Сделай Сам Свою Работу на 5

Непосредственная демократия в РФ: понятие, формы.

Прямая демократия (Непосредств. демократия) — форма полит. организации и устройства общ-ва, при кот. осн. решения инициируются, принимаются и исполняются непосредственно гражданами; прямое осуществление принятия решений самим населением общего и местного характера; непосредственное правотворчество народа. Непосредств. демократия — это совокупность способов и форм, при помощи кот. личность или коллектив могут самостоятельно включаться в процесс принятия общеобязательных решений, либо участвовать в формировании и функционировании представительной системы, либо оказывать влияние на выработку гос. политики. Варианты и направления для инициирования вопросов могут исходить как от отдельных граждан так и целых групп (партии, обществ. объединения, органы местного и гос. управления). Преимущ-вом прям. демократии явл-ся быстрая постановка и принятие конкр. решений на уровне отдельных небольших групп общ-ва (вопросы местн. и частного хар-ра). Недостатком прямой демократии явл-ся сложность её применен. на больших территориях. Методы: 1) выборы - избрание депутатов, президента гражданами. В больш-ве гос-в (в т.ч. и в РФ) все депутаты выборные. 2)народное голосование (референдум) — принятие постановлений путём голосования граждан. Данные постановления носят обязат. характер, но в последнее время в самых разных странах народом могут приниматься постановления не имеющие обязательный силы (консультативный референдум). В нек. гос-вах низшие местные единицы могут не иметь представит. органа, а управление данной местной единицей может осуществлять общее собрание её жителей. В данный момент в больш-ве гос-в (в т.ч. и в РФ) народ не может принимать или отклонять бюджет, вводить или отменять налоги и сборы, ратифицировать и денонсировать междунар. договоры, объявление войны и заключение мира, объявление амнистии.

3)народное обсуждение - право группы избирателей вносить предложения об изм. и дополн. отдельных пунктов или разделов постановлений парламента. В данный момент больш-ве гос-в (в т.ч. и в РФ) народное обсуждение не закреплено в конституции и законах. 4)народная инициатива — право группы избирателей вносить проекты постановлений с обязат- вом парламента его принять, изменить, дополнить или отклонить. 5)императивный мандат - право народа принимать наказы обязательные для отдельных депутатов, право народа отзывать отдельных депутатов, обязанность отдельных депутатов регулярно отчитываться перед народом и право народа требовать внеочередной отчёт от них.



 

38. Референдум в РФ: понятие, виды, порядок проведения, проблемы.Референдум одна из форм высшего непосредств. выражения власти народа в РФ. Референдум РФ – всенар. голосование граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме по вопросам гос. значения. Виды: В завис. от содержания законопроекта, вынесенного на обсуждение в порядке референдума, выделяют референдумы: 1) конституционный (решаются вопросы, связанные с принятием новой конституции) 2) обыкновенный ( изменение в зак-ве) В зависимости от времени проведения: 1) превентивный (дозаконодательный) - проводится до рассмотрения законопроекта парламентом 2) утверждающий (послезаконодательный) – проводится после По порядку проведения:1) обязательные (иным образом решение по определенному вопросу не м.б. принято)2) факультативные ( Назначение его зависит от усмотрения органа, компетентного назначать референдум) В зависимости от территории:1) всероссийский референдум (он проводится по вопросам федер. значения на основании решения Президента РФ);2) референдум субъекта РФ (он проводится по вопросам ведения соответствующего субъекта РФ или совм. ведения РФ и субъектов РФ, если указ. вопросы не урегулир. Конституцией РФ и федер. законом);3) местный референдум (он проводится по вопросам местного значения, находящимся в ведении органов местного самоупр.) На референдум не могут выноситься вопросы: 1)об изменении статуса субъекта (субъектов) РФ, закрепл. Конституцией РФ; 2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Гос. Думы, а также о проведении досрочных выборов Президента РФ, депутатов Гос. Думы Федер. Собрания РФ либо о перенесении сроков проведения таких выборов; 3) об избрании, о назнач. на должность, досрочном прекращ., приостановл. или продлении полномочий лиц, замещ. гос.должности РФ; 4) о персон. составе федер. органов гос. власти, иных федер.гос. органов; 5) об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образов. в соотв.с междунар.договором РФ, 8) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;10) отнесенные Конституцией РФ, федер. конституц. законами к искл. компетенции федер. органов гос. власти. Порядок провед. всероссийского референдума уст. ФКЗ от 10 окт. 1995 г. № 2-ФкЗ «О референдуме РФ». Вопросы, вынесенные на референдум д.б.построены т.о., чтобы исключалась возможность его множеств. толкования, т. е. на него можно было бы дать только однозначный ответ («да» или «нет»). Порядок проведения: Создается инициат. группа в кол-ве не м. 100 чел., регистр-ся в Центризбиркоме. После регистрации, сбор подписей в теч 45 дней(не м. 2 млн). Затем Центризбирком в теч. 30 дней проверяет соблюд. порядка сбора подписей и если все правильно направляет свое заключение Президенту РФ (5 дней) и Федер. Собранию. Президент направляет материалы в КС РФ, кот. рассматривает данные материалы, принимает решение и направляет это решение Президенту РФ. Если КС РФ признал инициативу провед.референдума по предлож. вопросу соответствующ. Конст. РФ, то Президент РФ назначает референдум (15 дней). Датой референдума м.б. только воскресенье (кроме предпраздничн. и нерабочнго праздн. дня, дня, след. за нерабочим праздн. днем), в период от 60 до 100 дней со дня офиц. опубликования решения о назначении референдума. Не допускается совмещ. дня голосования на референдуме с днем голосов. на выборах в федер. органы гос.власти, проводимых одновременно на всей тер. РФ. Подготовку и провед. референдума, обеспечение реализации и защиты права на участие в референдуме осущ.избир.комиссии, созданные и действующие на пост. основе в соотв.с зак-вом РФ о выборах и референдумах. Определение результатов референдума: - подсчитываются голоса последовательно на участках, территориях, в субъектах федерации, по России в целом. - референдум считается состоявшимся, если в нем приняло участие б. 50% граждан, имеющих право на участие в референдуме. Принятое на референдуме решение и итоги голосования в целом по РФ подлежат офиц. опубликованию (обнародованию) Центральной комиссией не позднее трех дней после определ. рез-тов референдума РФ. Решение, принятое на референдуме РФ, явл-ся общеобязат. не нуждается в доп.утверждении. Это решение действует на всей тер. РФ и м. б. отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме РФ.

