Порядок проведения комплексной ревизии
По прибытии на ревизуемое предприятие руководитель ревизионной группы (ревизор) предъявляет руководителю этого предприятия приказ о назначении комплексной ревизии и представляет членов ревизионной группы.
Руководитель ревизуемого предприятия знакомит членов ревизионной группы с руководящими работниками и дает последним указание о всемерном содействии в проведении ревизии. Одновременно он обязан распорядиться о назначении инвентаризационной комиссии, предоставлении помещения ревизионной группе и обеспечении сохранности материалов ревизии, о выделении в распоряжение ревизующих счетно-вычислительной техники и транспорта для выезда на объекты контроля, обеспечении своевременного печатания материалов ревизии и т.п.
Ревизионная группа знакомится со структурными подразделениями и особенностями организации производства, а член ревизионной группы, которому получена проверка кассовых операций, приступает к ревизии кассы. Указанный порядок начала комплексной ревизии может быть изменен. Например, при наличии информации (сигналов) о хищении готовой продукции ревизию следует начать с проверки ее сохранности. При проведении комплексной ревизии внезапные инвентаризации готовой продукции, материальных ценностей и денежной наличности можно организовать одновременно, для чего выделяются соответствующие члены ревизионной группы (предварительно проинструктированные о методике проведения предстоящей инвентаризации).
На начальной стадии комплексной ревизии рекомендуется проверить выполнение мероприятий по устранению недостатков в работе, выявленных предыдущей ревизией, а также ознакомиться с содержанием приказов, распоряжений и переписки ревизуемого предприятия с разными хозорганами за проверяемый период и актами проверок за это же время, произведенных финорганами, учреждениями банков и другими контролирующими инстанциями. Закончив организационную стадию комплексной ревизии, ревизионная группа приступает к выполнению ее программы.
Ревизующие органы, осуществляя проверки и ревизии, познают экономическую и социальную деятельность подведомственных предприятий, включая действия должностных лиц при ее осуществлении. Исследуя свой предмет, ревизующие применяют диалектические методы и формы познания (наблюдение и эксперимент, анализ и синтез и др.), основные категории диалектики (всеобщая связь и взаимообусловленность явлений, единичное и общее, причина и следствие, возможность и действительность, необходимость и случайность и др.) и специальные приемы документального и фактического контроля, с помощью которых изучаются конкретные участки и отдельные факты экономической и социальной деятельности ревизуемых предприятий.
Содержание объекта контроля и условия его исследования предопределяют выбор и последовательность применения приемов экономического анализа и специальных приемов документального и фактического контроля при осуществлении комплексной ревизии экономической и социальной деятельности предприятия. Так, с помощью экономического анализа выявляют «узкие» места в работе ревизуемого предприятия и на основе установленного определяют дальнейшее направление ревизии, при которой путем осуществления в определенной последовательности и взаимосвязи специальных приемов
документального и фактического контроля исследуют содержание соответствующих участков экономической и социальной деятельности.
Оформление результатов комплексной ревизии
Результаты комплексной ревизии оформляются промежуточными и основным актами.
Промежуточный акт составляется для оформления результатов ревизии какого-либо участка деятельности ревизуемого предприятия в процессе проверки всей совокупности объектов контроля. Так, промежуточные акты составляются по результатам ревизии кассы, инвентаризации материальных ценностей, готовой продукции и основных средств, наличия денег у подотчетных лиц, состояния расчетов с дебиторами и кредиторами, работы вспомогательных производств, при контрольных обмерах и проверках качества выполненных строительно-монтажных работ и т.п.
Промежуточные акты подписываются членами ревизионной группы, которые участвовали в ревизии данного участка деятельности ревизуемого предприятия, и должностными лицами, отвечающими за этот участок работы. Обобщенные данные промежуточных актов отражаются в основном акте комплексной ревизии. Промежуточные акты пронумеровываются и прилагаются к основному акту, в котором отражаются результаты проведенной комплексной ревизии.
Основной акт предназначен для оформления и отражения результатов комплексной ревизии экономической и социальной деятельности предприятия. Основной акт служит основанием для принятия решения руководителем ревизующего органа по результатам проведенной ревизии.
В основной акт ревизии должны включаться всесторонне проверенные и документально обоснованные факты. Он должен быть написан простым и ясным языком, а изложенные в нем факты недостатков в работе, бесхозяйственности, расточительства, преступной халатности, нарушений и злоупотреблений должны быть освещены сжато, точно и объективно. По каждому факту, отраженному в акте, должно быть четко изложено его содержание со ссылкой на нарушение такого-то закона, постановления правительства, ведомственной инструкции или приказа и других нормативных документов с указанием, какими документами, расчетами, справками, записями в учетных регистрах или показателями отчетности, а также объяснениями должностных лиц они обосновываются, кто допустил нарушение (должность, фамилия, имя и отчество); по чьему указанию или разрешению совершено правонарушение (должность, фамилия, имя и отчество) и каким образом было отдано это распоряжение; когда и где допущено нарушение (дата или период времени, наименование структурного подразделения — цех, склад, вспомогательное производство и т.д.); каким способом совершено нарушение и чем оно вызвано (цель, причины, условия) и размер нанесенного материального ущерба или другие последствия. В акте ревизии нельзя отражать факты, основанные на заявлениях отдельных лиц и не подтвержденные документальными данными.
