Тема 6. Учение о человеке
Человек в свете естественнонаучного познания, как его объект и предмет.
Концепции происхождения человека.
Проблемы расселения человека. Митохондральная и мультирегиональная концепции. Современные проблемы миграции человека.
Биосоциальная природа и социальная сущность человека. Антропология и этнология.
Сознание и разум, интеллект. Этология.
Концепция ноосферы. Ноосфера и биосфера.
Социобиологические концепции человека.
Естественнонаучные концепции человеческого общества. Человек – общество – природа. Современные экологические проблемы.
Человек в свете синергетики, кибернетики и физики. Проблема моделирования человека и его сознания. Человек и техномир.
Современные глобальные проблемы человека.
Тема 7. Современное развитие науки; проблемы развития современной российской науки
Общие особенности и внутренние закономерности развития современной науки.
Современная наука как социальный институт. Наука и мировая политика.
Постнеклассический этап развития науки (опорные принципы, специфические формы организации и управления, научное общение и связи, изменение социальной ориентации).
Метод и методология современных наук.
Наука как непосредственная производительная и социальная сила общества. Сциентизм и антисциентизм.
Интеграция естественных, технических и гуманитарных наук.
Научные революции XX столетия, наука и научно-техническая революция второй половины XX – начала XXI вв. Проблемы, трудности и парадоксы развития современной науки. Наука и общественный прогресс (плюсы и минусы).
Место российской науки в системе мировой науки, ее современные проблемы.
Личность современного ученого и этика науки
Понятие личности ученого, специфика. Ученый как человек, индивид, индивидуальность, личность.
Типология личностей в науке. Ординарные и выдающиеся личности в науке. Проблема научных школ, преемственности и новаторства в деятельности ученого как личности.
Качества и социальный портрет ученого.
Мотивы и стимулы научного творчества ученых.
Роль ценностей в науке. Научая объективность, необъективность, объективизм и субъективизм в науке. Проблемы идеологизации и деидеологизации науки (естествознания).
Научная этика. Биоэтика и нравственность и их влияние на деятельность ученых.
Проблема свободы творчества, гражданской и научной ответственности научной личности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Курса «Концепции современного естествознания»
Темы занятий
| Лекции
| Семинары
| Тема 1. Предмет, социальные функции и задачи курса КСЕ.
|
|
| Тема 2. Структура, методы и методология естествознания.
- Особенности развития естествознания и его место в культуре, тенденции развития
- Наука как социальный институт
- Структура естественнонаучного познания, его уровни и научный метод
- Динамика науки как процесс порождения нового знания
|
|
| Тема 3. История и логика развития естествознания.
- Созерцательно-натуралистическая модель природы. Предпосылки становления науки и научной модели природы
- Механистическая картина природы
- Предпосылки неклассического естествознания. Революция в естествознании конца XIX – начала XX вв.
- Неклассическая картина природы
- Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности
|
|
| Тема 4. Современные естественнонаучные представления о материальных основах природы.
- Структурные уровни, способы и формы бытия материального мира
- Космологическая и космогоническая концепции
- Порядок и беспорядок в природе, хаос, симметрия и асимметрия, эволюция окружающего мира
- Всеобщие законы природы и принципы естествознания
|
|
| Тема 5. Учение о жизни.
|
|
| Тема 6. Учение о человеке.
|
|
| Тема 7. Роль науки в реализации социально-экономического прогресса современного общества.
|
|
| Тема 8. Современное развитие науки: проблемы развития современной российской науки. Личность современного ученого и этика науки
|
|
| ВСЕГО
|
|
| ИТОГО
|
|
УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ
- Аистов И. Концепции современного естествознания. (Краткий курс). СПб, 2005.
- Бабушкин А.Н. Современные концепции естествознания. Курс лекций. СПб – М.- Краснодар, 2004.
- Горбачев В.В. Концепции современного естествознания. М., 2005.
- Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Курс лекций. М., 2005, 2007.
- Гранатов Г.Г. Концепции современного естествознания. (Система основных понятий). М., 2005.
- Гусейханов М.К., Раджабов О.Р. Концепции современного естествознания. М., 2005.
- Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Новосибирск, 2005.
- Канке В.А. Концепции современного естествознания. М., 2004.
- Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Краткий курс. М., 2004.
