн. лиц с населением, способствуют информационной открытости принимаемых решений, что позволяет гражданам влиять на выработку этих решений. Действующее федер. зак-во все шире использ. мех-зм публ. слушаний, закрепляя обязат-сть их проведения органами местного самоуправл (Напр. Градостроительный кодекс РФ (ГсК РФ) требует проведения публичных слушаний граждан по проектам генер. планов поселений и городских округов, в т.ч. по внесению в эти планы изменений, Федер. закон «Об эколог. экспертизе» (ст. 9) относит к полномочиям органов местного самоуправления муницип. районов и гор. округов организацию обществ. обсуждений, проведение опросов, местных референдумов о предполагаемой хозяйственной и иной деят-ти, подлежащей эколог. экспертизе). Порядок организации и проведения публичных слушаний опр-ся уставом муницип.образования и (или) НПА предст.органа местного самоуправления.Инициатива проведения публичных слушаний может исходить от населения, представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования. 3)Собрание граждан, конференция граждан (собрание делегатов) — формы обсуждения гражданами вопросов местн. значения, информирования населения о деят-ти органов и должн. лиц местного самоуправления, осуществления террит. общественного самоуправления на части территории муницип. образования. Порядок назначения и проведения собрания (конференции) граждан, а также полномочия собрания граждан определяются Федер. законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ, уставом муницип. образования и (или НПА представит. органа местн. самоуправл., уставом террит. обществ. самоуправления.Собрание граждан проводится по инициативе населения, представит. органа местного самоуправления, главы муницип.образования, а также в случаях, предусм. уставом территор.обществ. самоуправления. Вместе с тем свобода собраний граждан гарантирована Конституцией РФ (ст. 31) 4)Опрос граждан — форма выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами и должн. лицами местного самоуправления, органами гос. власти. Опрос граждан может проводиться на всей тер.муницип. образования или на части его территории. В опросе имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избир.правом.Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муницип. образования и (или) НПА предст. органа местн. самоуправл. 5)Обращения граждан в органы мест. самоуправл. — изложенные в устной или письм. форме индивидуальные или коллективные предложения, заявления, жалобы и ходатайства граждан. Статья 33 Конституции РФ закрепляет право граждан обращаться лично, а также направлять индивид. и коллект. обращения в гос. органы и органы местн. самоуправл. Процессуальные гарантии данной конституц. нормы закреплены в Федер.законе от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

 

44.Понятие органа гос. власти. Конституц. принципы организации и деят-ти органов гос. власти в РФ.Гос. орган - это коллектив граждан или гражданин определ. гос-ва, наделенный государственно-властными полномочиями, уполномоченный данным гос-вом на осущ. его задач и ф-ций и действующий в установленном гос-вом порядке.

Признаки органа гос-ва: 1. конституц.-правовой статус органа, 2. особ-ти его формирования, 3. характер государственно-властных полномочий, 4. характер взаимоотношений различных гос. органов и гражд. общ-ва. Другие признаки, присущие гос. органу. 1) орган гос-ва — это определенная организация (или отд. гражданин), коллектив людей, объединенный общностью целей и родом деят-ти. 2) образуется в установленном гос-вом порядке. 3)уполномочен гос-вом осуществлять его задачи и функции (например, глава гос-ва, парламент, правительство, суды). 4)орган наделяется компетенцией, кот. включает в себя совокупность предметов его ведения и полномочий. 5) явл-ся частью единого гос. аппарата, страны. Гос. власть в России осущ- ся на основе конституц. принципа разделения властей. В соотв. с этим и система органов гос. власти РФ сост. из органов зак, исп и судебных (ст. 10). Каждый из этих видов органов предст. собой подсистему единой системы гос. органов РФ, кот., в свою очередь, может подразделяться на ряд входящих в нее структур. Принципы формирования ГО: 1. Принцип представит. правления- означает, что органы законодат. власти избираются народом непосредственно, выражают его волю. Путем выборов формируются представит. органы и Президент в РФ. 2. Принцип разделения властей - предполагает, что законодат., исп. и судебн. власти осущ-ся различными гос. органами, кот. друг друга сдерживают и уравновешивают. 3. Принципа федерализма, т. е. разграничения предметов ведения и полномочий между ОГВ РФ и ОГВ субъектов РФ. Суть данного принципа в том, что в вопросах формирования гос. органов федерации и ее субъекты самостоятельны. 4. Принцип законности проявляется в том, что все органы гос. власти, должн. лица обязаны соблюдать конституцию и др. законы гос-ва.

