Сделай Сам Свою Работу на 5

Современные люди (неоантропы)





Возникновение людей современного физического типа, сменивших древних людей, произошло относительно недавно, примерно 35–40 (по некоторым оценкам палеогенетиков – около 50) тыс. лет назад. Сам процесс смены субъектов антропогенеза для ученых пока неоднозначен.

По непонятным все еще причинам неандертальцы (Homo Neandertalus)исчезли, уступив место кроманьонцу(Homo sapiens), не обладающему многими из физических черт, характерных для неандертальцев.

Впервые останки современного человекабыли обнаружены в 1868 г. во Франции в пещере Кро-Маньон. Кроманьонцы появились в Европе 35 тыс. лет назад. Они имели рост около 180 см, их внешний облик и размер черепной коробки (1400-1600 см3) были близки к современному человеку.
В двадцатом веке их останки были найдены в Европе повсеместно. В нашей стране уникальные находки этих людей сделаны около Воронежа и Владимира.

Ископаемые люди современного типа обладали всем комплексом основных физических, морфологических и физиологических особенностей, которые, имеются и у наших современников.

Их умственное развитие по сравнению с неандертальцами и тем более с человеком прямоходящим достигло высокого уровня. Об этом свидетельствуют не только объем
и строение мозга, но и резкие изменения, происшедшие в их жизни. Кремниевые орудия постепенно становились все более разнообразными и совершенными. Для изготовления орудий кроманьонцы стали широко использовать и более трудно обрабатываемые материалы: кость, рог.



Разнообразие типов орудий из камня и кости (резцы, скребки, сверла, наконечники для дротиков, гарпуны, иглы) говорит о сложной трудовой деятельности, в результате которой зависимость от природы становилась все меньше
и меньше. Изучение орудий труда кроманьонцев показывает, что уже в то время человек умел сшивать шкуры животных и изготавливать из них одежду, жилье. Все это делало человека менее зависимым от климатических условий. Именно поэтому люди начинают осваивать ранее недоступные для них районы земного шара, переносить неблагоприятные условия окружающей среды.

На этом этапе произошло еще одно крупное событие
в жизни людей – возникло искусство. Рисунки первых художников, обнаруженные на стенах пещер, каменные и костяные скульптуры выполнены с удивительным для того времени мастерством.



Одним из наиболее поразительных аспектов развития кроманьонцев является расцвет эстетических чувств, которые выражались посредством рисунков, скульптур и украшений. На период 16–11 тыс. лет назад приходится расцвет наскальной живописи благодаря людям, жившим охотой, рыбной ловлей и собирательством плодов дикорастущих растений, людям эпохи, названной веком северного оленя. Наскальная живопись почти полностью исчезла как искусство 10 тыс. лет назад, т.е. к моменту завершения последнего ледникового периода. После этого человеку хватило всего несколько тысячелетий, чтобы приручить животных, использовать растения, овладеть гончарным ремеслом, открыть металлургию.

Возникновение речи, в том числе письменной, – важнейший этап в эволюции человека. Речь позволила осмысленно передавать от поколения к поколению любую ценную информацию, а не только ту, которую природа «пишет»
в генах.

С появлением письма новому поколению не приходится каждый раз заново начинать освоение мира. Появилась возможность специфического неживотного развития.

Для науки давно не секрет, что высшие формы животных способны к элементарным актам мыслительной деятельности.Они, например, осознаютпричинно-следствен­ныесвязимежду отдельными чувственнымиобразами и поэтому могут достаточно эффективно использовать отдельные примитивные орудия. Однако, в отличие от человека, животные не способны к абстрактному мышлению в форме понятий, суждений и умозаключений. Поэтому мышление животных всегда ситуативное, они не могут принимать во внимание то, что им не доступно в процессе непосредственного восприятия.



Со временем информация, передаваемая с помощью речи, стала играть большеезначение, чем та, которая передается генами. Homo sapiens продолжил эволюционную тенденцию высших животных на вытеснение доминирования генной запрограммированности мотивов поведения. Но только люди, и в этом их существенное отличие от животных, прошли этот путь до конца. Теперь маленький человек приходит в этот мир без готовой генной матрицы родового поведения, а воспитание приобретает совершенно иной, чем у животных, смысл.

