Организация денежного обращения
ОДО начинается с элементов денежной системы.
В состав элементов денежной системы входит:
1) наименование денежной единицы (рубль)
2) порядок обеспечения денежных знаков (золото-валютные резервы)
3) эмиссионный механизм – законодательно установленный порядок выпуска в обращение денежных знаков
4) структура денежной массы – соотношение наличных и безналичных денег, порядок прогнозного планирования (планы денежного оборота), механизм кредитно-денежного регулирования (политика ЦБ и прочие инструменты государства влияния на денежное обращение), порядок установки национального курса ( то есть катировки национальной валюты к иностранной), порядок кассовой дисциплины – совокупность правил, форм, кассовых и отчётных документов, которыми руководствуются юридические и физические лица при организации налично-денежного обращения.
Для расчетов денежного обращения используются денежные агрегаты.
М0 = наличные
М1= М0 + средства на расчетных текущих депозитных (до востребования) счетах юридических и физических лиц
М2 = М1 + срочные депозиты
М3 = М2 + ценные бумаги (в первую очередь государственные облигации)
Значение эмиссии ДС:
1. Периодическое обновление изношенных средств
2. Необходимость перехода к более крупным купюрам
3. Выпуск денег с целью погашения внутреннего государственного долга, покрытия бюджетного дефицита, осуществление социальных выплат
4. Деноминация (вычёркивание нулей, сокращение учётных единиц)
Организация наличного денежного обращения:
Банк России
Коммерческо-банковый центр
Коммерческий банк
Предприятие
Расчёты между юридическими лицами ограничены суммой 100 000 рублей
Характеристика банковской системы РФ.
В действующем законодательстве закреплены основные принципы организации банковской системы России, к числу которых относятся:
· принцип двухуровневой структуры банковской системы;
· принцип универсальности банков.
Принцип двухуровневой структуры банковской системы реализуется путем четкого законодательного разделения функций центрального банка и всех остальных банков.
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) как верхний уровень банковской системы выполняет функции денежно-кредитного регулирования, банковского надзора и управления системой расчетов в стране. Он может проводить банковские операции, необходимые для выполнения данных функций, только с российскими и иностранными кредитными организациями, а также с Правительством Российской Федерации, представительными и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, воинскими частями.
Банк России не имеет права осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, и с физическими лицами (кроме военнослужащих и служащих Банка России). Он не может прямо выходить на банковский рынок, предоставлять кредиты непосредственно предприятиям и организациям и не должен участвовать в конкуренции с коммерческими банками.
Коммерческие банки и другие кредитные организации образуют второй, нижний, уровень банковской системы. Они осуществляют посредничество в расчетах, кредитовании и инвестировании, но не принимают участия в разработке и реализации денежно-кредитной политики, а ориентируются в своей работе на установленные Банком России параметры денежной массы, процентных ставок, темпов инфляции и т.п. В процессе функционирования они должны выполнять нормативы и требования Банка России по уровню капитала, созданию резервов и др.
Принцип универсальности российских банков, закрепленный законодательством, означает, что все действующие на территории Российской Федерации банки имеют универсальные функциональные возможности. Иными словами, они имеют право осуществлять все краткосрочные коммерческие и долгосрочные инвестиционные операции, предусмотренные законодательством и банковскими лицензиями. Законодательство не предусматривает специализации банков по видам их операций.
Универсальный статус банков позволяет снижать риски за счет диверсификации услуг, обеспечивает комплексное обслуживание клиентов, максимальный учет специфики каждой группы клиентов при разработке новых банковских продуктов.
Статус и функции ЦБ РФ
Инструменты денежной политики ЦБ РФ
Причины создания Центральных Банков
Государству необходим дать полномочия одному банку в денежно-кредитной системе по эмиссии денег и возможности регулирования всей системы.
Любое допечатывание денег согласовывается с государством (так как вызывает инфляцию).
История ЦБ РФ начинается со второй половины XIX века. 1995 год – вторая часть развития.
