Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные факторы, определяющие качество и эффективность ревизии





 

Ревизией и проверкой учетных данных охватываются разные стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятий, интересующих следствие и суд. Но ревизор не в состоянии проверить все бухгалтерские записи и хозяйственные операции. Недостатки и нарушения в учете, искусно скрываемые путем составления подложных документов и неправильных бухгалтерских проводок, остаются не выявленными. Эффективным средством, устраняющим этот пробел, является комплексная ревизия, которая предполагает привлечение кроме экономистов-бухгалтеров и других специалистов.

Качественное и своевременное проведение ревизии во многом обеспечивается строгим соблюдением методики ее осуществления. В соответствии с действующей методикой ревизионная работа проводится поэтапно: организационно-подготовительная работа; проведение документальной ревизии; оформление результатов ревизии; реализация материалов и организация контроля за выполнением решений.

В специальной литературе широко рассматриваются вопросы организации комплексных ревизий. В то же время среди ученых и практиков нет полной ясности в вопросе комплектования бригад (групп) ревизоров для проведения ревизии по заданию правоохранительных органов. Решение его обычно



сводится только к укомплектованию бригад (групп) ревизорами из нужных специалистов. При этом остаются нерешенными вопросы, касающиеся психологических аспектов организации этих ревизий.

Ревизору психологические познания необходимы на всех этапах его деятельности. В частности, ревизор должен: в соответствии с поставленной целью выработать психологическую установку; систематизировать информацию и анализировать мнения работников; принимать решения; воспринимать обратную информацию и вступать в контакт с работниками; прогнозировать эффективность принимаемых решений и эмоционально воздействовать на исполнителей; производить самооценку своих действий и др.

Ревизионная практика свидетельствует о низком качестве большинства комплексных ревизий из-за психологической неподготовленности ревизоров. В результате снижается не только качество, но и профилактическая направленность, воспитательная роль ревизий. Создание атмосферы взаимопонимания между членами ревизионной бригады (группы) требует обеспечения определенных условий. В частности: рациональное распределение функций взаимодействующих ревизоров; соответствие личных возможностей ревизоров структуре и содержанию выполняемой деятельности; использование различных индивидуальных возможностей специалистов; единство в понимании целей и способов их достижения; взаимопонимание и доверие и др.



Очень важно, чтобы у каждого ревизора и группы конечная цель ревизии подкреплялась единой психологической установкой. При отсутствии предварительно сформированной психологической готовности к получению информации и принятию определенного решения, выявляемые ревизором нарушения законности воспринимаются ими же неправильно и их ревизионные действия оказываются мало эффективными. Как и показывают исследования ученых, наличие заранее сформулированной конкретной установки позволяет повысить эффективность человеческой деятельности почти на 30%.

Таким образом, формирование соответствующего настроения у коллектива ревизоров − одна из ответственных задач, возлагаемых на руководителя группы в период организационно-подготовительной работы.

Для решения отдельных вопросов ревизии существенное значение имеет установление контактов со специалистами ревизуемого предприятия (фирмы). Это дает возможность ревизорам лично познакомиться с работниками, причастными к интересующему делу, ставить перед ними основные и дополнительные вопросы, получать на них ответы, проверять их обоснованность документально.



Одним из качеств, необходимых ревизору при любой форме общения, является умение слушать. Это помогает ревизору выделить главную мысль собеседника, сопоставить полученную информацию с имеющейся и критически оценить ее, регулировать степень своего внимания.

В процессе делового общения ревизору необходимо использовать методы воздействия на должностных лиц путем передачи информации, предъявления материалов ревизии устно или письменно.

При проведении ревизии следует использовать целый арсенал средств и методов воздействия на личность. Наиболее распространенной из них является передача информации: целенаправленная передача сообщений о событиях, фактах, знаниях. Различают прямую и косвенную форму передачи информации.

Метод убеждения используется ревизором в беседах с целью изменения взглядов работника и его отношения к конкретным фактам и собственному поведению. Форма убеждения может быть разной: логической, эмоциональной или дискуссионной.

Метод приема заключается в том, что в процессе общения воспроизводятся положительные действия, приемы, правила поведения. Они могут осуществляться в нескольких вариантах, например путем личного примера поведения или сообщения о положительном опыте действий других работников.

Кроме того, ревизорам следует изучить психологию лиц, совершивших нарушения и злоупотребления, беседовать с ними. При доверительной беседе появляется возможность определить отношение работника к конкретно интересующим

ревизию фактам, его профессиональные знания, интересы, понимание моральных и правовых норм, понять психологический склад. Это необходимо для установления причин нарушения законности, механизма образования недостачи, излишков товарно-материальных ценностей, закономерностей их возникновения, а также для разработки способов их предупреждения и устранения.

Ревизия по заданию правоохранительных органов направлена на исследование финансово-хозяйственных операций с учетом их причинно-следственных связей. Причина и следствие взаимосвязаны. В случаях когда известны следствия, задача сводится к выяснению вызвавших его причин, а если известны причины – к определению следствия.