Проблема эволюции человека
на современном этапе

По мере развития человечества как общественного явления собственно биологические факторы эволюции отступают и слабеют, на первый план начинают выходить социальные факторы. Но это не означает, что биологические контенты уходят совсем и современный человек не подвержен эволюции. Конечно, существенно видоизменился механизм естественного отбора. У древнего человека он был еще очень похож на эволюционный процесс животных. Выбор самой плодовитой самки, выжившей в изменившихся обстоятельствах благодаря «нужным» мутациям – такова схема для эволюционного дрейфа (и не одного миллиона лет) для архантропа. Для самца процедура усложнялась необходимостью проявить личную боевую доблесть и физическую мощь в брачных поединках (оптимальная процедура отбора наиболее эффективного защитника самки и потомства).

Со временем, очевидно, в этот процесс включаются социальные факторы. К репродукции рода допускаются все,
а не только физически лучшие и приспособленные. Последующие поколения такого «неестественного» отбора – это уже не сообщество «отборных», а социальное содружество
с их неэлитными собратьями.

Первые формы социальности научаются сохранять жизнь слабым и обреченным в борьбе за существование, а следовательно, пробил час «чистой» биоэволюции в судьбе антропоидов. Прогресс в этой борьбе теперь обеспечивают не совершенствование физиологической и морфологической приспособленности, а совершенствование социальных технологий. Т.е. тем самым человеческий род вынес за пределы собственного тела проблему эффективного противостояния природе. Характерная для человека видовая телесность зафиксировала свою видовую определенность именно на этом рубеже, после которого биофизиологические приспособительные модификации уже объективно не востребованы.
И поэтому ступени человеческого прогресса фиксируют уже внетелесные достижения культуры (каменный или бронзовый век, островная или континентальная цивилизация и т.д.). Восхождение по этим ступеням теперь не меняет в родовом качестве «человек» его биоконтент.

Однако осуществляющийся вне тела социальный прогресс не может отменить неизбежных для всего живого генных мутаций как сущностной характеристики этого живого. Поэтому правомерен серьезный общественный интерес к вопросам о социальной значимости этих мутаций и наличии их видимых, положительных или негативных, результатов. Наибольшее, по социальному резонансу, место среди обозначенных вопросов занимает теоретический блок вопросов о месте и значении биологического в социальном бытии рас и этносов. Насколько значимы отличия в разрезе глаз, пигментации кожи или структуре волос. И самый резонансный: предопределяют ли расовые различия и разность в эволюционных стадиях развития расовых групп? Наука давно преодолела этап объективного исследования этой проблемы.

Ответ научного естествознания вполне ясен: все люди на земле в своей видовой определенности – Homo sapiens,
а эстетические нюансы цвета для родовой идентификации не значимы. Здесь давно нет научной проблемы, а есть проблемы идеологические и политические. Что же, для приверженцев идеологии качественного неравенства рас повторим несколько азбучных истин.

Европейские путешественники XV-XIX вв. действительно сталкивались с объективными фактами колоссальных цивилизационных разрывов некоторых африканских, азиатских, американских сообществ со своими культурами. Эти сообщества, помимо разительных отличий в образе жизни, предлагали к осмыслению и другой объективный факт – очевидные отличия во внешности (пигмеи Африки, каннибалические племена Новой Зеландии и т.п.).

Расовые группы, до начала XIX в., были достаточно жестко локализованы в географическом пространстве, поэтому границы расовых популяций совпадали с границами цивилизационными.

Эта эмпирическая реальность породила вполне объяснимые иллюзии. Но планетарные интегративные процессы со временем показали, что представители т.н. «нецивилизованных рас» легко преодолевают эпохальные ступени и этажи. Статусная человеческая биология бесконфликтно интегрируется с любым социальным контентом после, разумеется, процедур адаптации. Главное – что для этой адаптации не выявлено никаких биофизиологических препятствий.

Мутационные процессы, не меняющие статусной «человечности», в современном мире продолжаются. До прошлого века огромную роль игралаизоляция отдельных популяций, но с глобализацией мировой жизни изолированность популяций сохранилась лишь у малого процента сообществ.

Естественный отбор в виде волн сокращения популяции в результате, например, эпидемий резко снизился.

Зато мутационныйпроцессвсовременноммире значительно усилен загрязнением окружающей среды (выбросы химических веществ, отходы добывающих производств, внесение пестицидов в сельском хозяйстве, аварии в газовой и нефтяной отраслях, радиоактивное заражение местности, отравление среды в процессе современных военных действий и т.п.).