Характеристика ЦБ РФ
· Является юридическим лицом, но в федеральном законе нет определения его организационно-правовой формы.
· Освобождён от уплаты всех налогов и сборов и не регистрируется в налоговых органах, то есть не является налогоплательщиком.
· 50% своих доходов ежегодно отдаёт в бюджет.
· Государство не отвечает по обязательствам банка России, а банк России – по обязательствам государства
· Банк России обладает независимостью, то есть не входит в структуру федеральных органов государственной власти.
· Уставный капитал и иное имущество банка России является федеральной собственностью.
· Высший орган ЦБ – совет директоров (менеджеры банка России). При банке России есть Национальный Банковский совет (3-4 депутата банковской думы, представители минфина, представители минэкономразвития, 3-4 представителя коммерческих банков).
· Обладает единой централизованной системой с вертикальным подчинением.
Наверху – управление ЦБ РФ, внизу – отделения ЦБ и военно-полевые учреждения (то есть подразделения, расположенные на территориях, где не могут существовать коммерческие банки из-за неприбыльности: военные зоны на севере и т.п.) + при отделениях ЦБ есть РКЦ (рассчётно-кассовые центры).
Функции ЦБ
· Разрабатывает и проводит совместно с правительством единую государственную денежно-кредитную политику.
· Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение (устанавливает правила хранения, инкассации, правила по ведению кассовых операций, порядок определения платёжеспособности денежных знаков
· Является кредитором последней инстанции и организовывает систему рефинансирования коммерческих банков, то есть предоставляет кредиты в случае невозможности привлечь деньги на межбанковском рынке.
· Устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов.
· Разрабатывают правила проведения банковских операций, бухгалтерского учёта и отчётностей, в том числе правила кредитования.
· Осуществляют государственную регистрацию кредитных организаций.
· Надзор. Имеет право применять штрафные санкции.
· Устанавливает экономические нормативы. Нормативы – ограничения объёма банковских операций по отдельным направлениям деятельности (ликвидность, объём операций).
· Осуществляет валютное регулирование, то есть определяет порядок валютных расчётов, требования по валютному контролю.
· Составляет платёжный баланс страны: баланс поступлений и платежей средств в валюте.
Инструменты денежно-кредитной политики банка России:
1) Управление золото-валютными резервами (монетарное золото, резервную позицию в МВФ – объём средств в долларах, хранящийся в МВФ от банка РФ; ценный бумаги иностранных правительств, краткосрочные депозиты в иностранных банках, ценные бумаги различных финансовых организаций).
2) Ставка рефинансирования.
Денежное обращение регулируется банком России путём кредитной политики 2 видов:
1) Кредитная экспансия, то есть увеличение ресурсов коммерческих банков.
2) Кредитная рестрикция (уменьшение ресурсов коммерческих банков).
Инструменты кредитной экспансии:
1) Приобретение объёмов валюты
2) Предоставление кредитов коммерческим банкам под залог ЦБ
3) Сделки репо (приобретение у коммерческих банков ценных бумаг с правом обратного выкупа)
4) Валютный своп
Инструменты рестрикции:
1) Требования по отчислению средств в фонд обязательных резервов.
Фонды обязательных резервов – законодательные требования Банка России в виде объёма денежных средств, хранящихся на отдельном счёте в ЦБ.
2) Привлечение депозитов коммерческих банков в ЦБ (открытие депозитов).
3) Выпуск облигаций банка России (бобры).
В ЦБ хранятся средства двух государственных фондов: резервный и фонд будущих поколений (фонд национального благосостояния).
Резервный фонд тратится в случае дефицита бюджета и кассового разрыва пенсионного фонда. Если величина резервного фонда превысит 10% ВВП, то превышение отправляется в фонд будущих поколений.
Ставка рефинансирования помимо оценки стоимости денежных средств на рынке обладает налоговой составляющей, то есть используется для расчетов по некоторым налогам, а также расчетов пеней (1/300 от ставки рефинансирования).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|