Порядок назначения и задачи ревизии по заданию правоохранительных органов
Борьба с правонарушениями в сфере экономики является одной из важных проблем, нуждающихся в специальном исследовании. Актуальность ее значительно возрастает на нынешнем этапе осуществления реформ в связи с переходом экономики на рыночные отношения. Совершенствование экономических процессов должно сопровождаться соответствующим развитием правового законодательства путем изменения форм и методов обеспечения законности в хозяйственной деятельности. Однако, как свидетельствует практика, появление многочисленных нетрадиционных форм хозяйствования, их новизна, отсутствие в полной мере нормативно-правового регулирования многих отношений создают благоприятную почву для вольных или невольных нарушений законности.
Поэтому возникает острая необходимость использования новых подходов в деятельности ревизионно-экспертных служб, определения приоритетных направлений их развития. Это также вызвано отменой многих запретов и ограничений в деятельности предприятия. Сфера контроля, связанная с административным нажимом и ограничением свободы выбора хозяйственных решений, существенно сужается. Воздействие на предприятия путем обязательных к исполнению указаний, предписаний, принуждения к применению мер юридической ответственности уступает место воздействию на экономические интересы через механизм автоматически действующих рыночных отношений.
В этих условиях одним из направлений в деятельности контрольно-ревизионных и экспертных служб становится не только выявление, но и прогноз криминально значимых экономических ситуаций, сопутствующих осуществляемым реформам хозяйствования. В дальнейшем этот прогностический материал целесообразно использовать для создания социально-экономической основы по предупреждению правонарушений в различных сферах экономики.
Более того, поскольку при сложившейся системе экономических отношений в стране не исключается возможность совершения различного рода злоупотреблений и нарушений законности, весьма актуальным является эффективное использование специалистов-бухгалтеров для проведения ревизий в борьбе с бесхозяйственностью, приписками и расхитителями всех форм собственности по требованию правоохранительных органов, т.е. привлечение специалистов, экономистов-бухгалтеров и ревизоров к практике судебно-следственной работы.
Сущность ревизии, проводимой по заданию правоохранительных органов, заключается в собирании доказательств по уголовному делу с использованием специальных знаний в области бухгалтерского учета, контроля и анализа хозяйственной деятельности. При этом содержание ревизии определяется конкретными обстоятельствами дела. Деятельность ревизора в этом случае, в отличие от плановых ведомственных и вневедомственных ревизий, ограничивается исследованием вопросов, переданных ему следователем или судом.
Требование правоохранительных органов о проведении ревизии должно основываться на конкретных материалах дела: выявление по делу отдельных фактов преступлений, из которых возникает необходимость проверить по первичным документам всю деятельность или отдельные отрасли какой-либо организации или определенного должностного лица (выявление отдельных фактов хищений с использованием первичных документов, фактов обмана покупателей и т.д.); обоснованное ходатайство обвиняемого о проверке его показаний, опровергающих предъявленное обвинение, путем исследования первичных документов и учетных регистров (конкретное указание на неудовлетворительное состояние учета и отчетности в данной организации и т.д.); необходимость проверки по первичным документам признания обвиняемого в совершении злоупотреблений с использованием бухгалтерских документов; обоснованное сообщение бухгалтера-эксперта о невозможности дать заключение по поставленным перед ним вопросам без предварительного проведения ревизии.
Закон предусматривает также использование специальных знаний ревизоров правоохранительными органами и до возбуждения уголовного дела: прокурор вправе требовать в связи с имеющимися данными о нарушении закона проведения ревизии деятельности учреждений, предприятий, организаций и должностных лиц. Эти ревизии обеспечивают проверку сигналов и заявлений, а их выводы используются при решении вопроса о возбуждении уголовного дела.
Правоохранительные органы, как правило, обращаются в контрольно-ревизионные органы, налоговые инспекции и аудиторские службы с мотивированным постановлением о проведении ревизии. В свою очередь, руководители этих служб обязаны обеспечить проведение требуемых ревизий в сроки, согласованные с судами, органами прокуратуры, следствия и дознания.
Поскольку ревизор в дальнейшем проходит свидетелем по делу, следователь может допросить ревизора. Права и обязанности свидетеля регламентируются в соответствующих статьях Уголовно-процессуального кодекса. Следователь должен разъяснить ревизору, что за разглашение данных предварительного следствия предусмотрена уголовная ответственность (ст. 310 УК РФ).
При проведении ревизии необходимо обеспечить ее объективность. С этой целью ревизуемым предоставляется возможность: заявлять обоснованные требования о замене пристрастных ревизоров; принимать участие в проведении ревизии; давать объяснения по ходу ревизии и представлять необходимые документы; просить о дополнительной проверке обстоятельств, имеющих отношение к делу; ознакомиться с актом ревизии и давать по нему исчерпывающие объяснения.
В организации ревизий по требованию правоохранительных органов существуют проблемы, требующие неотложных решений:
– ведомственная распыленность ревизоров, что отрицательно влияет на эффективность ревизий, осуществляемых по заданиям следователей и судов;
– совершенствование вопросов нормативного регулирования ревизии: в ведомственных инструкциях о производстве ревизий по требованию следственных и судебных органов не достаточно полно освещаются вопросы, имеющие важное значение для следственной и судебной практики (задачи ревизии, взаимоотношения ревизора и следователя, ревизуемых лиц и ревизора, тактика ревизии по требованию следственных органов и др.).
Как известно, возможности выявления хищений ревизией связаны с характером применяемых расхитителями способов их совершения. В то же время осведомленность ревизоров о способах и изощренных методах хищений, которые известны правоохранительным органам, низкая. Для ревизоров не выпускается специальной литературы, а юридическая методическая литература с грифом «ДСП» практически им недоступна. Неправомерно мало проводится совместных мероприятий следственных и ревизорских работников по проблемам изучения причин хозяйственных и должностных преступлений.
До сих пор нет полной ясности в вопросе о пределах применения ревизионного контроля, о роли ревизора в установлении обстоятельств, интересующих следствие. Все это требуется для раскрытия сущности и особенностей ревизии, осуществляемой по заданию правоохранительных органов.
Правоохранительные и другие органы государственного управления могут привлекать аудиторов для проведения проверок на предприятиях. Одновременно аудиторы обязаны сообщать о выявленных фактах нарушений финансовой дисциплины и злоупотреблений, за которые предусмотрена административная или уголовная ответственность, налоговой службе и правоохранительным органам. В то же время аудиторские проверки не отменяют контроля за деятельностью предприятия со стороны финансовых органов и государственных налоговых инспекций, проводимого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Поэтому следует эффективно использовать полномочия, предоставленные правоохранительными органами, в назначении и осуществлении ревизий по экономическим правонарушениям. Это в значительной мере будет способствовать искоренению причин, вызывающих нарушение законности и злоупотребления. При этом надо иметь в виду, что ревизионно-экспертные процессы должны осуществляться не только с целью проверки и дачи заключений по поставленным вопросам, но и для оказания правоохранительным органам научной консультационной помощи.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|