Сделай Сам Свою Работу на 5

Правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ.





Должность Уполномоч. учреждается в соотв с Конст. РФ в целях обеспеч. гарантий гос. защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения гос. органами, органами местного самоуправл. и должн. лицами. Уполномоченный назнач-ся на должность и освобожд-ся от должн.ГД Федер Собр. РФ. Уполномоченный способствует восст. нарушенных прав, совершенствованию зак-ва РФ о правах чел. и гражд. и приведению его в соотв. с общепризнанными принципами и нормами междунар. права, развитию междунар. сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты. При осущ. своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо гос. органам и должност. лицам. В своей деят-ти Уполномоч. руковод-ся Конституцией РФ, ФКЗ "Об Уполномоч. по правам чел", зак-вом РФ, а также общепризн.принципами и нормами междунар. права, междунар. договорами РФ. Деят-ть Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции гос. органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.



Введение режима чрезвычайного или военного положения на тер. РФ не прекращает и не приостанавливает деят-ти Уполномоч.и не влечет огранич. его компетенции. В соотв. с конституцией (уставом), законом субъекта РФ может учреждаться должность Уполномоч. по правам человека в субъекте РФ. Финансирование деят-ти Уполномоч. в субъекте РФ и его аппарата осущ. из средств бюджета субъекта РФ. На должность Уполномоч. назначается лицо, явл. гражданином РФ, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Предложения о кандидатах на должность Уполномоч. могут вноситься в ГД Президентом РФ, Советом Федерации Федерального Собрания РФ, депутатами ГД и депутатскими объединениями в ГД. Предложения о кандидатах на должность Уполномоч. вносятся в ГД в течение месяца до оконч. срока полномочий предыдущ. Уполномоченного.

Уполномоч. назнач. на должность и освобожд. от должности ГД больш-вом голосов от общего числа депутатов ГД тайным голосованием. Срок полномочий 5 лет. Одно и то же лицо не м.б. назначено на должность более двух сроков подряд. Уполномоченный м.б. досрочно освобожден от должности указом Президента РФ в случаях:• прекращения гражданства РФ;• неспособности по состоянию здоровья или иным причинам выполнять свои обяз-ти;• вступления в зак. силу обвинит. приговора суда в отношении уполномоченного;• личного заявления о сложении полномочий. В случае досрочного освобождения уполномоченного от должности назначение нового уполномоченного должно состояться в течение 3 месяцев.



 

УППЧ рассматривает жалобы граждан РФ и находящихся на территории РФ иностранцев и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) гос. органов (кроме законод.), органов местного самоуправления, должностных лиц, гос.служащих, если ранее заявитель обжаловал их в судебном (адм.) порядке, но не согласен с принятым по его жалобе решением. В особых случаях УППЧ вправе принять меры по своей инициативе. По результатам рассмотрения жалобы УППЧ вправе:1) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) гос. органа, органа местного самоуправл. или должностного лица, а также уч-ть в процессе; 2) обратиться в компетентные гос. органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или адм. производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина; 3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в зак. силу судебного решения; 4) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора; 5) обращаться в КС РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.



Ежегодно УППЧ направляет доклад о своей деятельности Президенту РФ, палатам Федерального Собрания РФ, в Правительство РФ, КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ, Генеральному прокурору РФ, данный доклад опубликовывается в «Российской газете».

 

31.Понятие и виды федераций. Россия как конституционная и национально-территориальная федерация. Федерация - это форма устройства гос-ва, в кот. территориальная организация власти осущ. на нескольких уровнях, при этом составные части гос-ва (субъекты федерации) облад. самостоятельностью и полномочиями в рамках разграничения предметов ведения м-ду федерацией и субъектами.Характеристика: 1)федерация - это всегда совокупность обособленных, относительно самостоятельных террит. единиц; 2) в федерации формируются 2 уровня террит. организации гос. власти: федеральная гос. власть и гос. власть субъектов федерации; 3) субъекты федерации не являются самостоят. гос-вами, не облад. гос. суверенитетом и правом выхода из состава федерации. 4) разделение функций между федер. и региональной гос. властью происходит путем конституц. (договорного) закрепления разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами; 5) к ведению федерации относится регулирование отношений в сферах, кот. обеспечивают существование и целостность единого гос-ва: принятие и изменение федер. зак-ва, единое эконом.пространство, единое гражданство, вооруж. силы, междунар.отношения, регулирование споров между субъектами федерации и т. п.; 6) к ведению субъектов федерации относится регулирование отношений в тех сферах, которые наиболее целесообразно регулировать на региональном уровне: природные ресурсы, здравоохранение, образование и т. п.Виды федераций: 1)По способу образования: а)Конституционно-правовая- создается путем преобразования унитарного или полуфедеративного гос-ва в федеративное на основе принятия конституции, кот. закрепляет федеративн. устройство гос-ва. б) Договорно-правоваясоздается путем соглашения нескольких гос-в м-ду собой об образовании нового федеративного гос-ва, при этом гос-ва - участники федеративного договора перестают быть самостоят. гос-вами. 2)По степени однородности субъектов: а) симметричные - субъекты федерации одинаковы по своей природе и равны по правовому статусу. Абсолютно симметричн. федераций в соврем.мире не существует. 2)асимметричные - субъекты федерации либо неоднородны по своей природе (например, нац. и территор. субъекты федерации), либо неравноправны по своему статусу (конституционно или договорно закрепляются различные категории субъектов федерации, обладающие различным прав. статусом). 3)В зависимости от соотношения предметов ведения и полномочий федерации и ее субъектов: 1) централизованные (интеграционные)- федер. власть обладает обширным кругом решаемых вопросов и соответственно полномочиями. Централизованные федерации в осн. явл-ся конституционно-правовыми. 2)децентрализованные -федер. органам передаются только те вопросы, кот. не в состоянии эффективно решить субъекты федерации. + Про РФ см. след. вопрос(№32)