Органы гос. власти: Президент РФ - глава гос-ва, избирается непосредственно народом. Президент самостоятелен в организац. отношении и прямо не принадлежит ни к одной из ветвей власти, но обеспечивает их согласованное функционирование. Президент тесно взаимодействует с законодат. органом — парламентом России, имеет обширные полномочия в сфере исп. власти, осущ. назначение федер. судей„ Как глава гос-ва он представляет РФ внутри страны и в междунар. отношениях, выступает в кач-ве высшего представителя гос.власти, явл-ся гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражд., принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и гос. целостности. Органы зак. власти состоят из парламента РФ и парламентов субъектов РФ. Это постоянно действующие органы гос. власти. Они избираются непосредственно народом и подотчетны своим избирателям. Парламенты занимаются нормотворческой деят-тью. Органы исполн. власти включают фед. правительство, фед. министерства и ведомства (службы), а также правит-ва, администрации и другие ОИВ субъектов РФ. По характеру полномочий российские ОИВ подразделяются на органы общей компетенции, ведающие всеми или многими отраслями исп. деят-ти (например, федер. правит-во и правительства субъектов федерации), и органы спец. компетенции, ведающие отдельными отраслями или сферами исп. деят-ти (напр, министерства, службы, агенства и другие ведомства федерации и ее субъектов). Органы судебной власти - это Конституц. Суд РФ, Верховный Суд РФ, другие федер. суды, а также суды субъектов РФ. Органы судебной власти предназначены для осущ. правосудия посредством конституц., гражданского, адм. и уголовного судопроизводства. В своей совокупности они сост. судебную систему РФ. Все суды явл-ся независимыми и подчиняются только закону.

 

45.Система органов гос. власти РФ и органов гос. власти субъектов РФ.Орган гос-ва - первичное звено организации гос. власти, обладающее властными полномочиями, компетенцией и структурой и в деят-ти которого находят выражение задачи и функции гос-ва. Система органов гос. власти сост. из тех, кот. определены Конституцией РФ, и тех, создание кот.обусловлено функциями и полномочиями конституц. органов. Система органов гос. власти многосложна, сост.из разнообразных, иерархически соподчиненных звеньев.Классификация:1) По уровню деят-ти: федер. органы и органы субъектов Федерации. На федер. уровне система органов гос.власти включает в себя: Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Конституц. Суд РФ, Верховный Суд РФ, а также федер. органы исп. власти и суды РФ. В субъектах Федерации гос. власть осуществляют образуемые ими органы законод., исп. и суд. власти.2)По хар-ру выполняемых задач: а) органы зак. власти, избираемые населением, обладающие исключит. правом на принятие законодат. актов;б) органы исп. власти, основная форма деят-ти которых – исполнительно-распорядительная;в) органы судебной власти, осущ-ющие правосудие и уполномоч. применять гос. принуждение;г) органы контрольной власти, деят-ть которых сост. в проверке соответствия актов и действий гос. и иных органов, их должн. лиц:(постоянные и временные) 3)В зависимости от правовой основы образования можно различать гос. органы, создаваемые на базе:а) Конституции РФ;б) ФКЗ,ФЗ;в) указов Президента РФ; г) постановлений Правит-ва РФ; д) законодат. актов субъектов РФ. Органы гос-ва различаются между собой и тем, что одни из них – коллективные образования (Федер. Собрание РФ, Правительство РФ, Верховный Суд РФ), другие – представлены одним лицом( Президент РФ, Президент республики в составе РФ, Генер. прокурор РФ). Система органов гос. власти субъектов уст-ся ими самост-но в соответств. с основами конституц. строя и ФЗ "Об общих принципах законодат. (представит.) и исп. органов гос. власти субъектов РФ". Принципы деят-ти органов гос. власти субъектов РФ. 1.гос. и территор. целостность РФ; 2. распространение суверенитета РФ на всю ее территорию; 3. верховенство Конституции РФ и федер.законов на всей территории РФ; 4. единство системы гос. власти; 5.разделение гос. власти на законодат., исп. и суд.; 6. разграничение предметов ведения и полномочий; 7. самостоят. осуществление органами гос.власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий; 8. самостоятельное осуществление своих полномочий ОМС.

