Тема 14. Учение о человеке (собеседование)
Методические рекомендации: обратить внимание на понимание природы, сущности и существования человека в различных научных школах, на концепции происхождения и эволюции человека, его расселения по планете и в Космосе (митохондриальный и мультирегиональный подходы), на идеи становления социума и разума, соотношение ноосферы и биосферы, на проблемы экологии.
1. Человек как предмет естественнонаучного познания.
2. Концепции происхождения человека.
3. Человек как биосоциальное, смысложизненное существо.
4. Учение о ноосфере.
5. Экология.
6. Учение о сознании.
7. Социобиологические концепции.
8. Естественнонаучные концепции человеческого общества.
9. Человек в свете синергетики, кибернетики и физики. Проблема моделирования человека и его сознания.
Доклады
- Концепция ноосферы и современность.
- Человек и жизнь в Космосе.
- Экология и проблема выживания человека.
- Обозримое и необозримое будущее человечества.
Базовые понятия
Человек. Общество. Цивилизация. Этнос. Этногенез. Пассионарность. Митохондриальный, мультирегиональный подходы. Экология. Ноосфера. Интеллект. Разум. Формация. Информационное общество. Цивилизация.
ЛИТЕРАТУРА
- Барулин В.С. Социальная философская антропология. М., 1994.
- Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.
- Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 2005. Гл. 17 – 23.
- Кокин А.В., Кокин А.А. Мировоззрение. – СПб.: Алкон, 2000. Гл. 26–30.
- Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М., 1997.
- Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987.
- Фромм Э. Душа человека. М., 1992.
Тема 15. Роль науки в реализации социально-экономического прогресса современного общества
Методические рекомендации: изучение данной темы позволяет уяснить процессы интеграции науки и производства (исторические и регионально-специфические формы интеграции, временные и стадиальные, масштабные параметры), сущность, основные этапы и закономерности становления научно-технического потенциала страны как основы инновационной экономики и социального государства, организационные формы НТП, взаимоотношение науки и государства в условиях глобализации процессов экономического и социального развития.
1. Наука в инновационном обществе.
2. Понятие научно-технического потенциала (НТП), его структура и способы количественной оценки; влияние на социальное и экономическое развитие современного общества.
3. Принципы финансирования, управления, оптимизации видов научно-технической деятельности в развитых странах.
4. НТП как база воспроизводства и развития человеческого потенциала в современном обществе.
5. Функции государства в управлении НТП.
Доклады
- Общее и особенное в управлении НТП в развитых странах.
- Актуальные проблемы сохранения и развития НТП современной России.
- Российская наука: состояние, место в современном мировом научном пространстве.
Базовые понятия
Национальный научно-технический потенциал (НТП), национальная исследовательская программа, научный парк, инкубатор, наукоемкие технологии, отрасли, изделия, государственная научно-техническая политика, государственный сектор науки, индикаторы науки и техники, технополис, процесс нововведения, прикладная и фундаментальная наука.
ЛИТЕРАТУРА
- Авдулов А.Н. Наука и производство: век интеграции (США, Западная Европа, Япония). М., Наука, 1992.
- Авдулов А.Н., Кулькин А.М. Власть, наука, общество. Система государственной поддержки научно-технической деятельности: опыт США. М.: ИНИОН РАН, 1994.
- АвдуловА.Н., Кулькин А.М. Научные и технологические парки, технополисы и регионы науки. М.: ИНИОН РАН, 1992.
- Бернал Дж. Наука в истории общества. М.: Изд-во иностр. лит., 1956.
- Добров Г.М. Наука о науке. Киев: Наук. Думка, 1989.
- Наука России на пороге XXI века: проблемы организации и управления / Под общ. ред. С.А. Лебедева. М.: Университет. гуманит. лицей, 2000.
- Тацуно Ш. Стратегия – технополис / пер. с англ. М.: Прогресс, 1989.
- Философия науки. Под ред. Лебедева С.А. М.: Академический проспект, 2006.
Тема 16. Современное развитие науки;
Проблемы развития современной российской науки
Методические рекомендации: основная задача – осмыслить состояние, новейшие проблемы, парадоксы и перспективы развития современной науки, ее место и роль в современном противоречивом меняющемся мире, обратить внимание на специфичность наступающего нового этапа в понимании мира – постнеклассического, на противоречивость социокультурного аспекта развития современной науки. Кроме того, следует усвоить, что а) естествознание небезлико: его осуществляют личности; б) хотя естествознание непосредственно не затрагивает интересы политики и т.д., но опосредованно связано с ними, поэтому важную роль в науке играют этика ученых, свобода творчества и ответственность.
1. Общие особенности и закономерности развития современного естествознания.
2. Постнеклассический этап современной науки (опорные принципы, специфические формы организации, изменение социальной ориентации науки, наука как производительная и социальная сила).
3. Методы и методология современной науки.
4. Интеграция естественных, гуманитарных и технических наук.
5. Научные революции XX в., наука и научно-техническая революция второй половины XX – начала XXI вв.
6. Трудности и парадоксы развития современной науки.
7. Место российской науки в системе мировой науки и ее современные проблемы.
8. Личность современного ученого и этика науки.
Доклады
- Неклассическая и постнеклассическая наука: специфика и взаимосвязь.
- Наука – социальная сила.
- Информационный взрыв, насыщение.
- Информационные технологии.
- Нанотехнологии.
- Современный ученый и ученый прошлого. Этика и ответственность.