Правильный выбор приемов контроля в большой степени предопределяет качество и эффективность ревизий. Отсутствие системного подхода в этом процессе приводит к неполному выявлению нарушений и злоупотреблений, дополнительным и повторным проверкам. Приемы следует совершенствовать на основе критического анализа и имеющегося опыта проведения ревизий.

В специальной литературе широко представлен обзор используемых в контрольно-ревизионной работе способов логического, математического, документального и фактического контроля. В то время как применение их в условиях автоматизированной обработки экономической информации на ЭВМ слабо освещается.

Приемы и способы контроля здесь обусловлены технологией формирования первичной информации и ее машинных носителей. Эксплуатационные возможности ЭВМ создают предпосылки для автоматизации контрольно-ревизионного процесса, так как позволяют осуществлять программированный контроль хозяйственных операций по содержанию путем широкого использования программно-логических приемов текущего контроля, достоверности экономических данных на всех стадиях технологического процесса их обработки (на входной и выходной фазе).

К программно-логическим способам контроля отнесены: приемы двойного счета; алгоритмический контроль; счетный контроль с получением конкретных итогов; балансовый способ счетного контроля; применение матричных моделей; сравнение одноименных показателей, полученных из различных источников (встречные проверки); прием обратного счета; способы подстановок, корреляционных связей, другие математические приемы; контроль по отклонениям. Использование этих приемов позволяет выявлять случаи противоречивости отдельных показателей в первичных документах, нормативносправочной и учетной информации, вскрывать и предупреждать приписки и другие нарушения.

В настоящее время находит распространение диалоговый режим работы терминальных устройств с ЭВМ. Этот прием основан на использовании принципов теледоступа или телеобработки для двухсторонней связи между терминалом и ЭВМ. Это также дает возможность заменить обычные первичные документы, дуаль-карты, перфокарты непосредственно машинными носителями: магнитными лентами или магнитными дисками. Такой способ ввода информации в ЭВМ значительно сокращает затраты труда на перфорацию и ее контроль. Использование терминальных устройств для ввода первичной учетной информации в ЭВМ должно сопровождаться получением с него бумажного дубликата произведенных записей. Дубликат, скрепленный подписями лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции, будет обладать статусом оправдательного документа, имеющего юридическую силу. Без этого невозможно осуществлять последующий контроль за сохранностью товарно-материальных и денежных ценностей.

На практике применяются и другие способы документального оформления хозяйственных и финансовых операций. В частности, передача исходной информации по ЭВМ непосредственно различными датчиками, счетчиками, производственным оборудованием, электронными весами, кассовыми аппаратами и др. При этом значительно сокращаются потоки первичной документации с сохранением принципа сплошного документирования хозяйственных и финансовых операций. Здесь имеется некоторый разрыв между моментом совершения отдельных операций и получением полностью оформленного результативного документа (машинограммы) на основе первичных данных, переданных на ЭВМ периферийными автоматическими устройствами.

Несмотря на дальнейшее развитие автоматических устройств фиксации и передачи исходной информации на ЭВМ, ревизионные операции организационно-инструктивного характера, наблюдения, оценки действий должностных лиц, получение объяснений, справок требуют творческих усилий ревизора и не поддаются автоматизации с помощью технических средств. Многие виды операций, связанные с наличным денежным оборотом, финансовыми расчетами и движением товарно-материальных ценностей, предстоит и впредь оформлять традиционными первичными документами, так как они выполняют распорядительно-правовую функцию и, лишь затем, используются в качестве оправдательных (исполнительных) документов.

 

 

9.3. Отличия ревизий по требованию правоохранительных органов от плановых ревизий

 

Основные отличия ревизий, назначаемых и проводимых по требованию правоохранительных органов, от плановых заключаются в следующем.

Перед плановыми ревизиями стоят задачи по проверке законности совершенных операций вообще, соблюдения финансовой дисциплины, правильности постановки бухгалтерского учета, его достоверности, качественности документов и т.п. Одновременно программой ревизии предусматривается выявление злоупотреблений. Задачи ревизий, назначаемых по требованию следователя, ограничиваются установлением и проверкой фактов хищений и других экономических преступлений. Иногда параллельно (и очень редко самостоятельно) могут быть поставлены задачи и по проверке законности тех или иных операций и правильности постановки бухгалтерского учета (в случаях, когда это может иметь отношение к фактам хищений и другим экономическим преступлениям).

Администрация при назначении плановой ревизии исходит из хозяйственной целесообразности, а также из стремления получить компетентную помощь в устранении имеющихся недостатков в деятельности предприятия. Следователь же требует назначения ревизии лишь в связи с преступлением.

Плановые ревизии проводятся, как известно, в связи с потребностью предприятия (фирмы) регулярно контролировать свою финансово-хозяйственную деятельность с целью поиска внутренних резервов для повышения эффективности производства.