 

32.Конституционно-правовые принципы российского федерализма.Ст. 1 Конституции РФ определяет Россию как федеративн. гос-во, а ст. 5 - РФ сост. из республик, краев, областей, городов федер. значения, автоном. области, авт. округов равноправных субъектов РФ.В сост.РФ в соотв.со ст. 65 Конст. РФ нах-ся 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федер. значения, одна автоном. обл-ть и 10 авт. округов. Принципы федерализма:.1. Гос. целостность РФ - гарантируется тем, что гос. суверенитет как верховенство и независимость гос. власти на всей своей территории и в междунар. отношениях принадлежит только Федерации, но не ее субъектам. Субъекты Федерации не им. право выхода (сецессии) из РФ. РФ имеет единую территорию в пределах гос. границы, единое гражд-во, Конституцию, единое эконом. пространство. 2. Единство системы гос. власти - выражается прежде всего в единстве системы органов гос. власти. В соотв. со ст. 77 Констит. в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совм. ведения РФ и субъектов РФ федер.органы исп. власти и органы исп. власти субъектов РФ образуют единую систему исп. власти в РФ. Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исп. власти субъектов РФ в случае противореч. этих актов Конст. РФ и федер.законам, междунар. обязат-вам РФ или нарушения прав и свобод чел. и гражд. до решения этого вопроса соответствующим судом (ст. 85 Конст) Система органов судебной власти в РФ в большей своей части является централизованной. 3. Равноправие субъектов РФ - ст. 5 закрепляет, что РФ сост.из равноправн. субъектов РФ, во взаимоотношениях с федер. органами гос. власти все субъекты РФ. м-ду собой равноправны - это означает равные возможности в обладании и осуществлении правами и обязанностями. Однако, на деле субъекты РФ обладают разл. эконом, соц. и полит. особ-тями. Напр. в ст. 5 Конституция РФ называет республики гос-вами, предоставляя им право иметь свои конституции. Ост. субъекты РФ вправе иметь только уставы. В соотв. со ст. 68 Конст. РФ республики вправе устанавливать свои гос. языки. Такое право не предост. авт. области и округам. и др.4. Равноправие и самоопределение народов в РФ. Право народов на самоопределение является общепризнанным принципов междунар. права. Данный принцип закрепляется Конституцией РФ как принцип федерализма и относится к народам (населению) субъектов РФ как террит.-полит. общностям. Право самоопределения народов как принцип рос. федерализма следует отграничивать от права наций на самоопределение как принцип междунар. права. Во втором случае нация выступает как территориально-политическая общность, формирующая суверенное государство. В этом смысле можно говорить о «российской нации», «российском народе» как о совокупности всех проживающих на территории РФ граждан (независимо от национальности).5. Разграничение предметов ведения и полномочий м-ду органами гос. власти РФ и органами гос. власти субъектов РФ. Существование двухуровневой системы органов гос. власти в РФ предполагает определение перечней вопросов, решаемых на каждом уровне. В РФ предметы ведения между Федерацией и субъектами разграничиваются путем установления предметов исключит. ведения РФ и предметов совместного ведения РФ и субъектов, а также заключения договоров и соглашений.При разгранич. предметов ведения и полномочий должны соблюдаться следующие принципы:1) конституционность: законы и иные НПА РФ и субъектов РФ, договоры, соглашения не могут передавать, исключать или перераспределять установленные Конституцией РФ предметы ведения РФ и предметы совм.ведения. Указанные акты не м.б. приняты, если их принятие ведет к изм. конституц.-прав. статуса субъекта РФ, ущемлению или утрате признаваемых и гарантируемых Конституцией РФ прав и свобод чел. и гражд., нарушению гос. целостности РФ и единств системы гос. власти в РФ;2) верховенство Конституции РФ и законов РФ;3) равноправие субъектов РФ при разграничении предметов ведения и полномочий;4) недопустимость ущемления прав и интересов субъектов РФ;5) согласование интересов федерации и интересов субъектов РФ в процессе принятия федер. законов, законов субъектов РФ, заключ. договоров и соглашений;6) добровольность заключения договоров и соглашений;7) обеспеченность ресурсами: при разграничении предметов ведения и полномочий решается вопрос об обеспечении соответствующих органов гос. власти финансовыми, матер.-техн.и иными ресурсами, необх. для осущ.указанными органами своих полномочий;8) гласность заключения договоров и соглашений.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.