Базовые понятия
Постнеклассическая наука. Научно-техническая революция. Информатика. Биотехнология. Наука как производительная и социальная сила. Интеграция, дифференциация наук. МНТК, НПО, НТО. Невидимые научные колледжи. Науковедение, наукометрия. Технологический переворот. Личность ученого. Типология ученых. Этика науки.
ЛИТЕРАТУРА
- Бабушкин А.Н. Современные концепции естествознания. Курс лекций. СПб – М.–Краснодар, 2004.
- Войтов И.Г. История и философия науки. М., 2004.
- Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 2005. Гл. 24, 25.
- Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 1998.
- Дидык М.А., Ерыгин А.Н. Личность и культура в эпоху модернизации. Ростов н/Д, 2003.
- Концепции современного естествознания. Под ред. Самыгина С.И. Ростов н/Д, 2004. Разд. II, гл. 10.
- Кохановский В.П. и др. Философия науки. Ростов н/Д, 2005.
- Краткий миг торжества. М.1989.
- Мир вокруг нас. М., 1983.
- Петров М.К. Социокультурные основания развития современной науки. М., 1992.
- Селье Г. От мечты к открытию. М., 1987.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНАМ
1. Предмет курса «Концепции современного естествознания» и социальные функции естественных наук.
2. Две культуры: естественнонаучная и гуманитарная.
3. Естествознание в системе наук, специфика естественнонаучного познания.
4. Внутренние закономерности развития естествознания.
5. Наука, религия и философия; естественнонаучное, философское и религиозное мировоззрение.
6. Экстенсивные и интенсивные этапы развития науки.
7. Роль естествознания в научно-техническом прогрессе.
8. Классификация естественных наук.
9. Особенности методологии и методов естествознания, естественнонаучная и философская методология.
10. Эмпирический и теоретический уровни естествознания, их специфика, роль в научном познании и взаимосвязь. Эмпиризм и рационализм.
11. Классификация методов естествознания и их роль в познании.
12. Формы естественнонаучного познания: факт, проблема, идея, гипотеза, теория.
13. Закон, категория, парадигма как инструменты естественнонаучного познания.
14. Математизация естествознания, математика – язык науки.
15. Понятие и познавательное значение естественнонаучной картины мира и стиля научного мышления.
16. Объективные общие и специфические предпосылки возникновения и развития представлений о природе в архаическом и раннетрадиционном обществе.
17. Непосредственные предпосылки и процесс формирования стихийно-натуралистического знания.
18. Мифологическая картина мира.
19. Возникновение и значение философии как праматери науки и создание натуралистической картины мира.
20. Основные типы натуралистических концепций.
21. Предпосылки становления классической науки и научной модели природы.
22. Особенности механистической картины, ее значение для развития науки и историческое место.
23. Предпосылки неклассического естествознания, революция в естествознании конца XIX – начала XX вв.
24. Социокультурные, философско-методологические и естественнонаучные основы неклассической модели мира.
25. Основные принципы и содержание неклассической картины мира.
26. Постмодерн в науке и формы его проявления.
27. Взаимосвязь неклассической и классической картин природы в современных условиях.
28. Структурные уровни и виды материи.
29. Движение – способ существования материи. Основные формы движения материи и их взаимосвязь. Механицизм, редукционизм, энергетизм.
30. Пространство и время, пространственно-временной континуум.
31. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы.
32. Понятие космогонической и космологической концепций.
33. Концепции и взгляды на структуру Метагалактики.
34. Звездная стадия эволюции галактик, синтез элементов в звездах.
35. Эволюция звезд (карлики, нейтронные звезды, черные дыры).
36. Планетарные системы.
37. Концепции происхождения и эволюции Солнечной системы, Земли.
38. Взаимосвязь и взаимообусловленность явлений природы, типы взаимодействий.
39. Порядок и хаос в материальном мире, роль синергетики в осмыслении этих явлений.
40. Самоорганизация и эволюция материального мира.
41. Понятие и специфика законов природы, закон и принцип, законы объективные и законы науки.
42. Динамические и статистические закономерности в природе.
43. Законы соответствия и превращения.
44. Законы дальнодействия и близкодействия, состояние.
45. Принципы относительности, дополнительности, соответствия.
46. Принципы универсального эволюционизма.
47. Химические системы, энергетика химических процессов, реакционная способность веществ.
48. Понятие преджизни и жизни.
49. Концепции возникновения и развития жизни на Земле.
50. Глобальная проблема выживания всего живого на Земле.
51. Генетика и воспроизводство жизни.
52. Синтетическая теория эволюции и коэволюции.
53. Человек как объект и предмет естественнонаучного познания.
54. Концепции происхождения человека.
55. Человек как биосоциальное, смысложизненное существо.
56. Учение о ноосфере.
57. Экология и экологические проблемы.
58. Социобиологические концепции.
59. Естественнонаучные концепции человеческого общества.
60. Человек в свете синергетики, кибернетики и физики. Проблема моделирования человека и его сознания.
61. Общие особенности, проблемы и парадоксы развития современного естествознания.
62. Постнеклассический этап современной науки.
63. Интеграция естественных, гуманитарных и технических наук.
64. Научные революции XX в., наука и научно-техническая революция второй половины XX – начала XXI вв.
65. Место российской науки в системе мировой науки и ее современные проблемы.
66. Личность ученого, проблемы свободы творчества и ответственности естествоиспытателей.
67. Научная этика, биоэтика.
68. Роль ценностей в науке, объективность в научном творчестве.
ТЕСТЫ (для самостоятельной проработки)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|