По требованию следователя ревизия назначается при наличии в уголовном деле данных, свидетельствующих о возможности выявления путем ревизии определенных преступных фактов в деятельности предприятия (фирмы), когда возникает необходимость в проверке путем ревизии фактов подобного характера.

Юридическим основанием для назначения плановой ревизии являются учредительные и другие нормативные документы, регламентирующие деятельность предприятия (фирмы). Право следователя требовать назначения ревизии предусмотрено Уголовно-процессуальным кодексом и обусловлено требованиями полноты расследования.

При ревизиях проверяется чаще всего вся деятельность ревизуемого предприятия (фирмы). Ревизор при этом руководствуется заранее разработанной программой. Следователь, требуя назначения ревизии, преследует конкретные цели. Они направлены на выявление или проверку преступных фактов или обстоятельств, способствовавших их возникновению, которые связаны с конкретным делом.

Проверяя всю деятельность предприятия (фирмы) при плановой ревизии, ревизор не имеет возможности досконально изучить все документы, фактическое совершение отраженных в них операций. Ревизия, проводимая по требованию следователя, обычно ограничивается проверкой лишь определенных сторон хозяйственной деятельности организации. Следователь сообщает ревизору об известных уже способах совершения преступлений, оставляющих следы в тех или иных документах.

В специальной литературе часто отмечают, что ревизия, осуществляемая по требованию правоохранительных органов, отличается от обычной, плановой ревизии своей целеустремленностью.

При этом вывод этот основывается на том, что при производстве обычной ревизии ревизор не знает, где и в каких документах нужно искать следы преступления, а следователь (суд) по этому поводу формирует конкретное задание ревизору. Исходя из этого считается, что ревизия, проводимая по требованию судебно-следственных органов, эффективнее плановой ревизии, при которой многие факты преступлений остаются не раскрытыми, так как ревизор не имеет реальной возможности произвести сплошную проверку операций и документов. Это относится только к плановым полным и сплошным ревизиям. Что касается тематических проверок (ревизий), то они имеют определенную программу проверки отдельных участков работы, хозяйственных операций. Ревизия, назначаемая следователем (судом), относится к внеплановым ревизиям, осуществляемым в силу особых непредвиденных обстоятельств (специальные задания, сигналы о серьезных нарушениях деятельности предприятия, в порядке контроля за качеством произведенной ревизии и т.д.). При проведении обычных внеплановых ревизий контрольным органам, как правило, заранее известны операции и документы, подлежащие проверке. Поэтому целенаправленность не служит отличительным признаком ревизии, осуществляемой по требованию правоохранительных органов. Что касается эффективности, то эти ревизии часто проводятся поверхностно, содержат не достоверные выводы, фиксируют факты преступной деятельности, затем не подтверждающиеся.

Суждения о большей или меньшей эффективности того или иного вида ревизии лишены опытного статистического обоснования и носят предположительный характер. Если даже эти предположения соответствуют действительности, то бóльшая эффективность ревизии, осуществляемой по заданию правоохранительных органов, объясняется активными действиями следователя (суда) в ее проведении и бóльшим чувством ответственности ревизора.

Неэффективность плановых ревизий обусловлена не меньшей целенаправленностью, а недостатками в организации ревизий и подборе ревизоров.

Перечисленные особенности ревизий, назначаемых в процессе следствия, влияют на положение лиц, деятельность которых проверяется. Естественно, что заинтересованность их в благополучном исходе такой ревизии возрастает. Поэтому возникает необходимость в строжайшей гарантии прав ревизуемого, что должно предупреждать возможные ошибки, последствия которых могут быть тяжкими, так как связаны с уголовным делом.

Несмотря на то, что в нашей стране давно существуют судебно-экспертные учреждения, получили развитие теория и практика их деятельности, специальных институтов для производства ревизии по заданию правоохранительных органов никогда не создавали, попытки их организации в период перестройки также не увенчались успехом. Однако такая необходимость имеется. Поэтому на первоначальном этапе становления института ревизии по требованию правоохранительных органов целесообразно создание в НИИСЭ (научно-исследовательских институтах судебной экспертизы) и НИЛСЭ (научно-исследовательских лабораториях судебной экспертизы) специальных отделов (лабораторий) для осуществления ревизий. Это потребует в первую очередь разработки Положения о производстве ревизий по требованию правоохранительных органов, так как Уголовно-процессуальный кодекс не может охватить все аспекты ее осуществления.

В качестве основных направлений деятельности этих структур в Положении могут быть определены:

– обеспечение потребностей правоохранительных органов в осуществлении ревизий;

– выделение специалистов для участия в производстве следственных действий;

– проведение исследовательской работы по совершенствованию ревизии, ее методологических и научных основ;

– осуществление профилактической работы;

сосредоточение структурных подразделений по бухгалтерской экспертизе и ревизии в одном экспертном учреждении, что будет способствовать свободному выбору того или

иного контрольного процесса и в целом повысит эффективность применения специальных экономических знаний в

устранении правонарушений в сфере экономики.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.