Мутационный процесс происходит в отрыве от естественного отбора, поскольку медицина научилась спасать младенцев, которые при естественном отборе должны погибнуть, и лечить половозрелых людей, которые передают негативные мутации потомкам. Происходит также, очевидное и бурное, расовое смешение из-за межрасовых браков, расы теряют характерные черты, метисируются.

Нелишне напомнить, что уже обозначавшийся выше временной отрезок XV-XIX вв. породил многомиллионные расовые группы мулатов, метисов, пионов, креолов и т.д.
в Северной и Южной Америках. Сопоставимые процессы и результаты есть на всех континентах.

В то же время происходят зримые явления, общие для всех расовых групп – процессы грацилизации(снижение общей массивности скелета) и акселерации(ускорение развития всего организма)которые еще ждут своей адекватной оценки антропологами.

Биологическое и социальное в сущности
и существовании человека

Человек возник в процессе эволюции под воздействием законов, общих для всех живых существ. Человеческий организм, как и все живые организмы, для поддержания жизнеспособности нуждается в материальных источниках энергии, пище, воде и кислороде. Он, как и все животные, не может существовать без регулярного отдыха, не может без температурной стабильности собственного тела, не может не зависеть от атмосферного давления и влажности воздуха.

Как и все живые организмы, он неизбежно претерпевает изменения, растет, стареет, умирает. Поэтому тело человека, человеческий организм – область изучения биологических наук.

Однако человеческий организм – это, конечно, еще не человек в социальном смысле. Ребенок, полностью изолированный от остальных людей, не научится говорить, его мышление не разовьется. Детеныш человека появляется на свет даже без инстинктов. Его телесность обречена без уже неустранимого патронажа социума.

Только общество, в лице его представителей, может дать человеку технологии выживания и существования. Т.е. новорожденный может выжить, только став человеком, а становится человеком только тогда, когда он развивается и живет в обществе. Все это результат того, что у человека возникает особая, не связанная с генетическими механизмами форма связи между поколениями – преемственность традиций, культуры, науки и знаний. А это, в свою очередь, стало возможным благодаря развитию речи и письменности. И теперь опыт, накопленный человеком в индивидуальной жизни, не исчезает вместе с ним, а вливается в общечеловеческую культуру.

Сам процесс антропосоциогенеза является и причиной такой перестройки биологического и, одновременно, его результатом.

Напомним, что на первых этапах эволюции гоминид отбор на большую приспособляемость к быстро меняющимся обстоятельствам имел решающее значение. Однако впоследствии, как показано выше, способность человека передавать по наследству негенетические приобретения в виде разнообразной научной, технической и культурной информации по мере возрастания объема знаний все более выводила человека из-под жесткого контроля естественного отбора и тем самым усиливала зависимость от общества.

Человек одновременно и биологическое существо, и социальное. Самые элитные, или «одухотворенные» социальные статусы не изменят биопортрета человека.

Человек разумный как биологический вид относится
к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, подотряду узконосых приматов, семейству гоминид, роду человек.

Человеческий организм – биологическая материальная основа, на которой в процессе социализации строится, воздвигается человеческая личность, личность социального существа, организованного в разного типа сообщества, способного создавать и совершенствовать орудия труда в процессе предметно-практической деятельности.

Игнорирование социальной роли с преувеличением биологической, и наоборот – серьезная научная ошибка. Социологизаторство явно недооценивает значение наследственности в периоды интенсивного формирования организма человека, его личности (эмбриональный, грудной, детский, подростковый, юношеский). Развитие, адаптация человека осуществляются под влиянием двух программ наследственности: биологической и социальной, генотипа и среды.
К сожалению, биологически наследуются не только положительные, но и негативные задатки (умственная неполноценность, шизофрения и др.).

Таким образом, биологическоев человеке– это биологические законы обмена веществ и энергии, обусловленные морфофизиологическими особенностями организма.

Биологическое– это морфофункциональная основа, которая обеспечивает индивидуальное приспособление организма к среде. Биологическое в человеке – необходимое, но не достаточное условие.

Социальное– система материальных и духовных факторов общественного происхождения и совокупность межчеловеческих, интерсубъективных, коммуникативных и психоэмоциональных отношений, влияющих на жизнедеятельность человека, его здоровье.

Биологическое и социальное относительно гармонично связаны между собой, образуя социального человека, личность. Биологическое в человеке проявляется в социальной форме. Но не будем никогда забывать, что социальное – этап в приспособительной эволюции.

Земной смысл социального в человеке – обеспечивать его биологическое существование.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.