39. Избират. право, избират. система в РФ.Избират. право в объективном смысле - это сис-ма КПН, опред. круг лиц, имеющих право избирать или быть избранными в органы гос. власти и ОМС, участвующих в референдуме. А так же эта система норм, ~ опр-ет порядок орг-ции и проведения референдумов и выборов в РФ. Избират. право в субъективном смысле, выраж-ся в предоставлении каждому гражданину РФ возможности участия в выборов органов гос. власти и ОМС, а также в голосовании на референдуме и включает в свое содержание два элемента: 1) Пассивное избират. право - право быть избранным. 2) Активное избират. право - право избирать в органы гос-ва и участвование в голосовании на референдуме. Возрастной ценз активного и пассивного ИП существенно различ-ся (18 и 21- ГД, 35- президент). Различного рода ограничения устанавливает ФЗ № 124 от 19.09.97 "Об осн. гарантиях избират. прав и прав на участие в референдуме РФ". Принципы избират. права РФ: всеобщность (все, кто удовлетворяет условиям по закону может избрать и быть избранным); равенство граждан России при выборах (каждый имеет один голос и равные права при выборах); прямые выборы (в некоторых странах многоступенчатые, где сначала выбирают выборщиков, а уже они потом депутатов, у нас – одноступенчатые); тайное голосование.Не могут избирать: недееспособные, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда.Избират. система РФ – это совокупность приемов и способов организации выборов органов гос. власти РФ и местного самоуправл. Избир. система РФ включает в себя: 1) порядок выборов Президента РФ; 2) порядок выборов депутатов ГД Федер.Собрания РФ (нижней палаты парламента РФ); 3) порядок выборов в другие гос. органы власти, предусм. Конституцией РФ; 4) порядок выборов в органы гос. власти субъектов РФ; 5) порядок выборов в ОМС. В мире наиболее распространены типы избират. систем, выделяемые по способу распределения депутатских мандатов в представит. органе власти по рез-там выборов: 1) мажоритарная; 2) пропорциональная.Мажоритарная избир. система является упрощенной. В данном случае распредел. депутат.мандатов основывается на больш-ве голосов, поданных за кандидата или полит. партию. Т.о., деп. мандаты получают лица, непосредственно за кот. проголосовали избиратели. По способу определения больш-ва м. б.: 1) относительными (распределение осущ-ся по принципу «простого большинства»); 2) абсолютными (в этом случае требуется наличие «абс. больш-ва» голосов: не менее 50 % + 1 голос); 3) квалифицир. (используется «квалифицир.больш-во голосов», т. е. побеждает кандидат, полит.я партия, получившие не менее 2/3 голосов избирателей).Пропорциональная избир. система – порядок распределения деп. мандатов, при кот. каждая полит. партия, блок получают такое число мандатов, кот. будет пропорц. числу поданных за нее голосов. В пропорц. системе законом может устанавливаться миним. число голосов избирателей, поданных в поддержку той или иной партии, блока, при кот. партия, блок могут участв-ть в распределении мандатов. В РФ используются обе избир. системы, поэтому РФ – гос-во со смеш. формой избир. системы, т. е. половина (225) депутатов высшего представит. органа РФ избирается по мажоритарной системе, а другие 225 – по пропорц. системе.

Изб. процесс – это сов-сть форм деят-сти органов и групп избирателей по подготовке и проведению выборов в гос. органы и ОМС.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.