Окончательная редакция излагаемых фактов нарушений проводится после получения от виновных должностных лиц соответствующих объяснений и перепроверок их возражений по существу.
Излагая материалы ревизии, нельзя прибегать к формулировкам, квалифицирующим действия должностных лиц ревизуемого предприятия (ибо окончательную оценку деятельности и поведения этих лиц дает руководитель ревизующего органа). Так, не рекомендуется применять в акте ревизии такие термины, как «антигосударственная практика», «преступная деятельность», «безответственное отношение», «злоупотребление служебным положением», «превышение власти» и т.п.
Основной акт ревизии не следует загромождать описанием структуры ревизуемого предприятия, изложением отчетных показателей из периодической и годовой отчетности (за исключением случаев, когда установлены факты вуалирования отчетности, приписок и необходимо сопоставить данные в представленной отчетности с фактическими), а также мелкими, незначительными нарушениями, которые по указанию ревизующих были исправлены во время проведения ревизии.
Массовые нарушения следует во время ревизии группировать в накопительных ведомостях, которые в качестве приложений входят в акт ревизии.
В основном акте ревизии излагаются итоговые данные и содержание этих нарушений и делается ссылка на соответствующее приложение. В приложениях к акту комплексной ревизии обычно приводятся следующие массовые нарушения: переплаты или недоплаты по командировкам, случаи необоснованного начисления заработной платы и премий, неправильного применения норм и расценок, использование полученных из банка денег не по целевому назначению, приписки к объемам продукции или выполненных работ и услуг, нарушения штатно-сметной дисциплины, нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и ошибок при составлении отчетности и др.
Приложения к основному акту ревизии подписывают ревизор, главный бухгалтер и другие должностные лица ревизуемого предприятия, ответственные за приведенные факты.
В основном акте ревизии не должно быть помарок, подчисток и не оговоренных исправлений.
Построение основного акта комплексной ревизии строго не регламентировано. В ведомственных инструкциях о порядке проведения ревизий экономической и социальной деятельности приводятся схемы основных актов комплексной ревизии.
Ниже приводятся разделы изложения результатов комплексной ревизии в основном акте, рекомендованные Типовой инструкцией о порядке проведения комплексных ревизий:
– вступительная часть (наименование и подчиненность ревизуемого предприятия, состав ревизионной группы, на основании какого документа проведена ревизия, за какой период, фамилии и инициалы руководителей ревизуемого предприятия и время их работы, какие участки деятельности подвергнуты сплошной проверке и др.);
– производство и реализация продукции;
– использование и сохранность основных фондов;
– использование трудовых ресурсов и фондов заработной
платы;
– использование и сохранность материальных ценностей;
– кассовые, расчетные и кредитные операции;
– затраты на производство и себестоимость продукции;
– прибыль, фонды, резервы и финансовое состояние;
– капитальные вложения;
состояние бухгалтерского учета, отчетности и внутрихозяйственного контроля.
Основной акт комплексной ревизии должен быть составлен не позднее, чем за три дня до окончания срока ревизии,
подписан руководителем ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером ревизуемого предприятия. Если по
данному акту ревизии у руководителя или главного бухгалтера имеются возражения или замечания, то они должны подписать акт и одновременно приложить к нему свои письменные
возражения или замечания. К акту прилагаются объяснения и
других должностных лиц, непосредственно виновных в установленных ревизией нарушениях.
Получив письменное возражение, ревизионная группа
рассматривает его, при надобности перепроверяет оспариваемые факты и дает соответствующее заключение, ссылаясь на
достоверные документальные данные.
Результаты комплексной ревизии доводятся до коллектива обревизованного предприятия на общем собрании рабочих
и служащих. Протокол обсуждения результатов проведенной
ревизии прилагается к основному акту.
При выявлении фактов нарушения государственной и
сметно-финансовой дисциплины и злоупотреблений, в результате которых был нанесен ущерб государству, о результатах
ревизии ставятся в известность местные директивные органы.
Основной акт комплексной ревизии составляется в трех
экземплярах, а при необходимости передачи материалов ревизии соответствующим органам — плюс по одному экземпляру
на каждый адрес. При вручении руководителю ревизуемого
предприятия акта ревизии он возвращает расписку, данную им
на первом экземпляре акта: «Один экземпляр акта комплексной
ревизии со всеми перечисленными в нем приложениями получил» (подпись и дата).
На основании материалов комплексной ревизии ревизионная группа разрабатывает конкретные предложения, направленные на устранение вскрытых ревизией недостатков в
работе и нарушений и их недопущение в будущем, а также мероприятия по мобилизации внутренних резервов и повышению эффективности производства.
Основной акт комплексной ревизии, выводы и предложения по ее результатам руководитель ревизионной группы сдает руководителю контрольно-ревизионной службы ревизующего органа, который делает отметку на последней странице акта ревизии: «Акт ревизии принят» (ставится подпись и дата принятия акта).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|