Систему органов гос. власти субъекта РФ составляют: законодательный (представит.) орган, высший исп. орган, иные органы гос. власти субъекта РФ, образуемые в соотв. с Конституцией (уставом) субъекта РФ. Конституцией (уставом) субъекта РФ м.б. установлена должность высшего должн.лица субъекта РФ. На тер. субъекта РФ в соотв. с Конституцией РФ, ФКЗ "О судебной системе РФ", иными ФЗ образуются и осуществляют свою деят-ть федер.суды.

 

46.История создания института Президента РФ. Президент РФ в системе органов государственной власти.РФ прошла длит. и сложный истор. путь конституц. – правового развития на пути формирования современного демократического и правового гос-ва. После распада в декабре 1991 года Сов. Союза, наше гос-во начало строительство новой гос. модели, кардинальным образом отличающейся от существовавшей в советский период ее развития. Одной из самых важных задач было создание новой системы органов гос. власти, кот. бы обеспечивала стабильное и поступательное развитие гос-ва. Центральное место в данной системе власти отводилось должности Президента РФ. Институт Президентства в РФ - институт высшей гос. власти. Президент, являясь главой гос-ва, обеспечивает его стабильное и поступательное развитие, координирует деят-ть всего мех-зма гос-ва, а также определяет его осн. цели и задачи деят-ти. Президент явл-ся гарантом действия Констит. РФ, прав и свобод человека и гражданина, защищая интересы не только гос-ва и общества в целом, но и каждой отдельной личности (часть 2 статьи 80 ) Конституции РФ). Глава гос-ва, в соотв. с ч. 4 ст. 80 Конст.РФ, предст. интересы России как внутри гос-ва, так и на междунар. арене, подписывая от имени гос-ва важнейшие междунар. договора и соглашения. В СССР возможность учреждения презид. должности начали обсуждать еще в нач. 60- х годов прошлого века, в период нахождения в должности Генер. секретаря КПСС Н.С. Хрущева. Впоследствии данная тема поднималась при обсужд. проекта последней советской конституции в середине 70 - годов, однако должность Президента так и не была введена в систему органов гос. власти. Пост Президента СССР был учрежден только в марте 1990 года. В России институт Президентства был учрежден 17 марта 1991 года в рез-те проведения всеобщего референдума. Основы прав. статуса главы гос-ва определялись Законами РСФСР «О выборах Президента РСФСР » и « О Президенте РСФСР ». Первым Президентом РФ 12 июня 1991 года был избран Борис Николаевич Ельцин, который вступил в должность 10 июля 1991 года. 12 декабря 1993 года в рез-те всеобщего голосования была принята ныне действующая Конституция РФ, кот. в гл. 4 закрепила конституц. – прав. положение Президента РФ в системе органов высшей гос. власти. В тот же период остальные НПА, действовавшие в России до принятия Конституции, были приведены в соответствие с ней. Гл. 4 Конституции зафиксировала широкие полномочия главы гос-ва по реализации политики гос-ва. Первый Президент России занимал свою должность с 10 июля 1991 года по 31 декабря 1999 года. 31 декабря 1999 года Б.Н. Ельцин объявил о своей досрочной отставке с поста Президента РФ, передав, в соотв. со ст. 92 Конст. РФ, свои полномочия председателю правит-ва РФ. С 7 мая 2000 года по 7 мая 2008 года должность Президента РФ занимал В.В.Путин. В период пребывания В. Путина на должности Президента РФ были предприняты существ.е усилия по укреплению системы гос. власти и стабилизации внутр. обстановки в нашей стране (внесение изм. и доп. в зак-тво о порядке назначения на должность глав субъектов РФ, согласно кот. кандидатуры последних стали утверждаться и наделяться властными полномочиями высшими органами законод. (представит.) органов гос.власти субъектов России по представл. Президента. Помимо полит. системы, в указанное время удалось укрепить и усовершенствовать эконом. и соц. систему гос-ва, значительно поднять уровень жизни населения, улучшить демографическую ситуацию. С 7 мая 2008 года должность Президента России занимал Дмитрий Анатольевич Медведев, в соотв. с ФКЗ РФ от 30 декабря 2008 года № 6 – ФКЗ « Об изменении срока полномочий Президента РФ и Гос. Думы », срок полномочий Президента РФ был увеличен с четырех до шести лет., с С 7 мая 2012г пост Президента занимает В.В. Путин. В системе органов гос. власти Президент РФ занимает особое место. В соотв. с системой разделения властей Президент не входит ни в одну из отраслей власти - ни в законод., ни в исп., ни тем более в судебную. По Конституции 1993 г. РФ имеет респ. форму правления, т.е. во главе гос-ва стоит избираемый прям. голосованием граждан Президент.