- Кокин А.В., Кокин А.А. Мировоззрение. – СПб.: Алкон, 2000.
- Кокин А.В. Концепции современного естествознания. – М.: Приор, 1998.
- Концепции современного естествознания. Под ред. Борщова А.С. М., 2005.
- Концепции современного естествознания. Вопросы и ответы. Под ред. Самыгина С.И. Ростов н/Д., 2007, 2008.
- Кохановский В.П. и др. Философия науки. Ростов н/Д, 2005.
- Лозовский В. Концепции современного естествознания. М., 2004.
- Микешина А.А. Философия науки. М., 2005, 2007.
- Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 2005, 2006.
- Свиридов В. Концепции современного естествознания. СПб, 2005.
- Философия науки: вопросы и ответы / Под ред. Старостина А.М., Стрюковского В.И. Ростов н/Д., 2007; М.: Академ-Центр, 2009.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинар 1. Особенности развития естествознания
И его место в культуре
Методические рекомендации: при изучении данной темы следует усвоить понятие естествознания как системы знаний о природе и ее законах, определить место естествознания в культуре общества, соотнести естественнонаучную и гуманитарную культуры, а также сравнить различные типы мировоззрения. Важное место в изучении данной темы занимает проблема внутренних закономерностей развития естествознания.
1. Предмет и социальные функции курса «Концепции современного естествознания».
2. Две культуры: естественнонаучная и гуманитарная.
3. Естествознание в системе науки, специфика естественнонаучного познания.
4. Внутренние закономерности развития естествознания.
5. Наука, религия и философия. Естественнонаучное, религиозное и философское мировоззрение.
6. Наука как социальный институт.
Доклады
- Специфика и взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культур.
- Социальные функции естествознания в современных условиях.
- Естествознание и научно-технический прогресс.
Базовые понятия
Естествознание. Мировоззрение. Типы мировоззрения: естественнонаучное, философское, религиозное. Внутренняя логика развития науки.
ЛИТЕРАТУРА
- Бабушкин А.Н. Современные концепции естествознания. Курс лекций. СПб – М.–Краснодар, 2004. Лекция 1.
- Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956.
- Карпинская Р.С. и др. Философия природы: коэволюционная стратегия. М., 1995.
- Кокин А.В., Кокин А.А. Мировоззрение. – СПб.: Алкон, 2000.
- Кун Т. Структура научных революций. М., 1981.
- Наука в культуре. М., 1988.
- Основы философии. Под ред. В.И. Стрюковского. Ростов н/Д, 2005. Гл. 11.
- Рассел Б. Человеческое познание. М., 1957.
- Сноу Ч. Две культуры. М., 1978.
- Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2004.
- Традиции и революции в развитии науки. М., 1999.
Семинар 2. Структура естественнонаучного познания, его уровни и научный метод
Методические рекомендации: при изучении данной темы рекомендуется обратить внимание на следующее: какова структура естественнонаучного знания и каковы основания для классификации естественных наук; особенности методологии современного естествознания; соотношение и роль двух уровней естествознания; каковы основные общенаучные формы познания.
1. Структура естественнонаучного познания и классификация наук.
2. Особенности методологии и методов естественнонаучного познания. Естественнонаучная и философская методология.
3. Эмпирический и теоретический уровни естествознания, их специфика, роль в научном познании и взаимосвязь.
4. Классификация методов естествознания.
5. Формы естественнонаучного познания: факт, идея, проблема, гипотеза, теория, закон, аксиома, парадигма.
6. Математика – язык науки.
7. Естественнонаучные картины мира и стиль научного мышления.
Базовые понятия
Уровень научного познания. Научная картина мира. Стиль научного мышления. Факт. Проблема. Идея. Гипотеза. Теория. Закон. Принцип. Парадигма.
Доклады
- Соотношение естественнонаучной и философской методологии.
- Специфика естественнонаучного факта.
- Соотношение понятий «закон», «принцип», «парадигма».
- Типы стилей научного мышления и их роль в познании.
ЛИТЕРАТУРА
- Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989.
- Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Курс лекций. М., 2005. Гл. 4, 5.
- Основы философии. Под ред. В.И. Стрюковского. Ростов-н/Д, 2005. Гл. 6 § 7, гл. 11.
- Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.
- Структура и развитие науки. М., 1975.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|