 

47.Избрание и вступление в должность Президента РФ. Основания и порядок досрочного прекращения полномочий Президента РФ. Президент — это постоянно действующий орган гос. власти, он осущ. свои полномочия как едино­личный глава гос-ва. По­рядок выборов Президента РФ уст. ФЗ от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (в ред. от 21.07.2005 № 93-ФЗ «О выборах Президента РФ»). Уст. конституц. требования к кандидатам на должность Президента России. Главой гос-ва м.б. избран гражданин РФ (вне завис. от основания при­обретения им рос. гражд-ва) не моложе 35 лет, постоянно прожив. в России не м. 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. В соотв. с Конституцией РФ выборы Президента назначает Совет Федерации. Решение о назнач.выборов д.б. принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Если Совет Федерации не назначит выборы Президента, то выборы на­значаются и проводятся Центр. избир. комиссией РФ. Днем голосования на выборах Президента является второе воскре­сенье месяца, в кот. проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента. Кандидаты на должность Президента могут быть выдвинуты полит.партиями, а также в порядке самовыдвижения. Гражданин Рос­сии может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его са­мовыдвижения группой избирателей в кол-ве не менее 500 граждан России, обладающих активным избир. правом. В поддержку выдвинутого кандидата для его регистрации необходимо собрать не ме­нее 2 млн подписей избирателей. При этом на один субъект РФ должно приходиться не более 50 тыс. подписей избирателей, место жит-ва которых нах-ся на тер. данного субъекта РФ. Избранный Президент приступ. к исполн. полномочий с мо­мента принесения им присяги народу и прекращает их исполнение с истеч. срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом. При вступлении в должность Президент приносит присягу народу в торжеств. обстановке в присутствии членов Совета Федерации, де­путатов Гос. Думы и судей Конституц. Суда. В тек­сте присяги отраж-ся фундамент. ценности, закрепл. в Конст.РФ. Одним из важных конституц. последствий вступления в долж­ность Президента служит то, что перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия. Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно в слу­чае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осу­щ-ть принадлежащие ему полномочия, смерти или отрешения от должности. При досрочном прекращении исполнения главой гос-ва своих полномочий проводятся выборы нового Президента РФ в соотв. с Конституцией РФ. При этом выборы Президента РФ должны состоять­ся не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполне­ния полномочий. Процедура отрешения Президента России сост. из двух основных этапов.

Первый этап — это выдвижение обвинения против главы гос-ва. Решение о выдвижении обвинения принимается Гос. Думой 2/3 голосов от общего числа депутатов по инициативе не менее 1/3 депута­тов Думы и при наличии заключения спец. комиссии, образован­ной Думой. Основанием для отрешения Президента от должности и, соот­ветственно, для выдвижения обвинения явл-ся гос. изме­на или совершение Президентом иного тяжкого преступления. На этом этапе предусматривается участие Верх. Суда РФ и Конституц. Суда РФ. Верх. Суд дает заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков гос. измены или иного тяжкого преступления. Конституц. Суд РФ дает заключе­ние о соблюдении установленного Конституцией порядка выдвижения обвинения. Второй этап — это собственно рассмотрение Советом Федерации воп­роса об отрешении Президента от должности на основании выдвинутого Гос. Думой обвинения. Решение Совета Федерации об от­решении Президента от должности д.б.. принято 2/3 голосов от общего числа членов палаты не позднее чем в 3-месячный срок после выдвижения Думой обвинения против Президента. Если в этот срок ре­шение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президен­та считается отклоненным. В случае досрочного прекращения исполнения Президентом своих полномочий, а также во всех случаях, когда Президент РФ не в сост. выполнять свои обяз-ти, их временно исполн. Председатель Правит-ва РФ (ч. 3 ст. 92 Конституции РФ). Исполняющий обязанности Президента РФ не имеет права распус­кать Гос.Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.